Преображение Господне

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Диак. Алексий Кириллин

 

 

             Преображение Господне – один из Господских двунадесятых праздников, связанный с воспоминанием явления накануне Крестных Страданий Господа Иисуса Христа Его Божественной славы перед тремя ближайшими учениками для их укрепления в вере.

 

 

ПРЕДЫСТОРИЯ СОБЫТИЯ ПРАЗДНИКА

 

      В Ветхом Завете таинственные явления силы Божией нередко происходили на горах. На горе Мориа (на ее месте был впоследствии построен Иерусалимский Храм) Авраам чуть было не принес в жертву сына Исаака (Быт. 22).

       На гору Синай (Хорив) при исходе евреев из Египта призвал Бог Моисея, где должен был явиться ему в виде облака перед глазами потрясенного народа (Исх. 19, 9-11). Затем Бог дал Моисею на горе, куда не было доступа всем остальным людям, закон (Исх. 24, 12-18). Во время отсутствия Моисея, народ устроил рецидив язычества, выбрав себе объектом поклонения Золотого Тельца, за что последовало жестокое наказание. После пресечения этого спонтанно возникшего культа, Моисей вновь взошел на гору, и вновь получил закон (Исх. 33, 11-23; 34, 4-8). При этом после этого и последующих разговоров Моисея с Богом, ему приходилось полагать на лицо покрывало, потому что отражаемая им Слава Божия, как некая поражающая сила, была слишком невыносима для людей.

 

Пророк Илия. Псков. XIV-XV вв.

          Спустя века, еще один важный пример общения с Богом являет пророк Илия. Сбежав от преследований в Израильском царстве так же на Хорив, он удостоился явления Славы Господней, которая в этот раз была явлена в виде «веяния тихого ветра» и противопоставлена предшествовавшим ужасающим явлениям урагана и землетрясения (3 Цар. 19, 9-11). Такое явление иногда иносказательно толкуется, в том духе, что люба горячая ревность в вере должна в конце концов приводить к умерщвлению страстей, миру и благодушию и именно в таком состоянии можно постоянно пребывать с Богом.

            Можно так же отметить, что Моисей и Илия были лишь удостоены видеть какие-то отдельные проявления Бога, сами им ужасались, и уж тем более никак не могли своими видениями «управлять». Бог просто выделил их из среды прочих людей, показав им больше, потому что они могли это вместить. Эти и некоторые другие эпизоды, к которым можно добавить и ряд видений, и возвышенных размышлений описанных в пророческих книгах и псалмах (14, 23, 42, 47, 65, 68, 76, 77, 88, 103, 124 и других, с частым упоминанием священных гор: Синая, Сиона, Фавора и Ермона) – высшая степень приближения к Богу, доступная падшему человеку в Ветхом Завете. И ситуация эта поменялась лишь с приходом Господа Иисуса Христа.

      Объединяя сведения из первых трех Евангелий, можно увидеть следующую закономерность. При Крещении Господа Иоанном Крестителем были явлены три лица Святой Троицы, причем, голос провозгласил Христа Сыном. С этого момента началась Его проповедь, и стали присоединяться первые ученики (часть из которых были прежде учениками Иоанна). Проповедь идет преимущественно в Галилее, на севере Святой Земли. Заканчивается время проповеди Преображением, вновь с произнесением с небес слов о Сыне. После этого Христос приходит в Иерусалим, где вскоре претерпевает распятие, а затем воскресает. Евангелие от Иоанна, призванное дополнить первые три, выбивается из этого ряда. В нем описываются промежуточные походы в Иерусалим и не говорится о Преображении. Вероятно, составители первых трех Евангелий намеренно опустили «иерусалимские» эпизоды, чтобы подчеркнуть целостность композиции, согласно которой Преображение – поворотный момент, когда заканчивается собственно обучение учеников Христа и начинается стремительное приближение к Крестной Смерти.

       Распятие и смерть Христа – событие, которое ученики должны были правильно принять, для этого самым близким из них Христос и явил Свою славу. Но и к этому надо было их приготовить.

         Еще в самом начале Своей проповеди Христос заявляет о наступлении «лета Господня благоприятного и дня спасения», обетованного пророком Исаией (Ис. 61, 1-2), явно намекая, что они связаны непосредственно с Ним. Ученикам Он демонстрирует Свою власть над явлениями природы, останавливая бурю (Лк. 8, 23-25), а затем пригласив и Симона к хождению по воде одной верой (Мф. 14, 25-38). Проявляет Он Свое Божество и перед народом, дважды насыщая целые толпы слушателей небольшим количеством пищи, изгоняя демонов, исцеляя, и даже несколько раз воскресив мертвых. Привлекая таким образом к Себе людей, Он в то же время устанавливает и определенный фильтр. Его странную проповедь о Хлебе Жизни, Который необходимо вкушать, и Которым при этом является Он Сам, смогли принять не все. От имени тех, кто выдержал, Симон исповедовал Христа как Сына Бога Живого (Мф. 16, 16-23; Лк. 9, 18-22), и за свою твердую убежденность получил прозвище Петр («Камень» или «Скала»). Лишь после такого ученики Христовы (причем, только трое), были готовы видеть Славу Божию, о чем Сам Он сказал: «есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9, 1; Мф. 16, 28; Лк. 9, 27).

 

 

СОБЫТИЕ ПРАЗДНИКА

Фра Анжелико. Преображение Господне.

        О событии Преображения Господня говорится в трех Евангелиях: Матфея, Марка и Луки (Мф. 17, 1-13; Мк. 9, 2-13; Лк. 9, 27-36). Причем, между ними имеются разночтения. В Евангелии от Матфея и Марка говорится, что Преображение совершилось через шесть дней после исповедания Петра, а в Евангелии от Луки – через восемь. Обычно это принято объяснять тем, что Лука в число дней включает сами дни разговора с учениками и Преображения, а в число шести дней эти дни не включены.

         Само же событие описано примерно одинаково. Присутствуют только три ближайших ученика, Петр, Иаков и Иоанн, те же, что присутствовали при воскрешении дочери Иаира, и те же, кого Христос попросит сопровождать Его в Гефсиманском саду. Остальные остаются у подножия горы, где, как впоследствии выяснится, будут безуспешно изгонять беса из отрока, страдавшего падучей болезнью. Во время молитвы на горе, Хистос внезапно начинает источать яркий белый свет, и к Нему являются два упомянутых выше ветхозаветных пророка, Моисей и Илия. Пророки разговаривают с Христом о предстоящих Ему страданиях. Ученики наблюдают, и испытывают какое-то особенно счастливое состояние. Петр, не желающий, чтобы оно заканчивалось, даже предлагает сделать Христу и пророкам кущи (традиционные еврейские шалаши), считая, вероятно, себе за радость просто присутствовать рядом с ними.

        Наконец, явилось облако, и глас с неба провозглашает, подобно тому, как это прежде было на Богоявление, и незадолго до Распятия, в Иерусалиме: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте» (Мк. 9, 7).

      Перепуганные ученики Христовы уже не готовы были долее воспринимать происходящее, и вскоре исчезли и свет, и облако, и пророки, а Христос вернулся к Своему привычному облику. Возвращаясь с горы, Он запретил говорить о случившемся до Его Воскресения.

 

БОГОСЛОВИЕ СОБЫТИЯ ПРАЗДНИКА

 

          Преображение имеет целый ряд важных смыслов:

  • Окончание проповеди Спасителя, подготовки учеников и поворот повествования в сторону Страстей Христовых, Его Крестной Смерти и Воскресения. Причем, подчеркивается параллель с моментом начала проповеди, Богоявлением, когда так же был явлен голос Бога Отца с неба, и с днями Крестных Страданий, когда Он так же взял тех же троих учеников в Гефсиманский сад. Можно усмотреть композиционную связь между прославленным Христом между двумя библейскими пророками и Им, униженным, распятым между двумя разбойниками.
  • Связь Ветхого и Нового Завета. Христос (как потомок Давида по плоти), Моисей и Илия – олицетворяют три части Ветхого Завета (Пятикнижие, Пророки, Писания) как их выделяли иудеи. И при этом, Христос приносит в мир Новый Завет. Явление пророков и разговор с ними о грядущих Крестных Страданиях подчеркивает, что никакого противоречия нет. Моисей и Илия, уже сталкивавшиеся с Божественным Светом. В отличие от них, лишь как бы «приближенных» к Божеству, Христос, Сам являющийся Богом, Сам является и источником света. Таким образом, в Преображении как бы завершается процесс приближения человека к Божественному Свету, который был начат на Синае. Гора Преображения рассматривается как параллель и антипод Синая.
  • Явление силы и славы Господней, заявление Бога Отца о Нем как о Сыне в целях укрепления учеников. Стоит отметить, что они, согласно Евангелию, при аресте Спасителя, все равно бежали, а потом до самого Его Воскресения пребывали в отчаянии и растерянности. Тем не менее, впоследствии они поняли важность и весь смысл этого события. Ап. Петр пишет в своем втором послании: «Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе» (2Пет. 1, 16-18).

  • Проявление Святой Троицы. К событию Преображения применимо Троичное богословие свт. Григория Богослова в той же мере, в какой он сам относил его событию Богоявления (Слова 31 и 40).
  • Само явление ветхозаветных пророков, по крайней мере один из которых, Моисей, уже несколько веков как умер (Илия был взят на небо живьем, и его дальнейшая судьба оставалась неизвестной), подтверждало факт бессмертия души и возможность воскрешения.
  • Явление Божественного (Фаворского) Света. Аскетическое понимание Преображения разрабатывалось Евагрием Понтийским, свт. Григорием Нисским и автором Ареопагитик, выдававшим себя за Дионисия Ареопагита. Наибольшей высоты оно достигло в учении свт. Григория Паламы (XIV в.) о Фаворском Свете (однако схожим образом мыслил и живший еще в XI в. прп. Симеон Новый Богослов, см. цитаты ниже). Фаворский Свет – особый нетварный свет, который можно увидеть, достигнув определенной степени отрешенности от земного и суетного и погруженности в непрестанную молитву. Это и символ, и реальное проявление Бога. Он нетварен, но может быть увиден. И хотя способность видеть его говорит о восхождении на определенные духовные высоты, но при этом эта способность дается только Богом. Сторонники учения о Фаворском Свете видели его проявления в различных эпизодах Священного Писания (например, когда лицо Моисея сияло так, что он был вынужден его закрывать). В Православии понятие Фаворского Света связано с понятием святости, которая, в различных своих формах (подвижничество, мученичество) понимается как восхождение к Богу. Такого Света удостоился, например, прп. Серафим Саровский, что было описано в его знаменитой беседе с Н.А. Мотовиловым.

 

           Мы делаемся членами Христа, а Христос – нашими членами, –  я двигаю рукой, и вот рука моя есть весь Христос, я двигаю ногой и вот, она блистает, как Он. Не говори, что я богохульствую, но поверь в это и поклонись Христу, который делает тебя таковым. (Симеон Новый Богослов, гимн 58)

 

Болезную я и страдаю смиренной душою,

Когда в ней является свет Твой, сияющий ярко,

Любовь для меня непрестанной становится болью,

Страдает и плачет душа, потому что не в силах

Тебя я обнять и насытиться, столько желаю.

(прп. Симеон Новый Богослов, гимн 6).

 

 

 

МЕСТО СОБЫТИЯ ПРАЗДНИКА

         

          Ко времени древнее деление Палестины на колена Израилевы, вместе с рассеянием большинства этих колен, было утрачено, и страна делилась на несколько крупных исторических регионов. Первый, Иудея, в основном, находился на месте бывшего Иудейского Царства. Именно на его территории располагался Иерусалим, там была сосредоточена вся религиозная и административная жизнь. Второй – Перея, располагался по другую сторону Иордана, где когда-то поселились племена Гада и Рувима. Он был куда менее значителен. Третий – Галилея, в северной части страны, где исторически располагались колена Неффалима, Дана, Иссахара и Завулона. На противоположном берегу Иордана и Геннисаретского (Галилейского) озера находилась область Десятиградия. Галилея и другие северные области, несмотря на свое периферийное положение в ряду земель Палестины, находились перекрестке важнейших торговых путей (с севера на юг, в Иерусалим и Египет и с запада на восток, с моря в Месопотамию), поэтому для правоверных иудеев юга они казались почти языческими. Существовали и другие области, например, Самария, охватывавшая основные земли древнего Царства Израильского. Со времен ассирийского завоевания эта земля была населена народами, не родственными евреям, но впоследствии пытавшимися принять у последних веру. Впоследствии, это закончилось возникновением отдельных течений с разными интерпретациями Закона.

          Римляне разделяли территорию Палестины между провинциями Сирией и Иудеей. Кроме того в большинство крупных регионов направлялся римский (или подтверждался из местных) собственный правитель. Пример такого разделения приводится в начале Евангелия от Луки: «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее…» (Лк. 3, 1).

 

 

 

Гора Фавор. Фото автора

 

         Традиционным местом Преображения Господня является гора Фавор в Галилее. Эта гора не слишком высока, на нее достаточно легко забраться. И в то же время, в силу своего положения, в стороне от прочих вершин, она как бы сама собой предназначена для такого торжественного события. Кроме того, на нее есть и негласное (хотя и не слишком убедительное) указание в Священном Писании. В мессианском пророчестве Исаии сказано: «Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую» (Ис. 9, 1), а именно на границе владения колен Завулона и Неффалима и находится гора Фавор.

 

Кладбище автомобилей у подножия горы Фавор. Фото автора

 

      Другим возможным местом Преображения Господня является гора Ермон, расположенная далеко к северу от Галилеи, у истоков Иордана. Она значительно выше, и ее вершина покрыта снегом, что дает более веские основания уподобить снегу вид Христа. Ермон находится вблизи города Кесария Филиппова, где Петр исповедовал Христа Сыном Божиим (Мк. 8, 27). В Псалме 88, в котором среди прочего иногда видят указание на событие Преображения, в ст. 13, упомянуты обе горы («Фавор и Ермон о имени Твоем радуются»).

      И все же, Ермон не получил такой популярности, как Фавор. Уже св. царица Елена именно на Фаворе основала три храма в память о произошедших событиях. Храмы были разрушены Саладином во время его борьбы с крестоносцами. В XIX в. поселившийся здесь, в пещере Мелхиседека, самого таинственного пророка Ветхого Завета, греческий старец Иринарх инициирует строительство православного монастыря, который и был построен с помощью России. Всего через несколько лет Иринарх скончался, но строительство было доведено до конца.

 

В православном монастыре на горе Фавор. Фото автора.

 

Вид с горы на окружающую местность. Фото автора.

 

Три символические кущи в православном монастыре на горе Фавор. Фото автора.

 

Так же, на горе есть католический монастырь.

 

В храме католического монастыря на горе Фавор. Фото автора.

     Известно, что в ночь накануне Преображения, на собравшихся на богослужение в монастыре верующих нисходит облако, что рассматривается как чудесное напоминающее о празднуемом событии.

 

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА

 

       Строительство царицей Еленой храмов на Фаворе позволяет предположить, что отмечать это событие, по крайней мере, в Палестине, стали уже не позднее в IV в. Тем не менее, общецерковным праздник Преображения стал значительно позже, возможно, в VI-VII в. Само событие Преображения, даже в отсутствие праздника, рассматривалось многими отцами как событие исключительно важное. В III в. об этом событии говорит сщмч. Ириней Лионский. Ориген указывал на связь преображения с Воскресением Христовым. Свои поучения к формирующемуся празднику оставили прп. Ефрем Сирин, свтт. Иоанн Златоуст и Кирилл Александрийский.

        Так же доподлинно неизвестно, была ли дата всегда неизменной или она менялась. Дело в том, что церковное предание говорит о том, что событие Преображения произошло за 40 дней до Крестной Смерти Спасителя, и таким образом, совершилось весной. Евангельский текст после Преображения очень быстро выходит на описание пребывания Христа в Иерусалиме накануне Пасхи. По наиболее распространенной версии, от празднования Преображения весной отказались по причине попадания этого праздника на Великий пост (на который и без того часто попадает Благовещение). Поэтому дату праздника перенесли. А вот причина, по которой была избрана именно текущая, до конца непонятна.

        По одной версии, дата выбрана путем отсчета 40 дней от праздника Воздвижения Креста Господня, который как бы «заменяет» собой Великую Пятницу. По другой, он был введен свт. Григорием Просветителем в Армении, чтобы заслонить совершавшийся в то же примерно время языческий праздник в честь Афродиты или Артемиды, Вардавар (переводится как Пламя Розы). Народные традиции этого праздника, например, поливание друг друга водой в Армении перешли на Преображение. Причем, в армянской церкви этот праздник переходящий, привязанный к Пятидесятнице (совершается через семь седмиц). Согласно этой версии, из Армении праздник перешел уже на другие страны. Однако, он не встречается в современных свт. Григорию и даже в более поздних календарях. По третьей, некоторые течения иудеев отмечали не только Пятидесятницу после Пасхи, но и весь год делили на периоды по 50 дней, разграничиваемые праздниками со своим смысловым наполнением. В частности, на 50 день после Пятидесятницы (что по времени как раз может быть близко к нынешнему Преображению), в празднестве подразумевалось благодарение Бога за свежий урожай вина. Вероятно, часть последователей этих течений впоследствии стали христианами, и продолжали отмечать этот праздник, который со временем приобрел христианский смысл, а также получил фиксированную дату.

         Некоторыми средневековыми уставами в качестве напоминания о Кресте и Воскресении, в праздновании Преображения, устанавливалось пение гимна «Воскресение Христово видевше…», как на воскресной службе. Современный устав этого уже не предписывает.

       Что касается традиции освящения плодов (первоначально, винограда), то она, вероятно, очень давняя, и связана с этим праздником изначально. Сама традиция освящать плоды нового урожая берет начало еще в Ветхом Завете. Там она имела особое значение, поскольку священническое колено Левиево не имело собственной земли, и питалось от приношений народа, в частности от приношений первых плодов нового урожая. Так же делалось и в древней христианской Церкви. Причем, применительно к винограду возникло и определенное сакральное значение: ведь из винограда делается вино для Евхаристии. Затем, эта традиция получала различные трансформации. Правда, стоит отметить, что за исключением упомянутой выше «второй Пятидесятницы», главным иудейским праздником, связанным со сбором плодов, был праздник Кущей, отмечаемый осенью (и примерно близкий по времени к Воздвижению). То, что Преображение иногда приводят в аналогию с ним, врядли корректно.

      В Византии на Преображение существовала целая церемония, согласно которой император после праздничной службы садился на свой дромон и отправлялся в свой виноградник, где и совершался чин освящения плодов. Таким образом, император, как первый человек в народе первым посвящал Богу часть своего урожая.

        У католиков, на Преображение Римский папа совершал службу на свежем вине или добавлял в вино свежевыдавленный сок из ягод.

          В России, в связи с малым количеством виноградников, роль винограда играли яблоки, а праздник получил народное название «Яблочный Спас». Причем, понимание того, что освящаемые плоды именно приносятся Богу, практически утратилось.

 

НАПОМИНАНИЯ В БОГОСЛУЖЕНИИ ДРУГИХ ДНЕЙ

 

          Как правило, Господские праздники, не только на Преображение, установлено белое облачение. Оно призвано напоминать о Божественном Свете.

          В службе изобразительных (которая, правда, совершается достаточно редко, в приходской практике, в основном, только в Великий пост, хотя может совершаться самостоятельно келейно), если нет никакого праздника или попразднства, присутствует кондак Преображения. Причина его положения там неизвестна. Возможно, это связано с тем, что при составлении Часосолова современного типа, в качестве образца, использовалась служба какого-то Преображенского монастыря, и «местный» кондак так и не был удален.

 

СВЯЗАННЫЕ ПРАЗДНИКИ

 

          Предпразднство Преображения составляет один день. Попразднство продолжается до 13/26 августа, когда происходит отдание праздника. Накануне вечером повторяется служба праздника в несколько усеченном виде (без полиелея).

        События праздников Преображения Господня и Богоявления несколько схожи: одно начинает проповедь Христа среди людей, другое – обозначает ее конец; в обоих случаях чудесным образом проявляет Себя Бог Отец, указывая на Христа как на Сына. Поэтому оба праздника связаны с мистическим проявлением Лиц Бога. Является ли совпадение дня праздника (6 января и 6 августа) намеренным или случайным, неизвестно.

         Как уже было сказано, через 40 дней после Преображения совершается праздник Воздвижения Креста Господня, подобно тому, как, по преданию, через 40 дней после реального события Преображения, произошла Крестная Смерть Спасителя.

 

БОГОСЛУЖЕНИЕ ПРАЗДНИКА

 

          Богослужение совершается по Минее.

                Всенощное бдение накануне праздника Преображения по своему составу не имеет каких-либо индивидуальных особенностей. Как у любого Господского праздника, после мирной ектеньи не поется «Блажен муж…».

          Четыре стихиры на «Господи воззвах…» авторства прп. Косьмы Майюмского, отражают четыре аспекта празднуемого события, которые были описаны выше.

Укрепление учеников перед Христовыми Страданиями:

Прежде Креста Твоего, Господи, гора небеси подобящися: и облак яко сень протязашеся, Тебе преобразующуся, от Отца же свидетельствуему: тамо бе Петр со Иаковом, и Иоанном, яко хотяху быти с Тобою, и во время предания Твоего: да видевше чудеса Твоя, не устрашатся страданий Твоих. Имже поклонитися нам в мире сподоби, великия ради Твоея милости.

 

Божество Христа и будущее Воскресение:

Прежде Креста Твоего, Господи, поим ученики на гору высоку, преобразился еси пред ними, лучею силы озаряя их, отсюду убо человеколюбием, отонуду властию, показати хотя Воскресения светлость: егоже и нас, Боже, в мире сподоби, яко Милостив и Человеколюбец.

 

Богосыновство:

Гора, яже иногда мрачна и дымна, ныне же честна и свята есть, на нейже нозе Твои стоясте, Господи, превечное бо сокровенное таинство, напоследок явлено сотвори: страшное Твое Преображение, Петру, и Иоанну, и Иакову, иже такова сияния лица Твоего не терпяще, и светлости риз Твоих, ниц на лице земли покрывахуся: иже и ужасом одержими, дивляхуся, видяще Моисеа и Илию, глаголюща с Тобою, хотящая приключитися Тебе. И глас от Отца свидетельствоваше, глаголя: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоизволих, Того послушайте, Иже и дарует мирови велию милость.

 

Подтверждение того, что говорилось о Христе в Писании:

На горе высоце преображься Спас, верховныя имея ученики, преславно облистал есть, показуя, яко высотою добродетелей облиставше, и Божественней славе сподобятся. Глаголющия со Христом Моисей и Илиа, показоваху, яко живыми и мертвыми обладает, и Иже древле законом и пророки глаголавый есть Бог, Емуже и глас Отечь из облака светла послушествоваше глаголющий: Того послушайте, Иже Крестом ада пленивша, и мертвым дарующа живот вечный.

 

. Можно лишь отметить одну из стихир на «Господи воззвах…», в которой подчеркнуто окончание собственно поста:

«Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея, просим видети Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение Твое, единомудренно воспевающе: Господи слава Тебе»

          Большая стихира на литии пространно излагает содержание праздника. В стихирах на стиховне первая указывает на связь Преображения с явлением Бога Моисею на Синае, где Он назвал Себя «Сущий» («Сый»), вторая противопоставляет почрневшее (т.е. согрешившее) естество Адама и Божественный Свет, который может его «облистать», третья говорит о «неудержимости светолития», т.е. о том, что Свет нельзя было выдержать.

          Тропарь праздника поется во время каждения хлебов на литии и на утрене, на «бог Господь». В нем говорится, что Христос показал ученикам Свою Божественную Славу, а каждый из них уже вмещает ее в себя столько, сколько может (καθὼς ἠδύναντο — в той мере, в какой могли).

 

Тропарь, глас 7:

Преобрази́лся еси́ на горе́, Христе́ Бо́же, / показа́вый ученико́м Твои́м сла́ву Твою́, / я́коже можа́ху, / да возсия́ет и нам, гре́шным, / свет Твой присносу́щный / моли́твами Богоро́дицы, // Светода́вче, сла́ва Тебе́.

 

Величание праздника достаточно простое:

 

Величание

Велича́ем Тя,/ Жизнода́вче Христе́,/ и почита́ем пречи́стыя пло́ти Твоея́ // пресла́вное преображе́ние.

          Оно сопровождается избранным псалмом, составленным из стихов псалмов 14, 23, 42, 47, 75, 88, 89, 146.

          Прокимен перед чтением Евангелия основан на 12 и 13 стихах Псалма 88 (про Фавор и Ермон). Евангельское чтение (Лк. 9, 28-36) говорит собственно о событии Преображения.

          Стихира по 50 Псалме выражает обращение к Господу, в котором говорится, как Апостолы, потрясенные и восхищенные Божеством Христа, («Зарей Божества») сказали «Добре есть нам зде быти», не желая выходить из своего состояния.

         Канонов праздника два. Они составлены прп. Иоанном Дамаскиным и прп. Косьмой Майюмским.

        В первой песни первый тропарь первого канона присваивает Христу фразу «Во Мне Отца познайте», которую Он в тот момент не произносил, но которая устанавливает связь с Евангелием от Иоанна (ср. Ин. 14, 6, 9), в котором о Преображении не говорится, но в нескольких местах подчеркивается единство Отца и Сына. Третий тропарь вновь говорит о явлении ученикам Света («Божественной зари»). Второй тропарь второго канона упоминает Моисея, «защищенного, как скалой, обоженным телом».

      В третьей песни первый тропарь первого канона вновь обращается к теме противостояния «почерневшего» естества Адама и Божественного Света, почти повторяя приведенную выше стихиру.

        Седален по третьей песни вновь кратко пересказывает произошедшее событие, не внося новых смыслов.

           В четвертой песни в первом тропаре первого канона вспоминается дарование Закона на Синае, во втором – говорится о предвечности Божества и о древнем замысле Нашего Спасения, одним из этапов которого становилось и произошедшее теперь на горе. В третьем – вспоминается явление Господа пророку Илии в «Тихом ветре». Последний тропарь второго канона содержит обращение ко Христу, в котором подчеркиваются Его две природы, что, собственно было явным образом показано в событии Преображения.

          В шестой песни интересным является второй тропарь второго канона. В нем говорится о том, будто Моисей, увидя Божество Христа, воскликнул: «Миновало время прообразов (т.е. Ветхого Завета)!».

 

Кондак, глас 7:

На горе́ преобрази́лся еси́, / и я́коже вмеща́ху ученицы́ Твои́, / сла́ву Твою́, Христе́ Бо́же, ви́деша, / да егда́ Тя у́зрят распина́ема, / страда́ние у́бо уразуме́ют во́льное, / ми́рове же пропове́дят, // я́ко Ты еси́ вои́стину О́тчее сия́ние.

 

         Кондак по 6 песне подчеркивает, что каждый из учеников должен был понять, в меру своей способности, что Христос, явив столько чудес, может и в данном случае чудесно избежать преследования, но страдает добровольно.

      Традиционно для двунадесятого праздника, по восьмой песне не поется «Честнейшую…». А ирмос является задостойником:

Задостойник, глас 4:

Велича́й, душе́ моя́, / на Фаво́ре преобрази́вшагося Го́спода.

Рождество́ Твое́ нетле́нно яви́ся: / Бог из боку́ Твое́ю про́йде, / я́ко Плотоно́сец яви́ся на земли́ / и с челове́ки поживе́. // Тя, Богоро́дице, тем вси велича́ем.

      Стихир на «Хвалитех» четыре. В третьей Христос наименован «рожденным от Девическаго облака», тем самым Боговоплощение образно связывается с Преображением.

            На Литургии поются специальные антифоны, основанные на стихах из псалмов 65, 76, 103, 47, 77, 68, 124, 14. Входный стих («Господи, посли Свет Твой и истину Твою…») взят из 3 стиха Псалма 42. В прокимне прославляется Бог как Творец мира (Пс. 103, 1, 24). В аллилуиарии используются стихи Псалма 88, но не те же, что на утрене. На службе читается уже упомянутое выше 2 послание Ап. Петра, где вспоминается и осмысливается Преображения (2Пет., 1, 10-19) и фрагмент из Евангелия от Матфея (Мф. 17, 1-9).

         После окончания Литургии прочитываются несколько молитв на благословение свежего винограда и иных плодов, из которых наиболее интересна первая, в которой напоминается, что именно из виноградных плодов приготовляется вино, которое может использоваться на Евхаристии и пресуществиться в Кровь Христову и приниматься христианами во очищение грехов: «Благослови, Господи, плод сей лозный… [да будет он] во очищение грехов священным и святым Телом Христа Твоего…».

 

ИКОНОГРАФИЯ ПРАЗДНИКА

Преображение. Новгород XVI в.

            Икона праздника Преображения является составной, включающей несколько композиций. В центре изображается Христос в белом одеянии. Обычно Он изображается внутри мандорлы, темного овала. Христос в мандорле иногда интерпретируется как Агнец н дискосе. По бокам от Господа располагаются Моисей и Илия.

          Иногда изображения ветхозаветных пророков дополняются сценами восстания из гроба Моисея и сходящего с облака Илии. Оба они, в сопровождении Ангелов, как бы выходят из своего положения (Моисей мертв, а Илия вознесен на небо), чтобы посетить Христа.

          В нижней части иконы изображаются Апостолы. Часто, хаотично лежащие на земле. Иногда Ап. Петр изображается восторженным, во время произнесения им фразы: «Хорошо нам здесь быть…». По бокам иконы иногда могут изображать сцены восхождения и схождения с горы.

 

Преображение Господне. Новгород XV-XVI в.

Преображение Господне. Новгород XVII в

Феофан Грек. Преображение Господне.

Преображение Господне. Новгород XVI в с клеймами

 

Икона Преображения католического священника Джона Джулиани из цикла для проповеди среди индейцев

 

ГЕОГРАФИЯ

Преображенский (нижний) храм кафедрального собора Христа Спасителя. Фото XXC.Ru

 

Храм Преображения Господня в Тушине. Фото Виталий Лабзов http://fotokto.ru/photo/view/4271060.html

Видео из цикла "Святыни Москвы"

 

Храм Преображения Господня на Преображенской площади. Фото: yulenochekk - Freepik.com

         Преображенский храм дал название селу, в котором он находился, возникшему на его месте району Москвы, главной площади этого района, а впоследствии – и станции метро.

       Так же, в селе Преображенском первоначально дислоцировался и по нему был назван один из петровских «потешных» полков. После перевода полка в Санкт-Петербург, он получил свой собор с тем же посвящением.

 

Преображенский собор Петербурга. Фото автора

 

Ограда Преображенского собора, выполненная из трофейных орудий. Фото автора

 

Новоспасский монастырь в Москве. Фото автора.

Фильм из цикла «Монастырские стены»

По монастырю названы переулок, проезд, мост и причал на Москве-реке.

 

Храм Преображения Господня в Переделкине. Фото Vladimir D’ar, Raven-yellow

Видео из цикла "Святыни Москвы" 

 

 

Храм Преображения Господня на Болвановке. Фото Oleg Nomad - Tourister.ru

Видео из цикла "Святыни Москвы"

 

Храм Преображения Господня в Богородском. Фото Геннадий Александрович- Fotokto.ru

Видео из цикла "Святыни Москвы"

 

 

Храм Спаса-Преображения на Песках. Фото bangkokbook.ru

Видео из цикла "Святыни Москвы"

 

Этот храм изображен на картине В. Поленова «Московский дворик». По храму названы Спасопесковский переулок и площадь.

 

Храм Преображения Господня в с. Остров. Фото автора

 

 

Преображенский собор Переславля-Залесского. Фото автора.

 

Преображенский монастырь в Рязани  Фото  http://vshool-spasprrzn.pravorg.ru

 

Преображенский собор Владивостока. Освящен в 2023 г. Фото vladivostok-eparhia.ru

 

Преображенский Валаамский монастырь. Фото: Станислав Трофимов

Видео 1, Видео 2 

      У монастыря в Москве есть подворье – Храм Сергия и Германа Валаамских.

 

Московское подворье Валаамского монастыря. Фото центрвик.рф

Видео из цикла "Святыни Москвы"

 

 

Соловецкий монастырь. solovki-monastyr.ru

           У монастыря есть подворье в Москве – храм св. вмч. Георгия в Ендове.

Фото: Виктор Grau59 – Tourister.ru

Видео из цикла "Святыни Москвы"

 

Преображенский монастырь Ярославля. Фото: milye-kartinki.ru

Фильм из цикла «Монастырские стены»

 

Преображенский храм Владимира. Фото автора.

 

Спасо-Евфимиев монастырь Суздаля. Фото автора

 

ПРОПОВЕДИ

Свт. Григорий Палама. Омилии XXXIV и XXXV. На Святое Преображение

Свт. Лука Крымский. Слово в день Преображения Господня

Митр. Антоний Сурожский. Три проповеди о Преображении Господнем

Святейший Патриарх Кирилл. Проповедь о Преображении Господнем 19 августа 2011 г.

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Детям о празднике:

Чудо на Фаворе

Горы в Евангелии

 

Кратко о празднике

 

Праздники. Преображение (видео)

 

Лето Господне. Преображение (видео)

 

Кесария Филипова. Место исповедания Петра (видео)

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Часослов
  2. Богослужения Двунадесятых праздников и Пасхи. - М.: ПСТГУ, 2019;
  3. Битбунов Г.С. Двунадесятые праздники (историко-литургическое описание). – М.: Сретение, 2011;
  4. Ионина Н.А. Православные святыни. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007;
  5. Виталий Грищук, прот. Преображение Господне//Двунадесятые праздники//Литургика. [электронный ресурс] URL: http://www.agia-alexandra.ru/-liturgy/?
  6. Православные святые и праздники. №47. Преображение Господне;