Вы здесь

Книжная среда: что это такое и зачем она нужна. Заметки о детском чтении

Автор: Мария Минаева

Источник: Православие.ру

Сейчас у нас время изобилия. Хочешь – отдавай ребёнка с годика на английский. Или на испанский. Отведи на степ, капоэйру, ментальную арифметику. Купи ему карточки Домана. Кубики Зайцева. Запиши с детский сад, где всё по системе Монтессори.

А вот с чтением у многих проблемы. Приходит ко мне на консультацию мама троих замечательных мальчишек – и все не любят книжки. Приходит другая: дом полная чаша, гувернантка с ребёнком занимаемся, передовые методики – а к книгам девочка равнодушна. Абсолютно.

Начинаем разбираться: что и как читается, какие книги дома, как процесс чтения организован. А никак, оказывается. В доме, где изящная дизайнерская детская и обои прямо из Испании, на полке стоят три книжки: обмусоленный Чуковский с картонными страничками, старопрежний советский «Чиполлино» и почему-то «Четвёртая высота».

Но не это даже главное: книжки можно и в библиотеке взять. Часто родители хотят, чтобы ребёнок читал – но не читают сами. Или читают только в телефоне – а чадо не видит, чем там занимается мама или папа: ленту в соцсетях листает или заканчивает второй том «Братьев Карамазовых».

Многие читают поздно вечером: как малыша уложат, так и садятся – чтобы не мешал. А он не видит примера. Маму видит у плиты, с тряпкой, с телефоном – но не с книгой.

Время изобилия породило множество конкурентов для чтения. Ярких, увлекательных, лёгких. Они почти не требуют навыка, зато дают удовольствие. Можно охать и вздыхать по этому поводу, но лучше – действовать. Помочь ребёнку полюбить чтение.

Важное условие этого – книжная среда дома. Она не требует огромных вложений, специального образования, особенных каких-то усилий. Но без неё вряд ли получится воспитать читателя.

Что такое книжная среда?

Книжная среда – это та среда, в которой ребёнку легко и интересно читать книги. Если отталкиваться от того, что чтение – это навык (хоть и может стать удовольствием в будущем), его нужно развивать. Без этого ничего не получится. Мы же понимаем, что играть в хоккей нужно на льду, для обучения музыке необходимо фортепиано, а совершенствоваться в игре в шахматы невозможно без доски, фигурок и напарника (хотя бы виртуального). Вот и чтение требует своей среды.

Книжная среда – это когда книги, чтение, разговоры о прочитанном, имена героев, их образы, их фразы – всё это витает в воздухе вокруг ребёнка. Когда всё рядом: протяни руку – и вот она, книга. Или мама, с которой можно эту книгу обсудить. Или папа, который читает на ночь «Робинзона Крузо». А потом – совместный просмотр фильма с Куравлёвым в главной роли и горячие споры о том, что в кино не так, как в книге.

Книжная среда – это не сотни дорогих изданий. Не лекции по литературоведению. Не часы, потраченные на чтение. Это интерес, поддержка, совместное проживание. Ну, и некоторое книжное разнообразие, которое может обеспечить не только покупка книг – есть ведь и библиотеки, и разные способы книжного обмена.

Пример

Вы можете возразить: а мы-то как? Мы-то ведь читали: в 12 лет за каникулы осиливали собрание сочинений Жюля Верна, ночи просиживали за Конан Дойлем! А родители работали, потом на даче картошку копали. И книг было меньше. И никто с нами о них особенно не беседовал.

Мы просто многое забыли. Забыли, что наши родители читали больше, чем сейчас читают родители – смартфонов не было, подписок на онлайн-кинотеатры не было, соцсетей и тысяч комментариев, пяти рабочих чатов и семи родительских не было тоже. Время освобождалось для неспешного отдыха. Часто – с книжкой.

А сейчас многие взрослые люди не читают вообще. Им некогда, их день расписан по минутам, время забито под завязку. И получается, что многие подростки читают больше взрослых – хотя бы потому, что им приходится это делать по учёбе.

То есть родители не читают – но почему-то требуют этого от своих детей. Почему требуют? Потому что есть мнение, что читающий ребёнок – успешный ребёнок. Ему легче учиться. Он лучше говорит. Больше знает и понимает. И вообще, это такая милая картина – ребёнок, забравшийся с ногами на кресло под уютной лампой и погружённый в чтение.

Только это так не работает. Дом без книг, родители без интереса к литературе, понукание, формализм и равнодушие к тому, какие у ребёнка отношения с книжным миром – это отсутствие среды. Цветок, который никто не поливает. Ветшающий дом, за которым никто не следит.

 

    

А ещё – здесь можно провести параллель с церковной жизнью. Если мы хотим воспитать христианина, нам приходится трудиться. Водить его в церковь, объяснять ему, что там и как, учить молиться, читать Евангельские истории и жития святых, вместе проходить путь постов, вместе радоваться праздникам. Стараться, чтобы эти праздники были для ребёнка не только ёлкой и подарками, куличами и крашеными яйцами, но радостью, подкреплённой осознанным знанием, пониманием того, ЧТО празднуем. Это – труд. Без этого маленький человек будет равнодушен и к Богу, и к Его Церкви.

А самое главное – если церковной жизнью не живём мы, то как же можем требовать этого от собственных детей? Пример – главное условие. И сокрушающиеся родители – «Ничего ведь не читает!» – нередко забывают взглянуть на самих себя, на свою прикроватную тумбочку: есть ли на ней книги? Читаются ли они?

В общем-то, любое по-настоящему важное дело в жизни ребёнка требует нашего участия и примера. По-другому просто не получится. Нет такой дорожки – чтобы и успехам чада своего радоваться, и усилия не прилагать. Так уж всё в нашем мире устроено – может, и к лучшему.

Поддержка

Есть дети, для которых чтение – радость. Их не нужно заставлять и контролировать: они сами. У них и смартфоны, и мультики они смотрят – и успевают при этом много читать. Есть нечитающие семьи, в которых вырастают читающие дети. Но это – редкость. То самое, подтверждающее исключение, правило.

Если у ребёнка есть проблемы с читательским навыком, вниманием, пониманием, усвоением содержания, ему необходима родительская поддержка. В чём она заключается?

1. В терпении. А оно требуется, да. Чтобы читать, когда хочется спать или нужно прибраться – а приходится откладывать. Чтобы отвечать на вопросы и не раздражаться, когда тебя перебивают по десять раз за одну сказку. Чтобы не злиться, когда видишь, что ему неинтересно и он хочет играть в планшет. Или когда говорит, что Соня Мармеладова – непрактичная дура, да и Татьяна Ларина не лучше.

В любом случае наше раздражение и нетерпение только отдалят ребёнка от чтения. Это и так непростое дело, при том количестве отвлечений, которые предлагает ему современный мир. И если мы хотим сформировать у подрастающего человека уверенность в том, что книга – штука интересная, нам следует быть и терпимыми, и терпеливыми. Просить для этого сил у Господа.

2. Во внимании. Важно не просто читать книгу и ставить себе галочку, что вот, мол, вложил в ребёнка. Вложил ли? Как он реагирует на книгу? Какое у него впечатление и почему? Это выясняется в беседе после чтения. Она не требует много времени – внимания требует – и к книге, и к ребёнку. И ещё – требует не только и не столько наших высокоумных, с высоты возраста рассуждений, а внимания к тому, как внутри себя проживает эту книгу ребёнок. Поэтому, если он делится – нужно слушать очень-очень внимательно.

3. В уважении. Да, человек ещё не взрослый, и мог не так что-то понять. Или вообще ничего не понять. Сморозить глупость. Перевернуть смысл книги с ног на голову. Сказать, что это ерунда какая-то.

Но мы-то, мы, мудрые взрослые, разве всегда срезу всё понимаем правильно, рассуждаем метко, делаем именно те выводы, которые требуются всем вокруг? И если нет – что же мы хотим от человека, который жить только начинает?

Уважение – штука важная, и в семейном чтении тоже нужная. Она помогает ребёнку проживать ошибки спокойнее. Говорить смелее и свободнее. Не бояться насмешек и обесценивания. Уважение учит уважению: если мы не осмеиваем ехидно книгу, которая понравилась ребёнку, и его мнение – есть шанс, что он так же будет относиться к людям.

4. В объяснениях – если они требуются. Они нужны не всегда и не всем – тут нет универсального рецепта. Можно прочитать «Маленького принца» и молча рядышком думать об этой важной книге. А можно получить от ребёнка тысячу вопросов – и о лётчике, и об удаве, проглотившем слона, и о пустыне, и о планетах.

Вопросы – благо. Если чадо их задаёт – значит, книга ему интересна. И все родительские «вырастешь-узнаешь», «в школе объяснят», «потом-потом» гасят в нём искорку интереса. Отвечать нужно обязательно – и не стоит бояться собственной некомпетентности. Это тоже важный урок, когда ребёнок видит: родители знают не всё, признаются в этом, идут – и выясняют.

 

    

5. Во времени, которое мы тратим. Да, современные родители очень заняты. Мы в делах по горло, и в выходные тоже, мы бежим всё время, у нас проекты, созвоны, проблемы. Но дети очень быстро растут, вот они уже почти школьники, а мы им прочитали только «Мойдодыра», надо бы, надо – и «Золотой ключик», и «Нильса», и «Царевну-лягушку» – я так её любила в детстве! Да всё некогда, некогда...

Наше драгоценное время, которое мы тратим на чтение с детьми, – это тоже поддержка. И не только читательского навыка, кругозора, речи – но и наших отношений, близости, доверия. Это не компенсировать кружками и развивашками. Тут уж всё в наших руках.

Мария Минаева

29 июня 2021 г.