Вы здесь

Откровение чемпиона Нью-Йорка по шахматам

Публикуем выдержку из новой книги протоиерея Джеймса Бернстайна "Удивленный Христом. Мое путешествие из иудаизма в православие."  повествующей о том как он обратился ко Христу.

В этой документальной книге автор осмысляет чудесный сюжет своей судьбы и рассказывает о своем обращении в христианство. Из событий его драматичный жизни – жизни ребенка из ортодоксальной еврейской семьи, бежавшей в США от Холокоста, – впору сделать сериал. Из интеллектуальных и моральных проблем, которые ему пришлось разрешить, можно составить богословский хит для людей разных культур и вероисповеданий.

"В центре всего повествования – Бог живой, явивший себя в Иисусе Христе", – сказано в предисловии. Будущий протоиерей Джеймс родился "сразу после страшной трагедии, постигшей еврейский народ во время Второй мировой войны, и вырос в Нью-Йорке..." Он оказался в Израиле во время Шестидневной войны. После возвращения в США участвовал в протестантском движении, близком к хиппи. Немало испытаний ему пришлось пройти и теологических коллизий преодолеть, прежде чем он стал членом Православной Церкви в Америке и поступил в Свято-Владимирскую духовную семинарию в штате Нью-Йорк. После семинарии он был рукоположен в священники в Антиохийском Патриархате. На момент написания этой автобиографии его служение как православного пастыря продолжалось более 20 лет.

Мы предлагаем читателям нашего сайта эпизод из этой книги, в котором автор рассказывает о том, как он открыл для себя Христа. В тот момент он был подростком, сыном владельцев небольшой лавки, чемпионом Ньй-Йорка по шахматам среди старшеклассников (а в прошлом – и чемпионом США среди юношей). Ему еще предстоял долгий и непростой путь. Но уже тогда он прочитал Новый Завет и понял, что  там написано о реально происходивших событиях и все это имеет прямое отношение к нему самому.

«…Мне в то время было около шестнадцати. Держать Новый Завет у нас в доме не разрешалось — это была «вражеская книга». Я с большой опаской принес ее и с внутренним содроганием приступил к чтению, считая, что совершаю страшный, непростительный грех. Я ожидал, что мне откроются глубины зла. Я листал книгу тайно, ночью, накрывшись одеялом и подсвечивая строчки фонариком.

Первым делом меня покорило описание Иисуса Христа. Я представлял центральную личность всего христианства совсем по-другому. Я ожидал, что это будет беспощадный и нетерпимый человек, непримиримо и даже воинственно настроенный. Я представлял его похожим на тех немногочис-ленных христиан, с которыми был знаком. А вместо этого мне открылся образец веры, любви, мудрости, сдержанности и самообладания. Несмотря на притеснения, Он всегда поступал благородно, разумно и милосердно — именно это казалось абсолютно сверхъестественным! Евангелия давали много свидетельств о Его жизни, и я не смог найти ни одного случая, где Он вел бы себя неподобающе. Иисус был примером во всем. Затем я дошел до описания Страстей и прочитал, как Его предали и распяли. После этого я был уверен, что никто не прожил жизнь так, как Иисус. Передо мной встал главный вопрос: что же делать со Христом?

Арнольд Бернстайн в Назарете

Арнольд Бернстайн в Назарете

Я решил, насколько возможно, подойти к этой истории с логических позиций и выдвинул первую версию, объясняющую феномен Иисуса. Она состояла в том, что жизнь Христа — просто выдумка. Может, она и основана на отдельных реальных событиях, но в целом все сильно преувеличено…

Однако от этой теории все же пришлось отказаться. В книге было слишком много личных свидетельств апостолов о событиях, которые те явно видели своими глазами и искренне считали реальными. Ученики прожили свою жизнь, подражая Христу. Они были по-настоящему верны Ему, они служили ради Него. Зачем людям добровольно идти на страдания, пытки и ужасную смерть ради Того, Кого они выдумали? В этом совсем не было бы смысла.

Кроме того, евангелисты сообщают, что апостолы поначалу не поверили в Воскресение – даже после множества чудес, свидетелями которых они были... Читая Евангелие, мы видим, что после распятия и смерти своего Учителя апостолы испытывали сомнения, разочарование, горе, отчаяние. Они прятались, боясь преследователей, и не доверяли рассказам о Воскресении Христа.

Фома, называемый часто неверующим, говорил, что не поверит в Воскресшего, пока не коснется Его. То, что все настолько недоверчиво отнеслись к Воскресению, для меня служило убедительным доказательством честности апостолов. Они не склонны были верить выдумкам, но внезапно столкнулись лицом к лицу с подлинным чудом – с восставшим во плоти Христом.

В Писании говорится, что воскресшего Иисуса видели вовсе не несколько избранных, а множество людей. И встречи происходили не краткие мгновения, а повторялись снова и снова в течение многих дней. Лука говорит, что ученикам Он «…явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» (Деян. 1: 3).

Арнольд Бернстайн проводит  Крещение в фонтане. начало 1970-х

У апостола Павла произошла уникальная личная встреча со Христом в то самое время, когда он с огромным рвением преследовал христиан. Когда я читал рассказ об обращении Савла в книге Деяний апостолов, то был поражен столь радикальной переменой – из непримиримого противника Христа Савл превратился в главного Его сторонника. Ничто, кроме прямого контакта, личного соприкосновения с Воскресшим, не могло произвети такого эффекта.

Свидетельства об обращении бесчисленных скептиков и врагов Христа и превращении их в верных Его последователей, готовых идти за Ним на смерть (иногда очень мучительную), говорят об одном: они действительно верили в реальность Его Воскресения из мертвых. Именно их самоотверженность показалась мне чрезвычайно убедительной...

Христианский уличный театр в Беркли, калифорния. 1970г.

Поиск истины — нелегкий труд. Чем больше я боролся за то, чтобы узнать правду, тем сильнее отчаивался. Я запутался в паутине противоречащих друг другу идей и вскоре понял, что как ни старайся, а истину в последней инстанции — то есть Бога — не познаешь. Это привело к серьезным разочарованиям и чувству пустоты, тщетности всех моих усилий. Как большинство шестнадцатилетних подростков, я был достаточно идеалистичен и не хотел сдаваться — но это было непросто. Я частенько думал с раздражением: если в жизни нет никакой цели и смысла, зачем тогда жить? Я подошел к переломному, кризисному моменту. Потребность докопаться до истины была так велика, что поглощала все мои мысли. При этом я продолжал учиться в школе и выигрывать шахматные соревнования и вообще со стороны мог показаться вполне «нормальным». Однако внутри все кипело и бурлило.

Cемья Бернстайн. около 1984 г.

И вдруг среди этой бури забрезжил луч надежды. Сначала я понял, что мое стремление познать Бога во всей полноте (в целом похвальное) нереализуемо: тщетный труд — полагаться только на собственные силы, чтобы увидеть Его. Я был всего лишь смертным существом, неспособным вместить Предвечного и Бесконечного. Найти Его можно только в том случае, если вначале Он отыщет меня. А надежда состояла в том, что если я так страстно желаю с Ним встретиться, то, может, Он по своей любви и милосердию сам решит поговорить со мной?

И я начал молиться: «Господь, если Ты существуешь, молю, яви Себя». Евангелия и жизнь Христа произвели на меня такое впечатление, что я с искренним отчаянием взывал: «Позволь мне понять, был Христос истинным Богом или нет». Так прошло несколько дней. Я продолжал молиться – втайне от всех, много плача и умоляя Творца спасти меня.

Диаконская хиротония отца Джеймса. Храм св. Антония(Антиохийский Патриархат). 1988 г.

И тут случилось неожиданное. В один из дней, находясь в своей спальне, я вдруг совершенно отчетливо почувствовал Божье присутствие. Оно явилось как бы из ниоткуда и заполнило собой все вокруг. Внутри разлилось тепло, постепенно растущее и достигающее апогея, но этим ощущения вовсе не ограничивались. Все это чем-то напоминало вспышку молнии, прорезавшую непроглядно-черную тьму ночи. Новое чувство возникло внезапно и захватило всего меня. Такой опыт передать словами очень трудно. Можно сказать, что это был свет –живительный свет присутствия Божия. Я узнал его; он был так же достоверен и реален, как моя уверенность в том, что я существую и что окружающий меня мир реален.

Бог обращался ко мне напрямую, и это общение нельзя описать человеческим языком. «Я ЕСТЬ, Я существую, Я всегда рядом, во все времена и в любом месте. Не бойся. Я люблю тебя и всегда буду любить».

Нет, я не слышал этих слов. Скорее, я их чувствовал. Кроме того, ко мне пришло внутреннее убеждение, что Христос и Евангелия истинны… Ощущение, что Он рядом, с тех пор никогда не покидало меня и остается со мной по сей день.

Пасха в Бриере

Я считаю, что это и было моим обращением в христианство. При этом я понимаю, что не у всех случаются подобные встречи и не каждый должен пережить подобный опыт. Одни еще в детстве росли в христианской вере и в какой-то момент ответственно и осознанно признали ее своей. Другие пришли ко Христу из других вероисповеданий. В обоих случаях внутренняя трансформация может идти постепенно. Господь в своей мудрости решил, что лично мне Он должен открыться именно так, как я описал. И за это я Ему навсегда благодарен. Но я вовсе не ожидаю, что все, кто ищет общения с Ним, получат желаемое таким же образом, как я. Ведь для каждого Бог готовит что-то свое…»

С сыном Питером в монастыре

Печатается с сокращениями.

Перевод с английского Ирины Крейниной