Вы здесь

Евангельский клуб "Экзегет"

Евангельский клуб поздравляет всех со Святыми днями Рождества Христова и продолжает свои встречи по средам, в 19:30 в 203 аудитории. В минувшую среду, 8 января мы читали и разбирали отрывок из четвертой главы первого послания апостола Павла к Тимофею. Приглашаем всех желающих присоединятся в любой момент!

1 Тим 4, 1-8: 

Толкование
Давая своему любимому ученику наставление, како подобает в дому Божии жити, Апостол, по замечанию блаженнаго Феодорита, имел в виду появление отступников от веры, о которых ему Дух Святый ясно открыл, что Апостол предсказывал ещё при прощании с пастырями Ефеса (Деян. 20:29-30) и что теперь, как видно из дальнейших слов Послания начало уже исполняться, потому что Апостол даёт определённую характеристику появившимся еретикам и излагает подробно содержание их лжеучения. Под последними временами, впрочем, здесь, разумеются не времена Второго Пришествия Иисуса Христа, которыя действительно так часто называются в Священном Писании, но времена последующия за временем перваго явления Мессии, потому что, как и история показывает, уже во времена Апостолов появились отступники от веры. Учением бесовским называется всякое ложное учение по первоначальному происхождению своему от диавола (2 Кор. 11:15). Некоторые относят это выражение к учениям о демонах. Были и такия учения в Ефесе (Деян. 19:13, 19).
[В древности выжигали беглым рабам и преступникам на плечах, на лбу и других местах различные знаки. Апостол прилагает это к лжесловесникам, которые в своей совести как бы носят выжженные следы своих преступлений]. Блаженный Феодорит думает, что этими словами Апостол означает крайнюю безсовестность этих лиц; потому что прижигаемое место, омертвев, теряет прежнюю чувствительность.
Возбраняющих женитися, удалятися от брашен. Из этих слов можно догадываться, что Апостол имел в виду тех еретиков, против которых писал Колоссянам (Кол. 2:21). Вследствие своего дуалистическаго взгляда на плоть, как местопребывание злого начала, эти еретики смотрели на всё, что доставляет удовольствие плоти, как на грех. Под этот взгляд они подводили и брак, а также запрещали употребление некоторых яств, в особенности мяса и вина. Апостол всегда указывал на брак, как на спасительное средство против невоздержания; и обличал тех, которые и брак честный считали скверною. Но употребление пищи, по Апостолу, не поставляет нас пред Богом. Апостол сам готов был не есть мяса во веки (1 Кор. 8:13), чтобы не соблазнить брата своего; но он это делал по любви к ближнему, а не по отвращению к пище, которая, как создание Божие, хороша сама по себе и, как полезная для человека, должна быть принимаема с благодарностью к Богу. [Чтобы яснее понять, почему Апостол так сильно возстаёт против лжеучителей, отвергающих брак и осуждающих употребление мясной пищи, нужно заметить, что под этим лжеучением скрывалось другое, более опасное, которым отрицался сам догмат Воплощения Сына Божия и извращался истинный смысл учения об Искуплении. Выходя из той мысли, что плоть есть произведение диавола и что, поэтому, Сын Божий не мог принять на Себя действительной плоти человеческой, а только призрачную, еретики старались внушить Христианам презрение к плоти, изнурение её чрезмерным воздержанием от некоторых брашен, а также и от брака. Вместе с тем достигалась и другая цель — отвержение действительности Воплощения Сына Божия, а потому и действительности нашего спасения Богочеловеком Иисусом Христом. Проникая в сатанинския глубины лжеучения, Апостол, озаряемый Духом Святым, научает Тимофея и всех Христиан остерегаться этих лицемерных аскетов — лжесловесников, имеющих, как он говорит, сожжённую совесть].
Освящается словом Божиим и молитвою. Говорится о пище. У Иудеев считалась чистою или святою только пища, позволенная в Законе Моисеевом (Лев. 11:41-44). Апостол указывает, что всё само в себе чисто и может быть употреб­ляемо в пищу, как святое и дозволенное, если оно освящено молитвою и благословением Божиим. Речь Апостола, конечно, относится к предметам, упот­ребляемым в пищу, и таким образом противополагается только еврейской ис­ключительности, которую распространяли лжеучители на некоторыя кушанья и в Христианстве. Но нельзя из этих слов Апостола заключать, что Апостол считал возможным и чистым употребление всякой нечистой пищи, падали и прочего. Ни один народ не считает таких предметов пищею; о них у Апостола и речи не было.
Добр будеши служитель, διάκονος. Вот и ещё пример безразличнаго употребления названий в Церкви Апостольской. Тимофей здесь называется διάκονος, не по сану, а по служению, почему в Русском и Славянском переводах правильно называют его служителем
Обучай себе ко благочестию, γύμναζε. Образ взят с гимнастических упражнений, который, содействуя развитию и укреплению телесных сил, в то же время требуют здоровья, ловкости, и постоянства занятий. Такому упражнению в благочестии учит Тимофея Апостол Павел.
Телесное обучение вмале есть полезно, σωματική γυμνάσια Апостол не без намерения говорит здесь об упражнении телесном, которое совершенно противо­положно упражнению в благочестии, а между тем у еретиков пользовалось особенным вниманием. Всякое упражнение телесное могло иметь значение внешнее. Апостол хочет сказать, что занимающиеся постами, воздержанием от браков, обращают внимание на тело и его упражняют, а о внутреннем благочестии забывают. Α благочестие на все полезно. Благочестие есть не что иное, как истинное почитание Бога, которое состоит в правильном понятии о Нем, в достойном суждении о Его свойствах и действиях, в истинном страхе и благоговении перед Его святым именем. Такое благочестие на всё полезно, то есть и к избежанию обольщений от еретиков, и к получению обетований настоящей и будущей жизни, обетование имеюще живота нынешняго и грядущаго.