Вы здесь

Возможны ли художественный фильм или роман о новомучениках?

 

Какие есть источники для книг и фильмов о новомучениках? На вопросы газеты «Спасъ» отвечает архимандрит Дамаскин (Орловский), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, член Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви, научный руководитель регионального общественного фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», доктор исторических наук

 

 

«В жестких условиях репрессий сам их исповеднический подвиг является чудесным свидетельством благодатной помощи Божией в переносимых ими страданиях. Чудом является то, что они устояли в исповедническом подвиге, не упали нравственно и не пошли на компромисс с мучителями, чтобы облегчить свою земную участь, но избрали вопреки всему Христа…»

 

– Патриарх Кирилл в своих выступлениях в последние год-два не раз говорил о необходимости создания художественных произведений о новомучениках. Где брать рабочие материалы для разработки сюжета? Какие есть источники?

– Источниками могут являться жития новомучеников и исповедников Церкви Русской, написанные на основании исследования архивных материалов. И не только те, что написаны мной, но и другими исследователями. Множество текстов житий новомучеников находятся на сайте вашего храма, и информации, имеющейся в них, хватило бы на десятки художественных фильмов и романов, значит, проблема заключается в чем-то другом. И поскольку это почему-то не делается, то встает закономерный вопрос: а что, тот имеющийся материал, касающийся истории и человеческих судеб, описывающий исповеднический подвиг новомучеников, мы уже освоили, изучили, обдумали, сделали из него выводы? Однако сама постановка вашего вопроса – где брать материалы для разработки сюжетов для художественных произведений – говорит о том, что мы к этому еще и не приступали. Написанные на основании архивных источников жития новомучеников уже сейчас оказались слишком объемными для нас. В настоящее время современный человек, отучившись от внимательного и сосредоточенного чтения, с трудом осваивает сложные исторические исследования, стремясь ограничиться чтением книг, в которых, как в туристическом путеводителе или кулинарных рецептах, даются краткие советы на разные случаи жизни. Однако процесс познания отечественной истории нельзя заменить освоением его через художественное произведение. Хороши бы мы были, если бы историю воспринимали исключительно через художественные произведения.

Прежде чем искать сюжеты о новомучениках, спросим себя: а что, в настоящее время есть великолепные исторические фильмы, или прекрасные фильмы об исторических деятелях, или романы о них, которые стояли бы вне подозрений, что в них больше лжи, нежели правды? Художественный вымысел, безусловно, может в какой-то степени присутствовать в художественном повествовании об историческом деятеле. Но в случае, касающемся новомучеников, сама основа художественного произведения – это тяжкие страдания людей, почти наших современников. Одобрит ли конкретный мученик, о котором мы будем писать роман или снимать фильм, наш сценарий? А то ведь можно и поплатиться за вторжение в жизнь того, кто у Бога жив, а наша судьба еще не известна.

– И все же, какие у нас есть в стране фонды, связанные с новомучениками?

– Фонды, включающие в себя материалы о новомучениках, почти безграничны – это судебно-следственные дела, в которых обвиняемыми проходят сотни тысяч людей. Но только читать и изучать их не просто, потому что люди, которые фиксировали вопросы обвиняемых и их ответы, имели перед собой совсем другие цели и задачи, нежели фиксация подвига мучеников. Они совершенно не имели в виду, что когда-нибудь их придут читать, чтобы написать сценарий для фильма или роман. Следственные дела любой эпохи сложны, чтобы по ним суметь создавать художественные произведения. До момента художественной интерпретации действительности необходимо, чтобы прошел этап научных исследований, к которым в настоящее время наука еще не приступала. Да и психологически читать судебно-следственные дела нелегко, подобно тому, как тяжело наблюдать однообразное описание бесконечной череды человеческих страданий.

– Как получить доступ к этим фондам?

– При желании ознакомление с подобными фондами возможно, многие из них переданы в государственные архивы, но возможно, что пришедший знакомиться с ними увидит в них, не то, что ожидает, а чтобы понимать адекватно в них написанное, для этого нужно потратить много времени на их изучение.

– Отец Дамаскин, а как вы в свое время получили доступ к документам Госбезопасности, к Архиву президента РФ?

– В то время Патриарх Алексий оказал значительное содействие и помощь, чтобы эта работа была сделана. Передо мной стояла тогда очень конкретная, трудоемкая, но всем понятная задача – изучить материалы судебно-следственных дел в историческом контексте эпохи, без понимания которой трудно было бы понять судьбу конкретного человека. Я всего лишь проявил решимость перед Богом и людьми отдать этому трудному делу 35 лет жизни. Но другого варианта в таких случаях нет. Выдающийся ученый, архиепископ Сергий (Спасский), десятилетия своей жизни отдал агиологии и в результате оказался, к сожалению, единственным специалистом в этой области. Без его знаний, без его научного подвига мы бы погрузились во мрак научного невежества в области агиологии. Причем даже без понимания того положения, в котором оказались, то есть, будучи слепы, думали бы о себе, что мы зрячи.

архиепископ Сергий (Спасский) (1830-1904)

 

– По каким критериям христиане, пострадавшие в советское время, могут включаться в число святых? Обязательны ли для этого свидетельства о чудесах по молитвам к этому человеку?

– Критериями, по которым имена пострадавших в советское время христиан включаются в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской, являются их благочестивая жизнь, непричастность к обновленцам или григорьевцам или другим раскольничьим группам, а также отсутствие с их стороны лжесвидетельств против себя или других, отсутствие сведений о сотрудничестве с органами НКВД или о снятии священнического сана, при этом следует учесть, что некоторые из снявших сан священнослужителей продолжали совершать богослужение. Хотя о некоторых новомучениках и есть свидетельства как о чудотворцах, однако для прославления новомучеников свидетельств о чудотворениях не требуется. В жестких условиях репрессий сам их исповеднический подвиг является чудесным свидетельством благодатной помощи Божией в переносимых ими страданиях. Чудом является то, что они устояли в исповедническом подвиге, не упали нравственно и не пошли на компромисс с мучителями, чтобы облегчить свою земную участь, но избрали вопреки всему Христа, предпочли через страдания и смерть наследовать жизнь вечную, нежели получить временные блага в этой жизни.

 

Подготовил Андрей Кульба

Газета «Спасъ»