Вы здесь

Богослужения старым чином

После открытия Школы знаменного пения на приходе постепенно сформировалась группа прихожан, интересующихся древнерусским богослужением. Пение знаменным роспевом со временем собрало в приходе круг исследователей-медиевистов, способных популяризировать исследовательскую деятельность и вовлекать в нее приходскую молодежь, формируя сознательное отношение к богослужению и желание к приобретению богословского образования. К храму потянулись недалеко живущие единоверцы. И неизбежно встал вопрос о совершении богослужений по старому чину. Закон стилистического единства обнажает неуклюжесть употребления знаменного роспева в обрамлении позднейшей барочной системы обрядности (подобным образом неуместно выглядит средневековая икона в барочной раме). Кроме того, в знаменных рукописях весь корпус богослужебных текстов роспет в дореформенной текстовой редакции (исправление этих книг и их перевод в формат нового обряда – неимоверный труд, который в ближайшее время вряд ли кем-нибудь будет предпринят). «Средневековый аромат» древнерусского богослужения понуждал настоятеля вводить на знаменных службах элементы средневековой обрядности. Так начался путь прихода к старому чину.
 
Прошение Патриарху о служении по старому чину. Патриаршье благословение на служение по старому чину.
 
   В 2011 г. было получено благословение Святейшего Патриарха Кирилла на периодическое совершение богослужений по старому чину, к чему приход давно стремился. Приход официально стал двуобрядным. (Обоснование возможности двуобрядности в современной приходской практике см. в статье настоятеля храма прот. Георгия Крылова «Старый чин как признак новой эпохи»). С этого момента богослужения знаменным роспевом стали совершаться по старому чину, и их расписание приняло современный вид (что обусловлено патриаршим благословением).
 
 
После Божественной литургии. 2017.02.26.
 
  
  
  
  
Ночное всенощное бдение. Зима 2012 г.

Комментарии

Добрый вечер, Евгения! Ответить на Ваш кратко нельзя — требуется понять Вашего оппонента, чтобы полноценно дискутировать с ним. А для этого необходимо войти в средневековое мировоззрение, которое во многом сохранили беспоповцы вплоть до нашего времени. Кратко что можно сказать. Что староверы за деревьями леса не видят — то есть не способны к объективному общему канонико-догматическому взгляду на обсуждаемые предметы. Частности заслоняют общую картину. В средневековье обрядам действительно придавалось догматическое значение. Поэтому изменение обряда однозначно воспринималось как ересь. Сейчас мы объективно можем сказать, что подобный взгляд весьма своеобразен и интересен с культорологической точки зрения, но верен лишь отчасти. Это не святоотеческий взгляд. Потому что многие обряды (в том числе и форма крестного знамения) сильно различались в разных поместных Церквях как в Средневековье, так и ранее. Это доказано современными литургистами, это можно подтвердить примерами сохранившихся рукописей. Нет понятия обрядовой ереси у свв. отцов. А собственно догматика после литургической реформы 17 в. осталась неприкосновенной. Впрочем, по каждому пункту в данном случае требуется отдельный разговор. В понимании федосеевцев в современном мире царствует антихрист. Поэтому обыденные формы жизни в современном мире для религиозного человека невозможны. Церковь с таинствами и иерархией исчезла. Невозможно вступление в брак — поскольку нет священников, способных этот брак повенчать. Невозможно рождение детей, потому что любое сожитие мужчины и женщины федосеевцами однозначно воспринимается как блуд, и дети, соответственно, есть плод блуда. В 18-19 вв. федосеевские наставники отказывались по этой причине крестить детей. И Ваш муж, поэтому, федосеевцами воспринимается как блудник, и отлучен от соборной молитвы — т.е. не может молиться в храме. Если он считает себя таким правильным, что же он не правилен во всем? В нашем понимании, антихрист еще не пришел. А спасение невозможно без Церкви и Таинств. Господь сказал: «Созижду Церковь мою, и врата адова не одолеют ее». В понимании староверов, врата адовы Церковь таки одолели — нет ни таинств, ни иерархии. Почему же Господь тогда так сказал? Ваш выбор — в каком мире жить. Конечно, не стоило связывать жизнь с человеком, придерживающимся подобного мировоззрения. Ну раз уж связали, попробуйте жить без особых дискуссий, потому что споры приводят к конфликтам и вражде. Храните собственную веру в себе, участвуйте хотя бы изредка в Таинствах. Старообрядческие обряды не можно, а нужно использовать в собственной практике — ради мира семейного. Можно найти единоверческий приход — который ближе всего к Вашему дому — и ходить туда. Там и обряды старые, и Таинства есть. Может, мужа удастся перетянуть потихоньку из беспоповства в поповство. Сказано Господом: Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе Жизни. Это 6 гл. Евангелия от Иоанна (ст.53). Прочитайте эту главу мужу. С уважением, протоиерей Георгий Крылов.
Спаси Господи за ответ.
Евгения, задайте вопрос нескольким батюшкам в храме или монастыре. Уход в классическое старообрядчество (не единоверие!) - это лишиться исповеди и причастия (ряженые в священнические одежды, но без апостольской преемственности только хулят таинства не совершая их) и путь в ад. Уход в единоверие - это спасательный круг для старообрядцев, но не для православных. Уход в единоверие православных - это странно. Хотите знаменный распев - подворье Свято-Пантелеимонова монастыря на Таганке. А остальное будет означать недоверие Церкви со всеми отсюда вытекающими... Если вы не знаете ответы на вопросы мужа, это не повод сомневаться в Церкви. На этом надо и строить свою позицию - ответы для имеющих образованность, а верность церкви - для всех!
Евгения, я не о. Георгий, но, увидев ваш вопрос, не могу промолчать. Об истинности Церкви свидетельствует Святой Дух, Дух истины. Его явными носителями являются святые, угодившие Богу не внешним "благочестием", а внутренним деланием, очищением сердца от греха. Бог дает не по благообразной внешности, а по чистоте сердца. Если почитать хорошие, подробные жизнеописания известных святых (например, Оптинских старцев) и сравнить со старообрядческими жизнеописаниями, то станет очевидно, где святость, а где только одна ее внешняя видимость.
Но еже захочет Бог,побеждается естества чин..и т.д. Простота сердца - важнее всех остальных знаний обрядов и т.д... Фундамент заложен Самим Христом и лучше попробуйте воссоздать ту единую свободу,которая веками уничтожалась и рушилась)
У истинных Христьян по факту или по сути - как угодно, пути есть всего два: 1) Мученический распятым на кресте и 2) исповеднический! - терпеливый,но тоже мученический по итогу)

Страницы

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые указаны на изображении.