Житие прписп. Антония (Абашидзе) схиархиепископа, Киевского

Даты: 
Схиархиепископ Антоний (в миру Давид Ильич Абашидзе) родился в с. Веджины Сигнахского уезда, неподалеку от Тифлиса, в княжеской семье. Окончил юридический факультет Новороссийского университета (Одесса). 16 ноября 1891 года, на первом курсе Киевской Духовной Академии принял постриг с именем Димитрий. После окончания Академии и защиты диссертации 9 июня 1896 года рукоположен во иеромонаха. Преподавал и исполнял должность инспектора в Тифлисской и Кутаисской духовных семинариях. С 13 января 1900 года — ректор Ардонской миссионерской семинарии. 23 апреля 1902 года рукоположен во епископа Алавердского, викария Грузинской епархии. Состоял председателем Грузинского Епархиального Училищного Совета, настоятелем Спасо-Преображенского монастыря в Тифлисе, членом Грузино-Имеретинской Синодальной конторы, председателем комитета по заведованию Археологическим музеем Грузинского Экзархата, возглавлял работу по изданию грузинского церковного обихода. С 4 ноября 1903 г. — епископ Гурийско-Мингрельский. С 16 июня 1905 года — епископ Балтский, викарий Подольской епархии. 20 января 1906 года назначен на Туркестанскую и Ташкентскую кафедру. В то время общая площадь епархии составляла 1 750 000 квадратных километров, а население — более пяти миллионов человек. Южные приходы епархии граничили с Персией, Афганистаном и Китаем. Несмотря на обширность епархии, владыка с первых же дней твердой рукой повел церковный корабль по волнам житейского моря. Привнеся в жизнь епархии мир, подлинную и нелицемерную христианскую любовь и благодушие, он приобрел себе в лице местного духовенства искренних помощников и сподвижников. В их числе были такие незаурядные личности, как протоиереи Иоанн Восторгов и Александр Скальский, иеромонах Серафим (Богословский), впоследствии причисленные Церковью к лику святых. Несмотря на свой высокий духовный сан и княжеское происхождение, владыка был доступен и прост в общении. Благодатная духовная атмосфера, которая царила в центре епархии, вскоре оказала благотворное влияние и на периферию.  По инициативе владыки были открыты общества трезвости, работу которых он всячески поддерживал, показывая личным примером образец трезвенного жития. Была основана епархиальная газета. Если с кем-либо из священников случалась беда и необходима была материальная поддержка, то на этот случай работала касса взаимопомощи, хотя неоднократно и сам святитель оказывал помощь находящимся в нужде. Заботясь о духовном преуспеянии своей паствы, он организовывал Общества религиозно-нравственного просвещения, члены которых прочитывали для народа большое количество лекций на общие и вероучительные темы. А в поддержку законоучителей добился повышения их жалования. В плане миссионерской работы владыка сам произносил множество вдохновенных прекрасных проповедей, призывая активно участвовать в деле проповедования Слова Божьего не только священников, но и диаконов и псаломщиков. Была учреждена должность епархиального миссионера. Во время диспутов, которые он проводил, люди стояли по 3–4 часа под открытым небом, с большим интересом внимая происходящему. Построенный трудами владыки кафедральный собор и Народный дом, стали духовным центром епархии. В 1908 г. был открыт Иверско-Серафимовский женский монастырь, на строительство которого владыка отдал землю, принадлежавшую архиерейской даче, и немалые собственные средства. Во время страшного девятибалльного землетрясения, постигшего город Верный (Алма-Аты), утешал и ободрял паству, ездил по городу, поддерживая пострадавших и напутствуя умирающих. 25 июня 1912 года назначен на Таврическую кафедру. В своей первой проповеди на Крымской земле он подчеркнул необходимость соблюдения принципа соборности, призывая каждого члена Церкви к творческому и деятельному участию в ее жизни. Пребывая в святом послушании любви к своему епископу, как к любящему отцу, можно преодолеть те революционные соблазны, первые ростки которых уже видел святитель. Владыка активно боролся с сектантами и раскольниками, направляя разъездных священников-миссионеров в места их компактного проживания. С любовью окормлял питомцев Таврической духовной семинарии, щедро делясь с будущими пастырями своим богатейшим духовным опытом. По его мнению, настоящему пастырю необходимы навык и любовь к молитве, подвижническая духовная жизнь, как зримый образец для подражания, и широкая образованность вкупе с духовными знаниями. И в Тавриде святитель открывал Общества трезвости, много работал с духовенством, находя пути к возрождению приходской жизни. Под его руководством шесть епархиальных братств объединили мирян в трудах любви и милосердия. С началом Первой мировой войны святитель Димитрий призвал свою паству посильно участвовать в деле помощи фронту. Его глубоко патриотические проповеди вдохновляли народ. Были открыты лазареты, организована помощь раненым и обездоленным беженцам из прифронтовых епархий. Около года владыка участвовал в боевых походах броненосца «Пантелеймон» в качестве судового священника. Награжден орденами святого князя Владимира II и III степени, святой Анны I степени и св. Александра Невского с мечами. Участник Поместного Собора 1917–1918 гг., Председатель соборного отдела «Об устройстве Православной Церкви на Кавказе», кандидат в члены Синода. С началом революционных гонений владыка не покинул свою паству, хотя был участником Белого движения и ВВЦУ. В 1921 году в связи с болезнью и слепотой правого глаза был уволен на покой и проживал в Топловском монастыре неподалеку от Феодосии. В 1922 году владыка Димитрий участвовал вместе со священномучеником Никодимом (Кротковым) в постриге и епископской хиротонии будущего священномученика Сергия (Зверева), тайно прибыв для этого в Симферополь, за что был арестован и осужден. 11 апреля 1923 года вновь арестован и этапирован в Симферополь, где с ним случился инсульт, он лишился речи и не мог писать. Был выслан в Киев, где у святынь Лавры принял великую схиму с именем Антоний и стал духовным руководителем лаврских монахов, изгнанных из своего монастыря. Святитель-схимник старчествовал, множество народа приходило к нему за духовной помощью, поддержкой и утешением. Его связывала духовная дружба с митрополитом Анатолием (Грисюком), архиепископом Лукой (Войно-Ясенецким), будущим архиепископом Гермогеном (Голубевым), священниками Александром Глаголевым и Михаилом Едлинским, преподобным Кукшей (Величко). 13 марта 1933 г. владыка вновь арестован, и два месяца провел в Лукьяновской тюрьме. В 1941 г. добился разрешения проводить богослужения в Киево-Печерской Лавре. Скончался 1 ноября 1942 г. и погребен у входа в Ближние пещеры возле алтаря Крестовоздвиженского храма. Жизненный святительский подвиг, проповеднический труд, несомненное личное благочестие, высокий духовный авторитет, мудрое старческое руководство во времена лихолетий и нестроений, прозорливость и смирение снискали схиархиепископу Антонию славу, почитание и любовь, как среди его современников, так и среди последующих поколений. Его духовное величие отразилось в словах: «Епископская власть дана мне не для того, чтобы наказывать, но чтобы миловать». 21 июня 2011 года на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви канонизирован как местночтимый святой Киевской епархии. 22 апреля 2012 года в Фомину неделю, Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир возглавил Божественную литургию в храме преподобных Антония и Феодосия Печерских Успенской Киево-Печерской Лавры, во время которой состоялось прославление в лике святых схиархиепископа Антония (Абашидзе)