Вы здесь

РОЖДЕНИЕ ПРЕЧИСТОЙ

Иаков спешил. Спасаясь от гнева брата своего Исава, торопливо шел он по каменистым тропам, окидывая взором земли, обетованные некогда деду его Аврааму. Утомившись от спешного пути, Иаков расположился на недолгий привал, склонил голову на камень и скоро заснул.

И вот видит во сне: лестница, утвержденная на земле, достигает верхом самого неба. Ангелы Божии восходят и нисходят по ней, а наверху – Сам Господь. И слышит от Него Иаков отрадные, утешительные слова: «Благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот, Я с тобою» (Быт. 28: 14–15).

Пробудившись, Иаков, восхищенный увиденным и услышанным, несколько наивно говорит: «Господь присутствует на месте этом; а я не знал!» (Быт. 28: 16). И со священным трепетом добавляет: «Как страшно сие место! Это не иное что, как дом Божий, это врата небесные» (Быт. 28: 17). Понимал ли Иаков, что было приоткрыто ему в видении, мы не знаем. Знаем, что, приободренный духовным видением, Иаков поспешил далее. Бог благословил его жизнь и его труды. От него родилось многочисленное потомство. А затем было сказано: «Возсияет звезда от Иакова» (Чис. 24: 17).

«Лествица», «врата небесные» – так сказано и так предвозвещено о Богоматери.

«Радуйся, лествице небесная, Еюже сниде Бог!»

«Радуйся, мосте, преводяй сущих от земли на Небо».

Так поем мы в акафистном пении.

Она – небо, на котором воссияла звезда. Она – лествица, врата, дверь небесная, «Еюже сниде Бог».

Чтобы воссияла звезда, нужен небосвод. И чтобы с Неба сойти на землю, нужна «лествица», то есть Та, посредством Которой Бог родится на земле как Человек.

Лествица, как бы чудный мост, в видении Иакова простиралась от земли до неба. Небо – Царство Чистоты, земля – поле брани. Небо – мир небожителей, земля – это мы, земные. «Лествица небесная» означает, что у Живущей на земле есть нечто, что и посреди земного делает Ее похожей на Небо. Что же это?

«Премудрость созда себе дом» (Притч. 9: 1), – слышим мы в мудрой притче (и эта притча читается также на богослужении Богородичного праздника, как и упомянутое повествование об Иакове). «Премудрость» – так сказано о Сыне Божием, ибо Он есть «Божия Сила и Божия Премудрость» (1 Кор. 1: 24). Что же за дом создает Он Себе на земле?

«Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил» (Пс. 83: 2) – нет на земле ничего красивей храма Божия. Но от самых первых райских мгновений, растворенных вечностью, Бог желал жить в человеке как в чудном храме Своем. Ум и сердце, бессмертная душа и телесный состав призванного к бессмертию – всё это создано лишь с одной целью: стать храмом Божиим.

Преподобный Макарий Великий, постигший эту истину опытом своей жизни, весьма поэтично и красочно рассуждал:

«Как небо и землю сотворил Бог для обитания человеку, так тело и душу человека создал Он в жилище Себе, чтобы вселяться и упокоиваться в теле его, как в доме Своем, имея прекрасною невестою возлюбленную душу, сотворенную по образу Его. Почему Апостол говорит: “Дом же Его – мы”» (Евр. 3: 6).

Так должно быть. К тому мы призваны. Но так ли это в реальности? Вне врат Эдема человеку поставлен страшный диагноз: «Помышление сердца человеческого – зло от юности его» (Быт. 8: 21). Люди измлада погружаются в сети зла – злобных помыслов, ненависти, распутства, потом отчаяния, а затем еще большего распутства, чтобы утопить в нем отчаяние. Вместо храма Божия – жалкий вертеп разбойников. Где поселиться Премудрости Божией, когда, кого ни возьми, человек «приложися скотом несмысленным и уподобися им» (Пс. 48: 21)? Всякое зло есть безумие. Ибо лишать себя рая может только безумный, причем делает он это с кажущимся наслаждением. Создаст ли Премудрость Себе дом в жилище безумия, в логове души посреди злых, скверных помыслов? Нет. Ибо Мудрость не может явиться там, где нахально смеется безумие. Чистота поселяется только там, где есть отклик на Чистоту.

Тысячи лет Бог желал жить среди людей. И тысячи лет люди Его отталкивали. Но вот случилось нечто невероятное, цепочка энтропии прервалась – Всевидящий и Всеведущий узрел душу, которая от материнской утробы стремилась только к Нему, как бы забыв о существовании зла. Это душа Марии. Ангелы на Небесах возрадовались – на земле родилась Та, Которая с младых лет Своей мыслью и сердцем ищет Неба. Она, как сказано в текстах богослужения, «премногия ради чистоты храм Божий одушевленный бывает».

Слыша это, кто-то утешится, а кто-то скептически улыбнется: мол, как такое возможно? Если судить по себе, то действительно невозможно. А если послушать тех, кто достиг небесных прозрений, то такое очень даже возможно. Преподобный Силуан Афонский оставил нам такую дневниковую запись:

«Когда я был молодым послушником, однажды молился я пред иконой Божией Матери, и молитва Иисусова вошла в сердце мое и сама стала там произноситься. А однажды в церкви я слушал чтение пророчеств Исаии, и при словах: “Измыйтеся, и чисти будете” (Ис. 1: 16), подумал: “Быть может, Божия Матерь согрешила когда-нибудь хотя бы мыслью”. И дивно, в моем сердце вместе с молитвою голос ясно проговорил: “Божия Матерь никогда не согрешила даже мыслью”. Так Дух Святой в сердце моем свидетельствовал чистоту Ее».

Наш путь к Богу складывается из череды предательств, раскаяния и борьбы с собой. На Небесах, приоткроем секрет, нас и таких любят и ждут. Лишь бы мы каялись и шли вперед, пусть даже снова преткнемся. А Божия Матерь никогда не согрешила даже мыслью. Ее чистота нам непонятна, как непонятно бытие херувимов и серафимов! Но если сказать просто: Она не предала Бога ни разу.

Рай и ад – всё определяется нашими помыслами. Посвятил ты себя раю или нисходишь во ад? – Вглядись честно, чем наполняешь свой ум, что лелеешь в сокровенных помыслах. Озвучивать это смысла нет, мы и так о себе всё знаем. Ужас наших помыслов есть нутро падшего человечества. И если увидишь самого себя со стороны, во что превратил храм собственной души, то в немом ужасе содрогнешься. О таких, как мы, сказано: «Всяк человек ложь» (Пс. 115: 2), а о Ней, задолго до Ее рождения, Господь пророчески возвестил: «Вся Ты прекрасна, возлюбленная Моя, и пятна нет на Тебе» (Песн. 4: 7).

И вот, свершилось! Рождается Та, в мыслях Которой царствует рай. Потому-то Бог рая сможет прийти в мир поддавшихся аду, чтобы извлечь нас из ада в рай. «Премудрость созда себе дом» – Премудрый Бог устроит Себе дом в душе Марии, а затем и в теле Ее – зачнется Духом Святым в Ее пречистом лоне, чтобы, родившись на земле, научить всех нас истинной мудрости.

Она побеждала грех с малых лет. Да, грех являет себя с малых лет. Но и святость может сиять в душе с детских пеленок. Всё это зарождается в сокровенных глубинах души, там, где вершится самоопределение личности, и что не всегда и не сразу мы можем рационально осмыслить.

Дочь Неба, дарованная бесплодным родителям ради их благочестия, принесла и им огромное утешение. Их тихую радость поймут все, кто обрел ребенка не сразу. Святых Иоакима и Анну мы поминаем на каждом богослужебном отпусте. Но они, помня, от Кого Она им дана, посвятят Ее Господу. Маленькими ножками поспешит Она по 15-ти ступенькам в храм, чтобы обрести успокоение там, где возносится служение Богу.

Когда Она подрастет, то, увы, уже сирота, окажется по-человечески никому не нужной. Ее дадут на попечение престарелому Иосифу. Он станет хранителем Ее девства. Однако Ее чистота не будет забыта у Бога. Вскоре Она услышит от архангела: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!» Благодатная – потому что всю жизнь посвятила Тому, от Кого подается нам подлинное благо.

О Ней нельзя говорить без священного трепета. Что такое для нас день рождения мамы, даже просто в нашей обычной жизни? А здесь родилась Мама Господа! Утренняя звезда возвещает восход Солнца. А Рождество Богоматери нам возвещает: будет и Христово Рождество. Она родит Подающего всем дар рождения. Небо не вмещает Его, а Она вместит.

Бог-Любовь даровал нам любящую Матерь. Бог-Любовь пришел по любви к любимым. Но пришел Он посредством Нее, чье сердце наполнялось любовью к Богу и ближним. И когда Жертва Любви таинственным образом обымала весь мир, Он, Любящий и Распятый за всех, в лице апостола любви усыновил нас именно Ей и Ее материнскому сердцу: «Вот, Матерь твоя» (Ин. 19: 27).

Если и мы откликнемся на Любовь любовью, если сердце наше хоть малость согреется, когда мы слышим Ее неизреченное имя, если вместе с Ней мы готовы предстоять возле Его креста, то и мы – Ее чада. А Богоматерь Своих не оставляет.

Прославим Бога, возблагодарим родителей Ее, святых Иоакима и Анну, а к Ней Самой обратимся от самого сердца: «Пресвятая Богородице, даруй и нам вкусить хотя бы крупицу сердечной чистоты, не остави и спаси нас грешных и немощных!»

Священник Валерий Духанин

21 сентября 2022 г.

Источник: https://pravoslavie.ru/148343.html