Вы здесь

Богослужения старым чином

После открытия Школы знаменного пения на приходе постепенно сформировалась группа прихожан, интересующихся древнерусским богослужением. Пение знаменным роспевом со временем собрало в приходе круг исследователей-медиевистов, способных популяризировать исследовательскую деятельность и вовлекать в нее приходскую молодежь, формируя сознательное отношение к богослужению и желание к приобретению богословского образования. К храму потянулись недалеко живущие единоверцы. И неизбежно встал вопрос о совершении богослужений по старому чину. Закон стилистического единства обнажает неуклюжесть употребления знаменного роспева в обрамлении позднейшей барочной системы обрядности (подобным образом неуместно выглядит средневековая икона в барочной раме). Кроме того, в знаменных рукописях весь корпус богослужебных текстов роспет в дореформенной текстовой редакции (исправление этих книг и их перевод в формат нового обряда – неимоверный труд, который в ближайшее время вряд ли кем-нибудь будет предпринят). «Средневековый аромат» древнерусского богослужения понуждал настоятеля вводить на знаменных службах элементы средневековой обрядности. Так начался путь прихода к старому чину.
 
Прошение Патриарху о служении по старому чину. Патриаршье благословение на служение по старому чину.
 
   В 2011 г. было получено благословение Святейшего Патриарха Кирилла на периодическое совершение богослужений по старому чину, к чему приход давно стремился. Приход официально стал двуобрядным. (Обоснование возможности двуобрядности в современной приходской практике см. в статье настоятеля храма прот. Георгия Крылова «Старый чин как признак новой эпохи»). С этого момента богослужения знаменным роспевом стали совершаться по старому чину, и их расписание приняло современный вид (что обусловлено патриаршим благословением).
 
 
После Божественной литургии. 2017.02.26.
 
  
  
  
  
Ночное всенощное бдение. Зима 2012 г.

Комментарии

А Вы друзья, как не рядитесь, в старообрядцы не годитесь!
Услышав это, я преклонил голову и сказал себе: нашёл путь брат сей, и, перекрестясь, удалился от него, моля Бога, чтобы Он покрыл меня и его...
Старообрядцы укоряют нас за то, что мы слагаем три перста для крестного знамения, а не два, как они. Проще, за то, что мы молимся триперстно, а не двуперстно. Укоряя нас за это, они ошибаются, ибо триперстное сложение есть древнее и благодатную силу имеющее. Что оно есть древнее, это видно из того, что православные христиане: греки, аравитяне, египтяне, грузины, сербы, валахи, молдаване, болгары, далматы, черногорцы и другие, часто отдаленные друг от друга местом жительства, различающиеся языком и образом правления, с незапамятных времен молятся крестом, слагающимся в знамение Святой Троицы из трех первых перстов правой руки, который они полагают сперва на чело, потом на перси, а затем на правое и левое плечо. И точно таким крестом молятся и все иноки святой Афонской горы, а также иноки, живущие по разным греческим островам, монастырям и скитам, иноки, спасающиеся в пустынях Палестины, Египта и Аравии. Сегодня снова заговорили о том, что старообрядцы, якобы, сохранили истинную веру. Так ли это на самом деле? Мне не хотелось бы никого обижать и потому, я начну не со старообрядчества, а с обновленчества. Многим читателям известны современные обновленцы, такие как о. Георгий Кочетков и о. Александр Борисов. Эти люди радеют, якобы, за возвращение старых традиций. Они устраивают Агапы, так называемые вечери любви, якобы заботясь о том, чтобы община была такой, как у первых христиан. Они перевели богослужение на русский язык, оценивая свою обновленческую работу на уровне деятельности святых Кирилла и Мефодия, учителей словенских, при этом считая себя борцами за возвращение древних традиций Церкви. Но на самом деле они вводят новшества и проповедуют экуменизм. Понимаете о чем я говорю? Старообрядцы были теми же обновленцами. Двуперстие, сугубая аллилуия и прочие, так называемые, старые обряды на самом деле были новшеством, которое эти горе-богословы старались ввести в Церковное употребление. Откройте книгу «Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию в половине XVII века», описанное его сыном и сопутешественником архидиаконом Павлом Алеппским, и вы увидите насколько тогда в России народ был верен Православию. Незадолго до Никона патриарший престол занимал Исидор, который пытался подписать унию с латинянами – он был с позором изгнан из России. Представьте теперь, что Патриарх Никон решил бы ввести какие-то новшества? Реакция народа была бы такой бурной, что ему бы сильно непоздоровилось. Историк В.С. Проскурин: История подтверждает, что все эти, так называемые, старые обряды были лишь предметом споров. Ни двуперстие, ни сугубая аллилуия не имели широкого распространения в народе. Все единодушно крестились так же, как и в наше время – тремя перстами. А в храмах пели аллилуия трижды – как и сейчас. Но нашлись такие витиеватые богословы, подобно нынешним кураевым, осиповым и прочим суесловам, которые вдруг объявили, что все мы крестимся не так. Посмотрите, мол, на иконы и увидите, что там святые и Сам Господь изображен с двуперстным сложением. И начались смущения у простолюдинов. Кто-то верил этим самозванцам, а кто-то нет. На самом деле старообрядцев первоначально было немного. Среди них не оказалось даже ни одного епископа. Почему? Да потому что это было новшество, которое принимать епископы не желали. Неужели можно допустить, что среди богатырей духа того времени не нашлось ни одного достойного епископа, который бы не согласился принять троеперстие, если бы оно было нововведением? (очень веский аргумент! Невозможно представить, что в то благочестивое время не нашлось бы ни одного епископа-исповедника, вставшего на защиту истины. Не встали на защиту только потому, что истина не попиралась.) Значит, двуперстие было не древней традицией, а нововведением? В том то и дело, что нововведением было не троеперстие, а двуперстие. Потому-то и оказались раскольники без епископов, а впоследствии и вообще без попов. «Старообрядцы» говорят, что преподобный Серафим сам был «старообрядцем». Но это ложь. Чтобы оправдать свой раскол, они клевещут на святых. А Батюшка, наоборот, увещевал раскольников принимать Православие, любить Православную Церковь. Я никогда не видел смиренных «старообрядцев», они всегда гордые, напыщенные. Протопоп Аввакум, например, мог позволить себе во время службы бросить фелонь Патриарху в лицо, выругаться на Царя Алексия Михайловича нецензурной бранью... Кроме того «старообрядцы» материально помогали бунтовщику Пугачеву, который осквернял храмы, уничтожал антиминсы. Они хлебом-солью встречали Наполеона, когда тот входил в Москву. А наших Царей называли «антихристами». И они еще требуют, чтобы мы принесли «покаяние»! Они хотят, чтобы и от нас отошла благодать Духа Святаго. Православие – последний оплот, который сдерживает натиск сатанинский, пришествие антихристово. Известны слова Бжезинского: «Наш враг – это Православие. Мы с ним покончим, потом покончим и с Россией». Так говорил и Феликс Юсупов о мученике Григории Распутине: «Пока жив Распутин, мы не сможем покончить с Царской Семьей. Надо срочно убрать его». А пока в Православии Дух Святый – Кормчий, то сложно с такой Церковью покончить и уничтожить Россию. Вот они и стараются, чтобы Дух Святый отошел от нашей Церкви. Это самое главное, чего они сейчас добиваются. «Старообрядцы» – это, конечно, прежде всего гордыня. Повторюсь, я не видел ни одного смиренного «старообрядца».
Уважаемый наш православный собрат! Мы не говорим об обновленчестве, давайте смотреть шире и будем рассудительны. Без Церкви и вне Церкви спасения быть не может, но в самой Церкви по слову одного известного святого, должно быть единство в главном, различие во второстепенном и во всем любовь. В данном случае с единоверцами (не путать со старообрадцами т.е. с теми, кто пребывает в расколе) мы это единство имеем. Имеем его благодаря мостику единоверия. И это единство не только общей веры, но и единство Евхаристии. К вопросу о единоверии - многие старообрядцы, находящиеся в расколе, относятся к ним хуже, чем к "никонианам", считая единоверцев изменниками старой веры. Поэтому не стоит ни в чем порицать людей для которых внешняя форма выражения веры имеет важное значение, но при этом они желают пребывать в Церкви Христовой. И Церковь эту возможность предоставляет. Служба в нашем храме совершается с благословения Святейшего Патриарха и никакого отношения к самочинию не имеет. К вопросу о Распутине тоже не будем делать поспешных выводов - будем помнить, что столпом и утверждением Истины (1 Тим.3:15) является Церковь, а не чье-то откровение или частное мнение. Пребудем верны Церкви во всех вопросах и постараемся быть добродетельными христианами, хранящими "единство духа в союзе мира" (Еф. 4:3). С уважением, священник Алексий Веретельников.
Уважаемый священник Алексий Веретельников! Вы пишете: "В самой Церкви по слову одного известного святого, должно быть единство в главном, различие во второстепенном и во всем любовь. В данном случае с единоверцами (не путать со старообрадцами т.е. с теми, кто пребывает в расколе) мы это единство имеем." ("В главном единство, во второстепенном свобода и во всем любовь". Этот знаменитый девиз обычно по ошибке приписывают святому Августину. На самом деле впервые эти слова прозвучали в 1627 и 1628 г., в среде богословов лютеранской и немецкой реформаторской церквей и были приняты богословами Англии.) Да красиво сказано. Очень часто проповедники повторяют эти слова. Отец Алексий, в Православной церкви всё главное и нет второстепенного. Очень часто второстепенное является сутью, нашего восприятия главного. Даже как-то странно делить на главное и второстепенное зная, что: "Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом." (Лк.16:10) СПРАВКА: «Единство в главном, свобода во второстепенном» является лозунгом экуменистов. ================================================== На сайте Вашего Храма был задан вопрос: - Как правильно осенять себя крестным знамением? Последовал ответ, видимо одного из священнослужителей храма: - - По принятой в настоящее время Русской Православной Церковью традиции для совершения крестного знамения пальцы можно складывать двумя способами: 1) Троеперстно - три первых пальца (большой, указательный и средний) правой руки слагают вместе, а два последних (безымянный и мизинец) прижимают к ладони; крестятся сложенными тремя пальцами. 2) Двоеперстного (так крестились до XVII в) - два первых пальца (указательный и средний) прижимают друг к другу и вытягивают, немного согнув средний палец, а три остальных (большой, безымянный и мизинец) складывают вместе; крестятся вытянутыми двумя пальцами. ================================================== Позвольте узнать, с каких это пор в Русской Православной Церкви М.П. существует традиция совершать Крестное знамение двумя способами? В Единоверческой церкви, да двоеперстно, кто спорит. В Р.П.Ц.(М.П.), троеперстное Крестное знамение и никак иначе. Исходя из вышесказанного, Вы (или сайт вашего храма, что однозначно), вводите в заблуждение прихожан Вашего храма и не только Вашего. ================================================== что есть ЕДИНОВЕРИЕ в Р.П.Ц. По определению 1-го единоверческого еп. сщмч. Симона (Шлеёва), «единоверие... есть совокупность приходов Русской Церкви, единых с ней по вере, но разнствующих от нее в обряде. Единоверие есть отдел старообрядчества, допущенный на основании единства в вере в общение с Российской Церковью... Единоверие есть примиренное с Русской и Вселенской Церковью старообрядчество» (Шлеёв С. Единоверие в своем внутреннем развитии. М., 20042. С. 7). В XIX - нач. XX в. Единоверие считалось «условным единением» старообрядцев с православной Церковью в отличие от безусловного присоединения старообрядцев к православной Церкви, предполагавшего отказ от старого обряда. ================================================== ИЗ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО. (Однажды привезли больную женщину к монастырской келий отца Серафима, внесли в жилище старца и положили на пол. Старец спросил: “Давно ли ты больна?” – “Три года с половиной”, – отвечала она. “Какая же причина твоей болезни?” – “Я была прежде, – сказала больная, – православной веры, но меня отдали замуж за старообрядца. Я долго не склонялась к их вере и все была здорова. Наконец, они меня уговорили: я переменила крест на двуперстие и в церковь ходить не стала.После того вечером пошла я по домашним делам во двор; там одно животное показалось мне огненным, даже опалило меня; я в испуге упала, меня начало ломать и корчить. Прошло немало времени. Домашние хватились, искали меня, вышли во двор и нашли – я лежала. Они внесли меня в комнату. С тех пор я хвораю”.”А веруешь ли ты опять в Святую Православную Церковь?” – “Верую теперь опять”, –отвечала больная. Тогда отец Серафим сложил по-православному персты, положил на себе крест и сказал: “Перекрестись вот так, во имя Святой Троицы”. – “Рада бы, – отвечала больная,– да руками не владею”. Отец Серафим взял из лампады у Божией Матери “Умиление” елея ипомазал грудь и руки больной. Вдруг ее стало расправлять, даже суставы затрещали, и тут же она получила полное выздоровление. В тот же день отец Серафим одну пришедшую к нему инокиню между прочим спросил: ”Были ли у тебя из умерших родные, которые молились двуперстным крестом?” Инокиня отвечала утвердительно. Тогда он сказал ей: “Сходи на их могилы, положи по три поклона и молись Господу, чтобы Он разрешил их в вечности”. Инокиня так и сделала. Сказала и живым, чтобы они приняли православное перстосложение, и они точно послушались голоса отца Серафима, ибо знали, что он угодник Божий и разумеет тайны Святой Христовой веры.) ================================================== Уважаемый батюшка, не для меня, а для себя решите - совершение Крестного знамения, двоеперстно или троеперстно, для Вас второстепенно и значения не имеет или всё же имеет. Определитесь кто Вы, Православный или Единоверец (старообрядец). А быть тем и другим, одновременно не получится. В Прошении на имя Святейшего патриарха, настоятель храма, протоиерей Георгий Крылов пишет: "Я имею личный интерес к совершению богослужения по старому чину, поскольку тема моей научной работы связана с книжной справой 17 века и практическое вхождение в живую средневековую богослужебную традицию помогло бы мне в моих исследованиях." И далее: - "но не превратятся в пропаганду старого чина". Делать из прихожан храма подопытных кроликов, не слишком ли дорогая цена ради научной работы? Обманывать простых прихожан якобы существующей практикой двух видов Крестного знамения, разве это не пропаганда? И не забывайте батюшка, на Страшом суде Вы будете отвечать за сохранение чистоты Православного вероисповедания не перед патриархом, а перед Богом. И ссылка на благословение не даст оправдания. С уважением. Храни вас Господь! P.S. Далее нарушать спокойствие Вашего сайта, я не собираюсь. Прощайте.
Интересно, а какое крестное знамение налагали на себя преподобный Сергий Радонежский или благоверный князь Александр Невский? Странно и то, что Вы не знакомы с деяниями Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 г. Кратко ознакомиться можно здесь: http://www.anti-raskol.ru/pages/685 И Церковь мы должны слушать как никого. Так и на Страшном Суде мы будем отвечать в том числе и за то чем мы руководствовались в жизни и горе нам, если наше дело сгорит. И здесь уже возникает вопрос к Вам. Ваша ревность похвальна, но как бы Вам в этом ревностном задоре не выплеснуть с водой ребенка. Помоги Вам Господи! С уважением, священник Алексий Веретельников.
Уважаемый священник Алексий Веретельников! Видно рано я с вами попрощался. Вы пишете: "Интересно, а какое крестное знамение налагали на себя преподобный Сергий Радонежский или благоверный князь Александр Невский?" Отвечаю, Великие Русские святые - преподобный Сергий Радонежский и благоверный князь Александр Невский, налагали на себя правильное триперстное Крестное знамение, так-же как и вся Вселенская Церковь того времени. Сохранившиеся с XIII века записки паломника Леонтия, проводившего жизнь в странствиях, донесли до наших дней следующую запись: «Видехом храброго воина Илию Муромца(†1188 год) в нетлении, под покровом златым. Ростом он, как нынешние крупные люди, левая рука его пробита копьем, а правая изображает крестное знамение».Из этих записей понятно, что преподобный Илия лежит в молитвенном положении — пальцы правой руки сложены так, как принято и поныне в православии (три перста вместе, а два последних прижаты к ладони). Так совершали Крестное знамение все Русские святые. ================================================== На Стоглавом Соборе впервые на Руси обряды — учение о двоеперстии и сугубой аллилуии — были возведены на степень догмата и ограждены проклятием. «Это проклятие в деле совершенно обрядовом поразило анафемой всех православных — греков, русских и прочих, которые употребляли другое перстосложение», — пишет митрополит Макарий(Булгаков). Так появились «клятвы 1551 года». В связи с этими «клятвами» важно отметить факт одновременного употребления троеперстия и двоеперстия на Руси до XVI века. Если бы троеперстия не было, то и запрещать его не было бы нужды. Напомним еще раз, что Стоглавый Собор запретил и проклял тех, кто крестился тремя перстами, за 100 лет до раскола, т.е. до того, как, с точки зрения т.н. «старообрядцев» «реформатор» Никон вместо двоеперстия, ввел «неизвестное» русским людям троеперстие. За основу нашего исследования возьмем до сих пор еще не переиздававшийся труд выдающегося церковного историка и не менее выдающегося богослова митрополита Макария (Булгакова) (1816–1882) «История русского раскола, известного под именем старообрядства» (СПб., 1855). В то время Макарий, епископ Винницкий, был ректором С.-Петербургской Духовной академии. Митрополит Макарий (Булгаков), прославившийся своей многотомной «Историей Русской Церкви», известен также одним из наиболее фундаментальных трудов, принадлежащих русской богословской мысли — «Православно-догматическим богословием» — классическим сочинением, прославившим, как и его «История», русскую православную науку. «История русского раскола» ценна тем, что в этом исследовании, основанном на огромном количестве церковно-исторических источников, епископ Макарий убедительно доказывает, что все раскольнические мнения о якобы древности их обрядовых особенностей — суть новшества, «новины», которых ранее никогда не знала ни вселенская, ни Русская Церковь (учения старообрядцев о двуперстном крестном знамении, о сугубой (т.е. двойной) аллилуии, о хождении посолонь (по солнцу), об употреблении в Символе Веры слова «истиннаго» («и в Духа Святаго Господа истиннаго...») и др.) Об этом же писал и святитель Феофан Затворник: «А что они (раскольники) содержат, то привнесено в книги за 100 или 150 лет до блаженного Патриарха Никона... Патриарх Никон книги священные не поновил, а воротил на старое. Все же новизны выбросил... Они говорят, что у них древлеотеческие догматы. Какие это древлеотеческие? — им всего будет, если от нас считать, лет 200 или 300. — Они все новы, и древние Отцы о них совсем не знали... Они (раскольники) суть истинные нововводители. Так их и считайте, и говорить не позволяйте, что они старой веры... Послушайте, что это у них за древлеотеческие догматы? Это — двуперстное сложение, двоение аллилуйи, хождение посолонь, имя Господа Спасителя говорить испорченно — Исус. Но посмотри ты всех св. Отцов и поищи, есть ли хоть один, который бы почитал сии мелочные вещи догматами? Ни одного. Есть ли у них хоть намек какой-либо на то, что от сих вещей зависит спасение? Никакого!» (Из проповедей 1864 г.) Епископ Макарий (Булгаков) показывает, что все старообрядческие мнения, а по сути — новшества, были внесены в богослужебные и другие церковные книги только при Патриархе Иосифе (1642–1652) — предшественнике Патриарха Никона. ================================================== Из Вашего последнего ответа, мне стало ясно, что Вы батюшка являетесь явным сторонником старого обряда, во всех его проявлениях. На основании собственного опыта, делаю вывод, что дальнейшая полемика не имеет смысла. Храни вас Господь! Прощайте.
Дорогой православный собрат! Наверное Вы что-то путаете. Десница преподобного Ильи Муромца сложена в двуперстии: http://fast-images.ru/murom-ilya-muromec-moshchi?p=1#img9560290015908501718 Именно так до XVII века налагали крестное знамение многие наши святые. Для более полного знания об этой теме прочитайте книгу Бориса Успенского "Крестное знамение и сакральное пространство": http://www.nordsolen.dk/files/bibl/usp1.pdf Он приводит цитаты многих Святых Отцов. Также, повторюсь, если Вы верное чадо Матери Церкви, то должны не только ознакомиться, но и принять положения Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 г. на котором были упразднены клятвы Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года и была четко определена равночестность и спасительность и старых и новых обрядов. Подробнее, еще раз, здесь: http://www.anti-raskol.ru/pages/685 В противном случае, настаивая на своем мнении Вы сами рискуете отколоться от Церкви. Помоги Вам Господи! С уважением, священник Алексий Веретельников.
Не нужно упрекать батюшку за якобы отступления, оба обряда равноспасительны это признано Православным собором. А какой древнее, мы теперь не узнаем, действительно есть мнение в исследовательских кругах, что троеперстие более древнее, но даже ученые-историки не определились единогласно. Конечно, в таком споре нельзя проводить как аргумент слова Винницкого владыки 19 века. И по поводу Серафима Саровского столько сказок нарассказано... Старообрядцы, кстати, вообще говорят что "Серафим" - это не имя, нет его в святцах, что поделать. А про о.Кочеткова и о.А.Борисова поддерживаю Вас, они экуменисты. А вот профессора Осипова Вы зря упомянули. Спаси нас грешных, Господи.
А что главное в старом обряде? В новом по моему скромному мнению главное это покаянное настроение, осознание своего недостоинства, что на мой взгляд не совсем правильно, хотя и необходимо, старообрядцы как то чувство своей греховности и недостоинства не особо культивируют, во всяком случае те которых я лично знаю, скорее у них чувство гордой исключительности и превозношения своим правильным обрядом.
Раскол неразрывно связан с духом любоначалия. Но единоверие и есть тот мостик через который отпавшие от Церкви старообрядцы могут вернуться в ее лоно и спастись. С уважением, священник Алексий Веретельников.
"Истина всегда находится по середине",- сказал дьявол, садясь между двумя спорящими братьями. Мне кажется жизнь по Образу Христа ведет ко спасению, а как человек крестится и в какую сторону идти крестным ходом это дело второе или даже десятое. 1Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. 2Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто. 3И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. 4Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, 5не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, 6не радуется неправде, а сорадуется истине; 7все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. 8Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. 9Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; 10когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. 11Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. 12Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. 13А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. (1 Коринфяном, 13) Отец Алексей, попытка организовать старообрядческие службы вводит в соблазн и может привести к расколу, а раскол не врачуется даже мученичеством. Какова цель этих служб на вашем приходе? Если исторический анализ как указано в прошении, то честь вам и хвала за вашу работу, НО для этого не обязательно вводить регулярные службы, а достаточно несколько раз провести и проанализировать. Если есть группа людей желающих служить старообрядческим чином, то наверно они единоверцы? Тогда так и надо написать, что на базе нашего прихода существует единоверческая община. Тогда и вопросов будет меньше. А так моя матушка придя на такие службы пришла в смущение и не понимание. Так я и попал на ваш сайт и стал не вольным участником ваших дискуссий. С глубоким уважением и смирением, священник Андрей
Спаси Господи за комментарий, отче. Ваш вопрос я вынужден переадресовать нашему настоятелю т.к. я не служу старым чином и не имею отношения к единоверию. С ним можно встретиться в храме. Насчет служб старого чина есть информация на доске объявлений. Но Вы правы, нужно сделать объявление и на сайте. Также, в ближайшее время в нашем храме состоится встреча наших священников с прихожанами храма, на которой все желающие могут задать интересующие вопросы. В том числе насчет проведения в нашем храме служб старым чином. Приходите Вы или матушка. С уважением, священник Алексий Веретельников.
Батюшка, доброе утро. Скажите пожалуйста, почему на сайте таинства называются обряды? Это тоже от старообрядчества?
Здравствуйте, Татьяна! Нет, к единоверию это не имеет никакого отношения. Если речь идет о вкладке "Требы и обряды", то недоработка и неточность редактора сайта. Исправим. Благодарим за участие! С уважением, священник Алексий Веретельников.
Да уж, полемика действительно оказалась занятной, а аргументы "православного" и того более привлекательны, думаю, что человек не интересующийся историей, прочтет это и явно станет на сторону "истиного триперстного православия". Мне по долгу службы пришлось(хотя в этом был и мой огромный интерес) изучить не мало истории из различных источников конкретно по теме Единоверия и древлеправославных обрядов. Не исключаю факта о том что я нерадивый "послушник", мог конечно же чего то упустить, ну хоть тресни, ни разу не встретил фактов приведеннных "православным человеком" о историческом троеперстии,и многом другом. Я мог бы согласиться с тем, что многие вопросы касательно обрядов конечно же могут послужить предметом для дискуссии, но они сведутся лишь к теме порчи богослужебных текстов и их осмысления, а относительно традиций и обрядов, здесь просто не может быть и речи, только лишь приходящему в Единоверческий храм православному человеку внимательно слушать, запоминать и умиляться,насколько все логично,по своему строго, и вызывает в человеке только смирение и трепет перед Богом. Конечно же главное это возлюбить Бога и ближнего своего, но проблема того что человек "случайно" пришедший на Богослужение в Единоверческий храм вдруг испугается и от этого у него посеется мысль о каком-то новом расколе, на самом деле не будет являться проблемой того настоятеля, а это именно проблема конкретного человека, что он совершенно не знает историю и традиции своих предков, от чего собственно и страдают многие родители и учителя,которые не находят управы на воспитывающуюся в традиции анимэ и в целом дебилизаторе(телевизоре) молодеж!!! Если в чем то не прав, простите.
Я полностью поддерживаю старообрядчество! Это эталон православия. А Никон сделал раскол и церковь превратил в театр. Люди не ходят в такую церковь молиться, а слушать громогласный рев диаконов и концертные произведения композиторов. Хочешь помолиться- иди к старообрядцам, хочешь послушать концерты- иди в концертную церковь к никонианам. Я лично за двуперстие. и что здесь совершается богослужение по старому чину я только ЗА!!! Спаси Христос всех кто организовал такую чудесную службу по старому чину а кому не нравится ходите в концертные церкви и развлекайтессь
Уважаемый гость, не будем опускаться до грубой полемики. Иначе можно сказать, что к сожалению, Вы и являетесь примером того, что единоверие является раскалывающим элементом в Церкви. Если Вам нравятся единоверческие службы, то можно только порадоваться за Вас. Благо мы составляем единство Евхаристии и веры и тем самым радуем Христа. Именно поэтому на нашем приходе и совершаются службы старым чином. Но и нельзя сказать, что те кто не ходят к единоверцам, те не молятся. Будем богобоязненны и иметь взамоуважение друг к другу иначе никакие обряды и двуперстие не спасут. С уважением, священник Алексий Веретельников.
Старый обряд и византийское пение это древняя Русь Святая и Афон! Это чудо Господне у нас в Москве! И такая возможность в одном храме. По статистики соблюдать великий пост будут чуть больше 3% россиян. Автору "православный" хочу напомнить русскую поговорку: "Заставь дурня Богу молиться, он и лоб побьет". Всем нам до православия как до небес! На страшном суде не будут спрашивать как клал крестное знамение 2мя или 3мя перстами. Так умничали и фарисеи, и все это от лукавого. Нам как никогда нужно единение и взаимоуважение. Прошу Вас "православный" не грузите сайт и не отвлекайте людей от дел спасения, а лучше используйте интернет для самообразования, бог Вам в помощь.
Уважаемые отцы, братия и сестры из прихода Новомучеников и исповедников Церкви Русской! Скажите, пожалуйста, почему ваш настоятель, о. Георгий, получил благословение совершать богослужения по старому чину только "периодически по субботам", а вместо этого он совершает их каждое воскресенье и по праздничным дням?
Здравствуйте, Георгий! Простите за долгий ответ. Когда давалось письменное благословение Патриарха, то была возможность служить старым чином только раз в неделю т.к. храм был один. После того как было отстроено новое здание, появилась возможность служить параллельно, то на это было получено устное благословение Патриарха во время его посещения нашего храма в Великую Субботу. Более подробно Вы можете узнать у о.Георгия. С уважением, священник Алексий Веретельников.
Здравствуйте, о. Алексий, благодарю за ответ! По Вашим словам получается, что Святейший Патриарх дал устное благословение 30 апреля 2016 года. Но в этом случае вопрос остается, потому что в расписаниях богослужений по старому обряду указанная ситуация прослеживается как минимум с января 2016 года, когда никаких новых благословений еще не было. То есть на тот период (а возможно, и раньше) службы по старому обряду совершались в нарушение благословения. Было ли такое в действительности? И если было, то как это можно объяснить?
Думаю, что когда появилась возможность, то это было оговорено с викарием, а потом получено уже официальное благословение у Патриарха. Но Вы подойдите к о.Настоятелю, он вполне доступен и все детально Вам объяснит. Зачем мне дублировать его ответы. Но с какой целью Вы пытаетесь все это узнать? Может стоит обратить внимание на то бесспорно благое, что есть на нашем приходе? И при желании поучаствовать в какой-нибудь деятельности в плане служения ближним? С уважением, священник Алексий Веретельников.
О. Алексий, с наступающими Вас праздниками! Вопрос возник по той простой причине, что невольно обращает на себя внимание явная нестыковка в тексте, который размещен в начале этой страницы, а именно: заявлено, что богослужения по старому обряду совершаются в соответствии с полученным благословением, а благословение - совсем другое (причем благословение документальное, а не какое-то устное, наличие которого невозможно ничем подтвердить). Кроме этого, в тексте содержится еще несколько никак не обоснованных утверждений, которые о. Георгий предлагает в качестве достаточных причин для введения старообрядных богослужений, и которые также вызывают вопросы. Во-первых, непонятно, почему знаменный распев у о. Георгия не сочетается с современным обрядом. Что в современном обряде препятствует знаменному пению? Почему у о. Георгия наблюдаются какие-то препятствия, а в других храмах и монастырях, где поют знаменным распевом, никаких препятствий не наблюдается? Во-вторых, о. Георгий утверждает, что «в знаменных рукописях весь корпус богослужебных текстов распет в дореформенной текстовой редакции». Это утверждение, разумеется, справедливо, но оно не является основанием для вынужденного использования дореформенных рукописей за современным богослужением, потому что так же справедливо и утверждение о том, что существуют знаменные рукописи, содержащие тот же самый полный корпус богослужебных текстов в новой, пореформенной редакции, - тексты исправлялись, и, соответственно, исправлялись певческие рукописи. Причем они есть в свободном доступе на сайте Троице-Сергиевой Лавры, а если о. Георгий занимается наукой, то он может добыть их в достаточном количестве в научных библиотеках и архивах. Т.е. нет никакой необходимости предпринимать «неимоверный труд» по исправлению книг. Они уже исправлены, еще в XVII веке. Надо просто взять эти рукописи и петь по ним. Далее, что такое этот таинственный «средневековый аромат» древнерусского богослужения, который «понуждал» настоятеля вводить элементы старого обряда? Т.е. о. Георгий занялся введением старого обряда, находясь под влиянием некоего духа, воздействие которого он описывает как «средневековый аромат» древнерусского богослужения. Что это за дух, «понуждающий» о. Георгия? Одно только ясно, что не Святой, потому что всевозможные разделения - это дела лукавого духа, но никак не Святого, а здесь налицо разделение прихода на обычных верующих и «древлеправославных» («двуобрядный» приход). И, наконец, одной из заявленных целей введения старообрядных служб является вовлечение в «исследовательскую деятельность» приходской молодежи и прихожан «из среды интеллектуалов». Но ведь это и есть ни что иное, как пропаганда старого обряда среди прихожан. Получается опять нестыковка с заверениями о. Георгия в том, что такой пропаганды не будет. Так, в результате этого небольшого анализа, мы можем видеть, что указанные о. Георгием причины внедрения старого обряда являются надуманными, не соответствующими действительности, противоречивыми и не слишком благовидными. Они выглядят как попытка оправдать свои не вполне безупречные действия и, вместе с опубликованными статьями и интервью о. Георгия, выдают не просто его «личный интерес», а самую настоящую страсть к старому обряду: сам о. Георгий не может удержаться от выражения своих чувств и чаяний по этому поводу. Т.е. здесь не всё чисто с точки зрения духовной подоплёки. Во всяком случае, так это видится извне, со стороны, взглядом, не затуманенным «ароматом» старообрядчества. Да и Вы тоже невольно признаёте, что эти старообрядческие службы не относятся к бесспорно благим делам. Невозможно сидеть одновременно на двух стульях и невозможно служить одновременно двум господам. Поэтому так интересен вопрос соответствия этих дел полученному благословению. И то, что Патриарх посетил Ваш приход, - это неслучайно и хорошо в том смысле, что всё происходящее, связанное со старым обрядом и начатое исключительно по личной инициативе настоятеля, находится под бдительным контролем.
Также, о. Алексий, нельзя пройти мимо некоторых позиций в Ваших комментариях. Вы описываете единоверов как «людей, для которых внешняя форма выражения веры имеет важное значение, но при этом они желают пребывать в Церкви, и Церковь эту возможность предоставляет». Таким образом, Вы сами утверждаете, что если бы этим людям не было предоставлено такой возможности, то в Церкви бы их не было. Это верно. Попробуйте благословить их служить так, как служит вся Русская Церковь, без "древлеблагочестивых" мудрований, и Вы увидите, как они встанут на дыбы, а потом разбегутся, т.е. на самом деле они никогда не принадлежали к Церкви, они существуют отдельно, сами по себе, обособленно от всей полноты Церкви. Если для нас с Вами самое главное в Церкви - это присутствие Божие, то для единоверов ценность Церкви заключается в «древлем» благочестии, в точном соблюдении обряда, который они считают старым (хотя на самом деле он никакой не старый, а современный для Русской Церкви периода второй пол. XVI - первой пол. XVII вв.). Это не моя выдумка, они сами постоянно об этом говорят, гордятся этим, да еще и приписывают это нашим великим святым. Это не благочестие, а нечестие и клевета на святых. Они нарушают 2-ю заповедь, потому что делают себе кумира, идола из старого обряда и служат ему, а не Богу, хотя внешне может казаться, что они как-то особенно усердно чтут именно Бога, и это может ввести в заблуждение некоторые неутвержденные души. Никогда наши святые не чтили обряд, они чтили Бога и были полностью послушны Церкви, потому что любили ее и за свое смирение и послушание получили дары Божественной благодати, а эти «древлеблагочестивые» овцы - не Христова стада, они не имеют ни смирения, ни послушания, ни любви к Церкви - наоборот, воображая себя праведниками, не упускают случая похулить ее за мнимый недостаток благочестия. В Евангелии описаны подобные дела людей, называвшихся фарисеями, и там же во многих местах встречается характеристика этих людей, данная Самим Господом нашим Иисусом Христом, например: «приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Лк. 15: 8-9). Старый обряд, в данном случае, - это и есть те самые «заповеди человеческие», которые учат соблюдать приверженцы старого обряда. Уместно вспомнить и притчу о некоторых, «которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других» (Лк. 18:9). И если обычные, простые верующие после хождений на эти службы приобретают такой же «древлеблагочестивый» настрой, и превращаются в единоверов, то они теряются для Церкви и для Бога, а вся ответственность лежит на настоятеле. Свт. Игнатий (Брянчанинов) определяет раскол как нарушение полного единения со Святой Церковью. Он прямо называет единоверов раскольниками, а свт. Феофан предостерегает от хождения к ним, чтобы не удаляться от Церкви. Всякий добрый пастырь понимает, что любая обособленность противна Евангелию: это нарушение заповеди о любви и единстве христиан. При этом упрекнуть этих двух святителей Христовых в нерассудительности и отсутствии любви к «заблудшим братьям» не представляется возможным. Они просто знали то, о чем говорили, и несли ответственность за доверенное им Христово стадо. Кому много дано, с того много и спросится. О. Георгий, в действительности, очень много делает для ближних, и его ожидает большая награда. Но если все его труды отравлены старообрядческой «благодатной» гордостью и насаждением раскола, то награды он не получит, потрудится всуе, лишится всего, что думает иметь. Это и нужно лукавому - обмануть и лишить награды, а душу по праву забрать себе. Игра в старообрядчество закончится для о. Георгия лишением Царствия Божия, так как войдет туда не всякий, говорящий "Господи, Господи!", а исполняющий волю Божию. Нет воли Божией на непослушание Церкви и на насаждение в ней разделений.
Пчела во всем видит мед, а муха (пардоньте!) дерьмо!
Алексий, вы правы,старообрядцы - дерьмо, это они научили русский народ ругаться матом на Церковь и Царя.
Поясню, почему речь зашла о послушании Церкви. Поступим так, как Вы рекомендуете в одном из комментариев: рассмотрим Соборные постановления 1667-го и 1971-го гг., потому что о них, по неведению, существуют некоторые представления, далекие от истины. В 1667 г. на Большом Московском Соборе (1666-1667) была окончательно утверждена богослужебная реформа, предварительно одобренная Собором 1656-го года, еще при Святейшем Патриархе Никоне. В интернете есть копии двух книг Деяний Собора 1666-1667 гг., с ними можно свободно ознакомиться. Интересующая нас информация содержится во 2-й книге Соборных Деяний (1667 года). Собор повелевает совершать службу в соответствии с исправленными обрядами и книгами «без всякаго сумнения и прекословия»; перечисляются все сделанные и утвержденные исправления, включающие не только исправленный Символ веры, троеперстное сложение для крестного знамения, трегубую «Аллилуию» и прочее, но и несколько десятков иных исправлений церковной жизни - всего около 100 страниц текста. Там же находятся клятвы, положенные на непокорных раскольников, и занимают они всего лишь полстраницы этой книги. В 1971 г. состоялся Поместный Собор, на котором было отменено действовавшее с 1667 г. отлучение старообрядческих раскольников от церковного общения. Деяние Поместного Собора имеет заглавие «Деяние… об отмене клятв…», а в его преамбуле еще раз подчеркиватеся, что рассматривается только та часть решений Собора 1667 г., которая содержит клятвы, положенные на раскольников, - это упомянутые выше полстраницы. Все остальные решения Собора 1667 г. остались в неприкосновенности: текст Соборного Деяния 1971 г. не содержит в себе абсолютно никаких повелений или благословений касательно возможности произвольного служения по старому обряду. Определение Собора состоит из трех пунктов. Что можно сказать по этим пунктам? 1. Признание равноспасительности нынешнего и дореформенного обрядов имеет значение только для тех, кто верует в спасительную силу обряда, т.е. для старообрядцев. Нас этот пункт никак не затрагивает, поскольку мы не обрядоверы и знаем, что спасает не обряд, спасает Господь в Таинствах Своей Церкви. 2. Под порицательными выражениями, относящимися к старым обрядам, подразумеваются утверждения об их еретическом смысле, встречающиеся в Деяниях Соборов XVII в. и, очевидно, в литературе, которая их повторяла. Такое толкование явствует из текста преамбулы Соборного Деяния. Еретического смысла в старом обряде нет, но это не означает, что раскол нельзя называть расколом, раскольников - раскольниками, каковы они и есть на самом деле, и высказывать справедливые критические замечания. 3. Отмена клятв, опять же, нас, верных чад Церкви, никак не касается. Это относится к тем, на кого они распространялись. Всё, на этом определения Собора 1971 года заканчиваются. Таким образом, несмотря на отмену клятв, все установления Большого Московского Собора 1667 г. об исправлении богослужебных текстов и обрядов продолжают свое действие, и верные чада Церкви обязаны неуклонно следовать им «без всякаго сумнения и прекословия». Это не мое мнение, а мнение Церкви, зафиксированное документально, в рассмотренных Соборных Деяниях. Сама необходимость получения архиерейского благословения на службы по старому обряду доказывает, что такие службы в нашей Церкви по собственной прихоти совершать нельзя. Соответственно, нельзя в них и участвовать, если Вы не старообрядец. Церковь не дала нам такого разрешения. Существует мнение, что священноначалие благосклонно смотрит на «возрождение» «древлего» благочестия. Это мнение ошибочно. Вы нигде не найдете ни одного благословения на произвольное внедрение старого обряда - ни в документах Церкви, ни в выступлениях представителей священноначалия. Почему? Потому что они берегут единство Церкви. Сам Патриарх никогда не участвует в старообрядных службах, чтобы никого не соблазнить. Даже когда в январе 2013 года в рамках мероприятий, связанных со 100-летием первого съезда единоверов, была совершена служба по старому обряду в Успенском Соборе Московского Кремля, Патриарха там тоже было. Есть епископы, которые по его благословению исполняют это миссионерское послушание. У них нет страсти к старому обряду. Они всегда следят за своими словами, их проповеди безупречны, никаких хулений на Церковь услышать от них невозможно, они верны и послушны ей. Своими делами они как бы говорят старообрядцам: приходите, у нас для вас всё есть, только вернитесь к Богу, в Его Церковь, чтобы получить спасение в прощении грехов, которое кроме Церкви нигде не получишь, ни в каком самочинном сборище, как бы оно само себя не именовало. Вот где любовь, которая «во всём» при «различии во второстепенном». Вот для чего необходимы официально полностью старообрядные (а не «двуобрядные») приходы. А страстное насаждение раскола в среде приходских верных, духовные эксперименты над ними ради своих эгоистичных научных интересов - это разве любовь? Патриарх или епископы могут уважительно отозваться о старом обряде, поскольку обряды равночестны, но никто из них никогда не призывал внедрять старый обряд в Церковь. А что происходит у о. Георгия? Почему он, вместо того, чтобы трудиться над укреплением единства своего прихода со всею Церковью, работает на его раскол, прикрываясь полученными благословениями? Зачем разделять прихожан? Зачем совращать молодежь в старообрядчество, отчуждая ее от полноты Церкви? Кому это нужно? Только противнику Христа. Кто отвергает послушание Церкви, тот ставит свои отношения с Богом в сомнительное положение, которое не может считаться безупречным. Св. ап. Павел предупреждает, что производящие разделения и соблазны (т.е. раскольники и их последователи) служат не Господу нашему Иисусу Христу, а угождают своей плоти, и Царства Небесного не наследуют (ср.: Римл. 16:17-18 и Гал. 5:19-21). Если за испрошенным благословением скрывается действие страсти, то оно не послужит оправданием на Суде Божием.
Я бы не стал так горячиться, Георгий. Благодарю, что Вы так сопереживаете о жизни нашей общины. Но думаю, что то о чем Вы пишете - это уже пройденный этап в жизни нашего прихода и как-то все успокоилось. А само единоверие как явление - это как раз мостик для единства с теми, кто отпал от Церкви в смутное время раскола. Это как бы уступка Церкви к тем христианам, которые во главу угла, действительно, ставят внешний обряд. Уверен, что различие во второстепенном все-таки уместно. Главное, чтобы это, как Вы заметили, не являлось причиной для ухода из Церкви в раскол. Но когда мы говорим о единоверии, то это все-таки немыслимо, хотя бы в силу того, что в понимании староверов не воссоединившихся с Церковью, единоверец куда хуже любого никонианина. Но, повторюсь, мне кажется, что с учетом уже пройденного пути нашего прихода это уже не искушение, и оно не вносит никакого раскола в нашу общину. С уважением, священник Алексий Веретельников.
Вот из-за таких поступков, как Ваш, Георгий, в нашей Церкви почти немыслимо стало увидеть нечто не усредненное. Все предпочитают сидеть и не высовываться. Потому что шаг влево, шаг вправо - и ты не такой как все. О, ужас! Тут же жалобы, смущения, телеги наверх. Как же легко нас смутить. Любой нестандартный ход, и, увы - испуг, осуждение, затем обвинения (часто полу-грамотные, а то и вовсе безграмотные), вскоре и клевета. Вы тут делаете далеко идущие выводы из произвольно надерганных фраз Священного Писания и постановлений Соборов. Размышления - хорошая вещь, но так доверять своим собственным выводам, чтобы выкладывать обвинения настоятеля в смертных грехах на всеобщее обозрение - это ли недомыслие? Как минимум.
Добрый вечер!Батюшки подскажите пожалуйста.Сегодня возле помойки на ул.Катукова увидела икону Сергия Радонежского.Не смогла пройти мимо и оставить Святой образ на поругание.Принесла домой,Поставила в красный угол с другими иконами.Подскажите,нужно ли икону принести в храм на освещение или отдать в Храм? С Уважением р.б.Надежда
Полностью согласна с Натальей. Не знаю, в чем Георгий увидел раскол. Думаю, что наш приход - один из лучших, масса интересных кружков и начинаний. В мире существует на только Русская Православная Церковь, но и другие - со своими традициями, и разница в традициях не должна мешать христианам видеть сущность христианства, стремиться к Христу. Считаю, что разнообразие богослужений, существующих в нашем храме снимает шоры с наших глаз и дает свободу мышления. О.Георгий, мы вас полностью поддерживаем.
Вы еще своих традиций не выучили, а вам уже нужны мировые. Ваше увлечение старым обрядом происходит от безграмотности и невежества. Такими же невежественными были русские мужики, которые считали, что они умнее всех в мире, и не захотели исправить своих ошибок в богослужении.
Полностью согласен с Натальей и Ольгой. У вас замечательный храм и очень хорошо, что в нём службы и по новому и по старому чину.
Странно, что в наше время, когда мифы о расколе, старообрядстве и пр. уже давно развенчаны, находятся люди, пытающиеся своими неграмотными высказываниями вносить новые смуты в ряды православных людей, обвиняя ревнителей старой веры в каких-то надуманных грехах. На мой взгляд, труд на ниве воскрешения в нашей церкви древлеправославного благочестия является самым настоящим подвигом. Единственно, что смущает, - это двуобрядность. Вкусив чинность и молитвенность древней службы, хочется в ней одной и оставаться. Желаю Вашему приходу окончательного и безповоротного перехода на старый чин, что бы Вам ни говорили и ни злословили апологеты никоновых новин.
Алексий,а нам странно, откуда в наше время могут взяться старообрядцы. Вы не бывали на наших уставных монастырских службах. Старообрядчество, это-раковая опухоль на теле Русской Православной Церкви. Мы всегда помним слова преподобного Серафима Саровского:"Никто из старообрядцев не спасется". Все его пророчества сбылись.

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые указаны на изображении.