Вы здесь

Уроки ОПК в Строгино.

27 ноября 2014 года, в четверг, состоялись два урока по Основам Православной Культуры в московской школе 1619 в районе Строгино, один из которых проводил клирик нашего храма священник Игорь Констанотинов.
Два урока в школе
 
   Могли ли мы в детстве представить, что в школе на уроке учительница будет рассказывать о святых и чудесах? А что у доски однажды появится священник, и будет отвечать на вопросы школьников? Сегодня благодаря школьному предмету ОРКСЭ такие чудеса стали реальностью.
   Недавно довелось стать свидетелем проведения в обычной светской школе сразу двух замечательных уроков. И хотя, по сути, уроки были совершенно разные, впечатления о них – невероятные и удивительно добрые. 
Наталия Ряховская
От имени священника о дружбе с Богом
 
Первый урок в московской школе 1619 в районе Строгино, проводил клирик храма Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино священник Игорь Константинов, второй – школьный учитель, преподающий ОПК ученикам 4-х классов. 
   Общение с детьми – настоящий лакмус, который позволяет проявить все самое важное и истинное в человеке. Урок с отцом Игорем стал живым подтверждением этому. С самого начала урока батюшка подобрал очень верную и понятную детям интонацию общения, чем мгновенно завоевал расположении юных учеников. Ребята, особенно невоцерковленные, зачастую побаиваются священников. Причины тому очень простые. Иногда дети просто не знают, как с ними общаться! Отец Игорь Константинов начал свой урок именно с этого – представился ребятам и рассказал, как правильно обращаться к священникам. С такого замечательного старта короткий рассказ об облачении, головных уборах и крестном знамении дети восприняли очень живо и как-то сразу настроились на дружескую волну. 
   Именно о дружбе пошла речь дальше. В очень простых и понятных терминах батюшка поднял тему «Люди - друзья Бога». И, говоря о дружбе, спрашивал ребят о том, кто такие друзья и что нам хочется для них делать. Вместе с детьми были сделаны два очень важных нравственных вывода: если ты хочешь что-то сделать для Бога – сделай что-то хорошее для того, кто рядом! Если хочешь, чтобы Бог сделал что-то для тебя – иди в храм! Причем, что очень важно, батюшка постоянно обращался с вопросами к ребятам, чтобы включить их в процесс обсуждения темы. И дети включались в беседу легко и непринужденно.
   Особенно ценным был момент, когда отец Игорь буквально на пару минут вспомнил какие-то эпизоды собственного детства. Дети сразу почувствовали расположение к батюшке – еще бы! Этот человек тоже был ребенком! Таким же, как мы! На ребят это произвело исключительное впечатление. Им сразу стало легче задавать свои вопросы и отвечать на вопросы батюшки. Такое мягкое и искренне использование абсолютно верных педагогических приемов показало: невероятный, возможно на интуитивном уровне, педагогический талант может быть заложен в человеке, представляющем в школе Церковь. На учителя, который присутствовал на уроке, это тоже произвело ошеломляющее впечатление. 
   То, как просто доносились до детей важные истины, заслуживает особого внимания. Никакого навязывания догм или правил – все дети делали выводы сами, отвечая на простые вопросы. И тот факт, что когда в завершении урока один из детей задал батюшке вопрос: «Почему Бог не приходит снова?» говорит сам за себя.
 
 
 
Урок с мультфильмом, который учит прощать
 
Другой урок в школе 1619 проводила учитель Сазонова Елена Ивановна. Темой урока стало житие преподобного Серафима Саровского. 
   Центральной частью урока стал… просмотр мультфильма! Детям, конечно, такой подход невероятно понравился и во время просмотра они сидели, буквально не шелохнувшись, глядя на экран с искренним неподдельным интересом.
   Во-первых, все ребята обожают мультики. Во-вторых, наглядность и визуализация – одни из лучших способов рассказать о чем-то детям. И потом, сам по себе мультфильм – настоящий шедевр. Идеально были подобраны картинки и талантливый закадровый текст в стихах. Все способствовало тому, что историю жизни мальчика Прохора, впоследствии батюшки Серафима, дети буквально пропускали через себя. 
   На рассказе о том, как батюшка Серафим простил разбойников, которые его избили, дети замерли и слышны были удивленные вздохи. А потом… Вспомните, как обычно ведут себя ребята после мультиков или похода в кино? Начинают шуметь, обсуждать, выкрикивать. Здесь же картина была прямо противоположной. Когда пошли финальные кадры, класс затих. Было видно, что каждого из детей история задела за живое и заставила задуматься. 
   Учитель блестяще уловила настроения детей, начав задавать им вопросы, которые помогали лучше понять смысл представленной темы. И снова были задействованы визуальные образы – школьникам показали икону Серафима Саровского, а учитель рассказала о своем посещении Дивеевского монастыря, откуда она привезла для ребят гостинцы «от батюшки Серафима». 
   Урок был структурирован идеально. Подача материала, способы его усвоения – через вопросы и ответы, через образы и размышления, задание написать краткое эссе по теме «Почему церковь стала почитать батюшку Серафима как святого?» - за всем этим виделась серьезная подготовка и осознание учителем ответственности за духовно-нравственное воспитание ребят.  
   Но самым потрясающим в этом уроке оказался финал. Детей попросили ответить на вопрос – «для чего лично тебе нужно то, что ты узнал на этом уроке?» От ответа школьницы мурашки пошли по телу у многих взрослых, присутствовавших в классе. Он поразил своей искренностью и точностью: «Теперь я постараюсь научиться прощать тех, кто меня обижает».