Вы здесь

Встреча в ЦСО

21 сентября 2015 года, в понедельник, в двунадесятый православный праздник Рождества Пресвятой Богородицы в ЦСО Строгино, что на Строгинском бульваре дом 5, состоялась встреча с клириком храма Новомучеников и исповедников Российских священником Алексием Веретельниковым. Такие встречи проходят ежемесячно и собирают немало желающих побеседовать со священнослужителем, и получить ответы на свои вопросы.
   Свою беседу Отец Алексий начал с рассказа о значении этого одного из главных православных праздников. Не случайно именно с него начинается новый церковный год.
   В чем же его величие? С точки зрения вероучения Церкви, рождение Пресвятой Богородицы не было событием случайным и обычным, оно было предсказано еще в Ветхом Завете. Марии - матери Христа была отведена важная роль в осуществлении Божественного плана спасения человечества. Суть христианста, его сердцевина заключается в том, что Бог стал человеком. Отец Алексий обратил особое внимание на то, что Христос — Богочеловек — вочеловечевшаяся любовь. «Он человек, во всем подобный нам, в нем все есть, кроме греха. Таким был создан первый человек». Но после предательства  Адама и Евы все изменилась, грех вошел в человека, он стал смертен. И спасение рода человеческого ценою искупительной жертвы Иисуса Христа стало возможным в силу того, что на эту землю пришла дева Мария. «О Божьей матери трудно гоарить проповеди, - сказал отец Алексий, - так как все они  сводятся к Ее восхвалению, чтобы почтить и порадовать Ее, это потому, что в Евангелии о Божьей матери очень мало сказано, буквально несколько эпизодов. Сохранились священные предания, но их тоже не много. Возможно за этим скрывается определенная святость. Богородица, пропустив все через себя, осталась в кротости, в молчании. Казалось бы апостолы, зная ее, должны были много писать о ней, приводить ее слова. Иоанн общался с Девой Марией каждый день, но она пребывала в молчании, служила Богу, и церковь почитает Ее больше сил небесных, ведь она не только уподобилась ангелам, но и превзошла их чистоту. Через Богородицу стало возможно Боговоплощение.  Господь воскрес первым из умерших. Он  прошел тот путь, который предстоит пройти всем нам: родился, умер, воскрес. И мы воскреснем. Душа воссоединится с телом, и мы представнем на суд Христов». Отец Алексий отметил, что несмотря на то, что Богородица  первый человек после Христа, вкусивший эти плоды, но тем не менее, она не пребывает на небесах, она здесь на земле, рядом с нами. От святынь, связанных с Богородицей исходит великая сила,  утешение, душу настигает тишина. И кто горячо молится Богородице, читает акафист, тот ощушает это. 
   Отец Алексей привел примеры из своей жизни и жизни знакомых, когда после усердной молитвы матери Божей чудесным образом все складывалось удачно. И еще отец Алексий настоятельно советовал ежедневно читать духовную литературу, Евангелие, изучать Закон Божий, поскольку это «укрепляет веру и очищает сердце».
   Священнику задавали немало вопросов, и традиционно первым был вопрос о строительстве храма на Строгинском бульваре. Отец Алексий ответил, что скоро будет готов главный купол, к зданию сейчас подводят коммуникации, в нижнем храме уже были богослужения на Пасху и на Троицу, там идет подготовка к постоянным Богослужениям, которые начнутся если не в этом году, то в следующем точно. Благоустройство прихрамовой территории начнется позже, когда решится вопрос с домом причта. 
   Интересный вопрос был о почитании различных икон Богоматери. Хорошо это или плохо, если не видишь особой разницы в разных иконописных образах Царицы Небесной, не выдеяя, например, Казанскую или Владимирскую. Отец Алексий сказал, что это нормально, ведь все Ее иконы  — это образы одной Богоматери, Ей мы и молимся, а не самой иконе.  Через иконы идет благодать, а Матерь Божия настолько велика, что и образов Ее великое множество. Это говорит об избытке ее силы, ее любви. Но отец Алексей предостерег, что  для человека обрядоверного, маловерного здесь таится соблазн свести все к язычеству, то есть, молиться не Богоматери а ее определенному образу. Например, считается, что об избавлении от пьянства нужно молиться перед иконой «Неупиваемая чаша». Но это не обязательно, перед любым образом Богородицы можно молиться обо всем. А жестко подразделять образы в зависимости от направленности благодеяний - это уже на грани суеверия. Но предпочтение одного образа перед другим - это вопрос веры.
   На вопрос можно ли хранить дома икону, взятую из гроба умершего родственника, отец Алексий ответил, что можно хранить ее как память об умершем, совсем не обязательно нести ее в храм.
   Задавали вопросы о мироточении икон. Отец Алексий сказал, что такое явление наблюдается нередко, есть иконы которые  мироточат, есть те, что кровоточат. « Даже у нас в храме мироточила Феодоровская икона, и не один раз. Это как роса появляется, мы считаем, что это чудо». Священник привел интересные примеры мироточения. Но отец Алексий предостарег от восхищения таким явлениеям, поскольку чудо, в основном, датся по нашему маловерию. Кроме того, нельзя исключть и моменты мошенничества. Был случай, когда у одной женщины якобы мироточили все иконы. Люди приносили ей свои иконы, и они тоже мироточили. Ее соседи чуть ли не святой считали, но потом оказалось, что это мошенничество. Разговор о чудесах длился долго. Особенно запомнилось выражение отца Алексия, что «всякое чудо пронизано смирением». 
Говорили о неоязычестве, о разных направлениях христианства, о других конфессиях.
   На что отец Алексий сказал: «Человек по сути своей существо религиозное. Бог нас создал такими, и если человек не имеет подлиной веры в Бога, то заменяет ее сурагатом». Он еще раз предостерег от суеверия, говоря, что иногда святыни путают с талисманами. С огорчением говорил, что многие, считающие себя православными,  не знают основ веры. Порой на вопрос, что есть Святая Троица, называют Христа, Богоматерь и святителя Николая. Это огорчительно.
   Задавали вопросы о триединстве Бога. Отец Алексей. Говоря о том,   что Троица это не три Бога а один Бог в трех лицах, сказал: «Понять это нельзя, только сердцем можно уразуметь. Но сам Бог это открыл: Бог отец, Христос — Бог сын, и Бог — Дух Святой — три ипостаси Бога».
   Шел разговор о Символе веры, за каждое слово в котором, как сказал отец Алексий, -  реально проливалась кровь. Спрашивали о фильмах, книгах современных и древних, о различных направлениях  иудаизма и о ведической Руси. Казалось бы некоторые вопросы были далеки от темы встречи, но ответы отца Алексия заставляли думать, иногда менять свой взгляд, и, гланое, убеждали, что ответы на все вопросы можно найти в святоотеческой духовной литературе и в современных книгх. А в храме работает библиотека, где можно найти много нужных книг.
   Полтора часа, отведенные на встречу пролетели, как несколько минут, и вопросы у слушателей еще остались. Но эта встреча не последняя. О времени новой встречи будет объявлено в приходском листке и на сайте храма.
 
                                                                                                          Материал подготовила Вера Дмитриева