Сретение Господне

 

CРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ


диакон Алексий Кириллин

 

 

              Сретение (Встреча) – один из двунадесятых праздников, связанный с совершением над Господом Иисусом Христом законного обряда посвящения Господу на 40 день после Его Рождества и со встречей (Сретением) Его праведными старцами Симеоном и Анной, узревшими в Нем обетованного Мессию.

 

ПРЕДЫСТОРИЯ СОБЫТИЯ ПРАЗДНИКА

 

                     Прожив около 400 лет в Египте, и со временем оказавшись в рабском положении, евреи, под предводительством призванного Богом Моисея, вышли из этой страны. Выход сопровождался многочисленными чудесными бедствиями, от которых страдал Египет, но не страдал избранный народ. Впоследствии, их назовут Египетскими казнями. Последней из Египетских казней стала гибель всех первенцев. Она была симметрична тому приказу египетского фараона, согласно которому все еврейские первенцы по рождении подлежали умерщвлению. Сам Моисей был чудесным образом спасен от гибели, будучи убережен своей матерью: она направила корзину с ним по воде, надеясь на Божью милость. Младенец был найден дочерью самого фараона и усыновлен ей, а кормилицей ему была взята его же родная мать (Исх. 2, 5-10). По повелению Божию, все, кто принадлежал к еврейскому народу, должны были помазать косяки двери кровью специально закланного агнца (Исх. 12, 7). Это было признаком принадлежности к избранному народу: в семействах, где это было сделано, гибели первенцев не произошло. Ангел Господень, поражавший первенцев, «прошел мимо» таких домов, и в память об этом событии был установлен праздник Пасхи, что в переводе означает «Проходящий мимо». Важность этого события в контексте Ветхого Завета была чрезвычайно велика, однако оно послужило лишь прообразом к еще более важному: Христос, в канун отмечаемой евреями Пасхи, был убит, воскрес и спас человеческий род от рабства греху, как древних евреев – от египетского рабства и гибели первенцев.

 

      "Выход сопровождался многочисленными чудесными бедствиями, от которых страдал Египет, но не страдал избранный народ."

 

                    По выходе из Египта, Господь потребовал Себе в жертву всякого первенца как из людей, так и из домашнего скота. И если скот непосредственно приносился в жертву, то людей символически «выкупали» жертвенными животными, а в случае крайней бедности – голубями (Исх. 12-13). Такое жертвоприношение так же призвано было напоминать всем грядущим поколениям о Божиих благодеяниях при исходе из Египта, и стало, наряду с обрезанием, обычной ритуальной процедурой (Лев. 12, 2-8). Вообще, учитывая полный запрет на человеческие жертвоприношения, посвящение первенцев Богу подразумевало их направление на служение Скинии. Однако, согласно Божию повелению, вместо всех первенцев народа, эту роль выполняло специально избранное колено Левиино. Из этого колена происходили Моисей и Аарон, а так же все другие священники. Прочие же мужчины колена, не облеченные священством, как раз и должны были нести различное служение при Скинии, вместо всего остального народа. Таким образом, наименование племени и наименование служения отождествилось в одном слове – левиты (Числ. 8, 11-17).

 

         "По выходе из Египта, Господь потребовал Себе в жертву всякого первенца как из людей, так и из домашнего скота."

 

                 Такая система, с минимальными изменениями, сохранялась несколько веков. Она позволяла еврейскому народу осуществить свое главное предназначение, из-за которого этот народ и назывался избранным – сохранить среди прочих народов веру в Истинного Бога. Более глубокое понимание приходило лишь к немногим пророкам: веру надо было не только сохранить, но и, в определенное время передать («Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников», Ис. 49, 6), Грядущий Спаситель должен был прийти ко всем людям. Пророки говорили, что Он должен принести мир («Ибо так говорит Господь Саваоф: еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф. Мое серебро и Мое золото, говорит Господь Саваоф. Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф., Агг. 2, 6-9), который скорее всего, правда, людьми, уставшими от многочисленных войн, понимался слишком буквально. Впоследствии, когда Спаситель пришел, Он развеял это заблуждение: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10, 34).

                Еще задолго до пришествия Спасителя, о вере в Истинного Бога стали узнавать и другие народы древнего мира, чему немало способствовало расселение евреев по миру. Никогда не прерывалась их связь с Египтом, о котором было сказано немало в ветхозаветных книгах (напр. Ис. 19). Когда Египет был покорен Александром Македонским, там уже была обширная еврейская диаспора. Причем, Александр даже возвел гробницу убитому там своими же соплеменниками, а затем глубоко почитаемому пророку Иеремии. Взаимоотношения евреев с народами античной Европы хоть и были непростыми (1, 2, 3 Мак.), все же не могли не привести к тому, что книги Священного Писания в конце концов были переведены на греческий язык. Полулегендарная история связывает этот перевод с именем просвещенного правителя Птолемея Филадельфа, привлекшего к этой сложной работе 72 ученых. Получившийся «перевод 70», Септуагинта, впоследствии сыграет огромную роль в распространении Христианства. В действительности, вероятно, потребность в переводе существовала у самих евреев, которые вдали от Святой Земли постепенно забывали родной язык, перенимая греческий. Предание утверждает, что одним из переводчиков был Симеон. Переводя слова пророка Исаии (Ис. 7, 14) «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил…», он предположил, что под Девой подразумевается просто молодая женщина. Однако, чудесным образом он получил уверение от Бога, что ошибки в тексте нет, а осуществление написанного он увидит собственными глазами. Ждать этого Симеону пришлось около 300 лет… 

 

          "Предание утверждает, что одним из переводчиков был Симеон"

 

             В то же время, победив в нескольких затяжных конфликтах могучую Карфагенскую державу, а затем - впитав одно за другим все мелкие эллинистические государства восточного Средиземноморья, оставшиеся от империи Александра Македонского (включая и Египет), на первый план выходит держава Древнего Рима. Преодолев внутренний кризис, превратившись из республики в империю, она стала гарантом безопасности и успешного торгового и культурного обмена на огромной территории. Включенные народы быстро подвергались унификации и смешению. Только евреи не поддавались этому, упорно храня свою веру, которая была залогом и национально-культурной самобытности. Такое положение вещей с одной стороны, вызывало раздражение, с другой – привлекало римскую интеллигенцию, разочаровавшуюся в традиционных культах и образе жизни, и с интересом изучавшую израильских пророков. Параллельно, из враждебной Персии, в империю пришел солнечный культ Митры, подразумевающий жесткую самодисциплину и нравственность. И хотя, этот культ представлял собой все то же язычество, в нем уже говорилось о вечной жизни и посмертном воздаянии. Вероятно, митраистам были знакомы какие-то ветхозаветные предания. Так же возможно, что именно к этому культу относились три волхва, посетившие родившегося Спасителя. И хотя, впоследствии, именно митраизм из всех языческих культов впоследствии сопротивлялся Христианству больше всего, но все же, в перечисленных здесь различных, и не очень связанных друг с другом, событиях и обстоятельствах можно увидеть, как Господь готовил древний мир к приходу Спасителя.

 

СОБЫТИЕ ПРАЗДНИКА

Рембрандт Харменс ван рейн. Сретение Господне. Фрагмент


               Собственно событие описывается в Евангелии от Луки (2 гл.). Согласно установленному обряду (см. выше), всех мальчиков полагалось на 8 день после рождения обрезать, а за первенцев – еще и на 40 день принести установленную жертву. Так же, согласно иудейским правилам о чистоте, женщине допускалось посещение Храма не ранее 40 дня после рождения ребенка (остатки этого правила, уже без прежней строгости, существуют и в православной традиции, о чем напоминает молитва 40 дня в чине Крещения и обычай неприсутствия матери при Крещении ребенка, если оно совершается раньше этого срока). Иосиф и Мария, в силу бедности принесли двух голубей.

 

Рембрандт Харменс ван рейн. Симеон во Храме.

               И когда они пришли в Храм, туда пришел и Симеон, который чудесным образом ощутил, что теперь Господь заберет его из его необыкновенно долгой земной жизни. Взяв Младенца на руки, он произнес знаменитые слова: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2, 29-32). Богородице же Он сказал: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2, 34-35), тем самым указав на те Крестные Страдания, которые Он должен был претерпеть ради спасения человечества, и на то, что очень многие не узнают Его, не поймут и не примут.

 


Андре Монтенья. Сретение Господне.

 

 

               Здесь же присутствовала старица Анна, большую часть своей долгой жизни проведшая во вдовстве и посвятившая ее благочестивому и почти неотступному пребыванию в Храме. Она тоже подтверждала слова Симеона. В Евангелии не сказано, что Симеон был одним из переводчиков Слова Божия. Не сказано, и как и когда он перебрался из Александрии в Иерусалим, если это было правдой. Но сказано, что он был «муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева» (Лк. 2, 25). «Чающими» называлась группа людей (к которой, вероятно, относилась и Анна), ожидающих осуществления слов пророка Аггея (Агг. 2, 6-9, см. выше) и других мессианских пророчеств. Скорее всего, эти люди воспринимались как сумасшедшие. Возможно, поэтому событие Сретения Господня никак не привлекло внимания Ирода, в отличие от посещения волхвов. Соотношение Сретения и посещения волхвов, избиения младенцев и бегства в Египет до конца непонятно, поскольку они описаны в разных Евангелиях. Но вероятно, Сретение произошло несколько раньше.

Рембрандт Харменс ван рейн. Анна пророчица

 

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА

 

            Праздник первоначально существовал как местный, иерусалимский, о таком его формате свидетельствуют знаменитые путевые записки паломницы Эгерии. В VI в. началось его распространение по всей империи. Причем, существовали два варианта его даты (2 и 14 февраля, т.е. 40 день после 25 декабря или после 6 января, т.к. празднование Рождества так же еще не стабилизировалось). Распространено мнение, что праздник как общеимперский был установлен императором Юстинианом в связи с поразившей империю эпидемией чумы 541-542 гг. или с землетрясениями в Антиохии (несколько катастрофических землетрясений в правление Юстиниана действительно практически уничтожили этот город, после чего он так и не оправился, а роль важнейшего центра христианского Востока перешла к Дамаску). Однако, свидетельства современников не указывают на какую-либо связь между постигшими страну катастрофами и праздником. Кроме того, интерес к нему проявлял еще предыдущий император, Иустин. Юстиниану же принадлежит окончательное оформление праздника именно 2 февраля, т.е. с привязкой к «западной» дате празднования Рождества, во многом, в противовес монофизитам, продолжавшим отмечать Рождество и Богоявление в один день. Вероятно, данная реформа была проведена после V Вселенского Собора (553 г., т.е. уже намного позже эпидемии). Первоначально за праздником не имелось единого названия (Встреча, Очищение Марии, Представление Господа в Храм, Сретение Господа Симеоном и Анной), хотя при распространении и унификации богослужения, закрепилось название Сретение Господне. К празднику приурочивалось шествие со светильниками (возможно, ассоциируемое со словами «Свет во откровение языком…»), которое впоследствии трансформировалось в освящение свечей.

 

БОГОСЛОВСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРАЗДНИКА

 

          Праздник обычно толкуется как встреча Ветхого и Нового Завета, и в этом смысле роднит его с Богоявлением и Обрезанием. Иоанн Предтеча, после событий Богоявления был арестован, и вскоре казнен, отправившись благовествовать о пришествии Спасителя в ад, к ожидавшим Его душам людей прежних времен. То же, очевидно, за 30 лет до того, совершил и Симеон, когда, увидев Спасителя, дожил до конца своей земной жизни.

             Так же, каждое из этих событий (Обрезание, Сретение, Крещение) связано с тем, что над Иисусом Христом, Сыном Божиим, совершается некий иудейский обряд, что призвано показать, что нарушителем или отрицателем закона Он не был. Не будь такого, иудеи вовсе не стали бы Его слушать.

                Так же, праздник, как и Рождество Христово, явным образом показывает умаление (кенозис) Бога, Его снисхождение к человеку: Беспредельный Бог явился беспомощным Младенцем из бедной семьи, так что даже законную жертву за Него приносят в облегченном варианте.

                Полное богословское толкование праздничного события и всего связанного с ним символизма дал в своем Слове на Сретение Господне Свт. Софроний Иерусалимский.

 

СВЯЗЬ ВАЖНЕЙШИХ ЦЕРКОВНЫХ ПРАЗДНИКОВ С СИМВОЛОМ ВЕРЫ

 

               Выделение значения отдельных праздников церковного года часто было связано с драматической борьбой против постоянно возникавших ересей, во многом, скрытой от непосвященных. Почти каждый праздник, особенно из тех, что прибрели общецерковную значимость в III-VI вв., имеет важное богословское значение, и может быть поставлен в соответствие тому или иному члену Символа Веры. Полного соответствия между двенадцатью праздниками и двенадцатью членами Символа Веры, правда, установить не удается, тем более, что и важнейших праздничных событий больше. Тем не менее, увидеть определенную связь можно.

 

                                

 

Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́, Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым.

 

И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век; Све́та от Све́та, Бо́га и́стинна от Бога и́стинна, рожде́на, несотворе́на, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша. То, что Иисус Христос является Сыном Божим, было дважды указано непосредственно Голосом с небес. Этот голос – проявление действия Бога Отца в мире. Во время Крещения Господня, помимо свидетельства Бога Отца, произошло еще символическое схождение Святого Духа в виде голубя. Второй раз, так же в сопровождении чудесного Голоса, во время Преображения Господня, Господь Иисус Христос явил ученикам Свою славу, представ перед ними в мистическом сиянии. Рядом с Ним находились ветхозаветные пророки Моисей и Илия, явление которых должно было с одной стороны ошеломить учеников, с другой – подтвердить истинность явления авторитетным свидетельством. Таким образом Господь, незадолго до Своих страданий, напоминал ученикам наиболее сложное, что им предстояло усвоить, но необходимое, чтобы не поколебаться.

 

Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы, и вочелове́чшася. Вочеловечение Бога Сына, и вся человеческая Его природа подчеркиваются прежде всего во всех праздниках в честь Пресвятой Богородицы (само Ее почитание с тем и связано, что Она удостоилась быть Материю воплотившегося Бога), прежде всего, конечно, в Благовещении. Кроме того, праздники, в которых вспоминается младенчество Христа (Рождество, Обрезание, Сретение), отчасти и Богоявление, где Он исполняет предназначенный для иудеев обряд очищения, показывающие как самоуничижение Бога, так и Его воплощение как обычного, физически осязаемого Человека, так же связаны с этим членом Символа Веры.

 

Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша и погребе́на. Распятию и Крестной смерти Спасителя, произошедшим с Ним реально, а не призрачно, посвящены четыре больших события года, хотя двунадесятый праздник среди них только один. Непосредственно перед Пасхой, в Великую Пятницу, воспоминание Страстей Господних достигает наибольшей богослужебной выразительности. Однако, столь важное событие, как смерть на Кресте вочеловечившегося Бога, и как следствие, особое почитание Креста, не могло не отразиться в праздниках, таких, как Воздвижение, связанное с историей обретения Креста, Крестопоклонная Неделя Великого Поста и Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня.

 

И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием. Ключевое событие Христианства, являющееся главное надеждой всех христиан, с надеждой вспоминается постоянно, особенно же, по воскресеньям. На праздник Пасхи и в последующие дни воспевание Воскресения Христова как прообраза Всеобщего Воскрессения мертвых достигает максимума. Ветхозаветный праздник Песах в Христианстве обрел совершенно иной смысл.

 

И возше́дшаго на небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́. И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́. В этой связи существует праздник Вознесения Господня. Уже после Своего Воскресения, Господь возносится на небо, чтобы через Себя как Человека и Бога, человеческую природу привести к Божию Престолу.

 

И в Ду́ха Свята́го, Го́спода, животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щаго, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки. Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь. Оба события связаны с праздником Пятидесятницы и следующим за ней Сошествием Святого Духа. Подобно Пасхе, Пятидесятница в Христианстве приобрела совершенно отличные символ и значение. Именно на Пятидесятницу произошло чудесное сошествие языков пламени символизировавщих Свято Дух. В праздновании, однако, эти события разнесены по двум дням.

 

Испове́дую еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в.

 

Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых. Все почитание мертвых, а также, и почитание святых, имеет непосредственное отношение к вере в то, что по окончании последних времен, для очистившегося от грехов человечества, будут явлены Новое Небо и Новая земля. Прежде же всего, стоит отметить Успение Пресвятой Богородицы.

 

И жи́зни бу́дущаго ве́ка. Ами́нь.

 

 

 

СВЯЗАННЫЕ ПРАЗДНИКИ

 

Сретение является последним по времени (но не по порядку следования Священному Писанию) праздником, входящим в большой зимний цикл, посвященный протяженному периоду жизни Спасителя от Его Рождества до начала проповеди. В этот цикл последовательно входят Рождество, Обрезание, Богоявление и Сретение. Все эти праздники, основанные на событиях описанных первых двух главах Евангелия от Матфея и Евангелия от Луки, с очень небольшими перерывами перетекают друг в друга. Несмотря на то, что указанные Евангельские тексты играют роль пролога, они стали основой для важнейших праздников.

             Сретение Господне имеет один (предыдущий) день предпразднства, и семь – попразднства, причем, в первый из них (3/16 февраля) вспоминаются правв. Симеон богоприимец и старица Анна, а в последний - происходит отдание праздника, когда праздничная служба (с рядом упрощений) повторяется.

 

БОГОСЛУЖЕНИЕ ПРАЗДНИКА

 

          Служба праздника совершается по Минее. Богослужение имеет свойства как Господского, так и Богородичного двунадесятого праздника.

          Праздник может выпадать на седмичные, субботние или воскресные дни, в т.ч. на предуготовительный период перед Великим Постом, а так же и на первую седмицу Великого Поста. Все это накладывает определенные особенности на порядок службы, которые здесь не рассматриваются.

          Структура службы обычна для Всенощного Бдения. После мирной ектеньи поются стихи из псалмов 1 кафизмы («Блажен муж…»), чего при Господских праздниках обычно не бывает. Стихир на «Господи воззвах…» четыре, включая Славник, который одновременно является и Богородичном. В стихирах говорится, что Тот, Кого Моисей видел на Синае во мраке, теперь открыто явлен в виде Младенца, Которого можно взять на руки. Пресвятая Богородица названа Небесной Дверью.

          Читаются три паримии. Первая, составная (Исх. 12, 51 – 13, 28; Лев. 12, 2-8; Числ. 8, 15-17) говорит о различных принятых к иудеев формах посвящения детей Богу (см. выше). Вторая о повествует о таинственном явлении Бога, в окружении серафимов пророку Исаие. Один из серафимов, взяв клещами уголь с жертвенника, коснулся им уст ошеломленного пророка, после чего тот был направлен возвещать Слово Божие в народе (Ис. 6, 1-12). Чтение этой паремии именно на этот праздник, вероятно, должно подчеркнуть параллель и антитезу между таинственно явленным пророку Престолом, на котором восседает Господь, и видимыми руками Симеона, ставшими своего рода «престолом» для Богомладенца. Третья паримия говорит о предстоящем явлении Господа в Египте (Ис. 19, 1-21). Возможно, она связана с последующим бегством в Египет.

          Для литии предусмотрены девять стихир, включая Богороличен. К сожалению, они редко исполняются полностью. В них вновь сопоставляются Симеон и Моисей, а так же, подчеркивается, что Святой Младенец приносится в Храм как бы к Самому Себе.

          В стихирах на стиховне используются стихи Песни Симеона (Лк. 2, 29-32). Как и в конце любой вечерни, после стихир на стиховне, исполняется Песнь Симеона, однако, в связи с данным праздником, ее исполнение приобретает двойной смысл. После нее, как обычно, читается Трисвятое и поется праздничный тропарь с каждением принесенных хлебов, вина и елея.

          Тропарь праздника обращен к Пресвятой Богородице и Симеону, и призывает их возрадоваться тому удивительному событию, участниками которого они стали.

 

Тропарь, Глас 1.

Ра́дуйся, Благода́тная Богоро́дице Де́во,/ из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце Пра́вды - Христо́с, Бог наш,/ просвеща́яй су́щия во тьме./ Весели́ся и ты, ста́рче пра́ведный,/ прие́мый во объя́тия Свободи́теля душ на́ших,// да́рующаго нам воскресе́ние.

 

          В первом седальне по кафизме на утрене вспоминаются Небесные бесплотные силы. Здесь они выражают удивление Божиему снизхождению к людям в лице Симеона.

По полиелее поется величание праздника и избранный псалом, содержащий стихи псалмов 10, 67, 64, 92 и особенно 44, что роднит его с Богородичными праздниками.

 

Величание

Велича́ем Тя, Живода́вче Христе́, и чтим Пречи́стую Ма́терь Твою́, Е́юже по зако́ну ны́не прине́слся еси́ в храм Госпо́день.

 

      Перед чтением Евангелия произносится прокимен на основе стихов 17 и 1 Псалма 44 (так же свойство Богородичного праздника). Евангельское зачало (Лк. 2, 25-32) повествует собственно о празднуемом событии. В стихире по 50 Псалме Богородица вновь названа «Небесной Дверью».

        Канон праздника один. Он продолжает раскрывать совершившееся событие с различных сторон.

        В седальне на «И ныне…» повторяется сравнение Симеона с Моисеем, в связи с тем, что первый удостоился держать на руках Воплотившегося Бога, а первый – .общения с Ним во мраке.

          В кондаке по шестой песни говорится о том, как Господь, сначала освятив Свою Мать, а затем – благословив Симеона, затем распространит Свое благословение и на всех людей.

 

Кондак, глас 1.

Утро́бу Деви́чу освяти́вый Рождество́м Твои́м,/ и ру́це Симео́не благослови́вый,/ я́коже подоба́ше, предвари́в,/ и ны́не спасл еси́ нас, Христе́ Бо́же,/ но умири́ во бране́х жи́тельство // и укрепи́ лю́ди, и́хже возлюби́л еси́, Еди́не Человеколю́бче.

 

         После восьмой песни, традиционно для двунадесятых праздников, отсутствует Песнь Пресвятой Богородицы, вместо которой исполняется ирмос девятой песни (задостойник), а каждение осуществляется во время самой девятой песни.

 

Задостойник

Богоро́дице Де́во,/ упова́ние христиа́ном,/ покры́й, соблюди́ и спаси́ на Тя упова́ющих.

В зако́не се́ни и писа́ний/ о́браз ви́дим, ве́рнии:/ всяк му́жеский пол, ложесна́ разверза́я, свят Бо́гу./ Тем Перворожде́нное Сло́во Отца́ Безнача́льна,/ Сы́на, Первородя́щася Ма́терию неискусому́жно,/ велича́ем.

 

            Хвалитных стихир четыре, включая славник. Специального Богородична нет. Во второй Господь назван, в соответствии с песней Симеона, «Светом во откровение языков», но так же, и «Солнцем правды», как в рождественском тропаре.

                    На Литургии исполняются обычные антифоны (в случае с Господскими праздниками в место них поются избранные стихи из псалмов), но при этом, произносится входный стих (Пс. 97, 2), чего на Богородичных праздниках не бывает. Обычный прокимен Богородичного праздника перед Апостолом основан на Песни Пресвятой Богородицы (из Лк. 1). Апостольское зачало читается о превосходстве Священства Иисуса Христа перед левитским священством (Евр. 7, 7-17). Таким образом, подчеркивается, что Христос выполнил ритуальные требования, предъявляемые к Нему, как представителю несвященнического (Иудова) колена, хотя и имел куда более важную цель. Аллилуиарий основан на Песни Симеона. Евангельское чтение вновь повествует о событии Сретения, но в большем объеме (Лк. 2, 22-40). Причастный стих – на основе Псалма 115 («Чашу спасения прииму и имя Господне призову»).

 


ИКОНОГРАФИЯ ПРАЗДНИКА

 

 

 

            Икона праздника практически иллюстрирует Евангельский эпизод, однако имеет ряд важных символических аспектов. В центре композиции изображаются идущие навстречу Мария и Иосиф с одной стороны, и Симеон – с другой. Иногда изображается и праведная Анна (иногда со свитком с текстом о пришествии Спасителя). На некоторых иконах Богородица вручает Младенца Симеону, но чаще, Он изображен уже в руках у старца, но при этом Богородица так же протягивает к Нему руки. Сам же Богомладенец изображается не в пеленах, а в роскошной одежде, подобной царской, что так же является явным символизмом, поскольку о бедности Иосифа и Марии уже говорилось. Царские одежды вместе с восседанием на руках Симеона, как на престоле (см. об этом выше), указывают на Младенца как на Господа и Царя. В дополнение, на заднем плане нередко изображается Престол, наподобие такого, что находится в православном храме. Ясно, что ничего подобного в реальном Иерусалимском Храме не было, там было Святое Святых. Протянутые руки Марии и отданный Ею Младенец говорят и о том, что Он принадлежит не Ей, а явился спасти все человечество, и о той утрате, которую Ей предстоит пережить, и о чем Ей сказал сам Симеон.

 

 

          Сама композиция встречи толкуется как встреча Ветхого и Нового Завета. Так же толкуются и две голубицы, принесенные Иосифом (стоящим вслед за Марией) для жертвоприношения.

 


Сретение Господне. Фреска из храма Спаса на Нередице в Новгороде

 

          Древнейшими изображениями Сретения Господня на Руси были фреска в Новгородском храме Спаса на Нередице (уничтожена в Великую Отечественную войну, сохранилась черно-белая фотография и акврельная репродукция) и икона из иконостаса Успенского собора Владимира, написанная мастерами круга прп. Андрея Рублева.

https://teotokos.ru/assets/images/news/rublev_sretenie.jpg

Прп. Андрей Рублев. Сретение Господне. Фрагмент.

 

          О Господе Вседержителе, умалившем Себя настолько, что человек может взять Его на руку напоминает Чаша с Телом и Кровью Христовыми, из которой все православные христиане причащаются на Божественной Литургии.

 

Священник с Чашей. Фото: Geohram.ru

 

ГЕОГРАФИЯ

                Сретению Господню посвящено довольно мало храмов и монастырей (в Москве нет ни одного самостоятельного, только пристроенные и придельные). Многие Сретенекие храмы и монастыри (как например Московский Сретенский монастырь) в действительности посвящены другому празднику, Сретению Владимирской иконы Божией Матери.


Храм Сретения Господня в Переславле-Залесском. Фото автора.

В Переславле-Залесском сразу два Сретенских храма, однако второй посвящен Владимирской иконе Божией Матери.

 

Остатки Кашинского Сретенского монастыря. Фото: Pravenc.ru

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 

Сретение Господне. Коротко празднике

Сретение Господне

Лето Господне. Сретение. Видео

Праздники. Сретение Господне. Видео

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Минея;
  2. Типикон;
  3. Битбунов Г.С. Двунадесятые праздники (историко-литургическое описание). – М.: Сретение, 2011;
  4. Богослужения Двунадесятых праздников и Пасхи. - М.: ПСТГУ, 2019;
  5. Софроний Иерусалимский, свт. Творения.
  6. Виталий Грищук, прот. Сретение//Двунадесятые праздники//Литургика. [электронный ресурс] URL: http://www.agia-alexandra.ru/-liturgy/?
  7. Православные святые и праздники. №36. Сретение Господне.

 

 

 

 

 


Fatal error: Allowed memory size of 134217728 bytes exhausted (tried to allocate 39910259 bytes) in /var/html/includes/database/database.inc on line 2254