Житие сщмч. Германа, еп. Вольского и иже с ним пострадавших сщмчч. Геннадия (Махровского), Андрея (Шанского), Олимпа (Диаконова) (1919)

Даты: 
Епископ Герман, в миру Николай Васильевич Косолапов, родился 22 октября 1882 года в Саратове в семье статского советника, преподавателя русского языка и словесности Саратовского реального училища. Его желание посвятить жизнь Церкви — одно из многих убедительных свидетельств того, как на рубеже двух эпох размыкались сословные границы русского православного духовенства, и российская интеллигенция начинала нелегкий путь возвращения в Церковь.
По окончании Саратовской первой мужской гимназии, в 1902 году, Николай поступил в СпбДА. 8 января 1905 года он принял иноческий постриг с именем Герман. В 1906 году будущий владыка заканчивает Санкт-Петербургскую Духовную Академию в сане иеромонаха и звании кандидата богословия и назначается помощником смотрителя Сарапульского духовного училища Вятской губернии. Через год в 1907 году он переводится на ту же должность в Камышинское духовное училище. С 13 марта 1908 года иеромонах Герман занимает должность смотрителя Петровского Духовного училища. Возведен в сан архимандрита. 2 июля 1911 года архимандрит Герман получает новое назначение на должность смотрителя Обоянского Духовного училища Курской губернии, а с 1 февраля 1913 года занимают такую же должность в Курске. С 26 апреля 1916 года архимандрит Герман становится ректором Владимирской Духовной Семинарии, которую возглавляет до ее упразднения.
11 (24) декабря 1917 года Совнарком издает декрет о передаче всех церковных школ в Комиссариат просвещения. Это означало фактическое закрытие всех семинарий, академий, духовных училищ. Вольское духовное училище, а вместе с ним женское епархиальное училище перестает существовать. В здании духовного училища открывается 23 Трудовая школа 1-й ступени.
17 января 1918 года наречен епископом Вольским, викарием Саратовской епархии. Хиротония была совершена в Вольске 11 (24) февраля 1918 года правящим епископом Досифеем (Протопоповым), Петровским викарным епископом Дамианом (Говоровым) и епископом Уральским Тихоном (Оболенским).
С 18 июля по 7 сентября временно замещал Саратовского епископа, присутствовавшего на Соборе в Москве. После ареста 24 августа 1918 года священника Михаила Платонова (за проведенную в Свято-Серафимовской церкви Саратова панихиду по царственным мученикам, «за возмущение народных масс в церковной проповеди, написании и распространении литературы против советской власти»), владыка Герман дал благословение Епархиальному совету прекратить богослужение в храме, кроме требоисполнения, и обратиться к прихожанам с призывом бороться за своего пастыря и требовать его освобождения: «Если пастыри не жалеют себя ради паствы, то и паства должна самоотверженно защищать своего духовного отца». В сентябре 1918 года в Саратов прибыл Председатель Реввоенсовета РСФСР Л. Д. Троцкий, который дал указание Председателю Саратовского губисполкома В. П. Антонову-Саратовскому «подорвать влияние Церкви». Последний приказал арестовать епископа Германа и весь Епархиальный совет и провести над ними показательный судебный процесс. 16 сентября 1918 года по обвинению в «инсценировке запрещения богослужения советской властью» и в подстрекательстве к выступлениям против советской власти были арестованы владыка Герман и члены Епархиального совета протоиереи Алексий Хитров (председатель совета) и Евгений Шкенев, свящ. Николай Докторов, миряне Е. Н. Аниров и П. П. Львов.
После показательного процесса, проведенного в Большом зале саратовской консерватории 5-6 октября 1918 года, владыка Герман был приговорен к 15 годам лишения свободы с привлечением к выполнению принудительных работ, свящ. Михаил Платонов к высшей мере наказания — расстрелу, прот. Алексий Хитров к 15 годам лишения свободы с привлечением к выполнению принудительных работ. Другие члены Епархиального совета были подвергнуты наказанию в виде лишения свободы сроком на 10 лет условно. Все обвинения они отрицали. Вполне вероятно, что это был первый в России публичный процесс над духовенством Русской Православной Церкви (в фондах Саратовского областного музея краеведения сохранился уникальный снимок начала этого заседания). На приговор была подана кассационная жалоба. Около 10 тысяч верующих Саратова и Вольска подписались под прошением об освобождении владыки Германа и других арестованных священнослужителей. Вольские прихожане так писали о владыке: «У него была всегда одна дорога — в храм, где он совершал богослужения для верующих и в своих проповедях излагал только чистые истины Христова учения, призывая всех к миру, любви, осуществлению в жизни правды Божией, смирению, кротости, терпению и прочим христианским добродетелям... и сам епископ Герман представляет образец архиерея кроткого, тихого, глубоковерующего».
Определением Кассационного отдела при ВЦИК от 5 декабря 1918 года из-за нарушений делопроизводства, приговор был отменен и дело направлено на новое рассмотрение в Саратовский ревтрибунал. Определением распорядительного заседания Саратовского ревтрибунала от 20 декабря 1918 года к владыке Герману был применен акт амнистии и из-под стражи он был освобожден. Дело назначено было вновь к рассмотрению на 28 декабря, но за неявкой некоторых свидетелей было отложено. 10-11 января 1919 года состоялось публичное судебное заседание Саратовского ревтрибунала, по приговору которого за то же деяние владыка Герман был повторно осужден к лишению свободы сроком на 15 лет с привлечением к принудительным работам, свящ. Михаил Платонов осужден к тюремному заключению на 20 лет с применением общественных работ, протоиерей Алексий Хитров осужден к условному заключению в тюрьму на 10 лет. Определением распорядительного заседания этого же трибунала от 2 апреля 1919 года на основании акта амнистии владыка Герман досрочно был освобожден от наказания и ему удалось даже выехать к своей пастве в Вольск, но определением Кассационного отдела при ВЦИК от 5 мая 1919 года было отменено определение от 2 апреля 1919 года и приговор оставлен без изменения — владыка Герман был снова арестован. Новомученикам не суждено уже было покинуть тюрьму: ввиду наступления войск А. И. Деникина постановлением Саратовской губернской чрезвычайной комиссии, заседавшей 8 октября 1919 года, они были приговорены к расстрелу «за антисоветскую агитацию и как непримиримые враги рабоче-крестьянской власти».
По преданию, когда узники узнали о готовящемся расстреле, священнослужители во главе с владыкой совершили в стенах саратовской тюрьмы отпевание самих себя и своих соузников-мирян. Епископ Герман был казнен вместе с протоиереем Андреем Шанским (бывшим секретарем канцелярии сщмч. Гермогена (Долганева), епископа Саратовского), священником Михаилом Платоновым и 10 мирянами в ночь на 10 октября 1919 года на окраине саратовского Воскресенского кладбища. Несколько ранее, 2 октября 1919 года, Саратовская ЧК, использовав как повод убийство секретаря Московского горкома РКП(б) В. М. Загорского, постановила провести красный террор и расстрелять заложников из числа заключенных. 30 сентября на том же месте расстреляли протоиерея Геннадия Махровского (настоятеля Саратовского Свято-Троицкого собора), священника Олимпа Диаконова и 26 мирян.
Почитание этих страдальцев как мучеников началось сразу после их гибели. Братская могила была отмечена крестом из рельсов. Впоследствии верующие саратовцы почитали это место как «могилу пяти убиенных» — по числу погребенных священнослужителей, и только в 1998 году были уточнены имена казненных. Постановлением прокуратуры Саратовской области от 13 сентября 1999 года было установлено, что владыка Герман и с ним пострадавшие репрессированы незаконно, по политическим мотивам и социальному признаку, все они реабилитированы.
26 декабря 2006 г. определением Священного Синода Русской Православной Церкви священномученики Герман, епископ Вольский, и иерей Михаил Платонов были причислены к лику святых новомучеников и исповедников Российских.
 
 
 
 

Житие сщмч. Геннадия Махровского

 
Протоиерей Геннадий Иванович Махровский родился в 1857 году в семье псаломщика Костромской губернии. В 1881 году окончил Казанскую Духовную Академию кандидатом богословия с правом на получение степени магистра без нового устного испытания и 15 августа стал преподавать церковную историю в Саратовской духовной семинарии (в которой прослужил до 1914 года).
13 февраля 1882 года он был рукоположен во священника к Свято-Троицкой церкви или, как ее еще называли, «Старому собору» — старейшему храму саратовской земли, построенному и освященному в 1697 году. И затем 37 лет о. Геннадий совершал Бескровную Жертву Тела и Крови Христовых в стенах, где хранится и поныне старинный чудотворный образ Спаса Нерукотворенного — список с фрески кисти прп. Андрея Рублева, находившейся в Троицком соборе Сергиевой Лавры. Этот образ был принесен в XVII веке в Саратов стрельцами городского гарнизона, как благословение обители прп. Сергия.
На протяжении шестнадцати лет с 1884 по 1900 гг. почти ежегодно отец Геннадий в каникулярное время исправлял должность семинарского инспектора.
С 1 декабря 1887 года по 28 июня 1889 года он состоял членом Саратовского епархиального ревизионного комитета. С 7 сентября 1888 года по 27 сентября 1898 года был членом совета Саратовского отделения епархиального училищного совета.
Когда разразился страшный голод после неурожая 1891 года, отец Геннадий с 1892 года стал членом новообразованного епархиального комитета о голодающих. 15 ноября 1894 года он был утвержден старшим священником Свято-Троицкой церкви.
С июня 1894 по 1901 год отец Геннадий состоял членом испытательной комиссии для кандидатов на хиротонию во диакона. 21 января 1895 года был утвержден помощником благочинного саратовских приходских церквей. 24 октября 1895 года утвержден членом Саратовского епархиального училищного совета. С 1 января 1899 года по 4 октября 1901 года состоял членом совета Саратовского епархиального женского училища. С 4 октября 1901 года по 20 сентября 1902 года состоял председателем совета этого училища.
Свято-Троицкий собор г. Саратова (фото нач. XX века)По благословению священномученика Гермогена (Долганёва), епископа Саратовского и Царицынского, отец Геннадий стал товарищем председателя Строительного комитета, который занялся реконструкцией старейшего собора, проводимой по инициативе Преосвященнейшего Гермогена, тогда еще Вольского викария Саратовской епархии. Строительный комитет издал уникальное исследование члена Саратовской ученой архивной комиссии В. П. Соколова «Саратовский Троицкий (старый) собор».
6 мая 1904 года отец Геннадий был возведен в сан протоиерея.
С 7 сентября 1904 года по 1914 год состоял заместителем председателя Саратовского епархиального училищного совета.
20 февраля 1906 года Император Николай II в связи с созданием Государственной думы подписал указ о преобразовании функций Государственного совета в верхнюю законодательную палату. В связи с этим были назначены выборы в Гос. Совет и 20 мая 1906 года Определением Священного Синода протоиерей Геннадий Махровский был утвержден в звании заместителя к членам Гос. Совета на трехлетний срок, который в 1909 года был продлен в том же звании еще на три года.
С 9 июня 1913 года он стал председателем Сметного комитета. 1 августа 1914 года согласно прошению уволен от должности преподавателя семинарии. Указом Саратовской духовной консистории от 16 января 1916 года за № 776 ему выражена была благодарность епархиального начальства за безмездное и успешное ведение дела в Правительствующем Сенате об освобождении церковной земли от земского обложения. В 1917 г. состоял членом совета епархиального женского училища. Был кандидатом в Учредительное собрание.
По должности священника казенного содержания не получал, а кружечного дохода около 2400 р. в год. Кроме того, получал пенсию по должности преподавателя духовной семинарии в размере 780 р. в год, но как сказано в послужном списке о. Геннадия «в сем 1918 году этой пенсии лишился благодаря Октябрьской революции».
За годы службы протоиерей Геннадий был награжден: 27 декабря 1882 г. — набедренником; 28 марта 1886 г. — скуфьей; 29 апреля 1891 г. — награжден камилавкой; 12 апреля 1895 г. — наперсным крестом; 6 мая 1900 г. — орденом Св. Анны III степени; 11 мая 1907 г. — Библией от Св. Синода; 6 мая 1910 г. — орденом Св. Анны II степени; 6 мая 1914 г. — орденом Св. Владимира IV степени; В 1918 г. — палицей.
В семье отца Геннадия и его супруги Лидия Ивановна (родилась 14 февраля 1863 г.) было восемь детей: Александр, род. 8 января 1883 г., учитель Петровского Духовного училища; Виктор, род. 10 марта 1886 г. окончил курс Петроградского технологического института; Константин, род. 9 июня 1887 г. состоял ординатором при военном госпитале; Елена, род. 17 января 1889 г., окончила курс консерватории и состояла преподавателем в Архангельском музыкальном училище; Надежда, род. 10 июня 1890 г., обучалась на Высших медицинских курсах в Саратове; Антонина, род. 25 марта 1892 г., жила при отце; Анна, род. 3 февраля 1896 г.; Серафима, род. 5 марта 1899 г. — обе обучались в Саратовском университете. Проживали они на углу Обуховского переулка и Покровской (ныне — Лермонтова) улицы в доме № 4, который принадлежал Старому собору.
9 августа 1919 года председателем Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контр-революцией, спекуляцией и саботажем был выписан ордер № 5091 на арест гражданина Махровского, Геннадия Ивановича. На следующий день протоиерей Геннадий был арестован и в регистрационной карточке (п. 16 п/п. «д») было указано, что он арестован как кандидат в Учредительное собрание.
В проколе обыска и ареста было указано, что «взято в комиссию одно письмо и памятная книжка». В рапорте, составленном товарищем Арефьевым, производившем обыск сказано: «Священник Махровский показал: "Я служу 37 лет в старом соборе, имею 8 человек детей, политикой я как священник не занимался. Что касается Власти, я признаю каждую власть, которая возьмет в свои руки физической силой. По поводу Учредительного собрания я буквально ничего не говорю, я говорю одно, кто имеет физическую силу, тому Богом поручена власть"». После этого текста стоит подпись о. Геннадия.
На регистрационной карточке протоиерея Геннадия Махровского наложена лаконичная резолюция: «В концентрац[ионный] лагерь».
Могила убиенных в 1919 году священнослужителей и мирян на Воскресенском кладбище г. Саратова (фото нач. 90-х годов)25 сентября 1919 года представители партий анархистов и социалистов-революционеров взорвали в Москве дом №18 по Леонтьевскому переулку, где размещался Московский горком РКП(б). Целью террористов был В. И. Ульянов (Ленин), и покушение не удалось совершенно случайно: председатель Совнаркома РСФСР не смог приехать на проходившее собрание партийных работников. При взрыве погибли 12 человек, в числе которых был секретарь МГК Владимир Михайлович Загорский, в 1910 году ведший партийную работу в Саратове. В ответ на это покушение, «согласно резолюций саратовского совета и рабочей беспартийной конференции» 29 сентября 1919 года саратовская «чрезвычайка» постановила «провести красный террор». К расстрелу были приговорены 28 человек, в числе которых были протоиерей Геннадий Махровский и иерей Олимп Диаконов. Все приговоренные были казнены на следующий день, 30 сентября 1919 года на окраине саратовского Воскресенского кладбища.
Сохранилась выписка из протокола заседания ГубЧК от 29 сентября 1919 года. Комиссия заседала в тюрьме № 3 в составе Лобова, Крумина, Чумака и за отсутствием Герасимова т. Байковского и постановила: «На полном собрании Комиссия еще раз утверждается постановление о расстреле бывших полицейских: Махровского Геннадия Ивановича».
Больше в деле о. Геннадия не имеется ничего, кроме заключения Прокуратуры Саратовской области о реабилитации. 62-летнего маститого заслуженного протоиерея, продержав почти два месяца в концентрационном лагере, расстреляли как «полицейского» без единого допроса и без возможности оправдаться, оставив сиротами 8-х детей.
Страница синодика Троицкой церкви г. Саратова с записью о заупокойном поминовении «Протоiерея Геннадiя»3 июля 1997 года Прокуратура Саратовской области в своем заключении постановила: «Изучение дела показало, что никаких доказательств контрреволюционной деятельности со стороны Махровского Г. И. в деле не имеется. Сведений в деле об активном участии Махровского в должности полицейского в борьбе против рабочего класса и революционного движения не имеется. Махровский Г. И. репрессирован по социальному признаку». «На основании ст. 3. п. «Б» и ст. 5 п. «Е» Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 года Махровский Геннадий Иванович реабилитирован».
Жизненный подвиг протоиерея Геннадия Махровского, 37 лет до дня ареста прослужившего в старейшей церкви Саратовской епархии — Свято-Троицком соборе, заключается в верности своему пастырскому долгу и в доброй памяти, которую сохранили воспитанники Саратовской духовной семинарии и епархиальных училищ о своем преподавателе, всю свою жизнь укреплявшем свою паству в добродетелях веры, надежды и любви и скончавшему свои земные дни в день памяти славных мучениц Христовых, носящих имена сих добродетелей — Веры, Надежды, Любови и матери их Софии († ок. 137).
Следованная Псалтирь, принадлежавшая о. Геннадию МахровскомуПамять о мученической кончине настоятеля Свято-Троицкого собора отразилась в сохранившихся записях на странице старинного синодика Троицкой церкви г. Саратова с записью о заупокойном поминовении «Протоiерея Геннадiя» с пояснением: «Махровскiй разстр. 17 сент. 1919 г.», который ныне находится в экспозиции Саратовского областного музея краеведения. А на форзаце принадлежавшей о. Геннадию Следованной Псалтири сохранились слова: «Эта книга принадлежала настоятелю Св. Троицкого собора протоиерею о. Геннадию Махровскому погибшему в 1919 году. Да упокоит Господь его душу». Книга ныне хранится в Свято-Троицком соборе г. Саратова.
Свято-Троицкий собор, в котором служил протоиерей Геннадий Махровский, был возвращен Церкви 8 октября 1942 года и на долгое время стал кафедральным собором всей Саратовско-Волгоградской епархии.
 

 

Житие сщмч. Андрея Шанского

Протоиерей Андрей Васильевич Шанский родился около 1864 года в селе Лысые Горы Аткарского уезда Саратовской губернии. Сын псаломщика села Рельны того же уезда. В июне 1885 года окончил курс в Саратовской духовной семинарии с аттестатом I разряда. С 18 августа 1886 года временно исправлял должность секретаря Саратовского епископа Павла (Вильчинского; †1908). Богородице-Владимирская (Маминская) церковь15 октября 1887 года резолюцией Владыки Павла наречен к рукоположению во иерея к Владимирской (Маминской) церкви города Саратова. Исповедь принимал и обучением о. Андрея занимался духовник Архиерейского дома иеромонах Дионисий. 15 декабря 1887 года Преосвященным Павлом в Крестовой церкви Архиерейского дома он был рукоположен во диакона, а 20 декабря там же — во священника. 24 декабря о. Андрей получил ставленную грамоту. Со дня рукоположения во священника он проходил должность законоучителя в церковно-приходской школе. 31 декабря 1888 года о. Андрей получил свою первую награду — набедренник. 29 января 1889 года утвержден законоучителем городского Единоверческого училища. 8 октября 1890 года утвержден законоучителем 3-го городского мужского училища. С 1 сентября 1891 года был членом Епархиального Комитета по сбору пожертвований в пользу голодающих. 6 ноября 1891 года переведен из Единоверческого в 6-е мужское училище. 17 июня 1892 года объявлена ему Архипастырская благодарность, со внесением в послужной список, за ревностное и согласное исполнение возложенных на него обязанностей по удовлетворении нужд голодающих. Священник Андрей Шанский прославился во время холерного бунта 28 июня 1892 года — черного дня в истории Саратова. Вот как описываются эти события в отчете за 1892 год в «Саратовских епархиальных ведомостях»: «Священнослужители торжественно совершали богослужение, молились об избавлении жителей от этой губительной болезни, а бунтующий народ с диким криком окружал церкви (некоторые) и заглушал торжественное моление. Служба все-таки не прекращалась… Выдающийся случай геройской проповеди выпал на долю священника Владимирской (Маминской) церкви А. Шанского, спасшего жизнь одного студента-медика. Во время службы, спасаясь от разъяренной толпы, на колокольне Владимирской церкви скрылся один молодой растрепанный и избитый человек (оказалось студент-медик). Толпа подступила к церкви с грозным требованием немедленной выдачи ей скрывшегося на колокольне доктора. Священник А. Шанский своим решительным словом удержал бушующую толпу, разъяснив, что тот самый человек, которого они требуют для истязания, ему хорошо известен и не далее, как вчерашний день весьма внимательно ухаживал за больными; — толпа послушала голоса пастыря…» 24 октября 1892 года по Всеподданейшему докладу Синодального Обер-Прокурора, согласно определению Святейшего Синода, Всемилостивейше сопричислен к ордену Св. Равноапостольного Князя Владимира IV степени с формулировкой «за оказанный во время бывших в городе Саратове холерных беспорядков выдающийся подвиг самоотвержения и мужества». Молодой священник получил награду, которой удостаивались только священнослужители, прослужившие беспорочно 50 лет. 27 ноября 1892 года о. Андрей назначен для исправления христианских треб и преподавания Закона Божия нижним чинам Хвалынского резервного батальона. 29 декабря 1892 года назначен для той же цели в лесной резервный батальон. 13 апреля 1893 года определен секретарем Саратовского Епархиального попечительства о бедных духовного звания, с 13 сентября 1897 года по 1903 год состоял в означенном попечительстве членом казначеем. Вознесенско-Горянская (Михаила Архангела) церковь23 января 1894 года перемещен к Вознесенско-Горянской церкви города Саратова. 2 февраля 1894 года утвержден в должности законоучителя Саратовского Сретенского городского 2-х классного училища, с увольнением от законоучительства в других школах. 27 января 1895 года награжден скуфьей. С 20 апреля 1895 года по 1913 год состоял, по избрании Совета, уполномоченным императорского Православного Палестинского общества по городу Саратова. О. Андрей имел медаль в память Императора Александра III и знаки: Красного Креста и Императорского Православного Палестинского общества. С 1898 по 1901 годы состоял членом Совета по управлению Саратовской Епархиальной Богадельней. 14 мая 1899 года награжден камилавкой. На трехлетие 1899 – 1901 годов состоял членом Правления Саратовского Духовного училища. С 9 декабря 1902 года по 17 апреля 1909 года исправлял должность секретаря Канцелярии святого Гермогена (Долганёва; † 1918), епископ Саратовского и Царицынского. 14 мая 1903 года награжден наперсным крестом. С 11 октября 1903 года по 27 февраля 1904 года был временно присутствующим членом Саратовской Духовной Консистории. 14 мая 1905 года Всемилостивейше сопричислен к ордену Св. Анны III степени. 6 мая 1907 года преподано благословение Святейшего Синода с выданьем грамоты. 2 ноября 1907 года по собственному прошению перемещен к Вознесенско-Сенновской церкви г. Саратова. Состоял законоучителем в церковно-приходской 2-х классной школе при Вознесенско-Сенновской церкви. 6 мая 1908 года возведен в сан протоиерея. Вознесенско-Сенновская (Митрофаниевская) церковь Указом Святейшего Синода от 8 апреля 1909 года за № 4379-м назначен штатным членом Саратовской Духовной Консистории, с освобождением от обязанностей секретаря Архиерейской канцелярии. Указом Святейшего Синода от 26 июня 1912 года за № 9339-м согласно прошению уволен от должности штатного члена Консистории. В 1910 году о. Андрей совершил паломничество в Санкт-Петербург на могилу святого праведного Иоанна Кронштадтского (†1908). В книге, заведенной для замечаний посетителей Странноприимного Дома на Карповке [1], сохранилась следующая запись: «Господи, благослови доброе и святое дело ревнителей и учредителей «Общества в память о. Иоанна Кронштадтского» и утверди! 1910 года, марта 28 дня. С глубокой благодарностью и искреннею признательностью я имел приют и ночлег в странноприимном доме. Протоиерей Вознесенско-Сенновской гор. Саратова церкви Андрей Васильевич Шанский». 3 января 1913 года о. Андрей Всемилостивейше сопричислен за отлично усердную службу Церкви Божией к ордену Св. Анны II степени. 3 января 1913 года резолюцией Его Преосвященства, Преосвященнейшего Епископа Алексия (Дородницына; †1919) перемещен на настоятельское место к Преображенской церкви города Царицына. С января 1913 года по июль 1915 года состоял заведующим и законоучителем Преображенской церковно-приходской школы. 6 мая 1915 года награжден палицей. 16 июля 1915 года предложением Его Преосвященства, Преосвященнейшего Палладия (Добронравова; †1922) перемещен к Вознесенско-Сенновской города Саратова церкви. С 21 декабря 1915 года по июль 1917 года состоял Председателем Совета Саратовского Иоанникиевского Епархиального женского училища. С 1 сентября 1915 года с разрешения Его Преосвященства, Преосвященнейшего Палладия, Епископа Саратовского и Царицынского, преподавал Закон Божий в первых пяти классах частной женской гимназии г-жи С. Н. Штокфиш. По должности законоучителя получал за 1917 год в женской гимназии 720 рублей. По сохранившимся воспоминаниям, протоиерей Андрей обладал замечательным проповедническим даром. Протоиерей Андрей Васильевич Шанский был женат. Жена — Мария Семеновна, родилась 5 февраля 1868 года. У него было два сына — Владимир и Михаил. Владимир родился 3 января 1887 года. По данным на 1917 год, он состоял врачом при Саратовском лазарете для раненых и больных воинов. Михаил родился 12 июля 1888 года, по профессии инженер-металлург. Указом Правительствующего Сената по Департаменту Герольдии, последовавшем Саратовскому Дворянскому Депутатскому Собранию, от 31 мая 1893 года за № 3517-м, Владимир и Михаил Шанские были внесены в третью часть родословной книги дворянства Саратовской губернии, в чем выданы свидетельства, от 14-го июля 1893 года за №№ 790 и 791. Во второй половине 1919 года Саратов оказался в непосредственной близости от театра военных действий Гражданской войны: 3 июля Кавказская армия генерала П. Н. Врангеля взяла Царицын, 6 октября Добровольческая армия под командованием генерала А. И. Деникина заняла Воронеж. На фоне непосредственной военной угрозы самому Саратову ГубЧК принимает решение об уничтожении «непримиримых врагов рабоче-крестьянской власти». В заседании Саратовской Чрезвычайной комиссии 9 октября 1919 года было постановлено применить красный террор: «за антисоветскую агитацию и как непримиримые враги рабоче-крестьянской власти» к расстрелу были приговорены 13 человек, в том числе епископ Вольский Герман, иерей Михаил Платонов и протоиерей Андрей Шанский [2]. Смертный приговор был приведен в исполнение практически сразу — в ночь с 9 на 10 октября 1919 года. По преданию, когда узники узнали о готовящемся расстреле, священнослужители во главе с епископом Германом совершили в стенах саратовской тюрьмы отпевание самих себя и своих соузников-мирян. Ни обстоятельства, ни дата ареста протоиерея Андрея неизвестны — дела на него в Саратовской ЧК, по всей видимости, не заводилось. В списке приговоренных, опубликованном в «Известиях Саратовского губернского Совета», напротив имени отца Андрея указана его «вина» — личный секретарь Гермогена. К моменту казни священномученика Андрея прошло уже больше года с того дня, как под Тобольском в реке был утоплен святой архипастырь Гермоген (Долганёв), но гонителям хватило одного его имени, чтобы приговорить к смерти его верного помощника.

Пом материалам сайта

 

Житие сщмч. Олимпа Диаконова

 

Иерей Олимп Яковлевич Диаконов родился в 1867 году в селе Богородском Хвалынского уезда Саратовской губернии. Его отец служил псаломщиком в храме в честь Ахтырской иконы Божией Матери села Спасского (Сукино тож) Вольского уезда Саратовской губернии, дед Иоанн служил причетником в Казанском храме села Улыбовки того же уезда. Супруга отца Олимпа, Елена Феодоровна, родилась 21 июня 1872 года. В их семье было пятеро детей. Старшие дочери, Варвара (родилась 4 декабря 1890 года) и Мария (родилась 11 июля 1892 года), вышли замуж за священнических сыновей. По меньшей мере двое из троих сыновей батюшки избрали духовную стезю: по данным 1917 года Сергий (родился 30 июня 1903 года) обучался в Саратовском Духовном Училище в III классе, его брат Михаил (родился 31 октября 1905 года) — в Саратовском Духовном Училище. Старший из сыновей, Николай (родился 2 ноября 1901 года), в 1917 году обучался в V классе Саратовской гимназии.

15 июня 1889 года Олимп Яковлевич окончил Саратовскую Духовную Семинарию по II разряду и 20 сентября того же года был рукоположен во диакона к Вознесенской церкви уездного города Кузнецка. Накануне хиротонии, 19 сентября 1889 года, Олимп Диаконов был определен законоучителем церковно-приходской школы при Вознесенской церкви; эту должность он исполнял до окончания служения в Кузнецке.
Общежитие Саратовской духовной семинарии (ныне Саратовский областной музей краеведения). В домовой церкви здесь служил священник Олимп Диаконов11 января 1890 года диакон Олимп был переведен в Саратов на должность эконома Духовной Семинарии. С 10 января 1892 года он состоял заведующим и законоучителем церковно-приходских школ в селе Мордово Камышинского уезда и в селе Бобровке (при деревянной однопрестольной единоверческой церкви во имя св. Ап. и Еванг. Иоанна Богослова) того же уезда. Неделю спустя по переводе в Мордово, 17 января 1892 года, отец Олимп был определен на священническое место к деревянной Христорождественской церкви села Малая Дмитриевка Аткарского уезда, однако после иерейской хиротонии, состоявшейся два дня спустя, все же был определен настоятелем каменной церкви во имя св. вмч. Димитрия Солунского села Мордово. С 30 сентября 1893 года отец Олимп состоял законоучителем еще и в земском училище села Мордово.
2 января 1896 года ему было преподано Преосвященным Николаем (Налимовым; †1914), епископом Саратовским и Царицынским, Архипастырское благословение, 24 января 1899 года награжден набедренником. 27 сентября 1897 года отец Олимп был избран помощником благочинного I округа Камышинского уезда Саратовской епархии.
23 июля 1902 года иерей Олимп был вновь перемещен в Саратов и назначен настоятелем Покровской церкви общежития Саратовской Духовной Семинарии с утверждением в должности его эконома. Нужды родной семинарии не оставляли отца Олимпа безучастными: 2 октября 1901 года он стал пожизненным членом Общества пособия недостаточным ученикам СДС «с правом ношения знака на груди», в том же году награжден денежной наградой «из Захарьинского капитала».
В семинарском храме он прослужил до конца 1905 года. 4 февраля 1903 года был награжден скуфьей. С 4 июля 1905 года по 17 августа 1905 года исполнял должность благочинного домовых церквей г. Саратова. С 12 сентября 1903 года состоял законоучителем в IV мужском приходском училище и с 1907 года по 1912 год в III городском начальном училище.
22 декабря 1905 года отец Олимп был по прошению переведен на место второго священника в Спасо-Преображенскую «на горах» церковь г. Саратова; с 30 декабря 1909 года по 1912 год состоял заведующим и законоучителем в Спасо-Преображенской церковно-приходской школе. 6 мая 1906 года награжден камилавкой, ровно через пять лет, 6 мая 1911 года, ему было преподано благословение Святейшего Правительствующего Синода с грамотой, а еще через три года, 6 мая 1914 года, награжден наперсным крестом.
Крестовоздвиженская (Казачья) церковь СаратоваОтец Олимп привлекался и для исполнения епархиальных послушаний: с 1911 года он состоял членом совета по управлению Саратовской епархиальной богадельней, 16 сентября 1913 года Указом Святейшего Синода № 4829 назначен членом Саратовского епархиального ревизионного комитета. С 17 марта 1913 года состоял окружным города Саратова миссионером, а с 14 октября 1915 года и уездным; также он был членом миссионерского Братства Святого Креста.
17 февраля 1912 года отец Олимп по прошению был перемещен на место третьего священника к каменной трехпрестольной церкви в честь Воздвижения Честнаго Животворящаго Креста Господня, где Господь судил ему прослужить до самой мученической кончины. Проживал он в церковном доме Крестовоздвиженской церкви. С 5 апреля 1912 года новомученик состоял законоучителем местной одноклассной церковно-приходской школы, с 27 ноября 1912 года по январь 1916 года — законоучителем V городского начального училища.
Крестовоздвиженская церковь поддерживалась Саратовским казачьим управлением, из-за чего в народе она называлась еще Казачьей. Саратовские старожилы вспоминали, что в этом приходе было много казаков, зачастую они приходили на службу без формы и молились как обычные прихожане.
3 июля 1912 года отец Олимп был избран председателем общества хоругвеносцев при Кафедральном Александро-Невском соборе. Имел медаль в память императора Александра III, а также Крест и медаль в память 300-летия Царствования Дома Романовых.
Семья Дьяконовых. Мария Олимповна Евтихиева с мужем, Варвара Олимповна, Павел Петрович Фроловы, Олимп Яковлевич, Елене Фёдоровна, Михаил, Сергей, Николай ДьяконовВ 1917 году выплата жалования духовенству от казны прекратилась; в клировой ведомости Казачьей церкви есть лишь отметка: иерей Олимп «кружечного дохода и процентов с причтового капитала получил в 1917 г. 1122 р.»
Летом 1917 года священномучеником Михаилом Платоновым в Саратове было создано общество «За веру и порядок». На следствии по «Делу саратовского духовенства» о. Михаил показал: «Летом 1917 г. мною было основано об-во "За веру и порядок", в которое кроме меня входили исключительно миряне. Цели общества: защита веры путем обращений в соответственные учреждения, устройство школ, взаимное ознакомление с фактами гонения на церковь, молитва и политическая деятельность, которая выразилась единственно в том, что мы выступили на выборах в учредительное собрание со своим списком». Одним из пяти кандидатов в этом списке был священник Олимп Диаконов.
Это свидетельство об идейной близости (и, скорее всего, дружбе) двух будущих новомучеников тем более ценно, что после ареста о. Михаила в 1918 году именно о. Олимп по благословению священномученика Германа, епископа Вольского, был направлен для совершения треб в Свято-Серафимовском приходе. Ему, деятельному миссионеру, были близки цели общества «За веру и порядок» — защита веры и молитва.
О. Олимп ДьяконовОбщими для них оказались и дела милосердия: в 1917 году о. Олимп значится в списке членов Попечительства Серафимо-Алексеевского сиротского детского приюта, фактическим возглавителем которого был о. Михаил.
Совместно с протоиереем Павлом Соколовым священник Олимп Диаконов участвовал в июне 1917 года в освидетельствовании явления чудотворных икон в с. Корнеевке Николаевского уезда Самарской губернии. Отец Олимп и отец Павел опубликовали статью о своем паломничестве и чудесах, свидетелями которых они были, в «Саратовских епархиальных ведомостях»; позднее вышла брошюра «Сказание о явлении чудотворных икон Божией Матери, именуемой Испанской, и великомученика Пантелеимона в селе Корнеевке, Николаевского уезда, Самарской губернии» с их предисловием.
«Саратовское Братство Святого Креста… командировало уездного миссионера свящ. о. Олимпа Диаконова в г. Покровск, Самар. губ., дабы… проверить корреспонденцию. Мы — Соколов и Диаконов — отправились в с. Корнеевку 26 июня и 27 июня провели там…» Описав обстоятельства явления икон, авторы пишут: «Они исключают даже тень сомнения в какой-либо фальши в этом деле со стороны священника или австрийца. И замечательно: ни на пути, ни на месте, при разговорах, об этом чудесном явлении, мы ни от кого не слышали ни насмешки над этим явлением ни сомнения в подлинности его. До такой степени истина его для всех очевидна.
И это объясняется, по нашему мнению, тем, что от икон вскоре же стали получать чудесные исцеления больные неизлечимыми болезнями. Были случаи прозрения слепых, исцелений глухонемых, больных ногами, — совершенно не ходивших или ходивших на костылях, бесноватых или истеричных больных… К нашему приезду местным священником было зарегистрировано 50 случаев особенно выдающихся исцелений, подтвержденных очевидцами-свидетелями. Но дороже всего и важнее для нас было то, чему мы сами были очевидцами и что сами слышали от самих исцеленных». Далее авторы описывают семь случаев исцелений. Второй из них следующий: «Парень лет 17-ти со школьного возраста заболевший и лишившийся владения ногами и семь лет не ходивший, пошел. О. Диаконов присутствовал при его мазании и после помазания взял его за руку и сказал: «пойдём» и парень пошел». В заключении они пишут: «Неудивительно, после этого, что богомольцы и страждущие разными недугами со всех сторон текут к этому новому источнику исцелений, явленному по бесконечному милосердию Божию в утешение верующим в наши поистине ужасные времена».
Семья Дьяконовых.Для самих авторов этого очерка о явлении милости Божией страждущему российскому народу «поистине ужасные времена» обернулись страданиями и мученической смертью от рук богоборцев. Различие было лишь в том, что о. Олимп взошел на свою Голгофу уже через два года после поездки в Корнеевку, а для о. Павла Соколова его крестный путь растянулся на два десятилетия.
30 августа 1917 года из Саратова в Корнеевку отправились уже «7 вагонов паломников, простых и интеллигентных вместе с духовенством». В составе этой паломнической группы были о. Олимп и о. Михаил Платонов.
После ареста в августе 1918 года о. Михаила Платонова о. Олимп неоднократно вызывался в Ревтрибунал для дачи свидетельских показаний по «Делу саратовского духовенства». В конце концов и сам о. Олимп из свидетеля по «делу» своих собратьев и сослужителей превратился в обвиняемого. Это произошло в начале 1919 года.
В следственном деле о. Олимпа отсутствуют сведения о дате его ареста, но, скорее всего, это произошло 1 февраля 1919 года. Он был арестован как значащийся в списке членов Союза Михаила Архангела. Но это была либо просто ошибка, либо плохая информированность «компетентных органов», поскольку о. Олимп состоял до его закрытия в Союзе русского народа; тем не менее, члены обеих патриотических организаций были у «новых хозяев жизни» на подозрении как открытые монархисты. В тот же день состоялся единственный допрос, на котором о. Олимп показал: «Членом организации Союз Архангела Михаила я никогда не был. В союзе Арх[ангела] Михаила я бывал по приглашению — служил молебны. Члены этой организации могут подтвердить, то что я не состоял членом этой организации». Допрошенный в качестве свидетеля председатель Саратовского отделения Союза Михаила Архангела А. С. Гришин, также арестованный чекистами, подтвердил, что священник членом Союза не состоял. После допроса о. Олимп был освобожден под подписку о невыезде.
Тем не менее, 4 февраля 1919 г. Юридический отдел СаргубЧК выносит постановление о присоединении дела о. Олимпа к делу А. С. Гришина. На основании этого постановления дело № 862 о. Олимпа Диаконова было передано в Следственную Комиссию Революционного Трибунала. Дело было направлено т. Хацкелевичу с пометкой «принадежность к черносот[енному] союзу». В результате 15 февраля последовала резолюция «Учредить надзор, послав в милицию копию отношения ВЧК». Но по неизвестным причинам дела не были объединены; вероятно, чекисты, после свидетельства А. С. Гришина о не принадлежности к Союзу о. Олимпа, ограничились надзором: в следственном деле Аверьяна Гришина, хранящемся в архиве УФСБ по Саратовской области, имя священника Олимпа Диаконова даже не упоминается.
25 сентября 1919 года представители партий анархистов и социалистов-революционеров взорвали в Москве дом №18 по Леонтьевскому переулку, где размещался Московский горком РКП(б). Целью террористов был В. И. Ульянов (Ленин), и покушение не удалось совершенно случайно: председатель Совнаркома РСФСР не смог приехать на проходившее собрание партийных работников. При взрыве погибли 12 человек, в числе которых был секретарь МГК Владимир Михайлович Загорский, в 1910 году ведший партийную работу в Саратове. В ответ на это покушение, «согласно резолюций саратовского совета и рабочей беспартийной конференции» 29 сентября 1919 года саратовская «чрезвычайка» постановила «провести красный террор». К расстрелу были приговорены 28 человек, в числе которых были протоиерей Геннадий Махровский и иерей Олимп Диаконов. Все приговоренные были казнены на следующий день, 17(30) сентября 1919 года на окраине саратовского Воскресенского кладбища.
После изучения уголовного дела № 862 из архива Следственного отдела СаргубЧК, хранящегося в фондах ГАСО, Прокуратура Саратовской области 4 ноября 1999 г. постановила: уголовное дело в отношении Дьяконова О. Я. прекратить за отсутствием состава преступления. Священномученик был полностью реабилитирован.