Вы здесь

Один против стаи. Как подростку противостоять стае?

Проблемные подростки нередко сбиваются в подобие стаи и начинают насаждать какую-либо деформированную систему ценностей. Одни пытаются построить окружающих под уголовные беспредельные порядки. Другие травят сверстников, если их одежда «запрещена» по тем или иным клановым понятиям марок.

Как подростку, которого выбрали изгоем, противостоять таким группировкам? Как ему должны помогать в такой ситуации родители, школа? На вопросы корреспондента газеты Спасъ отвечают православный психолог Елена Буковская и иерей Алексий Веретельников

 

Елена Буковская, православный психолог, Центр святителя Тихона при Донском монастыре:

 

— Подросток должен научиться четко обозначать свою позицию по всем вопросам и понимать, что такое хорошо, что такое плохо. Когда ему будут предлагать искаженные ценности, блатные понятия и т. д., он должен уметь сказать нет! Обязательно найти себе друга по своим интересам, там, где двое, будут и трое, и четверо, это вопрос времени, и подавать другой пример, хороший, правильный. Ведь в каждом человеке живет добро, нужно просто научить, как им пользоваться. Родители должны научить детей молиться, можно сказать — за врагов, но я бы сказала — за заблудшие души своих товарищей. Ведь они сами попались на удочку зла и понятия не имеют, как оттуда выбраться, нужен пример и только пример. А пример положительный в данном случае — мудрый школьный учитель и родители. Ведь сейчас зло очень хорошо себя рекламирует, а добро скромно ждет своей очереди в стороне. Поэтому чем больше добрых дел, тем меньше времени останется на всякие глупости.

В школах учителя должны обязательно знать ситуацию в классе и при первых звоночках проводить разговоры с детьми. На классном часе можно обсудить совместный досуг, например, взять шефство над младшими классами, учить их делать добрые дела и помогать справляться с трудностями. Или сделать театральное представление и с ним пройтись по детским домам. Это хорошо еще и тем, что ребенок начинает сравнивать себя с детьми, у которых ничего нет, так появляется сострадание и милосердие.

Школьный буллинг. Фотобанк «Лори»

Родители должны дома показывать пример взаимного уважения и любви. Дети перенимают только личный пример, оставляя слова без внимания. И если папа, мама, бабушка и кот стоят на своем, то ждать от ребенка послушания не стоит... он просто не знает, как это. И эту модель поведения он перенесет в школу и к сверстникам и может одинаково стать как жертвой насилия, так и тем, кто сам совершает насилие.

 

 

Иерей Алексей Веретельников, храм Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино

— В большинстве своем конфликты со сверстниками случаются у детей из неблагополучных семей, где к ребенку плохо относятся, унижают и обижают. В школе такие дети либо очень агрессивны, либо очень подавлены — и это «заслуга» родителей. Не стоит глубоко говорить в этом вопросе о предмете веры, хотя нельзя не отметить, что часто подобные вопросы возникают как прямое следствие греха: часто дети растут в неполных семьях, рожденные без отца, в блуде, воспитываются без любви. В этом смысле христианину, конечно же, легче, поскольку есть четкий ценностный ориентир, который позволяет избежать многих проблем.

Но эта проблема общая, и в ее разрешении должно быть задействовано и государство, и, конечно же, сами школы.

Иерей Алексей Вертельников. Фото Михаила Терещенко

Как ребенку противостоять подобным группировкам? Какую линию поведения избрать? Здесь все индивидуально, и все зависит от того, какой ребенок и какова сама ситуация. Главное, чтобы у ребенка было доверие к родителям. А варианты решения самые различные — от перевода в другую школу до обучения возможности постоять за себя, чтобы не быть мальчиком для битья. Как таковое, умение постоять за себя помогает преодолеть страх и обрести уверенность. Эти качества обязательно должны быть, особенно в мальчишках. При этом, конечно же, ребенка надо учить защищаться, а не драться, т. е. не превращаться в агрессора, а уметь постоять за себя.

Но главное зависит от самих родителей, от того, насколько тесные отношения в семье. И родители должны не только оберегать детей от лишних опасностей, но и при этом сделать все возможное, чтобы ребенок смог адаптироваться в этом мире, который не всегда состоит из добрых и порядочных людей. Но в любом случае семья должна быть поддержкой. Если ребенок остается один, то последствия могут быть катастрофическими. При этом школа или, вернее сказать, педагог едва ли сможет заменить родителей в разрешении подобной ситуации, но тем не менее может и должен оказать соответствующую поддержку и, насколько возможно, помощь в разрешении ситуации. Ведь многое зависит и от школы, от того, какие порядки в ней.

 

СПРАВОЧНО:

Православный психолог Елена Федоровна Буковская.

Прием по понедельникам, средам и пятницам с 10.00 до 13.00 по адресу: Москва, Донская пл., д. 1

Записаться на консультацию можно по телефону 8 965 188 68 61 или по электронной почте elena.st333@yandex.ru.

Психологическое консультирование проводится бесплатно, при желании можно оставить посильное пожертвование.

 

 

 

По материалам газеты «Спасъ»