Вы здесь

Соловецкие вечера: преподобный Трифон Вятский.

В первых числах апреля 2015 года при нашем храмеАлексеем Алипичевым была прочитана лекция на тему: преподобный Трифон Вятский. Алексей Алипичев специально для нашего сайта подготовил текст с жизнеописанием этого святого, который расположен ниже.

Преподобный Трифон Вятский
(память 21 (8 - ст. ст.) октября)
 
21 октября 2014 года исполнилось 402 года со дня блаженной кончины преподобного Трифона Вятского, широко почитаемого православными жителями не только Вятской земли, но и всего русского севера. 
   По общему мнению всех, кто знал преп. Трифона, его отличало прежде всего то, что он был «скор во услышание к просящим и требующим помощи». Спешащий на помощь страждущим, ищущим спасения, укрепляющий падающих духом, побуждающий к духовным подвигам своим примером, любящий человека, прощающий и милующий, ведущий непрестанную духовную брань с  врагом рода человеческого.
   Преподобный Трифон родился около 1546 года вдали от вятских пределов – в«северной стране, нарицаемой Мезени», современном Мезенском районе Архангельской области на берегу реки Немнюги в 60 верстах от Белого моря в деревне Конешельская (по иным данным, в с. Малонемнюжском (Воскресенском)). 
   Все в судьбе его было символично и знаменательно, даже фамилия — Подвизаев. Родители Дмитрий и Пелагея были крестьянами и сына назвали Трофимом. В скором времени отец скончался. Житие не сообщает о том, как родилось и окрепло в душе будущего подвижника искание монашества. 
   Едва Трофиму исполнилось 17 лет, старшие братья решили его женить. Но Трофим ответил отказом, и именно это событие заставило Трофима сделать выбор между семьей и уходом из мира. Бог утвердил Трофима в решении уйти из дома. Началом подвижничества Трофима становится неодолимая тяга к странствию, которое он начинает в юношеском возрасте. Он рано полюбил нестяжание и нищету.
   Юноша не имел возможности поступить послушником в какую-либо прославленную обитель. Причиной тому могло быть незнатное происхождение преподобного. В крупные состоявшиеся монастыри в те годы принимали чаще выходцев из знатных родов, на содержание которых родные могли внести существенный вклад. Простолюдинам же нередко приходилось начинать иноческий путь с небольших и недавно созданных обителей.

    Трофим направился в Устюг Великий (700 вёрст). Здесь в его судьбе принял участие священник Афанасьевской  церкви Иоанн, в котором он обрёл духовного наставника. Священник одобрил желание юноши не вступать в брак, благословил его на дальнейшие труды и направил его в городок Орёл на Каме, бывший в те годы негласной столицей обширных владений Строгановых. На долгие 15 лет жизнь молодого подвижника оказалась связанной с пермскими лесами, которые стали для него местом первых монашеских подвигов и молитв.
   В 1564 году в странствиях своих он добрался до городка Орла, где остановился почти на год, поселившись на паперти у церкви Похвалы Пресвятой Богородицы. Здесь ждали его новые испытания и был дан урок, который заслуживает большего внимания. В те годы российское государство стояло перед задачей освоения Урала и Сибири. Эти труды были возложены на сольвычегодского купца и промышленника Анику Строганова, который получил от царя Ивана IV в беспошлинное владение земли по берегам реки Камы и вместе со старшими сыновьями Григорием и Яковом весной 1559 года переселился в Пермь Великую. Строгановы строили города и крепости, развивали солеваренные, охотничьи и рудные промыслы, активно торговали с народами Сибири. 
   Однажды в морозные Святочные дни Трофим в худой и заплатанной одежде шёл высоким берегом реки Камы. Четверо подгулявших приказчиков Якова Строганова, богатого землевладельца и промышленника, решили поглумиться над юношей «не от мира сего». Они пристали к нему, побили, а потом сбросили с высокой горы Слудки, да так, что сверху его накрыла лавина снега. Обидчики испугались, думая, что убили странника, пришли в чувство, освободили юношу от снежного плена. И очень удивились: он был одет бедно, сапоги — на босую ногу, но они видели его светлое лицо и чувствовали теплоту, от него исходящую, хотя сами изнемогали от мороза. А когда выбравшийся из сугроба Трофим стал кротко молиться за них, прося, чтобы Бог не вменил им во грех жестокого поступка, устыдившись, попросили у него прощения.
   Дома приказчики рассказали о необычном юноше, и Яков Строганов захотел увидеть его своими глазами. На следующий же день он отправился в церковь, где и нашел Трофима, усердно молящегося среди нищих, стоявших у самых дверей. Строганов увидел в Трофиме угодника Божия и приступил к нему с просьбой помолиться за своего единственного и тяжело болевшего сына Максима пообещав, что в случае исцеления будет ему «помощником на любое дело». Трофим сначала отказывался, ссылаясь на свою греховность и немощь души. Но исстрадавшийся отец не отступал. И Трофим, уйдя из церкви, молился всю ночь, и Максим выздоровел. И, по свидетельству агиографа, до конца своей жизни преподобный молился за весь строгановский род.

   Трофима стала преследовать слава чудотворца и он оставил Орёл-городок и удалился в Пыскорский монастырь (в ста с небольшим верстах от Перми)., чтобы трудами, молитвами и постом обновлять в себе искание Царства Божия. Впоследствии так было не раз: как только мирская слава достигала святого, он немедленно оставлял место подвигов и шёл искать новое пристанище. К тому времени Трофим уже научился переносить лишения, умерять себя, терпеть нужду. Сейчас к этому требовалось еще научиться служить братии «со многим терпением, покорностью и послушанием». Архимандрит Варлаам совершил его постриг с именем Трифона. 
   Все послушания, которые возлагались на него в течение трех лет пребывания в монастыре, Трифон нес исправно: работал в пекарне, изготовлял свечи, занимался заготовкой дров, чистил келлии, ухаживал за больными. Никогда не делал послаблений в  молитве. Пищей для него были хлеб с водой, да и то в малом количестве. Постели у него не было, спал на земле. Помимо дневных служб, правил и обязанностей Трифон еще и ночью «исходил из келлии и тело свое обнажал до пояса, и от множества комаров и мошек все тело его покрывалось кровавыми укусами», он же, не отвлекаясь, творил молитву до рассвета, почти не давая себе отдыха.
   Эти труды надломили здоровье подвижника. Он слёг и заболел. В течение многих дней не мог он есть, спать и даже двингаться на постели. Болезнь продолжалась уже сорок дней, когда явился ему в видении ангел, который позвал его за собой на небеса, но затем, по велению голоса свыше, вернул обратно.
   Придя в себя, Трифон с горячей молитвой обратился к  Пресвятой Богородице и Николаю Чудотворцу, и тот ему явился, взял за руку, поднял его и сказал: «Восстань и ходи». Дал наставление и благословил крестом. Тотчас преп. Трифон стал здоров. И всю последующую жизнь он почитал Николая Чудотворца.
   После всего случившегося преп. Трифон стал еще более проявлять усердие в духовных подвигах. В монастырь начали стекаться люди, искавшие духовного утешения, назидания и исцеления. И некоторые из монахов оказались охвачены «завистью диавольской, негодуя на преподобного и возводя на него хулу». 
   Монастырская стена не спасает от страстей человеческих и монашеская мантия не делает человека автоматически святым. Дух мира сего преследует истинных подвижников и в монашеских обителях. 
   Убегая от славы человеческой и не желая искушать братию, преп. Трифон покинул дорогую ему обитель. Сев в лодку, преп. Трифон стал спускаться вниз по р.Каме. И в месте, где р. Мулянка впадает в Каму, он услышал голос: «Подобает тебе в Мулах сих жить». Усомнился преп. Трифон, достоин ли он  слышать голос Божий. И вторично голос Божий указал ему на это место, а лодка сама собою понесла его на берег устья Мулянки.
   Недалеко от речки преп. Трифон нашел удобное место и построил здесь «малую хижицу». Молился преп. Трифон ко Господу, чтобы смог бы он  постичь глубину Божественного Писания, а через него сущность и смысл всего бытия. «И стал Божественное Писание на память сердца своего, как на скрижалях написанных, держать и разуметь». Этим даром готовил Господь преп. Трифона и к апостольскому подвигу просвещения язычников. 
   Вскоре о новом поселенце узнали окрестные жители — язычники-остяки. Наведывались они послушать его, излагавшего христианское вероучение, и всегда уходили от него в удивлении и радости. Тогда же он по преданию, как и когда-то Стефан Пермский, срубил гигантскую ель, особо почитаемую язычниками.
Уничтожение идольского дерева произвело потрясающее впечатление на остяков. Они воочию убедились в непостижимой силе Бога. Но в скором времени, ожидая нападения со стороны черемисов, они решили убить Трифона, боясь, что он может показать черемисам их селения. Однако напрасно искали они Преподобного на поляне, где стояла его келлия, «поскольку покрыла преподобного божественная сила, и стал он невидим». 
   Поучения преп. Трифона и  чудеса, творимые Богом по его молитвам, подвигли часть остяков и вогулов принять святое крещение. Впоследствии в тех местах была основана Трифонова Мулянская мужская пустынь.
   Вскоре преп. Трифон покинул это место, покорившись просьбам братии и вернувшись в Пыскорский монастырь. Здесь он возобновил истечение соляного рассола, дававшего материальный достаток обители.

   После краткого пребывания в Пыскорском монастыре преп. Трифон двинулся в малонаселенные Чусовские земли, принадлежавшие Строгановым. После долгих поисков нашел он новое место — высокую гору на берегу р. Чусовой (в 70 км от Перми).
   Здесь поселился преп. Трифон на девять лет, поставив келлию и часовню. Благодаря помощи Строгановых вскоре после ухода преподобного на Вятку здесь была основана Чусовская Успенская мужская пустынь. Неподалеку от храма истекает цельбоносный источник, где часто происходят исцеления. В 1996 г. в тех местах основана Верхне-Чусовская Казанская Трифонова женская пустынь.
   Прознав о чудотворце, многие страждуие приходили сюда и исцелялись от разных недугов. Так случилось, что покинуть пермские земли преподобному также пришлось по воле Строгановых. Это произошло десять лет спустя, когда он жил на реке Чусовой. Близ пустыньки велась заготовка дров, которые отсюда поступали на соляные варницы Строгановых. Однажды, когда Трифон, расчищая от сорной травы поле, он поджег пни срубленных деревьев, и «внезапно пришла великая и страшная буря». Огонь перекинулся на заготовки дров и уничтожил их. Вознегодовали строгановские приказчики, схватили преп. Трифона и сбросили с высокого обрыва. Чудом он спасся. Его отыскали, заковали в оковы и привели к Строганову. Он оскорблял святого, и преподобный предсказал ему, что вскоре он сам «испытает такие же узы». Действительно впоследствии Строганов попал в опалу и смог освободиться лишь благодаря богатому выкупу.
   Вскоре преп. Трифон получил свободу при условии, что оставит пермский край. Он пошел за советом и благословением к своему духовному отцу Варлааму, который в то время был настоятелем Чердынского монастыря, отправиться в вятские края и основать там монастырь. И Варлаам благословил его на это. 
18 января 1580 года святой Трифон пришёл в в г. Слободской, а потом добрался и до Хлынова, столицы Вятской земли. Убедился он, что действительно издавна вятчане желают иметь у себя обитель иноческую, но не находится наставника к таковому делу. 
   Дальше он еще раз сподобился знамения, указывающего на благоволение Божие. Увиделось ему место высокое и очень красивое. На нем же много деревьев разных. Преподобный же взобрался на самое высокое и красивое дерево и  все вокруг стоящие деревья поклонились тому дереву, на котором был преп. Трифон.
   Многие благочестивые горожане стали затем приглашать его к себе. Обойдя окрестности в поисках места для будущего монастыря, он приметил за южной границей города территорию старого кладбища за рекою Засорою. Для строительства монастыря сначала требовалось согласие земского собрания. Вятчане поддержали преподобного, и вскоре была написана челобитная к царю и митрополиту о разрешении устроить в Хлынове монастырь и назначить его строителем инока Трифона. С этой челобитной преподобный отправился в Москву.

   24 марта митрополит Антоний рукоположил Трифона в сан иеромонаха, вручил ему чин строителя монастыря на Вятке и благословил новую обитель иконой Божией Матери Одигитрия. В июне царь Иван IV пожаловал под монастырь указанные в челобитной земли и «велел о строении монастыря грамоту дати». Вернулся он в Хлынов, привезя с собой строительную грамоту и многие дары: иконы, книги, колокола.
   Вскоре у Трифона появились первые помощники и ученики. Первым делом для братии монастыря было возведено несколько келий. Но непросто было сразу построить храм. Нужно было особое вразумление свыше. И в ночь на 8/21 сентября 1581 г. некоему крестьянину было явлено во сне: пресветлая женщина (Пресвятая Богородица) обратилась ко всему народу: «Вы обещали во имя мое строить монастырь. … Ведь уже и строитель вам Богом послан, … а вы его презираете и монастыря не сооружаете. И если вы сейчас же не сотворите повеленное мною, то наведете на себя гнев небес от  Содетеля …». И так говоря, пошла из города со множеством людей. И, придя на место, где должен был быть построен ее храм, повелела его воздвигнуть». 
   Народ с духовенством и образом Николая Чудотворца пошел к  Трифону. Был отслужен молебен, и началась работа. Тут же прекратился дождь, непрерывно ливший в течение многих дней. Строительный же материал был обретен чудом. За некоторое время до этого в Слободском была сделана попытка построить монастырь, но строитель умер, и дело встало. Решили отдать недостроенный храм. До ночи работу не закончили. А утром, придя к храму, увидели, что он уже разобран и бревна аккуратно сложены. Бревна собрали в плот и сплавили до Хлынова. Однако уже у самого места плоты сели на отмель. Преп. Трифон призвал на помощь Пресвятую Богородицу. Внезапно налетел сильный ветер, поднявший высокую волну, и она сняла плоты.
   Окончание строительства храма привлекло к преп. Трифону многих людей, желающих принять монашеский постриг. Преподобный заботился об устроении обители, «сам собою всей братии быв образцом».
   Но очень скоро замедлился сбор средств на строительство монастыря. Быстро загоревшись, быстро и охладели хлыновцы к этому делу. В этом сконцентрировалась вся противоречивая история появления русских переселенцев на этой земле, столкновения с местным населением, постоянные войны с братьями по вере и крови — устюжанами, вероломство и разбойный характер предводителей хлыновцев - потомков новгородских ушкуйников, наконец, отсутствие устойчивой традиции прочной воцерковленной жизни.
   Положение обители упрочилось, когда Бог послал влиятельного помощника – воеводу Василия Овцына. Тот, искренне полюбил Преподобного и организовал сбор денег со знатных горожан, сам подав пример. Так исполнилось видение преподобного о деревьях. Овцын стал попечителем обители. 
   В следующем 1588 году  (а потом еще в 1595 и 1596 гг.) преподобный во второй раз отправился в Москву, откуда возвратился с таким обилием даров от царя и Патриарха, что пришлось взять двенадцать подвод для доставки икон, риз и церковной утвари. Патриарх Иов возвёл Трифона в сан архимандрита, а царь Феодор Иоаннович пожертвовал монастырю земельные угодья, сёла, озёра и рыбные ловли. Много лет спустя, в середине XVIII века, рачительное использование этой собственности позволило отстроить Трифонов монастырь в камне, превратив его в жемчужину архитектуры и центр духовной жизни всего Вятского края.
   Став архимандритом, преп. Трифон продолжал вести подвижническую жизнь в посте, молитве, воздержании, носил вериги и жесткую власяницу. Все десять лет, прошедших от прихода преподобного в Хлынов до воплощения замысла о монастыре, были наполнены огромным количеством трудов. Этот период являет нам совсем другого Трифона, уже не отшельника, который бежит от сильных мира сего, а деятельного строителя и опытного политика. 
   И в расцвете сил Бог судил ему пережить заговор братии и изгнание из монастыря. Главной заботой для преп. Трифона было попечение о братии,  устроение доброго монашеского общежития. И вновь враг начал действовать через братию, тех, кто пожелал жить в монастыре по мирским обычаям, настаивали на послаблениях.

   Вождём этого заговора стал казначей Иона (Мамин), которого святой Трифон юношей привёл в монастырь. Первое время Иона был во всём послушлив преподобному. Его-то преп. Трифон особенно любил и намеревался передать ему после себя настоятельство в обители. Однако по мере того, как монастырь рос и занимал всё более заметное место в жизни Вятской земли, часть насельников стала стремиться также занять особое место в обители и в городе. Жизнь в монастыре изменилась. Мирские обычаи хлынули в келлии. Инокам было разрешено держать пиво и вино, принимать гостей, самим ходить по гостям. Преп. Трифон обличал непорядки. За этот он был неоднократно побиваем и попадал в монастырскую темницу. Перенося страдания, преподобный все время благодарил Бога.
   Воспользовавшись отъездом преп. Трифона в северные края для сбора пожертвований, братия поспешила сменить власть. Тогда в 1601 году заговорщики отправили Иону в Москву с челобитной, в которой просили Патриарха сместить преподобного будто бы за то, что он отказывается «беспенно» постригать в свою обитель жителей г. Слободского. Вернувшись, преп. Трифон пытался увещевать Иону, но помраченная духом злобы братия совсем выгнала его из монастыря. Тогда он хотел сначала принять приглашение Никиты Строганова остаться в его владениях в Сольвычегодске, но вскоре ушел: сначала на Соловки, а потом обратно — на Вятскую землю, но в Слободской. Здесь уже давно медленно велось строительство монастыря. 
   Для обустройства создаваемой слободской обители преп. Трифон вместе с учеником своим иноком Досифеем совершил длительное путешествие по северным землям, испрашивая помощи. И она шла отовсюду. Где бы ни был преподобный, множество людей стекались к нему, ища исцеления, утешения и наставления. 
   В 1612 г. преп. Трифон почувствовал приближение своей кончины. Готовясь к этому, он совершил паломничество в Соловецкий монастырь. Братия тепло принимала. Некто из монахов, предвидя близкую его кончину, предлагал остаться на Соловках. Но он не мог покинуть мир, не увидев своей обители и учеников. 
   15 июля 1612 года он добрался в Хлынов. Последние несколько вёрст дороги он тяжёло страдал и временами терял сознание. Предчувствуя близкую кончину, святой Трифон смиренно просил архимандрита Иону разрешить повидаться с братией и упокоиться в монастыре. Многие посланники, включая городское духовенство ходили к Ионе, и, наконец, сердце наместника смягчилось и послал он к преподобному с приглашением. 22 сентября слабый и больной преподобный Трифон пешком через весь Хлынов пришёл в обитель. Иона был так поражён кротостью святого, что, едва увидев его у ворот монастыря, припал к ногам старца и со слезами просил у него прощения.  «Чадо! Господь простит тебя, — сказал ему ПТ, — все это дело было от диавола». 
   Преп. Трифон, прожив еще несколько дней в своей келлии, затем, чувствуя упадок сил, исповедовался и приобщился Святых Тайн. Затем преподал последнее благословение братии и архимандриту Ионе, испросил у всех прощения и отошёл в вечность. Это произошло 8 (21) октября 1612 года. По преставлению преп. Трифона келлия исполнилась чудесным благоуханием, лицо просияло небесной радостью. 
   Почитание преподобного Трифона началось сразу после его блаженной кончины. 2 июня 1684 года, при строительстве в монастыре каменного Успенского собора, его святые мощи были обретены нетленными и положены под спудом у северной стены. Тогда же были написаны первые иконы, составлена служба. 
В XIX в. почитание преп. Трифона было отмечено и крестными ходами, которые начинались из Успенского Трифонова монастыря и шли по ряду уездов Вятской губернии. 
Память преп. Трифона почиталась также в Архангельской и Пермской губерниях.

   В 1912 г. торжественно отмечалось 300-летие блаженной кончины преп. Трифона, сопровождавшееся праздничными службами, изданием многочисленных работ о святом и его обителях, а также его жития. 
   В 1996 г. самым главным событием в жизни Вятской епархии стало празднование 450-летия со дня рождения небесного заступника Вятской земли. Было много чудес. 
Первое чудо связано с обретением иконы преп. Трифона в 1993 г. На берегу р. Вятки, была обретена икона, на которой почти ничего не было видно. Она попала в храм. Некоторое время она пребывала в алтаре, лик на ней начал проявляться. Это был преп. Трифон, держащий свиток в руках и благословляющий молящихся. 
   Другое чудо благоухания от мощей и икон ПТ произошло во время молебна в ноябре 1996 г. сразу после празднования памяти преп. Трифона (8/21 октября). 
   К месту его погребения, которое отмечено серебряной ракой, ежегодно приходят поклониться тысячи паломников. С 2007 года в день его памяти совершается празднование Собору вятских святых.
   Подводя итог трудам преподобного Трифона, как правило, вспоминают Успенский монастырь, который за четыре века своей истории пережил многое. Когда-то именно при нём появились первая на Вятской земле школа, библиотека, иконописная мастерская, больница и даже первый водопровод. Но неслучайно перед своей праведной кончиной, словно ещё раз напоминая о том, что «Бог не в бревнах, а в ребрах», преподобный писал в своём завещании братии не о монастырских угодьях или рыбных ловлях, а о братской любви: «И я вас молю, Бога ради и Пречистой Богородицы между собою духовную любовь имейте. Без неё никакая добродетель не совершенна перед Богом». Эти слова обращены ко всем нам.
 
 
Источники:
Преподобный Трифон Вятский. http://вятская-епархия.рф/eparchy/history/sobor/trifon_vyatsky.php
Александр Балыбердин, протоиерей. Преподобный Трифон Вятский. Житие. http://www.prav-news.ru/vyatka/?id=95164  
Сергий Гомаюнов, священник. Преподобный Трифон Вятский. http://rusk.ru/st.php?idar=324170