Вы здесь

История религий: Религия Древней Индии. Веды. Брахманизм. Философия Упанишад

24 ноября, в понедельник, в гостиной нашего храма Алексеем Волковым была прочитана очередная лекция по Истории религий на тему: «Религия Древней Индии. Веды. Брахманизм. Философия Упанишад».

Смотреть видеозапись лекции

   Индоевропейский народ, арии, расселяясь из центральной Азии примерно в середине II тысячелетия пересекли реку Инд и обосновались на полуострове Индостан. Вся дальнейшая история религиозных верований народов Индии – это причудливое сочетание религии ариев с местными доарийскими религиями. Если о доарийских верованиях нам мало что известно, то об особенностях религиозных верований и культов ариев нам известно из их священных текстов – Вед. Веды, значит, «знание», «ведание». Пусть нас не удивляет сходство слов «веды» и «ведание». Священный язык Вед – санскрит – является родственным славянскому языку, равно как и греческому и латинскому. 

Веды – это сборники гимнов посвященных богам. Из них наиболее поздняя часть – Атхарваведа – содержит в себе магические заклинания. Эта часть Вед называется так, потому что писали ее жрецы-аскеты атхарваны. Магическая сила атхарванов, как верили древние индийцы, заключалась не только в правильном совершении обрядов, но и в личной «святости» жреца, коротая в свою очередь зависела от личного аскетизма. Аскетизм жрецов-атхарванов считался внутренним жертвоприношением. Отличительной чертой индийской культуры является система варн (или кастовая система). Высшим сословием были жрецы – брахманы. Ниже них были воины – кшатрии. Еще ниже – земледельцы – вайшью. Ниже всех в социальной лестницы Индии были потомки завоеванных ариями племен – шудры. На спасение, понимаемое довольно своеобразно, могли рассчитывать только брахманы. Остальные люди должны быть покорны судьбе и добросовестно выполнять свои обязанности, особенно связанные с религией. Тогда возможно в следующей жизни они опять могли бы стать человеком, а может даже брахманом, и может быть даже спастись. Дело в том, что индийцы с древности верят в переселение душ. Душа – атман – живет вечно, вечно воплощаясь то в одном, то в другом теле. Но в отличие от европейца перспектива вечной жизни индуса вовсе не радует. Жизнь понимается не как благо, а как проклятье, от которого нужно освободиться. Виною всему тело, с которым по закону кармы связывается душа (атман). Тело в индуизме понимается как зло, от которого нужно освободиться. Все духовные практики в Индии преследуют именно эту цель – освобождение (мокше) от оков тела. Наиболее известная для нас практика именуется словом «Йога». Йога – это наше славянское слово «иго», употребляемое в санскрите с тем же значением, что и у нас. «Иго» значит «ярмо». Представление о йоге как об оздоровительной гимнастике, весьма распространенное в современном мире, не только не соответствует ее изначальному религиозному значению, но и прямо противоположно ему. Йога – это садизм над собственным телом, которое нужно уничтожать долго и наиболее изуверским способом. Всё в йоге – лишение себя пищи, сна, удобств, воздуха, длительное пребывание в крайне неудобных позах (асанах) – целью имеет именно развоплощение, «освобождение от оков тела». Пределом этих йогических упражнений служит состояние саматхе – религиозный транс, при котором йоген почти полностью утрачивает все жизненные функции и впадает в состояние анабиоза. Философское обоснование для подобных практик предлагают древние комментарии в Ведам Упанишады. На санскрите «Упа-ни-шад» значит, «сидеть у ног» учителя. Они писались жрецами-аскетами. В них содержатся основные мысли древнеиндийской философии о человеке (вернее, о его душе – атмане), о Брахмане, о медитативных практиках, которые направлены на то, чтобы атман человека мог бы в полной мере отождествить себя с Абсолютом, с Брахманом. Главная мысль Упанишад: «атман есть Брахман», то есть человек (вернее, его душа) это Бог. Мысль соблазнительная, но ложная, так как Брахман – это не Бог. Брахман – это чистая абстракция, причем пустая абстракция. Брахман – это даже не «Абсолютное Благо» Платона, не Ахура-Мазда Заратустры, это не Атон Аменхотепа IV и уж тем более не Ягве Ветхого Завета. Брахман – это чистое ничто. Поэтому ничего удивительно нет в том, что именно этот тезис во главу угла ставят основатели двух великих индийских религий Сиддхартха Гаутама, основатель Буддизма, и Джина Махавира, основатель Джайнизма.