Житие сщмч. Александра Крутицкого (1938)

Даты: 
На Архиерейском Соборе 2000 года в сонме исповедников и мучеников за веру Христову был причислен к лику святых настоятель Покровской церкви г. Щелково (с. Хомутово) священник Александр Крутицкий. Он является первым канонизированным святым Щелковской земли.
Александр Сергеевич Крутицкий происходил из старинного духовного рода. Родился он в июне 1898 года в селе Салтыкове Бронницкого уезда Московской губернии. В раннем детстве Александр лишился матери. Осиротевшую семью приняла родная сестра отца, крестная мать Александра – Елизавета Матвеевна. По семейной традиции, как самый младший из детей, Александр был определен в Перервинское Духовное училище, по окончании которого поступил в Московскую Духовную семинарию.
Вскоре семья Крутицких переехала из Бронниц на жительство к старшей сестре Александра – Марии Сергеевне и ее мужу — Лосеву Николаю Александровичу, псаломщику Покровского храма, жителю села Большое Хомутово Щелковского района. Впоследствии на хомутовском кладбище были похоронены: дед Александра священник Матвей, отец священномученика – Сергей Матвеевич, псаломщик церкви Рождества Богородицы в селе Образцово (умер в 1913 г.), а позже крестная Александра – Елизавета Матвеевна и родная сестра Мария.
После смерти отца вся тяжесть семейных забот легла на плечи пятнадцатилетнего Александра. Война, начавшаяся в 1914 году, помешала получить образование. Александр Крутицкий выбыл из семинарии в 1917 году и определился псаломщиком в храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Образцово.
В 1919 году Крутицкие купили дом в Образцове. С детства приученный к нелегкому крестьянскому труду, Александр Сергеевич сам пахал, сеял, заготавливал сено, ухаживал за лошадью, коровой, мелкой живностью, был знатоком в агрономических вопросах – сельчане часто обращались к нему за советом не только по духовным, но и по хозяйственным делам.
По благословению своей крестной матери, Александр Сергеевич женился на Пелагее Петровне Цыгановой, коренной жительнице села Образцово. Родом из многодетной крестьянской семьи, Пелагея обладала сильным характером, хорошо пела в церковном хоре, была привычна к крестьянскому труду. Пелагея Петровна смогла вынести все выпавшие на ее долю испытания, вырастить детей, сохранить любовь и верность супругу.
После 1922 года Александр Крутицкий был рукоположен в сан диакона при том же храме, где ранее служил псаломщиком.
В 1928 году в стране вышел документ «О мерах усиления антирелигиозной работы», положивший начало массовым арестам священнослужителей и мирян, закрытию храмов. В 1929 году отец Александр был арестован в первый раз и содержался под стражей 10 дней.
В 1933 году он был рукоположен во священника и назначен настоятелем храма Покрова Божией Матери в селе Хомутово Щелковского района. Продолжая жить в селе Образцово, отец Александр добирался после службы своим ходом из Хомутова домой. Его сын, Евграф Александрович, на всю жизнь сохранил воспоминания о том, как отец учил их радоваться красоте природы.
В семье священника Александра Крутицкого было трое детей. Отец Александр любил их сердечно, никогда пальцем не тронул. Ощущая непрочность бытия, старался приласкать, утешить, чем-то порадовать. Он был очень светлым и доброжелательным человеком. Обладая замечательным голосом, прекрасно пел. Прихожанам навсегда запомнились церковные службы тех лет. Истовость, с которой служил Господу отец Александр, не давала покоя местной власти: такому молодому, начитанному, обладающему даром слова надо служить Советской власти, отречься от Церкви. Но от такого предложения отец Александр отказался.
– Погибнешь! – предупреждали его. 
– На все воля Божья, – отвечал он.
2 марта 1938 года у себя дома священник Александр Крутицкий был арестован органами НКВД и препровожден в следственный изолятор города Загорска (Сергиева Посада), где содержался до июня 1938 года. Его обвиняли в распространении среди населения клеветы по адресу советской власти. Основными свидетелями обвинения были его ближайшие соседи. Знаменательна дальнейшая участь главной обвинительницы: она стала пьяницей, стала вести разгульный образ жизни и дошла до того, что в 1946 году убила сына, мать и сестру, за что была осуждена и отбывала наказание.
14 июня 1938 года священник Александр Крутицкий судебной тройкой при Управлении НКВД СССР по Московской области был приговорен к расстрелу. 1 июля 1938 года на полигоне в Бутове приговор был приведен в исполнение.
Долгое время родные ничего не знали о судьбе отца Александра. Его жене, пережившей с тремя детьми страшные времена гонений и притеснений, власти сообщили, что он осужден на 10 лет лишения свободы. В 1956 году на ее запрос в Генеральную прокуратуру было получено извещение, в котором из соображений секретности были изложены заведомо ложные факты: «Крутицкий А.С., отбывая наказание в исправительно-трудовом лагере, умер 18.03.1943 года от кровоизлияния в мозг».
В 1958 году дело по обвинению священника Александра Крутицкого было пересмотрено, выявлена полная несостоятельность обвинения. Пелагея Петровна, прожившая после ареста мужа еще 43 года, умерла в возрасте 86 лет в 1981 году. В 1993 году священник Александр Крутицкий был окончательно оправдан и посмертно реабилитирован, и тогда стала известна точная дата смерти отца Александра.