Житие сщмчч. Прокопия, архиеп. Херсонского, Иоанна Скадовского

Даты: 
Священномученик Прокопий, архиепископ Одесский и Херсонский (в миру Петр Семенович Титов) родился в 1877 году в семье священника города Кузнецка Томской губернии. Когда Петру исполнилось девять лет, он поступил в духовное училище, а затем в семинарию города Томска. В 1901 году Петр Семенович окончил Казанскую Духовную академию и был определен преподавателем Томского Духовного училища. В том же году он был пострижен в монашество с наречением имени Прокопий и рукоположен в сан иеромонаха. После этого он получил назначение на должность заведующего Томской церковно-учительской мужской школы при архиерейском доме. В это время во главе Томской епархии стоял выдающийся миссионер и просветитель Алтая епископ Макарий (Невский). В архиерейском доме еженедельно устраивались пастырские собрания томского духовенства и преподавателей духовно-учебных заведений. В этих пастырских собраниях принимал самое активное участие иеромонах Прокопий (Титов). Здесь обсуждались все насущные и острые вопросы церковной жизни епархии. Например, на одном из собраний владыка Макарий поставил на обсуждение вопрос: в чем заключается нравственная связь между прихожанами и пастырем, которая составляет необходимый признак правильной приходской жизни? В чем причина разъединенности между пастырем и приходом, и каким образом ее устранить? Произошло обсуждение этих вопросов, причем владыка справедливо указал на недостаточное сообщение пастырей между собой и предложил устранить этот недостаток с помощью благочиннических съездов.
В 1909 году иеромонах Прокопий был возведен в сан архимандрита и назначен на должность помощника заведующего пастырским училищем в городе Житомире. Основанное годом ранее архиепископом Волынским Антонием (Храповицким) пастырское училище стало одним из крупнейших церковных событий в жизни Волыни. Все преподаватели училища были в священном сане, а ученики носили духовную одежду. Быт училища, организованного в стенах монастыря, был приближен к монастырскому. Огромная заслуга в организации духовной жизни училища принадлежала архимандриту Прокопию, который преподавал аскетику, полемическое и пастырское богословие. Лекции его пользовались огромной популярностью у учащихся. В 1914 году архимандрит Прокопий был хиротонисан во епископа Елисаветградского, викария Одесской и Херсонской епархии. В 1917 году он был участником Всероссийского Поместного Собора, восстановившего патриаршество в Русской Православной Церкви. На Соборе епископ Прокопий сделал доклад о святителе Софронии Иркутском и подписался под актом о причислении его к лику святых. В 1921 году он был поставлен на Одесскую и Херсонскую кафедру. В 1923 году епископ Прокопий был арестован. В показаниях следователю он сказал: «В связи с появлением обновленчества, к которому я по своим убеждениям не примкнул, я был привлечен к суду за содействие белым; меня обвиняли в том, что я для белых устраивал молебствия и сбор пожертвований». Православное население города Херсона выбрало большую группу уполномоченных, чтобы хлопотать об освобождении своего епископа. Ими было подано прошение Патриарху Тихону с просьбой ходатайствовать перед советской властью об освобождении владыки Прокопия, и Патриарх подал ходатайство в ОГПУ. Приговоренному к расстрелу епископу Прокопию заменили казнь высылкой за пределы Украины. В 1925 году он был освобожден и выехал в Москву. В это время Патриарх Тихон предпринимал усилия по легализации Синода Русской Православной Церкви, в состав которого был включен и епископ Прокопий. 7 апреля 1925 года Патриарх Тихон скончался. Епископ Прокопий участвовал в погребении Святейшего и в избрании митрополита Петра (Полянского) на пост Патриаршего Местоблюстителя. В июне 1925 года епископ Прокопий был возведен в сан архиепископа Одесского и Херсонского. Осенью того же года он был арестован. Архиепископа Прокопия приговорили к трем годам заключения; вместе с епископом Амвросием (Полянским) он был отправлен в Соловецкий концлагерь. В декабре 1928 года власти без предъявления нового обвинения приговорили его и епископа Амвросия к трем годам ссылки на Урал, они были отправлены сначала в Тюменский, а затем в Тобольский округ. В ссылке власти снова арестовали архиепископа Прокопия. Стали вызывать на допросы в ОГПУ жителей, чтобы собрать против него обвинительный материал. Некоторые дали показания против архиерея. И архиепископу Прокопию приписали к сроку еще три года. Освободившись в апреле 1934 года, владыка сразу же уехал к матери в Томск, надеясь здесь вылечиться от малярии, которой тяжело заболел в ссылке. Но климат Томска мало помог выздоровлению. Между тем владыке часто писал один из ближайших к нему херсонских священников, отец Иоанн Скадовский, который отбывал в то время ссылку в городе Камышине, и приглашал архиепископа к себе. Архиепископ Прокопий приехал в Камышин и поселился у священника Иоанна Скадовского. Через две недели он был арестован. Арест владыки Прокопия был в какой-то мере случаен. НКВД собирался арестовать жившего в ссылке епископа Иоасафа (Попова) и близких ему людей, в это время приехал архиепископ Прокопий — арестовали заодно и его.
Следствие длилось всего несколько дней. Архиепископа Прокопия обвинили в том, что «будучи контрреволюционно настроенным и имея монархические убеждения, он примыкал к организованной Поповым контрреволюционной группировке церковников в городе Камышине, куда был специально вызван членом группировки Скадовским».
Особое Совещание при НКВД СССР приговорило архиепископа Прокопия и священника Иоанна Скадовского к пяти годам ссылки в Каракалпакию. Там они поселились в одном доме в городе Турткуль. Вскоре к ним приехала жена отца Иоанна, Екатерина Владимировна, отдавшая всю свою жизнь помощи ссыльному духовенству. Два года прожили здесь архиепископ и священник. Они устроили в доме небольшую церковь и часто служили, исповедуя и причащая тех, кто к ним приходил за молитвенной поддержкой.
В 1937 году находящиеся в ссылке архиепископ Прокопий (Титов) и священник Иоанн Скадовский были арестованы. При допросе священника Иоанна Скадовского следователь сказал ему: «Вы обвиняетесь в том, что вместе с архиереем Титовым организовали нелегальную молельню, в которой среди верующего населения проводили контрреволюционную монархическую агитацию; следствием также установлено, что при совершении таинства исповеди вы задавали вопросы исповедующимся о том, не примыкали ли они к обновленческому движению, пропагандируя против обновленцев».
Архиепископ Одесский и Херсонский Прокопий (Титов) и священник Иоанн Скадовский были расстреляны 23 ноября 1937 года и погребены в безвестной общей могиле.
 
Автор жития: игумен Дамаскин (Орловский), сайт: www.fond.ru, новомученики.рф.