Вы здесь

Проповедь в среду на первой неделе Великого Поста

(Диакон Андрей Зубков)
Братия и сестры! Прослушав сегодня в очередной раз канон преподобного Андрея Критского, давайте постараемся совместно более внимательно рассмотреть его, как со стороны его построения, так и с точки зрения особенностей его содержания. Несомненно, что наряду с внешними достоинствами труда преподобного Андрея Критского основную ценность представляют его внутренние качества, и прежде всего — руководство Великого канона к внутреннему возрождению души человеческой.
   Это руководство и жизнь в духе есть, по известному выражению, «наука из наук и художество из художеств». Великий канон преподобного Андрея имеет отчетливо выраженную структуру. Он состоит из 9 песней. Эти песни образуют лествицу духовного восхождения к Господу. На многих иконах мы видим ее изображение и поражаемся: как много тех, кто падает с нее, как много тех, кто не может подняться выше самых первых ее ступеней, и сколь немногочисленны те, кто достигает ее вершины!
   "Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний?" - этими словами преподобный Андрей поставляет нас на первую ступень. С чего же мне начать? Я стою и по-детски рыдаю — именно так, как плачут дети от того, что видят нечто доброе и хорошее, но ощущают себя полностью неспособными сами его достигнуть... Плачу и рыдаю — от своей собственной немощи и неспособности... Неспособности прежде всего положиться на помощь Твою в начале добрых дел моих... Только Ты, Господи, по великой милости Твоей, можешь преобразовать меня так, чтобы я был способен внимать слову Твоему и исполнять все заповеди Твои!
   Преподобный песнописец действует здесь в согласии с тем законом Христовым, который начертан был в его сердце, с теми заповедями Спасителя, которые были открыты человеку в Нагорной проповеди; и первой заповедью было смирение сердца, нищета духа: Блажени нищии духом (Мф. 5, 3; Лк. 6, 20). Только приведя душу человека к состоянию этой блаженной нищеты, преподобный Андрей может вести ее дальше по лествице Евангельских добродетелей.
   Итак, нищета духа, смирение сердца есть первая евангельская заповедь Христова, но она содержит в себе и все последующие добродетели. Недаром сказано Христом, что все Небесное Царство уже принадлежит смиренным, нищим духом людям. "Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное" (Мф. 5, 3). Вот к этому-то состоянию и подводит преподобный Андрей в 1 песни Великого умилительного покаянного канона, когда он говорит о творении человека и о преступлении первозданного Адама, душа которого  далеко ушла от Бога и о лишении её.   
   Вторая ступень - "Блажени плачущии, яко тии утешаться" - обнимает 2 и 3 песни канона и имеет непосредственное отношение к глубокому чувству покаяния. Во 2 песни мы слышим слова "Милостивным Твоим оком приими мя кающегося... Ибо я согреших паче всех человек, един согреших Тебе; но ущедри, яко Бог, Спасе, творение Твое". 
   В 3 песни сугубость покаяния нарастает. "Исповедаюся Тебе, Спасе, согреших, согреших Ти, но ослаби, остави ми, яко благоутробен". Преподобный говорит вместе с кающейся душой, что он сам — тот человек, который более всех грешен: несть… иже… согреши в человецех, егоже не превзыдох прегрешеньми. 
   В 4 песни преподобный Андрей возводит нас на третью ступень "Блажени кротцыи, яко тии наследят землю". В 4-ой песни преподобный пастырь Критский доходит до всечеловеческой трактовки греха и исторгает у кающегося сознательный глубокий голос покаяния: "пощади… избави… спаси". Выражается уверенность, что только Бог способен избавить человека от страстей.
  В этой песни святой пастырь Критский говорит о женах патриарха Иакова: Лии и Рахили. «Жены ми две разумей, деяние же и разум в зрении: Лию убо деяние, яко многочадную, Рахиль же разум, яко многотрудную; ибо, кроме трудов, ни деяние, ни зрение, душе, исправится". Лия и Рахиль — два глубоких и поистине неисчерпаемых образа. Имя «Лия» означает— «изнемогать», «истомляться», «обессилеть». Лия символизирует ту часть души человека, которая отдает свои силы земной, чувственной жизни. Она «слаба глазами», в смысле духовного зрения. Имя «Рахиль» означает «овца». Рахиль обозначает нежную, как овечка, тончайшую и глубочайшую часть души. Данными словами преподобный начертал границу, где  кончаются труды покаяния, дела, и наступает  богословие, зрение. 

   Так в 5 песне преподобный возводит нас на следующую ступень "Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся", в пятой песни преподобный говорит «гряди убо, подражай житию Моисея, да и в купине Богоявления, душе, в видении будеши». Поэтому для всех, кто шел смиренным путем, указанным Преподобным, открыта купина Богоявления. Теперь пусть душа идет к этой купине, даже внутрь нее, чтобы пребывать в видении Бога.
   В 6 песне преподобный возводит нас на пятую ступень " Блажени милостивии яко тии помиловании будут". Преподобный Андрей взывает «Яко серна от тенет сохрани житие", ссылаясь на слова пророка Иеремии, — т. е. Да сохранит нас Господь от суеты мира сего, чтобы заботами и печалями житейскими не заглушить нам Евангельское слово, и научиться быть милостивыми. 
   В 7 песне преподобный возводит нас на 6 ступень " Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят",  и взывает "тайная сердца моего исповедаю Тебе. Помилуй мя, Тебе бо Единому согреших всех Богу, Сам очисти мя. "
   В 8 песне преподобный возводит нас на 7 ступень " Блажени миротворцы, яко тии Сынови Божии нарекутся", и с некоей надеждой вздыхает душа и взывает: "Пощади, Спасе, Твое создание, и взыщи яко пастырь погибшее, предвари заблудшаго, восхити от волка, сотвори мя овча на пастве Твоих овец". Он просит, чтобы ему войти в паству Доброго Пастыря, стать его спасенным новозаветным овчатем.
   В 9 песне преподобный возводит нас на последнюю восьмую ступень, на которой человек созерцает Бога и взывает: "Христос вочеловечися, плоти приобщився ми, и вся елика суть естества хотением исполни, греха кроме, подобие тебе, о душе, и образ предпоказуя Своего снизхождения". Здесь, по существу, преподобный дает свое изложение догмата Богочеловечества Христова и говорит о богосыновстве человека, о его возможности подвигом Христовым воссоздать полученную при создании и утраченную полноту образа и подобия Божия. 
  После краткого изложение канона мы смогли убедиться, что и в то время, когда жил преподобный Андрей, и сейчас, для всех молящихся за слушанием его Великого канона в дни Святой Четыредесятницы — в его великой исповеди жизни, в речениях его умилительного покаянного канона сохранены сокровища богословия, которых да сподобит нас  Господь по своему великому милосердию. Аминь.