Вы здесь

Харизма Византии

Почему так легко убивали императоров? Почему выражение "кесарю - кесарево" можно истолковать не только в том смысле, что следует платить налоги государству? Своей неординарной  дискуссионной концепцией о характере и о природе власти делится с корреспондентом нашего сайта доктор исторических наук Николай Николаевич Лисовой

 

 – Вы говорите, монархии в том виде, как мы ее себе по книгам представляем, – её вообще никогда не бывает. А что у нас тогда было? Какая форма власти, иерархии?

– Была у нас империя, чего носители её в первые времена могли и не знать. Даже могли сопротивляться этому. Княгиня Ольга в 957 г. – десять с половиной веков назад – получает крещение в Константинополе и, как говорит летописец, «император нарек её дщерью собе». Она получает титул дочери императора. Она возвращается на Русь не просто как архантисса Руси, то есть правительница, а как дочь императора. А что значит дочь императора? Значит, на самом деле реальным, верховным носителем власти является император. А она – только дочь императора. 

Дальше – Владимир Красное Солнышко получает руку византийской принцессы Багрянородной Анны. Получает, начинает чеканить монеты, себя в короне изображает – значит, ему разрешили в короне себя изображать… Опять-таки – как зятю императоров византийских, не самому по себе. 

Росы осаждают Константинополь

По существу, с точки зрения Византии мы вошли в систему империи. И из неё не выходили, несмотря на все наши безобразия – революции, гражданские войны, княжеские междоусобицы XII-XIII-XIV веков. Русь до XIV века в составе империи пребывала. То есть до самого падения империи по существу. Не потому, что Москва провозгласила себя Третьим Римом и взяла на себя самозвано что-то. Это Византия так устроила. Вот в чём смысл эстафеты! И поэтому автоматически – женился бы Иван Третий на Софии Полиолог или не женился… Хорошо, что женился, но если бы не женился – всё равно переход произошёл бы. И почти в год падения Константинополя – во всяком случае, в десятилетия после падения Константинополя – на Руси появляется иконография Софии огнезрачной, Софии империи. 

И для империи – не для монархии как таковой, как для дворянской, сословной формы государственности, а вот для империи – для неё неважно, кто ею управляет. Приходит, скажем, просто хороший полководец, армянин по происхождению император Ираклий, который победил персов, вернул в Иерусалим честное древо креста Господня – он становится императором. Просто маршал Жуков! Вот пришёл откуда-то из Армении – и стал византийским императором. Правил император Михаил Третий Пьяница. Это его официальное в летописях название – Михаил Третий Пьяница. При нём был поход Аскольда на Царьград. Летописец говорит: «а от этого начнём и числа положим». «Это было в тот год, когда Аскольд пошёл на Царьград», как пишут византийские историки. То есть даже историю государства российского Нестор считает нужным определять с похода на Царьград, с соприкосновения с Византийской государственностью... Так вот, Михаил Третий Пьяница. Приходит конюх Македонянин – славянин Василий Македонянин, убивает Михаила, становится императором. Никто не возражает! Просто блеск! Хороший человек пришёл, настоящий - вот настоящий император! После этого точно так же сколько раз меняются династии Византии. Понятия династии на самом деле в Византии нет вообще. Пришёл сильный и талантливый человек – будь он конюх, будь он просто хороший генерал, командующий войсками – он становится императором. 

Ираклий возвращает Животворящий Крест в Иерусалим. На переднем плане рядом с Ираклием аллегорически изображена святая Елена. XV век, Испания, Мигель Хименс

Лебедев Алексей Петрович, профессор Московской духовной академии, считал, что за всё время существования Византийской империи одна треть, может быть, императоров умерла своей смертью в постели. Две трети были или убиты, или низложены, или заточены в монастырь, или оскоплены, или ослеплены, или ещё что-то… Почему? Для чего? Потому что по византийским законам императором может быть только здоровый физически человек. Если он оскоплён и детей не может иметь – он не может быть и императором. Если он ослеплён – то он не может быть императором – в монастырь его. То есть империя как своего рода мощная силовая структура подбирает себе сильных талантливых императоров. Если она ошиблась, и на полгода попал на престол Пётр Третий или Павел Петрович – она свою ошибку исправляет. 

Мадам де Сталь дала жестокий гениальный ответ на вопрос: какая форма правления в России? – "самодержавие, ограниченное удавкой"… Вот ограниченное удавкой – это не для России вообще, это для империи. Это империя так ограничивает своих чад недостойных. Да, исторические ошибки возможны: был совершенно вроде бы кандидат подходящий – а оказалось, что он не тянет совсем. Ну, что делать? Тридцать лет терпеть, как во времена застоя терпели, пожизненно? Нет! Империя не потерпела бы застоя, как мы терпели. Империя бы уничтожила сразу и поставила другого, который бы смог.

Силой верхушки, что ли, околовластной?

 – Верхушка тоже является орудием промысла. Это промысел Божий работает. Тут мы приходим к понятию священности империи. Я уже упоминал, что византийские императоры по существу до XIII века, до Палеологов, не знали помазания. А на западе помазание было, первым - Папа Карла Великого. Пипин Короткий в 754 году помазывается на престол Римским Папой. Почему? Потому что он сознаёт себя нелегитимным, он нуждается в рецепции римской церковной власти. Римские императоры такого понятия и такой потребности не имели, они были святы сами по себе. Вот ты император – ты уже этим свят! Может быть, это и оборотная сторона того, почему тебя так легко убить. Если ты не соответствуешь понятию святости – что с тобой делать? Император-то должен быть свят! Значит, тебя можно только ликвидировать, чтобы ты хотя бы мученической смертью искупил своё недостоинство. И в результате мы никогда не видим изображения: ни на иконе, ни на миниатюре исторической, ни на фресках, ни на мозаиках древних мы не видим изображений императора без нимба. Императора сопровождает нимб, твёрдое убеждение императорской византийской теории, что империя – это харизма. Вот в чём дело. Став императором, просто хороший полководец получает нимб над головой. Без помазания, без воли Церкви даже, иногда даже вопреки воли Церкви. Многие хорошие императоры были вообще еретиками или ересиархами. Но никогда, ни разу Церковь не произнесла на императора анафему. Вот на Патриарха – можно, Патриарх может быть объявлен еретиком, а император – не может. Ни про одного императора – мы же знаем, что в истории были императоры-иконоборцы и так далее – но ни на одного не произнесена анафема. Нельзя – нимб мешает! Вот уберите нимб, убейте его, устраните – тогда задним числом мы скажем, что он был ересиарх, нехороший. А на императора – нельзя!

 

 – Но мы же так не считаем, что любой император святой?..

 – Что значит – «мы так не считаем»? 

 – Православная Церковь, скажем так?

 – Вот я как раз полагаю, что именно Православная Церковь так считает, и другого отношения нет. Святой апостол Павел в своих посланиях помните, говорит знаменитые слова, что «несть власть аще не от Бога», а ему вторит святой апостол Пётр: «Бога бойтесь, царя чтите». Какого царя? Задумывались? Императора Нерона, скажу вам по секрету! Того самого, который несколько лет спустя, обезглавит одного и распнёт кверху ногами другого! Но чтите, и «несть власть аще не от Бога». А преемник апостола Петра Климент, Папа Римский, в своём послании тоже говорит: «а в первую очередь помолимся за императора, на которого Божье провидение такую тяжесть управления…» Про кого? Про Домициана, основателя знаменитых домициановых гонений против христиан!

 – Нет, ну погодите – Иоанн Креститель обличал всё-таки Ирода, и Господь говорил «Богу Богово, а кесарю – кесарево», а не говорил «чтите Ирода»…

 – А что такое «кесарю – кесарево»?

 – Про налоги, я так понимаю, речь…

 – Ну не надо так буквально всё же говорить. Там даже про икону речь шла, на самом деле. Спаситель спросил: а кто изображён на монете? Император? Так и отдайте императору императорово. То есть, на самом деле, Господь Иисус Христос, сказал в чистом виде, что Богу – Богово: молитесь, кайтесь, о спасении своём думайте. А императору – императорово. То есть всё подобающее служение империи оставьте, как оно есть. И это повторит ученик Спасителя апостол Павел: «Каждый пребывай в том звании, в котором застаёт тебя Провидение». Если ты центурион – будь центурионом. Если ты управляешь империей – я добавлю от себя – то управляй империей. Если ты раб – будь раб. Если ты господин – будь господином. Вот в чём смысл. А у вас вот получается так: ну ладно, мы во всём другом не будем императора признавать, а налоги уж так и быть, будем платить. Паспорт, так и быть, пойдём в милицию, сделаем… Нет! Речь идёт о святости, о сакральном значении царской власти.

Монеты времен Иисуса Христа

- Нет, но опять же – Господь с апостолами не вошёл же в какую-то государственную структуру, они существовали вне государства – не от мира сего…

 – Господь сказал: «А Царство Мое не от мира сего». Правильно. Но что это означает? Это означает, что я не посягаю на царство, которое от мира сего. И даже более того – сам же Господь Иисус Христос и спрашивает: «А как слуги подвизаются за своего императора?» Да, они идут, служат ему, воюют за него и прочее. То есть на самом деле этот порядок вещей – земной порядок вещей – Христос никогда не отменял и никогда не обличал. Господь говорил, что «Моё царство – на небесах, а ваше царство – на земле». Бога бойтесь – царя чтите. «Несть власть аще не от Бога». Не вздумайте мятеж поднимать против римского императора, даже если он вас казнит! Вот о чём идёт речь. По существу на этом построена православная доктрина государственности, и с этой точки зрения Константину Великому ничего не нужно было менять, когда он принимал крещение.

 

Начало цикла бесед:

 

Зачем позвали Рюрика?

 

От вещего Олега до князя Всеволода

 

Как на Руси выбирали царя?

 

Игры династии