Вы здесь

Кто автор Звенигородского чина? Возможно, русская история богаче гениями, чем принято думать

Результаты технико-технологических исследований икон Звенигородского чина, которые традиционно приписывали преподобному Андрею Рублеву, показали, что, скорее всего, автор (или авторы) поясных икон Христа Вседержителя, архангела Михаила и апостола Павла – и автор «Троицы» - разные люди.

 

Завязка сюжета

Исследования проводились в 2015-2016 годах совместной рабочей группой сотрудников Государственной Третьяковской галереи и Государственного научно-исследовательский института реставрации. 

Звенигородский чин был найден в 1918 году близ Успенского собора на Городке в Звенигороде. Иконы среди дров в сарае обнаружил реставратор  Всероссийской комиссии по сохранению и раскрытию древнерусской живописи Григорий Чириков... Но есть и вторая версия его обретения, ее выдвинула искусствовед Ольга Подобедова на конференции, посвященной Тысячелетию Крещения Руси.  По этой версии, иконы передал реставраторам священник Димитрий Крылов, на свой страх и риск, не имея благословения благочинного и архиерея.

Так что единственно достоверная информация здесь: иконы  – часть сохранившегося деисуса, так что изначально их было семь или девять  –  нашли в 1918 г. в рамках работы Всероссийской комиссии по сохранению и раскрытию древнерусской живописи.

Звенигородский чин

Атрибутировал иконы Звенигородского чина как принадлежащие кисти Рублева художник и реставратор Игорь Грабарь, руководитель Центральных реставрационных мастерских: «Их создателем мог быть только Рублев, только он овладел искусством подчинять единой гармонизующей воле все эти холодные, розово-сиренево-голубые цвета, только он дерзал решать колористических задачи, бывшие под силу лишь венецианцам, да и то сто с лишним лет спустя…»

Вслед за ним этой концепции стали поддерживать исследователи советских времен, в основном, придерживаясь доказательного принципа – раз это написано столь гениально, значит – автор Рублев.

Как исследовали «Троицу»

Третьяковская галерея давно занимается исследованием икон, которые с связывают с именем преподобного Андрея Рублева. Еще в 1960-е годы икону «Святая Троица» – одно из  немногих произведений, которое достоверно  связанно с именем великого мастера – ученые обследовали с помощью электронно-оптического оборудования, после чего с фотографировали в ультрафиолетовых и инфракрасных  лучах.

Троица св. Андрея Рублева

Вновь к исследованиям этой иконы  вернулись в 2005 году и проводили их с некоторыми перерывами по 2014 год – уже с помощью более современного технического оборудования. Была сделана детальная фотосъемка всей поверхности иконы,  макрофотографирование, осмотр через бинокулярный микроскоп  и микрофотографирование наиболее важных участков. Также было сделано рентгенографирование всей  поверхности иконы и изучена картина люминесценции красочных и покрывных слове в ультрафиолетовом свете. Тщательно исследовали в инфракрасном излучении скрытый   под красочными слоями подготовительный авторский рисунок – в котором  особенно проявляется индивидуальность художника, ведь он, рисуя, может быть абсолютно свободен, искать форму….  Элементный состав пигментов красочных слоев определялся   с помощью рентгенофлуоресцентного анализа.     

Все эти комплексные методы исследования сегодня признаны во всем мире и применяются учеными Третьяковской галереи для изучения  других произведений  древнерусского искусства.         

Как исследовали иконы «Звенигородского чина»

Все перечисленные методы  были применены и при исследование икон «Звенигородского чина», кроме тогда здесь был проведен химический анализ отдельных пигментов.

Тщательные технико-технологические исследования икон Звенигородского чина позволило специалистам составить детальное описание всех художественных приемов, которые применял художник (художники) в процессе работа – от подготовительных рисунков до завершающих описей.  Ученые с осторожностью предполагают, что мастеров, возможно, было два – есть небольшие расхождения в особенностях подготовительного рисунка и системы наложения красочных слоев в иконе Спаса и – в двух  других иконах.

Икона Спаса из Звенигородского чина, фрагмент

Найти разницу

Результаты, полученные во время исследований иконы Звенигородского чина сравнивались с результатами исследований «Святой Троицы»  преподобного Андрея Рублева. И сравнение это показало, что различия между приемами автора (авторов) Звенигородского чина  и автора «Троицы» – значительны  и их не объяснить лишь эволюцией художника, учитывая даже, что между написанием работ прошло более  двадцати лет.  Звенигородский чин датируется  1400 годом, а «Троица» – 1425-1427 годами.

Например, линии подготовительного рисунка на иконах Звенигородского чина – тонкие, ровные, видно, что художник ведет линию, долго не отрывая кисти. В иконе  «Святая Троица» видно, как мастер ищет  форму,   поэтому линия – короткими широкими штрихами с подтеками на конце. Это один из огромного множеств примеров, который показывает разницу в самом подходе к созданию художественного произведения.

Фрагменты икон архангела Михаила и апостола Павла из Звенигородского чина

Радоваться!

О результатах исследований, хотя сомнений они у них и не вызывают, ученые говорят с осторожностью. В научной работе излишний ажиотаж может лишь помешать.

Ну а мы, все остальные? Нам стоит порадоваться, ведь, если мнение ученых верно, то мы получаем там, на рубеже XIV-XV веков еще одного или даже двух великих иконописцев.  

 

Мария Лапшина