Вы здесь

Уйти от законничества, дойти до любви

Публикуем отрывок из новой книги прот. Сергия Овсянникова "Книга о свободе". В этой книге священник из Амстердама  вместе с читателями ищет путь к свободе. Когда-то, много лет назад, митрополит Антоний Сурожский, рукополагая будущего отца Сергия, сказал ему: "Учись быть собой". Быть свободным и быть собой - это не одно и тоже? Об этом, а также о том, как человечество потеряло свободу, о страхе и о страсти как тупиках на пути и о творчестве как выходе на волю - эта книга. Для самого автора поворот к внутренней свободе произошел много лет назад в тюрьме, там для него прозвучали слова: "Свобода может быть только в Боге"

«Я ушел от закона» (но недалеко), или о благодарности.

Расскажу одну историю и для этого вспомню популярные некогда строчки: «Я ушел от закона, но так и не дошел до любви...» Так говорил БГ, Борис Гребенщиков, так пел «Аквариум», и  песня называлась «Поколение дворников и  сторожей». Я  тоже из поколения «дворников и сторожей».

Однажды мне досталось сторожить автобазу, то есть присматривать за машинами, которые выполняли деловые поездки. Работать мне надо было сутки, а трое отдыхать, что было очень удобно студенту семинарии в самом начале 80-х годов. Стипендия тогда у нас была 12 руб. 40 коп., а за квартиру надо было платить 30 руб. в месяц. Цифры явно не сходились. С инспектором семинарии, который отвечал за наше поведение, я договорился о графике присутствия-отсутствия на занятиях, но возникло неожиданное препятствие: водители быстро разузнали, что у них работает «поп» (так было заявлено, хотя я даже диаконом еще не был), и потянулись в мою сторожку для разговоров. Я надеялся, что у меня будет время читать и готовиться к занятиям, но не тут-то было, водителям был нужен «разговор по душам». И оказалось, что душа у них такая большая, что разговоры длились подчас всю ночь.

Иерей Сергий Овсянников и митрополит Антоний Сурожский

Через пару месяцев меня уволили за пропаганду религии. Но дело не в этом. Дело в том, что в сторожках и кочегарках мы уходили от закона. Точнее, мы полагали, что уходим от закона, поскольку под законом мы понимали законы советские. Но оказалось, что, уйдя от одного закона, было невозможно уйти от другого. От закона, о котором и говорит апостол Павел,— закона плоти. А именно этот закон и мешал «прийти к любви». Он попросту подменял любовь страстями.

Казалось бы, опять тупик. Куда и  как идти дальше? Мы начали с апостола Павла. Может быть, он нашел выход из нашего тупика? Рассуждая о  внешнем и  внутреннем человеке и о двух законах, Павел приходит к неожиданному выводу: «Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак, тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию — закону греха» (Рим. 7: 25).

Неожиданность в том, что он благодарит! Он не перекладывает вину на Бога (а момент для этого более чем удачный), но благодарит Бога. Здесь какая-то тайна. Впрочем, тайна не столь велика, если вторую фразу мы прочтем как продолжение этой благодарности: «Я благодарю Бога моего за то, что поставил Он для нас Господом Иисуса Христа, ведь благодаря Господу я остаюсь единым, и это несмотря на то, что действуют во мне две силы: одна сила благая, а другая — темная, греховная» (перевод мой. — С. О.).

Здесь важно не только противостояние двух сил, но и то, что вторая, темная сила весьма активна, ведь именно она растаскивает человека по многим желаниям, лишает его целостности. А Христос эту целостность возвращает. Но самое важное — это благодарение. Мы можем подумать, что это некий формальный жест, маленькая банальность. Но это не жест, это и есть вера. Вера тоже должна быть активна. Нам трудно себе представить, что благодарение может победить закон, но это так. В это не всегда легко поверить, но так сбывается. На самом деле вся практика веры заключается в нескольких весьма несложных правилах, и это — одно из главных. Будь благодарен. Будь благодарен за все. Благодарность как бы создает некую сферу вокруг тебя, и там действуют уже иные законы.

Благодарить не так просто, если ты пытаешься это сделать от имени всего человечества и всего мира, создать некую гуманистическую обширную благодарность. Благодарить совсем невозможно, если ты думаешь обо всех неудачах и несчастьях, которые случились в твоей жизни. Но остановись. Пусть будет только то, что произошло минуту назад, плохое или хорошее. Постарайся поблагодарить и скажи, что ведь еще не все известно в твоей жизни: то, что сейчас представляется плохим (возьмите что-то реально бывшее, не надо братьфантом), может оказаться источником благих событий в вашей жизни чуть позже. Главное, оказывается, что на практике благодарение связано с радостью. Радость возвращается к благодарной душе. Недавно я убедился в этом вновь. Во время прогулки я  потихоньку нашел и откупорил свой сосудик с радостью. «Открывашка» простая — благодарность. Начал благодарить —просто, без особой на то причины. Но благодарность «работает» с  сердцем, а  не с  ментальной причиной, потому и радости дает ход: начал благодарить, и появилась необъяснимая радость. Иду по тропиночке, улыбаюсь. И  вдруг понимаю, что все (практически все!) встречные со мной здороваются. Это люди мне незнакомые, я их никогда не видел и едва ли увижу вновь. Но приветствовать другого (меня) оказалось возможным, будто мы оказались в какой-то небольшой деревне, где все друг друга знают и радостно встречают. Люди оказались притянуты к той радости, которую я получил в ответ на свою благодарность. «Здравствуй, радость моя!» — говорили они в ответ на мою улыбку. Так слышалось мне. Поскольку все мы оказались в одной сфере — благодарения.