Благовещение Пресвятой Богородицы

БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

диакон Алексий Кириллин

 

          Благовещение – один из Богородичных двунадесятых праздников, связанный с воспоминанием явления Пресвятой Богородице Архангела Гавриила, возвестившего Ей о том, что Ей предстоит родить Спасителя.

 

ПРЕДЫСТОРИЯ СОБЫТИЯ ПРАЗДНИКА

       История искупления человека от власти греха началась сразу после грехопадения первых людей, Адама и Евы. Сам Бог сказал змею-искусителю: «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3, 15). Эти слова считаются самым первым пророчеством о рождении Спасителя без мужа. Однако, до этого события оставалось еще несколько тысячелетий, в течение которых сообщение людей с Богом иногда осуществлялось через чудесное явление Ангелов. Даже когда Священное Писание умалчивает о непосредственном способе передачи Богом людям Своей воли, можно предположить, что это осуществлялось Бесплотными Силами.

 

          Даже когда Священное Писание умалчивает о непосредственном способе передачи Богом людям Своей воли, можно предположить, что это осуществлялось Бесплотными Силами.

 

          Например, Аврааму говорилось о рождении сына Исаака и о грядущем благословении того народа, который произойдет от него. Но ему же внезапно повелевалось принести его в жертву, а затем – остановить уже начатое жертвоприношение. Наконец, подтвердивший свою верность Авраам, вновь получает благословение своего потомства, среди которого со временем и должен был воплотиться Спаситель (Быт. 17, 19; 21, 1-5; 22, 16-18).

       Ангел являлся Иисусу Навину перед взятием Иерихона, укрепляя его и вместе с ним, весь израильский народ (Нав. 5, 13-16).

        Маной и его жена, будучи бездетными, удостоились посещения Ангела, заверившего их в предстоящем рождении сына, призванного к особым подвигам. Этим сыном стал силач Самсон, один из Судей Израилевых. Следуя повелениям Господа относительно образа жизни, он действительно был наделен удивительной силой, которую употреблял для борьбы с врагами своего народа. Но неразборчивость в людях, самоуверенность и жестокость сделали его жертвой коварства (Суд. 13).

          О рождении последнего из Судей Израилевых, Самуила, так же было возвещено сверхъестественным способом. Его мать, так же бывшая бесплодной, молила Бога о первенце столь усердно, что первосвященник Илий первоначально принял ее за нетрезвую. Узнав же о ее беде, он уверенно благословил ее, вероятно получив какое-то удостоверение через Ангела, хотя об этом прямо в Писании и не сказано. Когда же обетованный ребенок действительно родился, мать посвятила его на служение Богу и воспела благодарственный гимн (1Цар. 2, 1-11).

           Архангел Гавриил являлся и пророку Даниилу (Дан. 9, 24-26), указав время восстановления Иерусалимского Храма и явления Христа.

        Пророк Исаия говорил о явлении Спасителя и разных этапах Его земной жизни столь много, что его даже называют «ветхозаветным евангелистом». В его книге много говорится, что он возвещает важные слова от Бога, хотя почти ничего не сказано о том, как он получает их. Можно, однако предположить, что и здесь Ангелы были главным связующим звеном между пророком и Непостижимым Богом. В частности, Исаия говорил о том, что Спаситель родится от Девы: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7, 14), и о том, что придет Он из Назарета: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его - истина. Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море. И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, - и покой его будет слава. И будет в тот день: Господь снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего, какой останется у Ассура, и в Египте, и в Патросе, и у Хуса, и у Елама, и в Сеннааре, и в Емафе, и на островах моря». (Ис. 11, 1-11).

 

Пророк Исаия говорил о явлении Спасителя и разных этапах Его земной жизни столь много, что его даже называют «ветхозаветным евангелистом».

 

Назарет, собственно, и можно перевести как Ветка, Отрасль или Цветок. Название он получил от своей единственной достопримечательности – Колодца Цветов. Корнем Иессеевым называли царя Давида и его династию. В данном случае речь о том, что Спаситель произойдет из этого рода.
              Надо отметить, что уже во времена Христа, как сам поселок, так и весь регион, в котором он находился, Галилея, не пользовался большим уважением у правоверных иудеев. Галилею называли «Низверженной», а про Назарет говорили «Может ли оттуда быть что доброе?» (Ин. 1, 46). Связано это было с тем, что жители отдаленной области активно общались с окрестными языческими народами, и довольно небрежно относились к предписаниям иудейской веры. Примером может служить история изгнания «легиона» демонов из гадаринского бесноватого, которые после того вошли в стадо свиней. Владение таким стадом странно для правоверных иудеев.

А.А. Иванов. Архангел Гавриил поражает Захарию немотой

          Наконец, Гавриил явился и священнику Захарии, так же бесплотному, возвестив ему о последующем рождении у него сына, который станет великим пророком. Недоумевающий и усомнившийся Захария, до самого рождения сына, был поражен немотой.

 

СОБЫТИЕ ПРАЗДНИКА

 

       О самом событии Благовещения повествуется в Евангелии от Луки (1, 26-38) и в апокрифических Протоевангелии Иакова (гл. XI) и «Книге о Рождестве блаженнейшей Марии и детстве Спасителя» (Евангелии Псевдо-Матфея).

       В Протоевангелии уточняется о двух явлениях ангела. Первое произошло у колодца или источника, куда Пресвятая Дева направилась за водой. Услышав голос, приветствовавший Ее, Она испугалась и ушла в дом. В доме же произошло второе явление, когда ангел сказал Ей: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами… не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк. 1, 28, 30-33). Фраза «Благословенна Ты между женами…» вполне может относиться к Еве, как к матери всех людей. Отнесение ее к Богородице говорит о той уникальной роли, которая была Ей уготована: стать Праматерью нового, искупленного человечества. Являясь Девой, Мария пришла в недоумение о том, как от Нее может произойти зачатие и рождение: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк. 1, 34). На это ангел поведал Ей о великой тайне того, как это произойдет, а также и о чудесном зачатии, произошедшем с Ее родственницей Елисаветой, бесплодной и уже пожилой супругой священника Захарии: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк. 1, 35-37). Мария смиренно приняла возвещенную ангелом Божию волю: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38). И здесь уже подчеркивается противопоставление с Евой, которая именно в силу своих сомнений поддалась на коварную провокацию диавола в образе змия, совершив первое грехопадение. Считается, что именно с этого момента, Мария была осенена Святым Духом и стала вынашивать чудесного Богомладенца.

 

     Мария предпочла безбрачие. Такой подвиг в некотором роде является прообразом монашества, но для ветхозаветной иудейской традиции был новшеством.

 

          Вскоре Мария отправилась навестить Елисавету. В момент их встречи, во чреве Елисаветы «взыграл» младенец, а сама она воскликнула приветственную песнь («Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего…»), Мария же ответила: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем…». Три месяца (примерно до рождения Елисаветой Иоанна Предтечи) Мария пребывала у Своей родственницы, после чего вернулась домой.

          Как и во многих других случаях, Мария была долгожданным ребенком бесплодных родителей, и была посвящена Богу с трехлетнего возраста, подобно Самуилу. Такая практика, видимо, существовала. Выросшие при храме девушки впоследствии выдавались замуж. Однако Мария предпочла безбрачие. Такой подвиг в некотором роде является прообразом монашества, но для ветхозаветной иудейской традиции был новшеством. Иудеи ожидали Мессию Спасителя, однако представляли Его как человека, рожденного обычным образом. В частности, с надеждой на Его рождение и было связано их трепетное отношение к семье, детям и неприятие бездетности (в Протоевангелии Иакова говорится о насмешках и отвержении в обществе Иоакима и Анны, родителей Пресвятой Богородицы, долгое время остававшихся бездетными). Пророчества о рождении от Девы (Ис. 7) и о семени жены (Быт. 3, 15) оставались не проясненными. Именно поэтому совершаемый Марией подвиг девства казался необычным и странным.

 

Доменико Беккафуми. Обручение Марии и Иосифа. 1518 г.

      Для хранения Ее девства и, при этом, соблюдения всех формальностей, с Ней и был обручен благочестивый пожилой вдовец Иосиф, имевший собственных взрослых детей. Мария была обручена праведному Иосифу и проживала в его доме в Назарете. Он не являлся мужем Марии в полном смысле. Согласно Евангелию от Матфея, Иосиф, узнав о Ее беременности, и, вероятно, заподозрив, что Она нарушила Свой обет, хотел тайно отпустить Ее. Получалось, что он не справился с возложенной на него задачей.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Сон Иосифа. 1645 г.

           Однако явившийся ему во сне ангел (так же, вероятно, Гавриил) рассеял его сомнения: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1, 20-21).

 


МЕСТО СОБЫТИЯ ПРАЗДНИКА

 

Фра Анжело. Благовещение. 1433 г.

Назарет. Базилика Благовещения. Фото: Zoomisrael.ru

Колодец в Назарете сохранился. Сейчас он находится на территории греческого монастыря Архангела Гавриила.

Место Благовещения у колодца

       Предполагаемый дом Пресвятой Богородицы так же был сохранен. Сейчас на его месте находится католический монастырь. Сам же дом, опасаясь за его сохранность во время бурных событий в Палестине в XIII в., крестоносцы и представители византийской династии Ангелов переправили в Европу. Он несколько раз перемещался, пока не был доставлен в 1294 г. в Итальянский город Лорето, где он теперь и находится. Со временем, сведения об участии семьи Ангелов в этой операции трансформировались в сказание о том, будто Ангелы Божии перенесли этот дом в Италию по воздуху.

Дом Пресвятой Богородицы в Лорето

     Вместе с домом Богородицы, в Лорето находится и знаменитая скульптура Пресвятой Богородицы, ставшая вероятным прообразом иконы Божией Матери «Прибавление ума». Причины, по которым католическая скульптура была воспроизведена в православной иконе, остаются непонятными. Самый известный список этой иконы находится в московском храме Тихвинской иконы Божией матери в Алексеевском.

Лоретская скульптура Пресвятой Богородицы

 

Икона Пресвятой Богородицы «Прибавление ума»

     Местом проживания Захарии и Елисаветы считается современное поселение Эйн-Керем, ныне входящее в состав Иерусалима. Сегодня там располагается Горненский монастырь, основанный архм. Антонином (Капустиным) в 1871 г. и посвященный Рождеству Иоанна Предтечи и встрече Марии с Елисаветой, и два католических храма, построенные по тому же поводу в ХХ в.

Горненский монастырь. Фото: https://rusdm.ru/

БОГОСЛОВСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРАЗДНИКА

 

          После грехопадения первых людей и проклятия змия, Бог сказал ему: «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». Эти слова считаются самым первым пророчеством о рождении Спасителя без мужа. События Благовещения знаменуют осуществление этого пророчества. Сам Бог Сын, второе лицо Святой Троицы, предвечного Бога, становится вместе с тем, и человеком, рожденным без мужа и не унаследовавшим последствий грехопадения. По словам свт. Афанасия Великого: «Божие Слово пришло самолично, чтобы Ему, как Отчему образу, можно было воссоздать по образу сотворенного человека».

 

      Пресвятая Богородица стала ключевым человеком в деле искупления человеческого рода от последствий грехопадения.

 

          Поскольку человек не иог сам справиться с последствиями своего греха, ему нужен был Спаситель: «Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1Ин. 3, 8). Однако для совершения спасения была нужна не только воля Бога, но и свободная воля Той, через Которую Боговоплощение должно было осуществиться. Слова: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38). Прп. Иоанн Дамаскин пишет об этом так: «Она содействовала Создателю в том, чтобы Ему быть созданным, и Творцу в том, чтобы Ему быть сотворенным, и Сыну Божию и Богу в том, чтобы Ему быть воплощенным и вочеловечиться от чистых и неоскверненных Ее: и плоти, и кровей, – содействовала, выплачивая праматерний долг. Ибо, подобно тому как та [т.е. праматерь] была сотворена из [ребра] Адамова без совокупления, так и Эта произвела Нового Адама, рождаемого согласно с законом ношения во чреве и превыше естественных законов рождения». Таким образом, Пресвятая Богородица стала ключевым человеком в деле искупления человеческого рода от последствий грехопадения.

          Зачатие Спасителя в Ее чреве произошло, когда Она изъявила свое смиренное согласие с волей Божией. На некоторых иконах праздника это символически отражается изображением Богомладенца Христа на Ее груди.

Важность события Благовещения, как и Рождества Христова, подчеркивается третьим членом Никео-Цареградского Символа Веры: «Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася».

Свт. Кирилл Иерусалимский. Огласительное поучение 12.
Прп. Иоанн Дамскин. Точное изложение Православной веры. Книга 3. Глава 2. Об образе Слова и Божественном Его воплощении.

 

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА

 

          Празднование Благовещения совершается 25 марта (7 апреля н.ст.), т.е. за 9 месяцев до Рождества Христова. С другой стороны, согласно византийской и александрийской традициям, дата Благовещения отождествляется с датой Распятия или Пасхи и с датой сотворения мира. Какая из этих причин стала решающей, неизвестно. Возможно, что именно фиксированная дата Благовещения была первичной, а уже от нее была отсчитана дата Рождества.

          Восприятие Благовещения как некоего начального дня выражалось в древних Тропологиях (богослужебных сборниках), которые начинались именно с богослужения этого дня, хотя следующим днем в них ставилось сразу Рождество Христово (25 декабря), и далее указания и тексты шли уже по порядку дней.

          Благовещение относится к достаточно древним праздникам (вероятно, в ΙΙΙ в. оно так или иначе уже было, судя по фрескам в катакомбах и древних храмах, датированных этим временем.

          Путешествие св. Елены на Святую Землю и закладка храма Воскресения Христова поспособствовали вообще увеличению интереса к евангельским местам, и служению на них в соответствующие праздники, из чего впоследствии выросло большинство общецерковных двунадесятых праздников.

Интересно, что наименование праздника изначально не было стабильным. Современное название, ευαγγελισμος можно уверенно встретить только с VII в., среди других названий: Зачатие Христа, Праздник Воплощения, Приветствие Марии.

 

СВЯЗАННЫЕ СОБЫТИЯ И ПРАЗДНИКИ

 

       С темой Благовещения связана совершаемая в субботу пятой седмицы Великого поста Похвала Пресвятой Богородице (Суббота Акафиста), когда исполняется акафист на тему Благовещения. Она восходит к возможной традиции переходящего празднования Благовещения.

         Через 3 месяца после Благовещения, 24 июня (7 июля н.ст.) празднуется Рождество Иоанна Предтечи (поскольку, по словам Архангела Гавриила, в момент Благовещения, Елисавета уже находилась на 6 месяце беременности, а так же потому что Богородица гостила у нее три месяца), а за 9 месяцев до того, 23 сентября (6 октября н.ст.) – Зачатие Иоанна Предтечи.

        Следующий день после Благовещения, являющийся его попразднством, посвящен Архангелу Гавриилу. Предшествующий день является предпразднством.

          В католической традиции существует так же празднование дня Встречи (или Посещения) Марии и Елисаветы. По инициативе архм. Антонина (Капустина) аналогичный праздник совершается и в православном Горненском монастыре в Эйн-Кереме 30 марта (12 апреля н.ст.). Одной из традиций является принесение в монастырь из Иерусалима иконы Благовещения и пребывание ее там до Рождества Иоанна Предтечи.

          Имеется значительная смысловая связь праздника Благовещения с другими праздниками, связанными с почитанием Пресвятой Богородицы: Ее Рождеством и Введением во Храм, а так же с Рождеством Христовым. В богослужении каждого из них речь идет так или иначе о «Начале нашего спасения», и это действительно правомерно, поскольку к каждому из этих воспоминаемых событий правомерно такое наименование. Все они образуют последовательный необходимый ряд. Родители Пресвятой Богородицы, праведные Иоаким и Анна, долго не имевшие детей, наконец получают долгожданную Дочь Марию, и решают посвятить Ее на служение Богу, подобно тому, как это сделала со своим сыном ветхозаветная Анна (1Цар. 1-2) (Рождество Пресвятой Богородицы), а затем исполняют свой обет (Введение во Храм Пресвятой Богородицы). Сама Пресвятая Мария, проводя жизнь в молитве, чистоте и девстве, призывается Богом стать Материю Спасителя и соглашается на это (Благовещение) и рождает Его (Рождество Христово).

 

НАПОМИНАНИЯ В ХРАМЕ И БОГОСЛУЖЕНИИ

 

          Самый известный тропарь, посвященный Пресвятой Богородице («Богородице Дево радуйся…»), исполняемый в конце вечерни под воскресенье и в конце вседневной вечерни в Великий пост, основан на приветствии Архангела Гавриила (Лк. 1, 28-29). Смысл его размещения в конце вечерни можно объяснить тем, что вечерня, в основном посвящена воспоминанию ветхозаветных событий. Соответственно, окончание вечерни символизирует приближение Нового Завета, одним из начальных событий которого является Благовещение.

          Обычное Евангельское зачало, читаемое на полиелейных утренях почти на все Богородичные праздники (посещение Елисаветы, Лк. 1, 39-56), так же тематически связано именно с Благовещением (в отличие от обычного зачала на этот же случай на Литургии, который с Благовещением совсем не связан).

          Песнь Пресвятой Богородицы, которую Она воспела при Елисавете, поется перед девятой песнью канона на утрене (за исключением двунадесятых праздников и некоторых других дней). Она же лежит в основе прокимна Литургии большинства Богородичных праздников.

          Богородичны, исполняемые на «И ныне» после стихир на «Господи воззвах…» в составе вечерен накануне воскресений, бденных и полиелейных праздников, именуются догматиками. В них особо раскрывается догмат Боговоплощения. Всего их восемь, по числу гласов, но смысловое содержание очень близко, и связано с темой Благовещения и Рождества.

          Догматики восьми гласов

          Любое Великое повечерие, когда бы оно ни служилось, содержит в себе песнопение «С нами Бог…», основанное на избранных стихах из книги Исаии о пришествии Спасителя, которое хорошо сочетается с темой Боговоплощения и Благовещения («Яко Отроча и дадеся нам, сын и дадеся нам…»).

          По традиции створки Царских врат большинства храмов расписаны сценой Благовещения (на одной створке изображен Архангел, на другой – Пресвятая Богородица).

         

БОГОСЛУЖЕНИЕ  ПРАЗДНИКА

 

          Праздник Благовещения может выпадать на седмичные, субботние или воскресные дни рядовых седмиц Великого Поста, а так же Страстной или Светлой Седмицы. Особенности богослужения большинства случаев рассматриваются в Марковых главах 48 главы Типикона.

        Отдельные случаи представляют определенную трудность. В данной статье рассмотрен наиболее общий случай богослужения, когда Благовещение попадает на день со вторника по субботу рядовой седмицы Великого Поста. Все тексты, посвященные непосредственно празднику, содержатся только в Минее.

 

Обычные постные тексты из Триоди так же используются, хотя тема собственно Благовещения в них отсутствует. Неизменяемые части суточных служб, описанные в Часословепринципиальным изменениям не подвергаются.

          Общий порядок богослужения выглядит следующим образом:

  • Днем 24 марта (по уставу вечером) совершается первая праздничная вечерня. При этом, если 24 марта приходится на среду или пятницу, то, согласно обычному великопостному уставу, совершается Литургия Преждеосвященных Даров;
  • Вечером 24 марта (по уставу ночью) совершается Всенощное Бдение, состоящее из великого повечерия с литией, утрени и первого часа;
  • Днем 25 марта (по уставу вечером) совершается вторая праздничная вечерня с Литургией свт. Иоанна Златоуста.

          На первой праздничной вечерне среди стихир на «Господи воззвах…» к теме предстоящего праздника относятся последние три (четвертая – на «и ныне…»). Они представляют собой своеобразный диалог между Пресвятой Богородицей и Архангелом Гавриилом (этот прием будет использован и в дальнейших текстах службы). Говорится, что Архангел возвещает Ей о решении Предвечного Совета, сравнивает Ее с лестницей Иакова (Быт. 28, 10-17), по которой ангелы сходили с небес и восходили, именует Ее «разрешением клятвы» и «Адамовым воззванием». Далее Пресвятая Дева изъявляет Свое недоумение, опасаясь: «Да не прельстиши Мене лестию». Архангел отвечает: «Бог идеже хощет, побеждается естества чин». Убежденная Мария, наконец отвечает: «Буди Мне ныне по глаголу твоему…», далее следует важный догматический вывод: «Рожу Бесплотного, Который возьмет от Меня плоть и возведет человека в прежнее достоинство (т.е. до грехопадения) как Единственный, Кто может это сделать». Здесь отражается как воплощение Бога, так и невозможность человека спастись без Христа. В стихире по «и ныне…» Гавриил поражается самому замыслу того, как всемогущий Бог, повелевающий ангельскими чинами будет рожден как обычный человек.

          После входа с кадилом читаются пять паримий. Прокимны к ним, а так же первые две паримии являются рядовыми из Триоди, и к теме праздника не имеют отношения. Добавляемые к ним три другие паримии являются обычными для Богородичных праздников, однако, учитывая их толкование в контексте Нового Завета, на Благовещение они наиболее уместны. В первой рассказывается о лестнице Иакова (Быт. 28, 10-17). Лестница является своеобразным прообразом Пресвятой Богородицы, «соединившей» в Себе небо и землю. Вторая паримия рассказывает об устройстве Храма, и о затворенных вратах, через которые пройдет только Господь Бог Израилев (Иез. 43, 27; 44, 1-4). Это место так же толкуется как пророчество о Богородице, Приснодеве, через Которую придет Сам Бог. Третья Паримия говорит о Премудрости, построившей себе дом (Притч. 9, 1-11). Под Премудростью понимается Сам Господь Бог, а дом – Пресвятая Богородица.

          Дальнейшее совершение вечерни, независимо от того, совершается в ее составе Литургия Преждеосвященных Даров или нет, не имеет особенностей, связанных с Благовещением.

          Всенощное Бдение начинается великим повечерием, в котором почти нет изменяемых частей, соответственно, специфика праздника почти никак не подчеркивается. Однако нельзя не отметить песнопение «С нами Бог…» (см. выше).

Единственными текстами повечерия, внесенными из праздничной Минеи, являются тропарь и кондак.

 

Тропарь, глас 4:

Днесь спасе́ния на́шего глави́зна,/ и е́же от ве́ка та́инства явле́ние:/ Сын Бо́жий, Сын Де́вы быва́ет,/ и Гаврии́л благода́ть благовеству́ет./ Те́мже и мы с ним Богоро́дице возопии́м:/ ра́дуйся, Благода́тная,// Госпо́дь с Тобо́ю.

 

Кондак, глас 8:

Взбра́нной Воево́де победи́тельная,/ я́ко изба́вльшеся от злых,/ благода́рственная воспису́ем Ти раби́ Твои́, Богоро́дице,/ но, я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую,/ от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти́:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

 

         В тропаре говорится, что совершается начало нашего спасения, предусмотренное еще в начале творения, а именно Сын Божий становится Сыном Девы, о чем говорит и Гавриил. При этом «мы с ним» воспеваем приветствие Богородице. Кондак («Взбранной Воеводе победительная…»), тот же, что и в Акафисте, непосредственно с темой праздника не связан. Он напоминает о чудесном избавлении Константинополя в 626 г. от нашествия авар, славян и сасанидского Ирана заступничеством Пресвятой Богородицы, и представляет собой благодарственное песнопение.

          Для литии составлены пять стихир, в которых глубоко перефразируется ангельское приветствие («Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою»). Богородица именуется там «Адамово воззвание» и «Евино избавление», «Вместилище Невместимого», «Престол огнезрачный, четверозрачных преславнейший» (т.е. подчеркивается Ее преимущество перед ангельской иерархией), «Седалище Царя Небесного», «Гора несекомая» (напоминание о сне Навуходоносора в книге пророка Даниила, где камень разбил истукана, а затем наполнил всю землю, Дан. 2, 31-35). Так же особо подчеркивается величие Бога Сына, Его равенство Отцу (Соприсносущный, Собезначальный, Сопрестольный), умалившего Себя и вселившегося в «утробу Девичу»: «Бог бо истощавается и воплощается, и зиждется…». Ангелу усвоены важные слова: «Змей некогда прельстил Еву, ныне благовествую Тебе радость», т.е. подчеркивается параллель между Евой, через которую произошло грехопадение и Пресвятой Богородицей, через Которую происходит спасение.

          В стихирах на стиховне, в основном используются те же образы, что были приведены выше. В качестве запевов используются стихи из псалма 97 о дне спасения и о воспевании Бога новой песнью.

          На утрене седальны по кафизмам, в основном по смыслу повторяют стихиры. Во втором седальне замечено, что «омрачается змеино шатание, клятвы бо праотчи разрешается союз». Действительно, именно в этот день Спаситель воплотился, начался великий процесс искупительного служения Христа.

          Величание основано на ангельском приветсвии, достаточно просто, и сильно отличается от большинства прочих величаний.

          В качестве избранного псалма используются стихи из псалмов 71, 97, 67, 131, 17, 45. Часть из них посвящена мессианским пророчествам, однако некоторые («Избра Господь Сиона, изволи его в жилище Себе», Пс. 131, 13; «Снидет яко дождь на руно и яко капля, каплющая на землю», Пс. 71, 6; «Освятил есть селение Свое Вышний», Пс. 45, 4) указывают на Богородицу. Сравнение с орошенным руном отсылает к эпизоду из книги Судей (6, 37-38), в котором Гедеон просил у Бога дать ему знак, оросив расстеленную шерсть посреди сухой земли, и который традиционно считается одним из прообразов Богородицы.

          Седальны по полиелее новых образов не используют. Прокимен перед чтением Евангелия основан на том же Псалме 97, что и запевы стихир на стиховне. Читается обычное утреннее Богородичное Евангельское зачало о путешествии Марии к Елисавете, их взаимном приветствии и «взыгрании» Иоанна Предтечи во черве Елисаветы. Песнь Пресвятой Богородицы перекликается с песнью прав. Анны, матери Самуила (1Цар. 2, 1-11). После Пс. 50 по «помилуй мя, Боже…» повторяется одна из стихир литии, в которой говорится о параллели с Евой.

          Канон является составным, состоящим из собственно канона Благовещения и рядовых трипеснцев или четверопеснцев Триоди, к теме праздника отношения не имеющих. Большинство песней канона Благовещения построено в форме диалога Пресвятой Богородицы и Архангела Гавриила, соответственно, тропари, кроме самого первого первой песни, поочередно имеют запевы: «Богородица рече» и «Ангел возопи». В Минее после собственно богослужебного текста приведено примечание свт. Афанасия (Сахарова) с рядом рекомендаций по наиболее красивому чтению данного канона.

            В первом тропаре третьей песни вспоминается о мессианском пророчестве: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» (Быт. 49, 10), исполнение которого как раз и ожидалось при Иродах, не принадлежавших к еврейскому народу. В другом тропаре ангел замечает взаимной благоговение Пречистой Девы и его, ангела, друг перед другом.

                В четвертой песни упоминается Неопалимая Купина, т.е. горящий, но несгораемый куст, увиденный Моисеем в пустыне (Исх. 3, 2-6). Неопалимая Купина – один из классических ветхозаветных прообразов Богородицы, носившей в Себе Бога, но не «сгоревшей» от этого.

              В шестой песни подчеркивается, что исполнено Божие обетование, данное Аврааму: «благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Быт. 22, 16-18). В седьмой песни появляется сравнение Пресвятой Богородицы со светильником, а так же с Храмом и Скинией. Последнее сравнение связано с тем, что Храм или Скиния являлись священным местом особого Божьего присутствия, так и Марии предстояло носить в Себе воплотившегося Бога. Это же сравнение подразумевалось на вечерне, во второй паримии (Иез. 43, 27; 44, 1-4).

           Каждая песнь, с первой по седьмую, содержит по четыре тропаря, причем первый всегда посвящен Богородице. В восьмой песни тропарей пять: последний как бы подытоживает диалог Богородицы с ангелом, подтверждая принятие Ею Божьего повеления.

              В девятой песни происходит отдельное прославление Пресвятой Богородицы с воспоминанием ветхозаветных прообразов: лестницы Иакова, Неопалимой Купины, Несекомой Горы, Девы-родительницы, орошенного руна. Ирмос песни используется как задостойник праздника.

 

Задостойник, глас 4:

Благовеству́й, земле́, ра́дость ве́лию,/ хвали́те, Небеса́, Бо́жию сла́ву.

Я́ко одушевле́нному Бо́жию киво́ту,/ да ника́коже ко́снется рука́ скве́рных. / Устне́ же ве́рных, Богоро́дице, немо́лчно,/ глас А́нгела воспева́юще,/ с ра́достию да вопию́т:/ Ра́дуйся, Благода́тная,/ Госпо́дь с Тобо́ю.

 

          Стихиры на «Хвалите…» идейно повторяют предыдущие блоки стихир. По «И ныне…» повторяется большая стихира литии, в которой поется о величии Божием и о Его умалении.

          На второй праздничной вечерне из стихир на «Господи воззвах…» к теме праздника относятся три (они повторяют стихиры на стиховне в конце литии), еще три посвящены Архангелу Гавриилу, празднование в честь которого совершается в предстоящий день. При этом общее количество стихир (вместе с пятью дневными из Триоди) составляет 11, а запевов только 10. Недостающий «ангельский» запев взят из Пс. 103 («Творяй ангелы своя духи…»).

          Совершается вход с Евангелием, после чего читаются рядовые прокимны и паримии Триоди, к которым добавляются две паримии Благовещения, отличающиеся от прочитанных на первой вечерне. Первая посвящена Неопалимой Купине (Исх. 3, 1-8), вторая – Предвечной Божией Премудрости (Притч. 8, 22-30), чтобы еще раз подчеркнуть непостижимость воплощения Бога как Человека.

          После Трисвятого читается тот же прокимен, что и на утрене (Пс. 97) и новозаветные чтения. Первое - из Послания к Евреям Апостола Павла (Евр. 2, 11-18) о том, как истинный Первосвященник, Христос, ради искупления грехов людей, стал подобен им, и, как человек, принял страдания. Второе – из Евангелия от Луки (Лк. 1, 24-38), собственно о событии Благовещения. Далее Литургия Иоанна Златоуста совершается обычным порядком.

 

ИКОНОГРАФИЯ ПРАЗДНИКА

 

 

 

Благовещение. Устюжское. XII в.

 

Прп. Андрей Рублев, Даниил Черный. Благовещение. 1408 г.

 

Прп. Андрей Рублев, Благовещение. Благовещенский собор Московского Кремля.

 

          Иконографически композиция предельно проста, однако изобилует мелкими, но важными деталями. Основа композиции – фигуры Богородицы и Архангела Гавриила.  Архангел изображается динамично, что иллюстрирует произнесение им удивленных приветственных слов («Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою…»). Он может изображаться благословляющим Марию. Пресвятая Дева изображается в покое, слегка склонившей голову в сторону Архангела. Вверху иконы изображается Господь в виде Ветхого денми в окружении Небесных Сил. Это одна из форм изображения Господа, основанная на видении пророка Даниила: «Воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его- как чистая волна» (Дан. 7, 9). Такой образ Спасителя может быть как в составе других образов (как здесь), так и отдельно.
          Поскольку согласно Преданию, явлений Архангела было два, то среди необязательных деталей можно отметить либо коврик под ногами у Марии (явление Архангела Ей дома, во время молитвы или чтения Исаии), либо колодец (явление у колодца). Так же, иногда можно встретить устремленный к Ней сверху луч, изображающий осенение Ее Святым Духом. На груди Пресвятой Богородицы может изображаться Богомладенец, что так же символизирует Ее согласие принять в Себя воплотившегося Бога.

         

Благовещение. Катакомбы Присциллы. II-III вв.

          Благовещение – один из древнейших иконографических сюжетов. Он берет начало еще из катакомбной живописи древних христиан, т.е. из того периода, когда икон в их современном значении не было вовсе (изображения в катакомбах Присциллы, II-III вв. и Петра Марцеллина, III-IV вв.).

Благовещение. Мозаика в базилике Санта-Мария Маджоре. 432-440 гг.

       В римской базилике Санта-Мария Маджоре, уже относящейся к более позднему периоду (V в.), изображается целый «парад» Ангельских Сил и даже праведный Иосиф. Такая сложная иконография не получила дальнейшего распространения: чаще все таки встречались образы только Марии и Гавриила.

Благовещение. Храм Перивлепты в Охриде

          На иконе из храма Перивлепты в Охриде Богородицу поддерживают две служанки. В другом варианте Богородица изображается с мотком пряжи, т.к. Она участвовала в изготовлении новой завесы для Храма. Такой сюжет восходит к тесту Протоевангелия.

Благовещение. Охрид. XII в.

Благовещение. Монастырь св. Екатерины на Синае. XII в.

     

Благовещение Устюжское. Каргополь. XVI в.

Благовещение. Новгород. XVI в.

Благовещение. Новгород. XV-XVI вв.


Дионисий. Благовещение у колодца. Фреска Ферапонтова монастыря. 1502 г. Фото: Dionisy.com

 

       На различных иконах Пресвятая Богородица может изображаться как стоя, так и сидя.В России в XVI в. стали на иконах Благовещения изображать еще и пещеру Рождества Христова, подчеркивая связь между этими событиями. В XVII в., под западным влиянием, Она стала изображаться с книгой пророка Исаии, а Гавриил – с лилией в руке.

          Довольно рано сюжет Благовещения стал изображаться на Царских вратах (одно из ранних изображений, в монстыре св. Екатерины на Синае, относится к XIII в). Возможно, есть и более древние.

 

СОВПАДЕНИЯ

 

     В 1925 г. на праздник Благовещения скончался свт. Тихон, Патриарх Всероссийский.

 

ГЕОГРАФИЯ

Благовещенский собор Московского Кремля. Фото: https://annunciation-cathedral.kreml.ru/

Храм Благовещения в Петровском парке. Фото: Wikipedia


Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском. Там находится икона Божией Матери «Прибавление ума». Фото: Tihvinsky.ru

 

Благовещенский монастырь в Нижнем Новгороде. Фото автора.

ПРОПОВЕДИ

Свт. Григорий Палама. Омилия XIV На Благовещение Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии

Святейший Патриарх Кирилл. Проповедь на Благовещение 7 апреля 2012 г.

Митр. Антоний Сурожский. Благовещение Пресвятой Богородицы. 7 апреля 1981 г.

Митрополит Антоний Сурожский. Благовещение и Страстная Пятница

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Дом Божией Матери в Лорето

Еще

Детям. Города в Евангелии.

Благовещение. Коротко о празднике.

И еще

Ангелы. Девять чинов

Детям. Ангелы. Кто они такие

 

ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ

 

Лето Господне. Благовещение.

Праздники. Благовещение.

Поездка для души. Нагорная страна.

Святыни христианского мира. Дом Богородицы.

Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Минея, 24-25 марта.
  2. Типикон
  3. Протоевангелие Иакова
  4. Часослов
  5. Постная Триодь
  6. Битбунов Г.С. Двунадесятые праздники (историко-литургическое описание)
  7. Акафист. Православная энциклопедия. Т.1 (с. 371-381).
  8. Богослужения Двунадесятых праздников и Пасхи. - М.: ПСТГУ, 2019
  9. Ионина Н.А. Православные святыни. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007;
  10. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры. – М.: Сретенский монастырь, 2014;
  11. Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и тайноводственные. – М.: Синодальная библиотека, 1991;
  12. Виталий Грищук, прот. Благовещение//Двунадесятые праздники//Литургика. [электронный ресурс] URL: http://www.agia-alexandra.ru/-liturgy/?
  13. Православные святые и праздники. №39. Благовещение Пресвятой Богородицы.