Вы здесь

Незримые прихожане

Публикуем заключительную статью из военного цикла нашей храмовой газеты "Спасъ" (первая статья, вторая статья)

При Межрегиональном фонде «Помним, гордимся, чтим» действует поисковый отряд. С ним настоятель храма Иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в посёлке Невская Дубровка (правый берег Невы, Ленинградская обл.) протоиерей Валериан Жиряков сотрудничает уже восемь лет. Отряд занимается поиском погибших в боях за «Невский пятачок».

Всё началось, когда поисковики в 2012 году вскрыли массовое захоронение на железнодорожной платформе Теплобетонная и подняли 370 человек. В архивных документах это место значилось под грифом «Могила № 17». Там были останки скончавшихся в госпитале от ран.

Когда я увидел в этом болоте месиво из тел (могила находилась в заболоченном лесу. — Ред.), то понял: достойно похоронить их и по-христиански проводить в последний путь не просто наш человеческий долг. Это и восстановление духовной связи с ними. А потребность человеческой души в этом подтверждает такое явление, как «Бессмертный полк», — говорит отец Валериан и рассказывает историю от знакомого поисковика.

«Невский пятачок» — условное обозначение плацдарма на левом (восточном) берегу Невы, напротив Невской Дубровки, удерживаемого советскими войсками Ленинградского фронта с 19.09.1941 по 29.04.1942 и с 26.09.1942 по 17.02.1943 в ходе битвы за Ленинград

Максим уже несколько лет занимается поисковыми работами в местах боёв на Волховском фронте. Однажды с ним по интернету связалась девушка, у которой там погиб прадед. Она очень надеялась, что Максим сможет его найти. Когда отряд вышел в очередной поиск, ребята долго безуспешно ходили по Волховским болотам. Экспедиция уже подходила к концу, когда один из поисковиков заметил в небе гелиевый шарик. Откуда он взялся в этих глухих местах, никто не понял, а шарик пролетел еще немного и опустился на какой-то пригорок. Ребята подошли, копнули — и подняли там останки прадеда этой девушки.

А вот другая история. На погребение поисковиками останков 286 солдат, погибших во время Ржевской битвы, приехала дочка одного из этих воинов. Узнав, что её отца поисковики нашли 17 июля, она заплакала. Когда её спросили, почему она плачет, женщина рассказала свой сон, приснившейся накануне 17 июля:

— Вижу, идёт по лугу человек, вдруг чувствую, что это мой папа, хотя при жизни никогда его не видела. Он подходит ко мне, обнимает, я плачу. Он гладит меня по голове и говорит: «Не плачь, дочка, мы с тобой скоро увидимся».

И таких историй десятки.

Вывод простой: если их начинают искать, они отзываются, — считает отец Валериан. — Потому что «у Бога все живы». Эта духовная связь и объясняет феномен «Бессмертного полка». Когда люди пришли в храмы и стали молиться за своих близких, в их душах появилась потребность в единстве со своими родственниками-героями и друг с другом. А что может объединить сегодня наше общество, чтобы не вызывало никаких сомнений и вопросов? Только подвиг этих героев, отдавших за нас свою жизнь.

Поминальная молитва в храме Иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в посёлке Невская Дубровка

Но некоторые люди говорят: как можно молиться за них, если мы не знаем, кто коммунист из них был, кто комсомолец? Может быть, половина были богоборцами? — спрашиваю у священника.

Тут у меня два аргумента, — отвечает отец Валериан. — Один даёт Нева, вымывая на берег нательные кресты и иконки погибших на переправе солдат. Один из наших прихожан собрал их и оформил в багетную рамку. Получился как бы мощевик из крестов. Я говорил со многими ветеранами, когда они ещё были живы и приезжали сюда почтить память своих товарищей. Они вспоминали, как бабушки водили их детьми в храм и причащали. Поэтому, думаю, получив эту добрую закваску, многие из них были верующими людьми. А другой аргумент я нашёл в Евангелии: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15:13). Ведь они шли в атаку и погибали под шквальным огнём, понимая, что за ними умирает от голода целый город. Они ради этих людей жертвовали собой. В их сердцах горела та самая Христова жертвенность. И именно благодаря ей была одержана наша Победа над жестоким и великолепно оснащённым врагом. Какие бы они ни были — всё равно эта жертвенность, этот подвиг всё освящает. А то, что кто-то был коммунистом или комсомольцем — это Господь там уж сам решит, как кого помянуть. Наше дело за них молиться.

Отец Валериан тоже уверен, что храм в посёлке Невская Дубровка — это ответ павших воинов на его молитву о них. За участок земли, где теперь стоит храм, шла борьба между местными бизнесменами. Одни предлагали построить там торговый центр, другие — развлекательный, в администрации посёлка было много споров и раздоров.

— А мы (община) ни с кем не спорили, мы просто молились, поминая павших воинов, и обращались к ним за помощью, чтобы нам досталось это место и нашлись благодетели. После воскресной службы шли крестным ходом из старого храма, который прежде был магазином, до этой площадки, — вспоминает отец Валериан. — Обходили кругом площадку и шли обратно.

Сегодня храм «Взыскание погибших» — украшение посёлка. И никто даже не представляет, что на этом месте могло быть что-то другое.

И еще один удивительный факт, о котором говорили мне все респонденты: когда они молятся в храме или в часовне о павших воинах, даже если на службе несколько человек, возникает ощущение, что храм полон людей, тех самых солдат, которые незримо присутствуют на этом богослужении и тоже возносят о нас свои молитвы Богу.

Кресты, вымытые рекой на месте переправы на Невском пятачке

И это только три примера, которые могут подсказать, чтó мы можем противопоставить «войне с памятниками».

 

 

Алексей Реутский

Фото автора

Газета «Спасъ»

Начало темы:

Крестик под березой

Монастырь на небесах и на земле