Вы здесь

Просфорня

ПРОСФОРНЯ
 
О характере человека можно узнать по его одежде, речи, манере поведения, а о духовном здоровье христианской общины и ее настоятеля - из отношения к таинству литургии. Жертвенный хлеб, приближаясь к центру времени и пространства - храмовой евхаристии, требует молитвенного отношения уже в предпроскомидийной просфорной печи. Просфора, являясь материализованным знаком благодарственного славословия, говорит о духовном качестве оного и является видимым образом возношения духа литургии и главного ее предстоятеля.
   Что можно сказать об оборудовании и средствах для получения просфор? Они должны быть такого качества, до которого доходит благоговение. Хлеб, хранящий теплоту печи, в алтаре воплощает духовный огонь истиной жизни. Внешний вид просфор — иконы душ тех, кто своим отношением подготавливает храмовое Богослужение. Можно ли экономить на образе собственной души, оборудовании или средствах для выпечки просфор?
   Люди, работающие в просфорне, должны быть не просто прихожанами. Просфорник — заявка на святость или, по меньшей мере, на сердечную чистоту. Просфорники Киево-Печерские Спиридон и Никодим именуются преподобными только вместе с указанием на их деятельность, как на некий священный статус. В завершении хочется сказать стихотворной строкой:
 
       Прими, Владыко, воду, хлеб и соль,
 
       дух, душу, тело мира, где ни боль,  
 
       ни счастье не значительны. Огнем  
 
       небесным просвети земную ночь.   
 
       И в ней, держа несущиеся прочь     
 
       неозаренные мгновенья бытия,       
 
       Ты умири все обособленные «Я».   
 
Алексей Дмитриев
 
 
 
 
 
 
       
 
 

Комментарии

предпроскомийной - может, предпроскомиДИйной словословия - слАвословия Хлеб, хранящий теплоту печи в алтаре, - в Вашем храме просфоры в алтаре выпекаются, или алтарь с печным отоплением, или просто запятая должна стоять после "печи"? Просфорники Киевско-Печерские - ниже на ссылке правильно - просфорники Киево-Печерские не значительны - пишется слитно. Автор текста, начните с исправления СВОЕЙ души и изучения русского языка.
Автору письма благодарность Вас за указание на ошибки. За спешкой и круговоротом событий ускользнули такие досадные опечатки. А вот на "теплоте печи", "воплощающей огонь истинной жизни", которую (теплоту) все еще хранит хлеб находясь в алтаре хотелось бы остановиться. Дело в ом, что по традиции существовавшей на Руси до реформы 17 века, просфора используемая для Агнца на проскомидии должна не успеть остыть после выпечки. В дореформенном служебнике есть даже специальный комментарий, рекомендующий положить Агнец на Дискос печатью вниз, чтобы он к Дискосу не прилип, т.к.внутри мог остаться горячим. В нашем храме о.Настоятель просит просфорников готовить горячие просфоры к литургии совершаемой по старому обряду. При нашем храме существует целая единоверческая община. Бывали случаи, когда только что вынутая из печи просфора немедленно отправлялась в Алтарь. Поэтому слова о "воплощающем огне" - почти буквальны. С уважением, диакон Михаил Стареев.
Добрый день. Кто хоть Вам сайт оформлял? Читать вообще ничего невозможно, всё сливается и ничего не видно. Додумались тоже, зачем делать тёмно-красный фон и ещё по нему же писать чёрным шрифтом... У меня так и не хватило сил на это, а через телефон к Вам зайдёшь, так вообще сплошной мрак и ничего не разберёшь...
Виктор, где Вы нашли тёмно-красный фон и ещё по нему же написанный чёрный шрифт? В целом, сайт не плохой, но есть и недоработки, в том числе - отсутствие мобильной версии сайта храма. Но все эти недочеты возможно изменить только значительными финансовыми затратами. К сожалению, в настоящее время это не возможно. С уважением, админ.
Сайт в целом не плох, неплохо бы сделать перестановку, архив видео и фото поместить слева в столбце, а объявления справа, тогда при выходе с телефона блоки не будут расплываться. С фоном все хорошо, на сколько я увидел. Комментарии не очень удобные, но это видимо особенности оболочки в которой сделан сайт.А в целом все нормально. Кто ищет тот найдет. Удачи Вам. Простите за ошибки, если есть.
Доброго дня.Подскажите пожалуйста свой рецепт приготовления теста для просфор. Спасибо
Спаси Христос! Рецепт таков: 1 кг муки, 16 гр соли, 3 гр дрожжей, 415-450 шр воды, хорошее настроение, молитва. :-)
Вы же писали что делаете просфоры на закваске, так причём здесь дрожжи? Хочется узнать рецепт на закваске.
Здравствуйте! От закваски отказались более 2х лет назад после жалоб прихожан на изменение вкуса просфор.
Здравсвуйте! А дрожжи сухие или свежие берете?
Мы привыкли к свежим.
Добрый день! Был на утренней литургии первый раз, не причащался, т к не исповедовался до этого (и вообще никогда).Кто может стать моим духовником и как поступить правильно? В общем потоке людей на исповедь (я даже не знаю каждый ли день это таинство в Храме) не смогу исповедоваться, стесняюсь и для первого раза за всю жизнь даже не знаю сколько времени занять может. Видел список священнослужителей храма, любой может стать моим духовником или как это бывает? Спасибо
Здравствуйте, Дмитрий! Духовник - это тот священник, который помогает человеку на его пути ко Христу, священник, который помогает советом и молитвой более глубоко понимая обстоятельства и жизненный путь человека. Спешить в выборе духовника не стоит. Сперва следует присмотреться, поисповедоваться или пообщаться с одним священником, потом с другим. И конечно же, молиться, чтобы Господь помог найти подлинного духовного руководителя. Потому что духовник, по слову Свтых Отцов - это плод слез и молитв человека, который ищет себе духовного руководителя. При этом важно понимать, что наше время - немощное. И часто все что может предложить священник - это молитва, а решение по тому или иному вопросу придется принимать самому человеку. Для первой Исповеди требуется не время, а сердце сокрушенное и покаяние. Вы помолитесь и то, что подскажет совесть запишите на бумагу. На Исповедь можно подойти в субботу, например, в конце очереди, когда уже мало кто остается в храме. Можно прийти в будни - вечером на Исповедь народа значительно меньше. Но на буднях исповедует один священник, а вечером в субботу или под большие Праздники обычно все священники и Вы можете присмотреться к кому-то из отцов. Помоги Вам Господь! С уважением, священник Алексий Веретельников.
Здравствуйте. Мне сделали несколько именных икон на заказ. Как и когда я могу их освятить?
Здравствуйте, Ольга! По церковным канонам иконы освящаются надписанием т.е. если икона каноническая по исполнению и это изображение имеет надписание т.е. понятно кто этот святой, то ничего дополнительного не требуется. Сами молитвы на освящение икон вошли в требник только в XVII веке. Именно тогда стали появляться неканоничные живописные образы. Поэтому если Вы сомневаетесь насколько каноничны образы, написанные для Вас, то стоит их принести в храм и посоветоваться со священником. В нашем храме это можно сделать ежедневно, лучше после утреннего Богослужения. С уважением, священник Алексий Веретельников.
Добрый день! Прочел на Вашем сайте, что Вы пекли Артосы на закваске! Это очень здорово, радует! в этом году и мне необходимо их испечь. пользуюсь также пшеничной закваской. Не могли бы Вы написать сколько использовали закваски на 1 кг муки, сколько соли? Вообщем рецепт!Заранее благодарен!
Здравствуйте! Очень приятно знать, что есть ещё единомышленники у нас! Дело в том, что закваска - вещь не очень легко контролируемая по силе, кислотности, свежести и сильнлзависящая от окружающих её условий. А поэтому практика её использования ориентировалась у нас на опыт. Что рекомендуем и Вам взять на вооружение, потому что наши обстоятельства места вероятнее всего отличаются от Ваших. Помощи Вам Божией в добрых намерениях и успешных Вам совершений!С уважением, диакон Михаил Стареев.
Христос Воскресенье! Скажите пожалуйста когда на праздничной неделе можно причастить ребёнка? Мы к причастию осаждали.
Воистину Воскресе Господь, Алексей! Если Вы имеете ввиду Благовещение и сам Праздник Пасхи, то в эти дни приходит очень много людей. При этом как ни странно многие жители района говорят, что в Строгино храмов достаточно. Но на Светлой седмице уже не будет столько много народа как в предыдущие недели. Вы можете прийти ко Причастию в любой день кроме понедельника. Обычно служба длится чуть больше часа, особенно в будни. Поэтому рассчитывайте время Причастия исходя из этого т.е. в будни к 9 часам, в субботу к 10 а в воскресение или к 8 часам или к 11. С уважением, священник Алексий.
Христос Воскресе! И все таки напишите пожалуйста рецепт на закваске. Может на не большом количестве получиться. На большом количестве без дрожжей не обойтись. Спасибо
Воистину Воскресе! Сергей, если Вас не затруднит, то позвоните по одному из номеров наших просфорников. Они смогут рассказать Вам закваске и тесте больше, чем мы написать. http://www.newmartyros.ru/page/prodayutsya-prosfory-artosy-karavai.html С уважением, диакон Михаил Стареев.
Здравствуйте! Поясните пожалуйста , в вашем храме на литургии иногда поётся "за объединение всех Церквей". Или я плохо слышу, или имею отличное от Вас понимание данного вопроса. Церковь одна. Святая Соборная Апостольская.
Христос Воскресе, Ольга! Вероятно Вы имеете ввиду прошение на Мирной ектенье, которая звучит в начале каждого Богослужения причем во всех храмах и Поместных Православных Церквях: "О мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех, Господу помолимся". Давайте разберемся о чем идет речь т.к. действительно можно подумать, что здесь речь идет о чем-то неподобающем. Обратимся к святоотеческому разъяснению этого прошения. Вот что писал по этому поводу преподобный Оптинский старец Амвросий: «Если бы римские первосвященники не впали в особливое похотение преобладания, то не враждовали бы на Православную Церковь по земным и страстным причинам. Также и лютеране, и вообще протестанты, если бы не недуговали особливыми похотениями чревоугодия и высокоумия, то не нападали бы на православных за соблюдение постов и покорность постановлениям Православной Церкви Христовой. Они забыли заповедь Самого Господа в Евангелии: аще же... Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь (Мф. 18, 17). Сими словами с тем вместе определяется ясно забота и попечение православных в отношении иноверцев, кто бы они ни были. Но по закону любви Церковь наша молится о соединении Церквей, то есть об обращении иноверных еще при их жизни с той мыслью, чтобы Господь, имиже весть судьбами, обратил их к свету истины и привел на путь спасения. Если обратятся, то добро и благо; когда же при жизни своей не обратятся, по недоведомым нам судьбам Божиим, то по смерти их Церковь уже не может их поминать, так как они не имели общения с нею при своей жизни» (преп. Амвросий «По вопросу о Церковном поминовении лиц, не принадлежавших к Православной Цереви». А вот что пишет святитель Филарет Московский: О значении церковной молитвы о соединении церквей При начале Божественной литургии, между первыми молитвенными прошениями к Господу Богу, Православная Церковь произносит следующее: "О мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех, Господу помолимся". Слыша сие, некоторые, расширяя сердце свое любовью, миролюбием и веротерпимостью, молятся не только о "благостоянии и соединении", то есть о сохранении в единстве "святых Божиих церквей" православных, частных, составляющих Вселенскую Церковь, например Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Российской, но и воссоединении церквей, уклонившихся от Православия, например, Римской, Армянской. А некоторые, ограждаясь строгой ревностью о Православии, молятся при сем только "о соединении святых Божиих церквей" православных. Кто не уважает ревность о Православии? Кто не признает достоинства всеобъемлющей любви? Которого же, однако, из двух вышеуказанных значений молитвы преимущественно должен держаться соединяющий молитву свою с молитвой Православной Церкви? Или, лучше сказать, которое из двух значений преимущественно внушает нам сама Православная Церковь словами своего чиноположения? Точно ли Православная Церковь молится только о православных церквях? Уча нас в сей самой молитве простирать нашу любовь до пределов "всего мира", стесняет ли она пределы своей любви к церквям? Не желает ли она спасения инославным церквям, чрез возвращение их в соединение с Православной Церковью? Как выражает Православная Церковь свою молитву о соединении церквей? - "О мире всего мира, и благостоянии святых Божиих церквей, и соединении всех, Господу помолимся". Если бы молитва должна была иметь ограниченное значение о православных только церквях, то надлежало бы поставить слова так: "О благостоянии и соединении всех святых Божиих церквей Господу помолимся". Но не так поступлено, а разделена молитва на две части: 1) "о благостоянии святых Божиих церквей", 2) "и соединении всех". Молитва сия приносится всегда, и в мирное, и в немирное для церквей время. Следовательно, первая часть молитвы имеет следующее значение: "о благостоянии", то есть о состоянии мира и единства "святых Божиих церквей" православных, чтобы "благостояние", уже им дарованное, было сохранено, а если где-либо, чем-либо нарушено, было вновь даровано благодатью Божией. Согласно с сим и вторую часть молитвы должно разуметь "о соединении церквей", чтобы оно было сохранено, поскольку существует, и восстановлено было, поскольку где-либо нарушено. В сей второй части молитвы поставлено слово "всех", которого нет в первой, а сие дает разуметь, что значение второй части обширнее, нежели первой. Из того, что вторая часть не соединена с первой, а отделена, должно заключить, что не все, содержащееся в первой, должно быть отнесено ко второй, и потому нет нужды дополнять вторую так: "о соединении всех святых Божиих церквей", а надлежит дополнить так: "о соединении всех церквей". Посему Православная Церковь молится о соединении церквей так, чтобы соединение православных церквей существующее было благодатью Божией сохранено, и чтобы благодатью Божией восстановлено было соединение с Православной Церковью и тех церквей, которые отделило от нее какое-либо неправое учение. Против сего изъяснения молитвы не представят ли в качестве возражения то, что в диптихах, на проскомидии, неправославных не поминают? - Ответствуем, это дело иное. Иное дело молиться о соединении с Православной Церковью неправославных церквей в обширном составе молитв, объемлющих весь мир, а иное поминать неправославных в диптихах при таинстве Евхаристии. Неправославные самим неправославием отлучили себя от общения таинств Православной Церкви, сему соответствует непоминание их при таинстве Евхаристии и исключение из диптихов. А что и в Литургии верных можно молиться о воссоединении церквей, отделившихся от Православной, о том зри в Литургии Василия Великого молитву: "Утоли раздоры церквей". Раздоры церквей оттого, что иная церковь не покоряется в некоторых частях православному учению и, следовательно, впадает в состояние раскола: Святой Василий и такую церковь не исключает из своей молитвы: "Утоли раздоры церквей". Когда Антиохийский патриарх Иоанн со своими епископами не покорился православному определению Ефесского собора и на председателя его, святого Кирилла Александрийского, произнес осуждение, и, следовательно, впал со своей церковью в состояние раскола, можно ли подумать, что святой Прокл и Константинопольская церковь, молясь о соединении всех церквей, не молилась сей самой молитвой и о воссоединении Антиохийской церкви? Итак, пусть благочестивая ревность молится преимущественно "о благостоянии Святых Божиих церквей" православных и о сохранении в них благодатью Божией "единения духа в союзе мира". Но пусть и всеобъемлющая любовь христианская молится и "о соединении всех" церквей, и о воссоединении в Православной Церковью уклонившихся от нее неправыми учениями, да будет, по обетованию Господа нашего Иисуса Христа, "едино стадо", как уже есть Он "Единый Пастырь" и Владыка Своей Церкви на земли и на небеси, во времени и в вечности. Поэтому не спешите с выводами. Церковь - одна, но никто не мешает нам молиться о том, чтобы воссоединились с ней отпавшие от нее члены. Сюда мы можем отнести и так называющих "непоминающих", впадших в пагубу раскола и многих других отделивших себя от общения с Церковью. Также, обращаю Ваше внимание на труд священномученика Илариона Верейского: http://www.pravoslavie.ru/89222.html Поэтому да не смущается сердце Ваше. Врата ада не одолеют Церковь, но и невежество пусть не будет препятствием на пути спасения и служения Церкви. С уважением, священник Алексий.
Спаси Бог труждающихся на просфорне! Терпения Вам и доброго здравия!
Добрый день!Я прихожанин нашего храма и у меня есть вопрос. В подъезде нашего дома на улице твардовского в строгино случилось самоубийство (женщина с балкона бросилась). Говорят случай второй за 14 лет. Как считает в этом случае нужно реагировать православному человеку? Какую молитву читать что бы впредь ни с кем такого не случалось в доме, заказать молебен за живущих христиан по какому-то чину что бы у людей мыслей впредь таких не было или иным способом поступить??? спасибо
Здравствуйте, Дмитрий! В данной ситуации мы можем только молиться, чтобы Господь не оставил Своей Благодатью нас грешных. В конце вечернего молитвенного правила принято ограждать крестом четыре стороны. Можно вознести молитву своими словами и за всех живущих в доме. Это единственное возможное, но и самое главное дело в данной ситуации. Кроме того, важно иметь ежедневное молитвенное правило, читать Псалтирь, Священное Писание. Но размер молитвенного правила лучше согласовать с духовником - со священником у которого Вы исповедуетесь. С уважением, священник Алексий.
Доброго дня! Уважаемый, отец Алексей! Мой отпуск в этом году выпал на начало Петровского поста. Хотел уточнить как постится, если особой возможности вкушать постную пишу не будет и посещать богослужения тоже. Спасибо.
Доброго дня и Вам! Находящимся в путешествии допускается послабление поста. Но в тоже время если это возможно, то какую-то меру поста нужно понести. Допустим к среде и пятнице мы можем добавить понедельник и все-таки полновесно поститься хотя бы эти дни. Можно отказаться от мясной пищи и все-таки понести какую-то меру молитвенного правила, чтения Слова Божьего, духовной литературы и дел милосердия. Т.е. несколько ослабить пост исходя из ситуации, но полностью не оставлять пост. С уважением, священник Алексий.
Спаси Господи. Благодарю Вас за ответ, отец Алексий.
Здравствуйте! Выше описан в комментариях рецепт теста для просфор 3 гр дрожжей на кг муки, все верно, так мало дрожжей? Мне бы ещё, хотелось, если возможно переписаться с кем-нибудь кто этим занимается по эл. почте (svetik-8797@mail.ru), позвонить не могу так как я из Беларуси. Заранее благодарна.

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые указаны на изображении.