Житие прпмц. Рафаилы (Тартацкой) игумении, Чигиринской

Даты: 
Последней игуменией Свято-Троицкого Чигиринского женского монастыря до момента его жестокого уничтожения советской властью была монахиня Рафаила (Раиса Васильевна Тертацкая). К сожалению, до нашего времени не дошли никакие документальные биографические данные о ней. Епархиальные архивы, содержащие летописи и хронику прежних лет монастырской жизни, погибли в начале 20-х годов. Существуют лишь устные пересказы, основанные на воспоминаниях сторожилов и бывших насельниц обители, сохранивших с четкой ясностью светлый образ этой великой матушки.
 
Согласно чигиринским повествованиям, Раиса родилась в 1877 году. Она происходила из благочестивой дворянской семьи. Еще в детстве ее сердце возгорелось пламенной любовью ко Господу. Будучи ребенком, она часто уединялась в молитве, умилялась церковными песнопениями. А в отроческом возрасте испросила родительское благословение на поступление в монастырь. С юных лет Раиса воспитывалась и духовно возрастала в лоне Свято-Троицкой обители под мудрым руководством мастистых стариц и опытных духовников. На фоне мирного течения тихой монастырской жизни она с усердием несла различные послушания и слыла прекрасной умелицей. Особо удивляла она сестер своим искусным вышиванием и ткачеством ковров. Долгие годы спустя люди бережно сохраняли рушники, украшенные работой матушки. Но более всего любила Раиса церковные службы. Одаренная от Творца богатым голосом и прекрасным слухом, она не переставала постоянно славить Его. Клиросное послушание было для нее наиболее желанным. Достоверно известно, что матушка знала наизусть Псалтырь – его непрестанное чтение стало в тяжелое время ее главной поддержкой. А еще эта раба Христова восхищалась прекрасным творением Божьим – цветами. Обладая художественным вкусом, она благолепно украшала ими храмы, выращивала в своей келии и в «райском саду» - обители целые оранжереи. И особо любила розы.
 
Когда и при каких обстоятельствах послушница Тертацкая приняла ангельский постриг пока еще не ведомо. За чистую целомудренную жизнь Господь нарек свою избранницу великим архангельским именем. Рафаил – значит целитель Божий. Пройдут годы и преподобномученица Рафаила сподобится от Всемилостивого дара целительства телесных и душевных человеческих недугов.
 
29 августа 1920 года было определено назначить председательницей Свято-Троицкой женской общины монахиню Рафаилу (Тертацкую). А 19 декабря того же года, в день памяти святителя Николая, Мирликийского чудотворца – на один из особо почитаемых престольных праздников обители Господь благословил свою избранницу стать игуменией монастыря (после смерти прежней настоятельницы – матушки Парфении). Верная дочь и воспитанница обители была назначена матерью ее сестер в самое сложное, и, казалось, абсолютно безысходное время. Она трезво осознавала, что жезл ее настоятельства был жребием мученичества. Невысокая ростом, по-женски слабенькая телом, матушка Рафаила имела твердую веру, и во всем уповала лишь на Господа. Воистину, «сила Божия в немощи человеческой совершалась». (II Кор.12,9)
 
С первых месяцев открытых гонений на монастырь игуменья, по духовному рассуждению с сестрами, решила игнорировать все увеличивающееся давление властей, угрозы вероятной расправы и не оставлять место своего монашеского подвига. Она стремилась следовать, по милости Божией, Христовой заповеди: «Претерпевый же до конца, той спасен будет» (МК.13,13)
 
Неистощимое упование на Промысел Божий придавало ей особую устойчивость в тех обстоятельствах, в которых другие неизбежно отчаивались. Ибо в тот период многие люди унывали от скорбей и безысходности сложившейся ситуации, некоторые поддавались обманным соблазнам и шли на поводу человеческой слабости. Сколько мудрости, сил и твердости нужно было тогда иметь, чтобы показать своим монастырским дочерям, что успех борьбы со злом измеряется не внешней победой, а лишь непоколебимым стоянием в вере до конца. И самое главное – требовался личный пример.
 
Факты свидетельствуют, что матушка Рафаила предпринимала множество действий, чтобы сохранить уставную жизнь обители и уберечь овец Христовых от новоявленных воинствующих атеистов. Не теряя благодушия, и даже любовью к врагам, принимала она нашествие новых, уже не знающих Бога людей. Осознавая то, что конфискация монастырских помещений в пользу советских властей неизбежна, она первая предложила Чигиринскому руководству поселить в обители детей-сирот. Заботливая христианка пыталась помочь им пережить тяжелое время голода и гражданской разрухи за счет монастырских запасов и казны, а также спасти их души под опекой монахинь. И кроме этого дальновидная мать-хозяйка считала, что квартирование колонистов будет менее болезненно для обители, чем что-либо другое. Ведь советские управители могли использовать монастырскую базу в иных, более кощунственных целях.
 
Прослеживая ход событий ликвидации Свято-Троицкой обители, можно отметить, что при всем внешнем сатанинском давлении безбожные власти вынуждены были часто считаться с поступками и действиями председательницы общины – матушки Рафаилы. Ее духовная рассудительность и проницательность помогали избегать безвыходных ситуаций, а при столкновении с агрессивными богоборцами она зачастую выходила победительницей по духу. Они даже немного побаивались ее, а от этого и тайно ненавидели, вынашивая план мести. «Ибо праведник одной жизнью своею обличает кривых, лукавых и лицемерных. И чем божественнее луч, который светит сквозь человека, тем сильнее плещут вокруг него страсти злодейских натур» (И.А.Ильин, русский философ).
 
Окончательное закрытие монастыря все же вынудило небольшую группу оставшихся сестер переселиться в частный дом, находившийся в городе Чигирине по улице Дворянской № 69 (ныне – ул.Парижская), где проживала в то время православная богобоязненная семья. Незадолго до этого матушка благословила 37-летнюю послушницу Татьяну Ивановну Павленко выйти замуж за благочестивого многодетного вдовца Дмитрия Дмитриевича Рясика и стать ему помощницей в воспитании чад. Мужественные исповедницы веры объединились в их небольшом, но духовно уютном домике, где жили аскетически, стяжали непрестанную молитву и творили смиренное монашеское делание. Среди них была бывшая монастырская казначея – матушка преклонных лет Елпидифора (Прокопович) и регент церковного хора – мать Епистимия (фамилия неизвестна).
 
Вскоре это житейское пристанище стало спасительным духовным оазисом для многих людей и местом молитвы гонимого духовенства. Там совершались богослужения, во время которых подвижники имели возможность совершать сердечное покаяние и напитывать свои души причащением Святых Христовых Таинств, проходили душеспасительные беседы и тайные встречи великих церковных мужей. В этом доме были те, кто без страха и смущения вскоре украсились венцом мученичества за православную веру: о.Алексий (Еримович), о.Андрей (Лапчинский), о.Киприан (Олейник), о.Сергий (Земницкий), о.Тимофей (Храпаченко), о.Феодосий (Педорич), схиархимандрит Аваккум (Старов), монахи Онуфриевского монастыря. Пройдут годы и имена этих бесстрашных Христовых исповедников будут записаны в небесной Книге Жизни, а земная история отметит:
 
«Различен их возраст, но одна вера; неодинаковы подвиги, но то же самое мужество» (свят. Иоанн Златоуст).
 
Разумеется, что в условиях всеобщего сатанинского разгула враг рода человеческого шипел злобой и лютостью, видя в Чигирине столь благодатный очаг Господнего служения. Он разжигал к нему всеобщую неприязнь и презрение соотчичей, вызывал непонимание близких, натравливал властей. А затем, под покровом темноты, совершил свое дело тьмы.
 
Августовской ночью 1926 года в домик, где ютились матушки, кто-то настойчиво постучал. Это был местный Христа ради юродивый Варфоломей, славившийся своей прозорливостью и предсказаниями. Блаженный метался под окнами и звал: Матушка Рафаила, убегай! Через полчаса – тебе смерть!». На что игуменья твердо ответила: «На всё воля Божия. Я сестёр не оставлю». Спустя некоторое время в дом ворвалась группа активистов местной антирелигиозной организации «Безбожник» во главе с её руководителем - чекистом Иваном Леонтиевичем Саламащенко <жутка будет его смерть>. Шестеро пьяных мужиков нагло схватили настоятельницу, вывели её на улицу, привязали к дереву, обложили сеном, а затем подожгли, требуя, чтобы она сняла с груди крест и отдала им спрятанную ею ранее церковную утварь. Хозяина не было дома, дети испугались и с ужасом наблюдали происходящее. Мать Елпидифора (преклонных лет, бывшая монастырская казначея. – О.С.) взяла в руки икону Божией Матери «Неопалимая Купина», и все сёстры безбоязненно вышли во двор. Они упали на колени и усердно молили Пречистую о помощи. Неожиданно разразился сильный гром, блеснула молния, и начался сильный дождь. Огненное пламя, едва успев разгореться, погасло. Тогда озлобленные мучители положили матушку на телегу и, связав её, повезли в старую скотобойню, где 49-летней игумении устроили зверский самосуд. Вначале насильники надругались над Христовой невестой, а затем в сатанинской злобе, неистово над ней издевались. Они жестоко били её прикладом по голове, оборвали ей волосы, выбили шесть верхних зубов, вырвали нижнюю челюсть. Безбожники перебили матушке рёбра, верхнюю левую голень и раздавили в одинаковых местах нижние голени обеих ног (вероятно, переехали их подводой.) Исповедница крестилась, – и богоненавистники переломали ей правую руку. А напоследок по-зверски искололи страдалицу штыками и закопали в землю – ещё живой.
 
Злодеяние не осталось незамеченным. Свидетельницей ужасной гибели игуменьи оказалась послушница монастыря Мария Устиновна Нагорняя (позже она приняла постриг с именем Маргарита), проживавшая неподалеку. После того, как нелюди покинули скотобойню, она тайно пробралась туда и откопала изуродованное и окровавленное тело мученицы. Матушка еще недолго дышала и затем, на руках у сестры, отошла ко Господу. Монахини похоронили игуменью Рафаилу на городском Казанском кладбище. Могилку увенчали небольшим металлическим крестом – боялись дальнейших поруганий нечестивых над прахом праведницы.
 
 ПРОСЛАВЛЕНИЕ И МОЛИТВЕННАЯ ПОМОЩЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЫ РАФАИЛЫ, ИГУМЕНИИ ЧИГИРИНСКОЙ
 
«Праведник, яко финикс процветет: яко кедр иже в ливане умножится» (Пс.13,91)
 
Десятки лет, сквозь мрак бездуховности и забвения истинного прошлого тянулась к маленькой надгробной насыпи матушки Рафаилы незарастающая тропа народной памяти. Ибо там постоянно, хотя и незримо для человеческого глаза, но выразительно ощутимо для людской души горел светильник Божией благодати. С великой любовью и почтением много лет ухаживала за этим особым погребением Мария Устиновна Нагорняя (монахиня Маргарита) и твердо верила, что придет время – и о подвиге игумении Рафаилы узнают все. Она вела летопись сердца и чувствовала, что у престола Господня убиенная страдалица молится за поруганную обитель и оскверненные святыни, за прощение грехов и безумных поступков соотчичей. Знала, что наступит час земной славы великой угодницы Христовой и надмогильная лампадка воссияет на черкасской земле великим светом Господней милости и неописуемых чудес. Ибо «дивен Бог во святых своих»! (Пс.63,36).
 
Монахиня Маргарита была свидетельницей жуткой и нераскаянной смерти И.Л.Саламащенко – главного организатора зверских издевательств над матушкой Рафаилой. На его погребение чигиринцев буквально согнали. Гроб этого мучителя был закрыт, но даже при этом невыносимо смердел. Во время похорон родные не могли к нему приблизиться, а люди не заходили во двор.
 
Помнила монахиня Маргарита множество чудных помощей и удивительных знамений, происходивших по молитвенной просьбе на могиле игумении Рафаилы. В 1976 году мать Маргарита ушла из жизни, повелев похоронить себя, недостойную, рядом с великой мученицей.
 
С 1999 года заботу о могиле матушки Рафаилы, по благословению протоиерея Анатолия Прикотенко, взяла на себя прихожанка Чигиринского Казанского храма Валентина Васильевна Калашник (бывшая тогда в тайном монашеском постриге с именем Екатерина). У гроба мученицы получила она исцеление и духовное укрепление. Не ведала тогда монахиня, что пройдет время и матушка Рафаила благословит ее стать своей преемницей – настоятельницей разрушенного, но в будущем восстановленного Свято-Троицкого Чигиринского женского монастыря.
 
В начале XXI века, после духовной оттепели, поток людей на Казанское кладбище к захоронению убиенной игуменьи усилился. Необъяснимым образом Угодница Христова звала к месту своего упокоения больных, нуждающихся и страждущих не только из черкасского края, но и из отдаленных мест. И всех утешала, исцеляла данною ей от Господа силою, дарованною за подвиг благочестивой жизни и мученического исповедания православной веры.
 
О ее прижизненных муках узнавали со слов старожилов молодые. Однажды пришел на могилу семинарист Александр Михайлюта (позже он станет священником Чигиринского благочиния и участником процесса канонизации преподобномученицы) и помолился матушке. Очень хотелось юноше попасть в Свято-Успенскую Почаевскую Лавру. Но, к сожалению, денег на это не было. Отходя от места захоронения, он услышал нежный женский голос: «Не грусти. Скоро поедешь». Александр подумал, что к могиле подошла смотрительница Валентина  Васильевна. Молодой человек оглянулся, но вокруг никого не было. Испуганный, он побежал из кладбища. Изумлению Александра не было предела, когда в скором времени ему действительно удалось побывать в Почаеве. В день отправления туда паломнической группы неожиданно появилось два свободных места. Добродетель отдал одно из них Александру – совершенно бесплатно.
 
10 декабря 2003 года настоятелем Казанского собора г.Чигирина протоиереем Анатолием Прикотенко и его родным братом – священником Спасо-Преображенского монастыря протоиереем Николаем Прикотенко были подняты из-под спуда нетленные останки игумении Рафаилы. В могиле также сохранились четки матушки, погребальный крест, камилавка. Обретение останков явило миру очевидные подробности издевательств, которые испытала страдалица. Гробница с мощами мученицы была поставлена для молитвенного поклонения в помещении нижнего Свято-Георгиевского храма чигиринского Казанского собора.
 
 
 
 В середине августа 2004 года рака начала сильно благоухать. Дивный запах разливался по церкви около двух недель. Время это было не случайным. Ибо, согласно воспоминаниям старожительницы Лидии Ивановны Постригань, матушку Рафаилу замучили именно в середине августа. Но точной даты, к сожалению, установить так и не удалось. Благоухание от мощей повторялось в следующие годы еще несколько раз.
 
24 мая 2005 года в соборном Казанском храме города Чигирина архиепископом Софронием, Черкасским и Каневским, в присутствии множества духовенства и огромного количества богомольцев, был совершен торжественный чин прославления преподобномученицы Рафаилы, игумении Чигиринской. Факт официальной канонизации и причисление Божией угодницы к Небесному собору – это явление святой миру , означающее, что она, пострадавшая за Христа, может служить для всех членов церкви образцом веры и что к ней можно и должно обращаться в молитвах всем православным христианам, имеющим нужду в небесном заступничестве.
 
Мощи святой установлены в правом приделе верхней церкви собора под чудотворной иконой Богородицы «Одигитрия».После открытия в 2006 году Свято-Троицкого чигиринского женского монастыря они несколько раз переносились в обитель. 10 декабря 2008 года рака с мощами была принесена в Свято-Троицкий монастырь на празднование дня памяти преподобномученицы. После торжеств эта святыня, по благословению владыки Софрония, осталась в монастыре – теперь уже навсегда.
 
 
 
Ныне всякий, кто с благоговейным трепетом и страхом преклоняет колена пред гробницей великой угодницы Божией – преподобномученицы Рафаилы, игумении Чигиринской и с горячей молитвой просит заступничества угодницы Христовой и ходатайства перед Богом о себе и своих ближних, получает благодатную помощь и дивные исцеления. Ее душа сияет перед Богом таким чистым, таким ярким светом, что если только не быть слепым к тому, что «не от мира сего, но свыше», невольно чувствуешь, приближаясь к этой святыне, внутреннюю перемену. Сразу становится легче, словно в тебе внезапно обновляется образ Божий. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Взирая на самое тело святого, удостоившееся быть окровавленным за исповедание Христово, хотя мы были боязливее всех, можем ли не возыметь великой ревности, когда это зрелище, как бы как огонь, проникает в нашу душу и призывает нас на такой же подвиг? Для того Бог и оставил нам тела святых, чтобы мы имели в них урок величайшего любомудрия».
 
Много чудес и удивительных случаев происходило по молитвам к преподобномученице Рафаиле в канун ее прославления. Вот один из них. Московская журналистка Наталья Обманкина была наслышана о великой мученице и стремилась попасть в Чигирин на день ее канонизации. Для поездки ей было необходимо иметь сумму 2100 рублей. Но, к сожалению, таких денег в то время у женщины не было. Наталья молила матушку срочно помочь ей в этом. И к своему невыразимому удивлению накануне желаемого выезда получила на работе абсолютно неожиданную премию – в размере именно 2100 рублей. Оказавшись на празднике, она стала свидетелем величайшего торжества. Впоследствии Наталья написала газетную статью об этом многозначительном для людей и для нее лично событии. В ней журналистка отметила: «На фотографии, которую отец Анатолий благословил меня сделать в храме у раки с мощами игуменьи Рафаилы, четко видна полоска света над прозрачным окошком у изголовья матушки. Приняв ее за дефект снимка, я повторила его с другой стороны. Проявила пленку – сияние осталось…».
 
Перед прославлением мученицы Рафаилы Владыка Софроний благословил монахиню Екатерину (Калашник) ехать в Киев и в столичных женских обителях испросить для облачения святой игуменские одежды. Путешествие это было сопряжено с большим искушением. Нечистый жестоко наказал выполняющую послушание матушку. Среди белого дня на одной из улиц Киева он явился в виде какого-то очень темного мужчины и набросился на Екатерину со словами: «Чего тебе дома не сидится, что ты здесь лазишь?». А затем злобно ее избил. Измученная монахиня добралась до Флоровского монастыря, где на службе слезно молила мать Рафаилу помочь ей выполнить архиерейское благословение – столь противное диаволу. Сестры обители, увидя страдающую прихожанку, всячески утешили ее. А затем вручили подарок – необходимое одеяние для преподобномученицы ко дню ее прославления. Знаменательно, что Господь одел Свою избранницу в облачение именно Флоровских сестер, послуживших в далеком прошлом предначальниками Чигиринской женской обители.
 
Дивным образом была создана икона святой. Ее прижизненного портрета найти не удалось. Инокиня Алипия (Данилова) – насельница Стеблевского Спасо-преображенского женского монастыря, написала необычайно живой и выразительный лик преподобномученицы, совершенно не ведая об ее истинном образе. Мастерица чувствовала, что во время иконописной работы невидимая сила руководила ее рукой и мыслью. А исконный враг человеческого рода устраивал величайшие искушения. О мученической кончине Чигиринской игумении матушка Алипия узнала еще задолго до канонизации Христовой исповедницы. Приехав однажды в Чигирин на храмовый праздник, первое, куда она попала, была могилка матушки Рафаилы. Это духовное знакомство, как выяснилось позже, оказалось для инокини чрезвычайно Промыслительным.
 
После открытия Свято-Троицкого монастыря небесное заступничество святой игумении над своей обителью чудесным образом проявляется постоянно. Были даже видимые случаи явления матушки Рафаилы.
 
С умилительными слезами благодарности к преподобномученице рассказала игумения Екатерина такую историю. В канун первого монастырского Рождества у них в обители не было даже хлеба. Пытались что-то испечь – но муки тоже не оказалось. На следующий день совсем неожиданно в монастырь поступил перевод на значительную сумму (800 грн.). пришел он из г.Красилова Хмельницкой обл. от рабы Божией Екатерины., собравшей эту сумму в своем приходе. В Чигирине сия женщина никогда не была, а об обители узнала от своей дочери. Последняя привезла адрес святыни из Почаева. Во время паломнической поездки девушки в Лавру к ней подошла монахиня, вручила иконочку преподобномученицы Рафаилы с адресом чигиринской обители и сказала: «Нужно помочь этому монастырю». При этом матушки сразу не стало. Паломница оглянулась вокруг – но там тоже никого похожего не оказалось. Удивительным было то, что образ святой был черно-белым ксероксным изображением, а ее иконы раздавались чигиринскими сестрами только цветные.
 
Знаменательным оказался для жительницы с.Билыки Полтавской области Варвары Гуль транзитный проезд в 2006 году города Чигирина. Она остановилась на его автовокзале и ожидала пересадки на рейс до Лебедина, куда направлялась с целью поступления в число сестер Лебединской обители. Утомленная дорогой, женщина сидела, наклонив голову. В это время к ней подошла неизвестная ей монахиня и утвердительно сказала: «Если хочешь спастись – иди в чигиринский монастырь». Услышав это, Варвара подняла глаза, дабы что-то спросить, но матушка вмиг исчезла. Удивленная услышанным, путешественница сразу пошла в чигиринский Казанский храм, где, расспросив его настоятеля – отца Анатолия Прикотенко, узнала о том, что в городе действительно открылась женская обитель. Вскоре, изменив свои планы, она приняла в ней постриг. Добавим, что сия раба Божия была в 40-е годы послушницей этого монастыря. О ней блаженным Варфоломеем было сказано пророчество.
 
Однажды утром к настоятельнице Екатерине пришла раба Божия Светлана Матюшкина, проживающая с мужем и детьми в соседнем монастырском корпусе. Она искренне попросила прощение за сотворенный ею накануне в монастыре скандал и ругань по отношению к сестрам, а также предложила игумении свою помощь и дружбу. Женщина объяснила, что ей пришлось многое осознать и прийти к такому решению после того, как ночью к ним в дом приходила какая-то монахиня. В полночь она постучала в дверь и , обращаясь к сыну Светланы, смиренно попросила: «Прикрутите, пожалуйста, музыку, ибо она сильно громко играет, а у нас сейчас идет молитва», парень на удивление спокойно выполнил эту просьбу, лишь при этом уточнил: «А так нормально?». Матюшкины приняли матушку за одну из сестер обители, ибо одета она была в монашеское облачение и с камилавочкой на голове. Но, как оказалось позже, именно такой такой монахини среди насельниц вовсе не было. Столь необычный ночной визит (явное чудо преподобномученицы Рафаилы) вскоре преобразил, милостью Господней, жизнь всего семейства: они повернулись лицом к Богу, покрестили детей, стали приводить их на Причастие, изменили свое поведение. Матюшкины во многом начали замечать необычайную помощь святой.
 
Слава о чудесах, совершаемых по молитвам к преподобномученице, расходится по всему православному миру. Известны случаи исцеления от наркомании, от головной и зубной боли, различных травм головы, рук и ног, по молитвам к матушке люди находят работу и жильё, покровительствует матушка водителям, путешествующим, нищим … Преподобномученице игумении Рафаиле надо молиться в первую очередь тому, кто падает под тяжестью своего Креста. Молиться о том, чтобы донести даже самый тяжелый Крест - до конца.