Вы здесь

Исповедь

О ТАИНСТВЕ ПОКАЯНИЯ (ИСПОВЕДИ)

Литература для прочтения:

1) Возвращение. Покаяние и исповедь. Архимандрит Нектарий (Антопулос).

2) Вопросы об Исповеди.

3) "О постах, Исповеди и приобщении Святых Христовых Таин". Завещание священноисповедника Сергия Правдолюбова.

 

Вопросы об Исповеди

 

Что такое Исповедь?

-       Исповедь - это великое Таинство примирения Бога и человека, явление любви Бога к человеку. На исповеди верующий в присутствии священника исповедует грехи и через него от Самого Господа Иисуса Христа получает прощение грехов.

Зачем надо исповедоваться?

-        Через Исповедь возвращается та чистота души, которая была утрачена из-за грехов. Этим Таинством восстанавливается состояние, полученное в Крещении. Грех - это грязь, а исповедь есть баня, омывающая душу от духовной грязи.

Как подготовиться к первой Исповеди?

-        При подготовке к исповеди необходимо испытать свою со-весть, вспомнить грехи, совершенные делом, словом, чувствами и по-мышлением за все время после Крещения. Человек должен все это про-думать и осознать в чем он согрешил против самого себя, против ближ¬них, против Бога и Церкви и раскаяться. Самоосуждение - вот первое и главное, с чем надо приходить на Исповедь. При необходимости можно записать грехи, чтобы не упустить чего-либо во время исповеди.

При подготовке к исповеди полезно почитать книги: «В помощь кающимся» святителя Игнатия Брянчанинова, «Накануне исповеди» священника Григория Дьяченко или «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина), которые помогут осознать и увидеть грехи забытые и неосознаваемые. Но переписывать грехи из книг не надо, исповедь должна быть совершенно личная.

Что должен знать желающий приступить к Исповеди?

-        К Исповеди должно приступать предварительно со всеми примирившись. На Исповеди надо говорить только о своих грехах, не оправдывать себя, не осуждать окружающих и просить у Господа про-щения за свои прегрешения. Никогда не надо впадать в уныние от осо-знания тяжести своих грехов, ибо нет грехов не прощаемых, кроме не исповеданных, нераскаянных. Если по каким-либо причинам священник не имеет возможности выслушать подробно, то не надо этим смущаться. Важно осознавать себя виновным перед Богом, иметь в сердце сокруше¬ние и самоукорение. Но если какой-то грех лежит на совести камнем, то надо попросить священника, чтобы он выслушал подробно.

Исповедь -т это не беседа. Если надо посоветоваться со священ¬ником, то следует попросить его уделить для этого другое время

К Исповеди можно приступать в любое время и желательно как можно чаще. Обязательной является Исповедь перед Причастием.

Как побороть стыд на Исповеди?

-        Чувство стыда на Исповеди естественно, оно и дано Богом, чтобы удерживать человека от повторения греха. Преодолеть стыд по-может понимание, что Церковь - врачебница, а не судилище. Господь «не хочет смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33:11). «Жертва Богу дух сокрушенный, сердце сокрушенное и смиренное не унизит Бог» (Пс. 50:19).

На приеме у врача человек не стыдится рассказывать о своих те¬лесных болезнях, так и на Исповеди не надо стыдиться открывать свои душевные недуги священнику. Нет другого способа уврачевать душу.

Покаяние и Исповедь - это одно и то же?

-        Покаяние (в переводе с греческого «перемена ума») - это изменение образа жизни через изменение ума и образа мыслей: от осознания неправды - через покаяние - к перемене. Поэтому истинное покаяние есть перерождение, внутренняя перестройка, обновление и возрожде¬ние жизни. Покаяние - это не единичный акт раскаяния, но постоянное, ежедневное делание. Покаяние - это изъявление готовности к духовному труду, к соработничеству с Богом во имя обретения Рая.

Покаяние подразумевает в первую очередь внутреннюю перео¬ценку самого себя, некий критический самоанализ, способность взгля¬нуть на себя со стороны, осудить свои грехи, а себя предать правосудию и милости Божией. Покаяние есть осознание своего греха, неправды собственной жизни, признание того, что в своих делах и помышлениях человек уклонился от нравственной нормы, которую Бог вложил в его природу. Осознание этого - величайшая добродетель и одновременно залог изменения жизни к лучшему.

Святитель Феофан Затворник определяет покаяние четырьмя ве¬щами: 1) осознанием своего греха пред Богом; 2) укорением себя в этом грехе с полным исповедованием своей вины, без перекладывания ответ¬ственности на бесов, других людей или на обстоятельства; 3) решимостью оставить грех, возненавидеть его, не возвращаться к нему, не давать ему места в себе; 4) молитвой к Богу о прощении греха, до умирения духа.

Исповедь есть исповедание своих грехов (устно или иногда письменно) при свидетеле священнике. Это часть Таинства Покаяния, во время которого кающийся человек через чтение священником особой молитвы и осенение знамением Креста получает разрешение (освобож¬дение) от грехов и прощение от Самого Бога.

С какого возраста надо исповедоваться ребенку?

-        Обычно дети исповедуются с 7 лет. Но желательно заранее готовить детей к первой исповеди. Начиная с 5-6 лет приводить их к

священнику для доверительной беседы, чтобы у них обретался навык осознания своих проступков.

Когда бывает исповедь - до или после службы?

-        В разных храмах исповедь совершается в разное время. Где-то утром вообще не исповедуют, а где, наоборот, исповедуют только утром. Где-то только перед богослужением, а где и во время литургии или вечерного богослужения. Узнать о времени исповеди в своем храме можно, спросив непосредственно у сотрудников вашего храма. 

В нашем храме можно исповедоваться ежедневно утром и вечером. Но наши священники просят исповедоваться только вечером во время вечернего богослужения около 18.30, а в субботу вечером т.к. вечером больше времени для Исповеди. Утром, в начале Литургии, в нашем храме можно исповедоваться только в крайнем случае - Исповедь во время Литургии является предосудительной и допускается только в крайней случае.

Что такое грех, как его уничтожить?

-        Грех есть нарушение заповедей Божиих, преступление против Божиего закона, совершенное вольно или невольно. Первоисточником греха является падший мир, человек - проводник греха. Святые отцы различают следующие ступени вовлечения в грех: прилог (греховный помысел, желание); сочетание (принятие этого греховного помысла, за¬держка на нем внимания); пленение (порабощение этим греховным по¬мыслом, согласие с ним); падение в грех (совершение на деле того, что было предложено греховным помыслом).

Борьба с грехом начинается с осознания себя грешником и же-лания противостоять греху и исправиться. Грех уничтожается покаяни¬ем при содействии благодати Святого Духа, которая преподается верующим в Таинствах Церкви.

Какая разница между грехом и страстью?

-        Страсть - это дурная привычка, навык, влечение к греховному действию, а грех - это само действие по страсти, удовлетворение ее в по¬мыслах, словах и делах. Можно иметь страсти, но не действовать по ним, не совершать греховного действия. Противостоять своим страстям, бороться с ними - в этом и заключается одна из главных задач в жизни христианина.

Какие грехи называются смертными?

-        Существует перечень смертных грехов, тем не менее, можно утверждать, что смертным является любой грех, который полностью поработил волю человека.

«Смертные грехи для христианина суть следующие: ересь, раскол, богохульство, отступничество, волшебство, отчаяние, самоубийство, любодеяние, прелюбодеяние, противоестественные блудные грехи, кровосмешение, пьянство, святотатство, человекоубийство, грабеж, воровство и всякая жестокая, бесчеловечная обида.

Только один из этих грехов - самоубийство - не подлежит вра-чеванию покаянием, но каждый из них умерщвляет душу и делает ее неспособною для вечного блаженства, доколе она не очистит себя удо-влетворительным покаянием...

Впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибега¬ет к врачевству покаяния, к которому призывается до последней минуты его жизни Спасителем, возвестившим во Святом Евангелии: «верующий в Меня, аще и умрет, оживет» (Ин. 11:25). Но бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно - когда смертный грех обратится в навык!» (свт. Игнатий Брянчанинов).

Неужели все люди грешники?

-        «Нет человека праведного на земле, который делал бы до-бро и не грешил бы» (Еккл. 7:20). Человеческая природа повреждена грехопадением первых людей, поэтому люди не могут прожить жизнь без греха. Один Бог без греха. Все люди много грешат перед Богом. Но одни осознают себя грешниками и каются, а другие не видят за собой грехов. Апостол Иоанн Богослов пишет: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:8-9).

Осуждение, тщеславие, самооправдание, пустословие, неприязнь, насмешки, неуступчивость, лень, раздражительность, гнев - постоянные спутники человеческой жизни. На совести многих лежат и более тяжкие грехи: детоубийства (аборты), супружеские измены, обащение к колдунам и экстрасенсам, зависть, воровство, вражда, месть и многое другое»;

Почему грех Адама и Евы называется первородным?

-        Грех называется первородным потому, что его совершили первые люди (прародители) - Адам (праотец) и Ева (праматерь) - от которых произошел первый человеческий род. Первородный грех явился началом для всех последующих людских грехов.

Почему все многочисленные потомки Адама и Евы должны нести ответственность за их грехопадение?

-        Грехопадение первых людей повредило их духовную и теле¬сную природу. Все люди как потомки Адама и Евы имеют ту же повреж¬денную природу, легко склоняемую к греху.

В святоотеческом понимании грех - болезнь души. А в литурги¬ческой практике Православной Церкви такое понимание греха выраже¬но в многочисленных молитвах.

При таком определении греха легко понять, почему потомки страдают из-за грехопадения прародителей. Сегодня всем известно, что целый ряд серьезных заболеваний передаются по наследству. Никого не удивляет, что дети алкоголиков, например, могут иметь наследственную предрасположенность к алкоголизму, не говоря уже о целом букете со¬путствующих заболеваний. И если грех - это болезнь, он вполне может передаваться по наследству.

В Таинстве Крещения человеческая душа освобождается от первородного греха, так как Господь наш Иисус Христос Своей смер-тью на Кресте искупил грех Адама.

Что необходимо для прощения грехов?

-        Для прощения грехов от исповедующегося требуется прими¬рение со всеми ближними, искреннее сокрушение о грехах и полное их исповедание, твердое намерение исправиться, вера в Господа Иисуса Христа и нацежда на Его милосердие.

Все ли грехи Бог прощает?

-        Нет греха непрощаемого, кроме того, в котором не каются. Милосердие Божие столь велико, что разбойник, покаявшись, первым вошел в Царствие Божие. Сколько бы грехов ни было и как бы велики они ни были, у Бога милосердия еще больше, потому что как Сам Он бесконечен, так и милость Его бесконечна.

Как узнать, прощен ли грех?

-        Если священник прочитал разрешительную молитву, то грех про¬щен. Но грехи имеют свойство оставлять после себя некое подобие шрамов. Иногда грех продолжает мучить нас, или всплывает в наших воспоминаниях. Иногда он становиться снова привлекательным для нас, и мы снова впадаем в этот грех. В последних случаях наше покаяние оказалось неполным, так как грех так и не был полностью изгнан из нашей жизни. Поэтому нужно снова идти на исповедь и каяться  в нем.

Надо ли несколько раз исповедовать один и тот же

грех?

-        Если он вновь совершен, то надо повторно в нем исповедоваться. Если этот грех больше не повторялся, то о нем уже не надо говорить.

Можно ли на исповеди говорить не все грехи?

-        Перед совершением Таинства Покаяния священник читает молитву следующего содержания: «Чадо, Христос невидимо стоит, при¬нимая исповедь твою. Не стыдись, не бойся и не скрывай что-либо от меня, но скажи все, чем согрешил, не смущаясь, и примешь оставление грехов от Господа нашего Иисуса Христа. Вот и икона Его перед нами: я же только свидетель, и все, что скажешь мне, засвидетельствую пред Ним. Если же скроешь что-нибудь от меня, грех твой усугубится. Пойми же, что раз уж ты пришел в лечебницу, так не уйди же из нее неисце- ленным!»

Если кто скрывает на Исповеди свои грехи из-за ложного сты-да, или из-за гордости, или по маловерию, или просто по непониманию всей важности покаяния, то выходит от Исповеди не только не очищен¬ным от грехов, но еще более обремененным ими. Жизнь земная кратков¬ременна и человек может перейти в вечность, так и не успев полностью исповедоваться.

Исповеданный грех как бы становится вне души, выходит из нее - подобно тому, как вынутая из тела заноза становится вне тела и перестает ему вредить.

Полезно ли часто исповедоваться?

-        Через частое исповедание грех теряет свою силу. Частая Ис¬поведь отвращает от греха, предохраняет от зла, утверждает в добре, поддерживает бдительность, удерживает от повторения грехов. А не ис¬поведанные согрешения становятся привычными и перестают тяготить совесть.Но относиться нужно с благоговением к таинству Покаяния, не превращать его в мелкую привычку и путать с ежедневным откровением помыслов в монастырях.

Обязательно ли каяться перед священником? Имеет ли значение, перед каким?

-        Таинство Покаяния совершается в присутствии священника. Это необходимое условие. Но священник - только свидетель, а истин¬ным Тайносовершителем является Господь Бог. Священник — молитвенник, ходатай перед Господом и свидетель того, что богоустановленное Таинство Исповеди происходит законным образом.

Несложно перечислить свои грехи наедине с самим собой перед Всезнающим и Невидимым Богом. А вот открытие их в присутствии священника, требует немалого усилия по преодолению стыда, гордыни, признанию своей греховности, и это приводит к несравненно более глубокому и серьезному результату. В этом и состоит моральный аспект Исповеди.

Для действительно страдающего от язвы греха человека без-различно, через кого он исповедует этот томящий его грех - лишь бы как можно скорее исповедать его и получить облегчение. Самое важное в Исповеди - не личность принимающего ее священника, а состояние души кающегося, его искреннее покаяние, приводящее к осознанию греха, к сердечному сокрушению и отторжению содеянного проступка.

Может ли священник рассказать кому-либо содержание Исповеди?

-        Церковь обязывает священников хранить тайну Исповеди. За нарушение этого правила, священнослужитель может быть лишен сана.

Нужен ли пост перед Исповедью?

-        При подготовке к Исповеди по церковному Уставу не требуется поста и специального молитвенного правила, необходимы вера и осознание своих грехов, желание от них освободиться.

Пост необходим, если после Исповеди есть намерение причаститься. О мере поста перед Причастием надо заранее посоветоваться со священником.

Надо ли исповедоваться утром перед Причастием, если исповедовались накануне?

-        Если вспомнили забытый тяжкий грех, то хорошо бы еще раз исповедоваться, прежде чем приступить к Причащению.

Если между Исповедью и Причащением согрешили словом или делом, например, поссорились с кем - нибудь или случилось осквернение во сне, то нужно исповедоваться. Но если у вас были только помыслы или иные менее тяжкие грехи, то утром исповедоваться не нужно, при условии вашего внутреннего раскаяния и намерения примириться со всеми.

Утром перед Причащением не стоит занимать время священника своей Исповедью. Дайте возможность исповедоваться тем, кто не смог прийти на Исповедь накануне - немощным и родителям с маленькими детьми.

Как быть, если после Исповеди, прямо перед Причащением вспомнился грех, а исповедоваться уже нет возможности? Надо ли отложить Причастие?

-        Об этом грехе следует сказать на Исповеди в ближайшее время.

Откладывать Причастие не надо, а с покаянным чувством и сознанием своего недостоинства подойти к Чаше.

Обязательно ли после исповеди причащаться? Можно исповедоваться и уйти?

-        Причащаться после исповеди необязательно. Можно иногда приходить в храм только для исповеди. Но для тех, кто хочет причаститься, нужно исповедоваться, лучше накануне, либо даже за несколько дней до Причащения.

Что делать больным людям, которые не могут прийти в церковь на Исповедь и Причастие?

-        Их родственники могут прийти в храм и попросить священника об Исповеди и Причастии больного на дому.

Что такое епитимия?

-        Епитимия (в переводе с греческого «наказание») - это духовное лекарство, средство помощи в борьбе с грехом, способ врачевания кающегося грешника, заключающийся в исполнении им дел благочестия, определенных его духовником. Это может быть совершение по¬клонов, чтение молитв, канонов или акафистов, усиленный пост, паломничество к святому месту - в зависимости от сил и возможностей кающегося. Епитимию надо выполнять неукоснительно, и отменить ее может только тот священник, который ее наложил.

Комментарии

Правильно если священник не допускает до исповеди и причастия гомосексуалистов,т.к.они не могут до конца избавиться от греховной страсти?значит не спасутся такие неправильные люди во век?
Уважаемая Екатерина, гомосексуализм как и любой другой нераскаянный грех священник отпустить не может в том случае, если человек не желает отказаться от него, не желает бороться, не желает даже осознать его. О Причастии в таком случае, конечно же речи быть не может. Если же человек борется со страстью, стремиться одолеть ее, то исповедоваться просто необходимо. А вопрос Причастия в таком случае зависит от решения духовника. Каждый случай индивидуален. С уважением, священник Алексий.
30 сентября умерла моя мама. При жизни она каялась, что делала аборты в молодости, потому что в семье было трое детей, по советским временам содержать более троих детей было сложно. Она умерла в больнице, без исповеди и покаяния.5 лет тому назад они с папой исповедовались и соборовались, папа через неделю после этого умер. К моему большому сожалению для мамы я не пригласила священника при жизни для этого обряда. Простится ли ей грех детоубийства? Она, конечно, покаялась а этих грехах 5 лет тому назад. Других больших грехов мама не совершала, она была прекрасной души человек и ежедневно молилась утром и вечером. Я читаю псалтырь ежедневно, хожу в церковь на панихиды практически тоже ежедневно. Подаю милостыню, раздаю мамины вещи. Хочу исповедаться в своих грехах, в том числе, что не подготовила маму к смерти. Что я могу еще сделать для ее прощения Господом?
Упокой Господи души Ваших родителей. Хоть и пять лет назад, но она исповедовалась и несомненно раскаялась в своих смертных грехах. И это отрадно! Отдайте свои переживания Богу - Он забрал Вашу маму, потому что любит ее очень сильно. Не переживайте за нее. Она умерла христианкой. А Вы со своей стороны молитесь, поспешите на Исповедь и Причастие и будьте доброй христианкой по жизни, ревностно соблюдая Заповеди Божьи. Впереди у нас всех встреча с Господом и со всеми нашими близкими ушедшими прежде нас. Пусть эта встреча будет по настоящему радостной для нас, а для этого совесть и сердца наши должны быть чисты. Поспешите на Исповедь. С уважением, священник Алексий.
Здравствуйте.помогите пожалуйста советом-очень хочу сходить на исповедь и причастие.но не решаюсь....потому как незнаю как правильно начать исповедь...нельзя же просто подойти к батюшке и сказать-:святой отец.я исповедаться хочу и начать просто перечислять свои грехи....есть наверное какой то порядок...с чего начинать..как говорить...боюсь...если батюшка скажет что я не правильно к нему подошла. Я ещё больше замкнусь и не ещё долго не смогу решиться сходить в храм...помогите пожалуйста
Добрый вечер, Марина! Не нужно ничего бояться. Священник только свидетель и помощник в Таинстве Покаяния. И главное в Исповеди даже не перечисление своих грехов, а покаяние - раскаяние и твердое решение переменить свою жизнь. И к Исповеди конечно необходимо подготовится. Помолитесь и попросите у Господа помощи вспомнить свои грехи. То что подскажет совесть или то и запишите на листок бумаги, чтобы не растеряться, когда будете исповедоваться. Это очень важно сделать этот решительный шаг! В помощь Вам несколько наших листовок: http://media.wix.com/ugd/b48266_e348597ed1224c8c83104ad719ac6b72.pdf http://media.wix.com/ugd/b48266_8b0b659d74224900bc166bde0e8ddc06.pdf С уважением, священник Алексий.
Мы понимаем состояния первой исповеди.Все мы когда-то через него проходили.Когда человек действительно хочет покаяться в своих грехах, то его уже не смущают внешние обстоятельства исповеди: как священник отнесется, что подумают люди. Представьте себе, что эта ваша последняя исповедь, а завтра страшный суд Божий, который, не испытывайте иллюзий и не обманывайтесь, всех нераскаявшихся грешников определит на муки вечные.Либо здесь и сейчас мы потерпим удобства временные, либо так и не решившись прийти на исповедь, отложив сей неудобный час "на потом", мы с нераскаянными грехами попадем в ад на страдания бесконечныя.Выбор за вами.
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, когда можно исповедоваться (не в первый раз). Возможно ли в будни, в вечернее время? Спасибо.
Добрый день, Оксана! В нашем храме исповедоваться можно каждый день вечером около 18.30 во время вечернего богослужения. Также в нашем храме всегда есть дежурный священник (перерыв с 14 до 16 часов). Можно подойти напрямую к священнику или к работникам храма и сказать, что хотели бы исповедоваться. Помоги Вам Господи! С уважением, священник Алексий Веретельников.
Здравствуйте. Я никогда не исповедовалась, но последнее время чувствую, что пора. Очень хочу исповедоваться, но меня тяготит один вопрос и я не знаю,грех ли это, если да, то какой, а если нет, то почему мне так тяжело? Спросить не у кого, духовника нет. Может Вы подскажите? У меня есть тётя,она очень дурно поступила с моей мамой, со мной и моим ребёнком.(Обманом лишила жилья), это в 90-е было. Сейчас она уже около 8 лет глубоко воцерквлённый человек, закончила миссионерские курсы, работает в одном из монастырей. Иногда появляется в нашей жизни, прощения просит, а я зла не желаю ей, молюсь за неё, но вот общаться не могу так. Простила её в душе, а понять не могу. Она прощения просит, а исправить то что может, не хочет. Говорит, ты о материальном думаешь, а надо о душе. Так вот у меня вопрос, я не правильно учение Господа понимаю (покаяние предполагает под собой исправление ошибок своих, если это возможно)? Как мне быть? Я не могу разобраться. Спасибо
Добрый вечер, Дарья! В данном случае речь, все-таки идет не о прощении, а о той сердечной травме, которую нанесла вам тетя. Похвально что Вы поступаете истинно по-христиански: продолжайте молиться за нее, хоть как-то общайтесь, будьте готовы оказать ей помощь, если таковая ей понадобиться. Этого более чем достаточно чтобы исповедоваться, причащаться и спасать свою душу. Подготовьтесь к Исповеди, не затягивайте. В нашем храме можно исповедоваться всегда на утреннем и вечернем богослужении, но предпочтительнее на вечернем т.к. вечером больше времени на общение. Помощи Божьей Вам! С уважением, священник Алексий Веретельников.
Лень делать утром зарядку. Физкультуру. Это грех?
Наверное, все-таки по совести. Наше тело - это как осел, о котором если совсем не заботиться, то он упадет и не сможет ничего делать. С другой стороны - если чрезмерно лелеять - взбеситься и сбросит седока - душу. Поэтому в вопросе зарядки и спорта необходимо исходить из этого принципа. С уважением, священник Алексий Веретельников.
Хочу дополнить по поводу зарядки и физкультуры. Наше тело это храм или если хотите жилище нашей души. И это жилище надо банально говоря содержать в технически исправном состоянии. Ни один нормальный человек не согласится жить в помойке и ездить на неисправной машине. Так и с телом. Но тут надо жестко разделять физкультуру и спорт. Физкультура дает здоровье а спорт его гробит. Один очень священный владыка как то сказал что профессиональный спорт это бесовщина хуже пьянства и я с ним полостью согласен.

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые указаны на изображении.