Вы здесь

Рукоположение клирика нашего храма

В Неделю 5-ю Великого поста Предстоятель Русской Церкви освятил храм Покрова Пресвятой Богородицы на Люберецких полях. За Литургией Предстоятель Русской Православной Церкви рукоположил диакона Владимира Никитенко, клирика храма Новомучеников и исповедников Российских в Строгине, в сан пресвитера. Поздравляем дорогого отца Владимира. Аксиос!

 

 

«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Многочтимый отец благочинный Анатолий! Отец настоятель! Отец протопресвитер Владимир! Дорогие отцы, братья и сестры!

Я хотел бы всех вас сердечно поздравить с этим замечательным воскресным днем и, конечно, с событием, которое произошло сегодня в этом храме. Я уже имел возможность когда-то, при освящении нового храма. рассказать, как много было тех, кто не верил, что городу Москве нужны новые храмы. Такие были не только среди светских людей, но и среди духовенства, поскольку считалось, что существующих в Первопрестольном граде храмов вполне достаточно. Как я уже упоминал, меня пугали тем, что храмы будут стоять, только народа в этих храмах не будет. И всякий раз, когда я освящаю новый храм, я убеждаюсь в том, насколько не правы были те люди, когда Господь мне силу и разумение осознать необходимость строительства новых храмов в городе Москве.

Действительно, то, что я и сегодня вижу, — для меня большая радость, утешение и укрепление в мысли о том, что храмы нужны везде, где их нет и где живет православный народ. Так уж люди ведут себя в социуме, в общении с другими, что чаще всего не выпячивают свою религиозность. Это считается чем-то излишним, даже лицемерным, люди хранят свою веру в глубине сердца, и далеко не каждый, кто идет на улице, может быть отождествлен с православным человеком. Но мы должны помнить, что абсолютное большинство людей в нашей стране крещены. По каким-то причинам они не всегда ходят в храм, некоторые и вовсе бывают в храме только дважды — при крещении и при отпевании. Но это другой вопрос и другая проблема — как следует работать с крещеными людьми, чтобы они становились воцерковленными. Эта задача стоит перед Церковью, перед духовенством, перед приходскими активами, перед нашей православной молодежью. Потому что все мы, верующие, воцерковленные люди, должны не только приходить в храм и молиться, но и помогать людям крещеным, но не воцерковленным войти в храм Божий и стать членами Церкви Христовой. Не только по крещению, но по практике жизни, по убеждениям, по мировоззрению, по отношению к самому себе и окружающим. И благодарение Господу за то, что сегодня наши новые храмы наполняются людьми.

Несколько слов хотелось бы сказать о сегодняшнем евангельском чтении (Мк. 10:32-45). Как и все в Евангелии, это повествование замечательно и имеет отношение к каждому из нас. Напомню вам: ученики Спасителя идут в Иерусалим, и между ними завязывается спор: а кто из них важнее, кто должен быть по правую и левую руку от Учителя? И Господь говорит им: кто хочет быть первым, большим, тот должен быть слугой, а кто хочет быть первым, тот должен быть — и далее произносит нечто, что воспринимается как абсолютно непонятное, неразумное, не имеющее смысла, — тот должен быть рабом.

Но ведь нет в Евангелии ни одного неразумного слова — все исполнено великого смысла! Так что же это означает — быть первым и одновременно слугой? Быть большим и рабом? А это означает вот что: пред Господом все люди равны, и на Страшном Суде Господь не спросит, какую ты должность занимал. Был ты солдатом или генералом? Был ты простым рабочим или обладал властью? На какой машине ты ездил? И вообще, какое ты имел и имеешь там, на земле, историческое значение? Господь ничего этого не спросит. Он только спросит нас: а ты ближнему своему помог? А ты был рабом для другого? А ты стал слугой для другого? Но особенно Он спросит с тех, кто во власти.

Поэтому мое слово сегодня к тем, кто во власти: помните, в чем смысл власти и почему Господь попустил вам войти во власть. Не для того чтобы вы наслаждались этой властью. Не для того чтобы вы чувствовали себя комфортно и счастливо, но только для того, чтобы вы служили людям, помогали им. Только это оправдывает человека во власти. Иногда говорят: у нас хороший начальник, он о нас заботится, — хорошо, если так. Но если начальник начинает убеждать себя, что он хороший, потому что кому-то помог квартиру выправить, кому-то премию выдал, то такие мысли нужно гнать вон, вспоминая слова Божии: ты должен быть рабом для другого. Это значит, что все то, что ты делаешь, должно быть направлено на благо других людей. Не на свое собственное благо — на благо других людей. А кто в это не верит, откройте сегодняшнее Евангелие. Тогда власть будет вам не в погибель, а во спасение. Тогда власть даст возможность войти в Царствие Божие, тогда власть будет и Богом благословлена, и народом признана. Любовь и благодарность народа будут изливаться на такого правителя — вот этому мы и научены сегодня словом Божиим.

А теперь давайте поговорим, что же такое власть. Это не обязательно президент, правительство, губернатор, руководитель района или директор завода — совсем не так. Если люди собираются даже небольшим коллективом, всегда появляется лидер — так мир устроен. Лидерство бывает определено должностью, положением, но и личными качествами человека. Неслучайно про таких говорят: он вожак, он всегда ведет за собой. Но те, кто по должности, или по призванию, или по талантам своим становятся лидерами, должны помнить, что это очень опасное дело — быть лидером, потому что кому много дано, с того много и спросится. И если лидер становится соблазном для других, если лидер становится горем для других, то он губит свою душу. Наверное, если бы показали в страшном сне такому человеку, что его ждет там, за гробом, он бы сказал: "Да Бог с ней, с этой властью!" Но Господь не показывает никому из нас, что его ждет за гробом. Он говорит нам словами сегодняшнего Евангелия: "Кто хочет быть большим, да будет всем слугой, а кто хочет быть первым, да будет всем рабом". То есть ничего другого в жизни первенствующего не может быть, как только служение ближним своим, и чем выше он поднимается, тем больше расширяется сфера его ответственности, чтобы быть слугой для своих людей, для народа своего, а применительно к Церкви — для пасты своей.

Эти замечательные слова помогают нам понять, что такое первенство и власть. При этом Господь не отвергает саму необходимость иметь первенство и власть. Он ведь не сказал: "Не должно быть среди вас ни первых, ни больших". Наверное, мог бы так сказать, но не сказал. Потому что это означало бы отвергнуть сам институт власти, без которого общество существовать не может. Есть такое понятие "анархия" — это самое страшное время в истории человеческого общества, когда власть исчезает, когда она никому не принадлежит, когда сокрушается все, когда наружу выползают самые страшные страсти и греховные наклонности людей и нет никого, кто мог бы остановить согрешающих и преступников, навести порядок. Власть — это неотъемлемая, Богом установленная институция, которая сопровождает на протяжении всей истории жизнь человеческого общества. Но как мы видим, власть— это и большой соблазн, и очень часто бывает так, что человек, достигающий власти, обо всем забывает и использует свою власть для того, чтобы еще более расширить свои полномочия или чтобы жить побогаче и поспокойнее.

Сегодняшнее Евангелие обращено в первую очередь к тем, кто имеет власть — большую, среднюю, малую; но хочу еще раз сказать, что ведь и каждый из нас над кем-то имеет власть. В семье кто-то бывает лидером — муж, а нередко жена, старшие братья или сестры. В любой человеческой организации, в любом человеческом коллективе непременно появляется неформальный лидер — человек более образованный, более умный, более мудрый, более добрый или более сильный. И каждый, кто обретает власть, пусть самую маленькую, должен помнить сегодняшние слова Евангелия: "Больший да будет слугой, и первый да будет рабом".

Дай Бог, чтобы таким духом, такой истиной, такими смыслами наполнялось сердце и разум тех, кто во власти. И непременным результатом будет огромный авторитет таких людей среди тех, над кем они властвуют. А ведь именно это и нужно правителю, тому, кто руководит другими, — иметь уважение, авторитет, послушание не за страх, а за совесть. И да поможет Господь всем нам, у кого есть власть. Еще раз подчеркну: речь идет не только о государственной власти, не только о власти в каких-то больших коллективах, но и во власти в семье, о власти среди друзей, о формальной и неформальной власти. Если человек обретает власть, то есть особое влияние на окружающих, он должен помнить, что тем самым он обретает и ответственность пред Богом, пред людьми. И да поможет Господь всем тем, кто во власти, а также и всем нам, когда мы становимся первыми или большими, помнить Его слова и всегда связывать со своими полномочиями и возможностями то, что Господь от нас требует, — смирение, без которого не может быть подлинного служения властного человека ближним. Пусть Господь вразумит всех, кто во власти, и всех тех, кто подчиняется власти. Потому что нет власти аще не от Бога, всякие власти от Бога суть, учит нас Священное Писание (см. Рим 13:1).Эти слова требуют от нас уважения к власти, но уважение к власти перерастает в искреннюю любовь и признательность, когда власть служит так, как учит сегодня слово Божие.

Да поможет всем нам Господь в это непростое для нашего Отечества время сплотиться, в том числе вокруг власти, а власти преисполниться ответственности за свой народ, смирения и готовности служить ему даже до положения жизни своей. Вот тогда и будет в народе нашем подлинная солидарность и способность отражать врагов внешних и внутренних, устроять жизнь нашу таким образом, чтобы в этой жизни было как можно больше добра, правды и любви.

Всех вас, мои дорогие, сердечно поздравляю с воскресным днем. Благословение Божие да пребывает над вами, над вашими родными и близкими, над жилищами и трудами вашими. Аминь».