Вы здесь

Как на Руси выбирали царя?

Сначала – из княжеской прослойки, а потом – из бояр.  Первого Романова выбрали из боярского рода, хорошо служившего московским государям. Рассказывает доктор исторических наук Николай Николаевич Лисовой

– Получается, что князь Всеволод был первый настоящий византиец на русском престоле?

 – Не случайно про его сына Владимира Мономаха уже складывается Мономахова легенда: будто бы византийский император передал ему императорские регалии. В том числе шапку Мономаха, которая станет символом русской монархической державности.

А обряд при этом совершался?

– Да нет, конечно, это легенда. Шапка Мономаха – более позднее произведение искусства…

Но очевидно, что в сознании русских государственников что-то изменилось. С этого момента они начинают себя считать преемниками византийских императоров. Пройдёт несколько веков, и Иван Грозный уже совершенно, как так и надо, скажет: «А мы происходим прямо от кесаря Августа». Хотя, конечно, ни от какого кесаря Августа ни Иван Грозный, ни даже Владимир Мономах не происходили. И все же появляется политическая концепция. Но это произойдёт гораздо позже. А, по существу, после вот этих попыток XI-XII века: Владимир Красное Солнышко, следующая стадия – Ярослав Мудрый, следующая стадия – Владимир Мономах  –  и всё. И опять – так называемая удельная, раздробленная Русь. И княжеские усобицы – подтверждение того, что никакого монархического сознания у русских князей нет. В сознании самой правящей семьи – не будем даже её династией называть – продолжают бороться две установки: право дяди и право сына. И постоянно эта война идёт. Юрий Долгорукий начинает бороться с потомками своего старшего брата Мстислава Владимировича, Мстислава Великого. Начинается борьба Мстиславичей и потомков Юрия Долгорукого – то есть дяди борются с племянниками.

«Завещание Владимира Мономаха детям». Литография 1836 года по рисунку Бориса Чорикова

Ну это, собственно, и XI век – то же самое. С кем боролись сыновья Ярослава Мудрого? Со своими племянниками. Вот Олег Гориславич, один из героев «Слова о полку Игореве», – это изгнанный племянник правящего князя сначала Изяслава, а потом – Всеволода…

Пока идёт этот древний спор дяди и сына – либо сыну надо власть, либо младшему брату – это ещё не монархия. И по существу это будет продолжаться до монгольского ига, когда возникает сознание того, что всё-таки должен быть на Руси великий князь. Почему для монголов это удобно? Если какая-то централизация есть – значит, дань собирать удобнее, управлять улусом удобнее. Отчасти правы те евразийцы, которые говорят, что царской идеологии на Руси, великокняжеской, а потом царской централизации на Руси – помогло монгольское иго. Не в буквальном смысле, что монголы дали нам царя, как иногда говорят – нет. Но помочь помогли. Помогли и даже с точки зрения национальной консолидации.

До этого, как я упомянул, Византия считала нас своим вассальным придатком, хоть и очень большим, и очень мощным – но тем не менее… Есть православный император, и все православные на земле – его подданные. Вот главная идея Византийской империи. А татары, грубую современную терминологию применяя, дали другую «крышу», в том числе прикрыв и от византийских притязаний.

И поэтому к тому времени, как Византия пала  в 1453 г., мы уже консолидировались настолько, что смогли подхватить эту эстафету. И вот тогда начинается по-настоящему рождение русского царства, Иван III по существу много для этого сделал, а потом его внук Иван Грозный первым венчается на царство. Весь предыдущий период, строго говоря, я не могу назвать монархией. Именно потому, что не было моно, моно-арха, единого державца, за исключением – повторяю – отдельных случаев.

Иван Грозный . Тормосов Виктор Михайлович

И все же какие обязательные условия для того, чтобы система государственного управления считалась монархией?

– Единство территории, которую мы можем контролировать реально – с границами, с войсками, с силовыми структурами. Единство языка. И действительно, русский язык становится к этому времени полностью языком и деловой, и книжной письменности, и общения многонационального… И единство хозяйствования. Вот складываются по существу условия для того, чтобы человек внутри этой структуры мог называться монархом…

– Единство веры?

– Единство веры было с самого начала. Вера – конечно…

Более того, есть ещё один фактор для монархии: монархия складывается как верхушка сословного устроения общества. Социальная стратография. Пока она не сложилась, тоже нет условий для монархии.

1613 год. Михаил Федорович (Романов) и его мать принимают от московского посольства челобитные грамоты Земского собора об избрании его на царство у стен Ипатьевского монастыря в Костроме. Миниатюра XVII века

Что я имею в виду? Основная масса населения – крестьяне, на Руси было больше всего крестьян. Остальные – какие-то отдельные маргинальные группы, мы не будем сейчас о них говорить. В основном – 90% крестьян. Над ними –  из них по существу выделившиеся помещики, которые ведут практически такой же сельскохозяйственный образ жизни. Но их уже эта верховная власть поместила. Почему "помещики"? Их "поместили" – на то или другое место. Ещё выше – по крайней мере, в московской структуре Московского царства – бояре. Как бы пережиток той родоплеменной военно-демократической структуры от Киевской Руси и от первых Рюриковичей унаследованный. Грубо говоря, потомки тех дружин, которые пришли с Рюриком – бояре. Ещё выше над ними – княжеские роды. Те, кто ведёт своё происхождение либо от Рюриковичей – основная масса, либо в более позднее время, с XIII-XIV вв.– от Гедиминовичей: князья Голицыны и т. д. Это уже другие династы, это уже литовская династия. Это уже когда Русь была поделена между Московской Русью и Литовской Русью. Но во всяком случае, это уже ещё одна прослойка – князья.

И только из этих князей – обратите внимание – выбирается царь. Он выбирается несколько раз.

Что такое, например, кризис Cмутного времени? Династия Рюриковичей, собственно, дала двух царей – Ивана Грозного и его блаженного сына Фёдора Иоанновича. Больше ничего не смогла дать уже, а может быть, и не собиралась. Дальше – опять выборы. Бориса Годунова уже выбирают. Народ идёт к Новодевичьему монастырю, просит его на царство. Дмитрия-самозванца не просто выбирают, а – народное восстание, едут в Тулу приглашать его на московское царствование. Шуйского кричат на Лобном месте. «И тут собрались на лобном месте на Красной площади и крикнули Шуйского». Выборы-1607. И, наконец, на Земском соборе выбирают Михаила Романова.

Помазание на царство Михаила Федоровича (Романова), Филипп Москвитин

Какая монархия? Значит, просто из боярских родов – даже уже не князя, уже в князьях засомневались. Уже вот Шуйский – князь ещё. Рюрикович, князь, которого можно было выбрать, как основателя новой династии. Не получилось – сняло его Cмутное время. Выбрали просто боярина из рода Романовых, хорошо служившего московским государям. Кроме того, Анастасия Романова была любимая жена Грозного, и это тоже давало положительный отсвет на выбор династии… То есть, по существу, с 1613 г. у нас – новая избранная династия. А дальше происходят достаточно загадочные вещи…

Продолжение следует...

 

Начало цикла бесед:

 

Зачем позвали Рюрика?

 

От вещего Олега до князя Всеволода