Вы здесь

История религий

Лекции по Истории религий

Читает Алексей Волков

 

С  2014 года по понедельникам в 19:00 в гостиной нашего храма на 1-м этаже читаются лекции по Истории религий.  Лекции читает Алексей Волков - миссионер, катехизатор храма Преображения Господня в Тушино. На нашем сайте регулярно выставляются видеозаписи лекций.

О дате проведения ближашей лекции можно узнать в социальной сети "в контакте" - сообщество история религий мира православный взгляд https://vk.com/istoriya_religiy

 

Комментарии

Добрый день. А где будут проходить занятия?
Добрый день, занятия будут проходить у нас в храме.
Здравствуйте, Алексей. Интересный курс и полезный, но хотел бы все же сделать некоторые замечания. Прежде всего, старайтесь обращаться к серьезным источникам и работам специалистов, а то у Вас есть некоторые неточности. Например, в лекции, посвященной зороастризму, Вы утверждаете, что эта религия изначально дуалистична. Но, это не совсем так, просто надо отличать изначальный зороастризм "времен Заратуштры", и зороастризм эпохи Сасанидов. Гаты - самая древняя часть Авесты (17 гимнов, авторство приписывается Заратуштре) , как считают большинство иранистов, по монотеистичны. Вообще-то дуализм больше связывается с "зурванизмом" , была такая "ересь" в рамках зороастризма. Добавлю, что греки приписывали иранцам дуализм, но вот евреи эпохи Второго храма имели другое несколько мнение. Также спорна Ваша интерпретация "апокатастасиса" в зороастрийской эсхатологии. Можно много говорить об этом. С уважением Дмитрий.
Здравствуйте, Дмитрий. Благодарю Вас за добрый отзыв и за замечания. Я их обязательно буду учитывать в своей дальнейшей работе. Я готов с Вами согласиться, что учение Заратуштры «почти монотеитстично» (собственно, в лекции я это и не отрицаю), однако дуализм чувствуется и там. Идея об изначальной дуалистичности древнеиранских верований – не моя идея, но она мне кажется весьма вероятной, и она хорошо вписывается в общий контекст развития религиозных идей древних арийских племен. Кроме того, я вовсе не намереваюсь на этих занятиях посвятить слушателей во все тонкости Религиоведения. У меня просто не хватит шарма, информацию, интересную лишь узкому кругу специалистов, донести до слушателей, которые на это не замотивированы. Они просто «проголосуют ногами против», а это не входит в мои планы. На эти занятия ходят не студенты, «которые все стерпят», не доктора наук, которых хлебом не корми – дай только порешать эти исторические ребусы. Мне волен-неволен приходится подстраиваться под слушателей, и упрощать. То, что евреи эпохи Второго храма видели в персах «почти монотеистов» (а, может, и без всяких «почти»), представляется мне весьма вероятным. И я вместе с господином Ренаном готов разделять эту точку зрения. С «апокатастасисом», возможно, я сгустил краски и перегнул палку. Мысль безусловно слишком смелая, чтобы на ней настаивать в серьезном споре. Но, тем не менее, мне это не представляется совсем невозможным, учитывая священный характер огня и абсолютную победу добра в итоге. История, как Вы знаете, редко имеет дело с фактами несомненными, а особенно история религий. Если бы история имела дело лишь с бесспорными фактами и несомненными выводами, она бы не отвечала принципу научной фальсификации, и была бы мифологией, а не наукой. Редкий религиозный текст представляется в виде стройной доктрины, не допускающей какой-либо двусмысленности. Особенно такой текст, который редактировался несколько сотен лет, пока не предстал в окончательном виде перед человечеством, каким является Авеста. В конце концов, мне известна только одна религия, в которой догматике отведена решающая роль, -- христианство. И даже здесь вопрос «апокатастасиса» до конца не разрешен. Чего уж говорить о менее догматичных религиях? Безусловно мне известно о 9 основах веры и относительно древнем символе веры -- Фраваране. Но согласитесь, зороастризм никогда не был столь догматичен, как христианство. А вот на счет "зурванитской ереси" я с Вами не согласен. Авестийское слово зурван значит «время», и в нескольких случаях в Младшей Авесте (например, Ясна 72, 10; Видевдат 19, 13) встречается как обозначение второстепенного божества, олицетворяющего время. Собственно, "ересью" здесь было то, зороастрийские "схоласты" времен Сасанидов этого Зурвана поставили выше Ахурамазды и Ангра Маинью, а отнюдь не дуализм их учения. С уважением, Алексей В.
Спасибо за ответ, как говорится "белкой по древу бегать" не буду. М. Бойс все же считает зурванизм "ересью", но это уже терминология не больше, т.к. зороастризм уже деградировал значительно, и стал враждебной религией христианству, о чем свидетельствует большое количество персидских мучеников в наших святцах и не наших тоже. Очень неплохие лекции по "арийской" религиозной традиции у проф. А. Зубова. Что касается, "волхвов", то в греческом оригинале стоит "магоi" - маги, что указывает прямо на их принадлежность к иранскому жреческому сословию. Да и в сирийских и арабских текстах прямо говорится о "Зардуште" в связи с волхвами и звездой и т.д. Кстати, имена там усваиваются другие не более аутентичные иранцам, чем в латинской традиции Каспар, Мельхиор и Валтасар. Все это в принципе укладывается в сотериологическую концепцию зороастрийцев. А насчет догматичности, у меня сложилось мнение, что уже от "первоначального" зороастризма осталось очень мало. Уже при Ахеменидах в большинстве своем это была уже синкретическая религия смесь "учения Заратуштры" и возродившегося иранского язычества. С неизменным уважением Дмитрий.
Здравствуйте, скажите пожалуйста, читаются ли лекции сейчас?
Здравствуйте, да, архив занятий можно посмотреть здесь http://newmartyros.ru/page/arhiv-zanyatiy-po-istorii-religiy.html
Добрый день! На занятии в понедельник Вы сказали о том, что будете рассказывать о крещении Руси святым равноапостольным князем Владимиром. Посоветуйте, пожалуйста, книгу о житии святого князя Владимира. Книг много и трудно выбрать. Спасибо.
Здравствуйте, Наталья. Указанной Вами теме мы уделим должное внимание на занятиях по Истории Религий во втором полугодии, когда будем знакомиться с Историей Христианства и в частности Русского Православия. Если Вам интересно «окунуться» в эту тему уже сейчас, то я порекомендовал Вам прочитать первые две лекции из курса лекций по «Истории Русской Церкви» Петрушко В.И. http://www.sedmitza.ru/lib/text/436227/ Это курс лекций, читаемых автором в Свято-Тихоновском университете. Он достаточно информативен и легко читается. Впрочем, как любой историк, излагая материал, он может вносить некое «свое видение» в повествование об излагаемых событиях. Поэтому было бы неплохо обращаться к историческим источникам, откуда сами историки черпают информацию. Отсылать Вас к «тяжеловесным» научным монографиям, где подробнейшим образом разбираются все тонкости темы, как я полагаю, нет нужды. А вот прочитать соответствующие разделы из «Повести временных лет» преподобного Нестора Летописца было бы крайне полезно http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Letopisets/povest-vr.. А вот по поводу «жития» тут я Вам ничего конкретного порекомендовать не могу. Читайте любое – это вопрос вкуса. «Житие» — это особый жанр церковного искусства, который предполагает, что о святом пишется только то, что полезно для читателя. Для детей – это один «формат», для взрослых – другой, для нецерковной публики – третий, и так далее. «Житие» — это «словесная икона» святого, а иконы бывают разные. Благодарю Вас за вопрос. Если Вам удобно, то можете мне звонить по телефону 8-925-832-98-25 С уважением и пожеланием вечной Пасхальной радости, Алексей Волков
Алексей, добрый день! очень интересные лекции по истории религий, спасибо! есть маленькое уточнение по Зороастризму: совершенно не верно думать, что женщины не допускались к вере Митры, с этим все было в полном порядке. Про жертвы: действительно, в храме могли находить останки "жертв" (как вариант мог быть убитый петух, курица, главное пролита кровь), но это было последствие осквернения храмов пришлых племен арабов и пр. Отмолить после этого "помещение" было крайне сложно, ибо службы проводились редко (все подчинялось определенному ритму, периоду, рассчитывалось по солнцу)
Добрый день, дорогой Алексей! Сказать спасибо - это значит ничего не сказать, как Вы помогли мне своими лекциями! Я ученица Богословской школы при Барнаульской семинарии, заочница. Очень интересно, понятно, а главное - система сложилась, отложилось в голове! Дай Вам Бог всего для Вашей замечательной и вдохновительной деятельности!

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые указаны на изображении.