Успение Пресвятой Богородицы

УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Диак. Алексий Кириллин

 

 

       Успение Пресвятой Богородицы – один из Богородичных двунадесятых праздников, связанный с воспоминанием телесной смерти, погребения, воскресения и вознесения на небеса Пресвятой Богородицы.

 

 

ПРЕДЫСТОРИЯ СОБЫТИЯ ПРАЗДНИКА

 

Вознесение. Сошествие Святого Духа. Успение. Монастырь св. Екатерины на Синае.

 

        Строго достоверных сведений о том, как проходила жизнь Пресвятой Богородицы после Вознесения Господня и Пятидесятницы нет. Церковь несколько веков хранила ряд частично противоречивших друг другу преданий и апокрифов, и лишь после появления несторианской ереси, связанной в том числе и с принижением культа Богородицы, возникла необходимость на их основе разработать целостные представления. До этого момента история жизни Пресвятой Богородицы и все, что связано с Ее блаженной кончиной, привлекали мало внимания. Можно лишь отметить сочинения Мелитона Сардийского и Епифания Кипрского, указывающих на некие предания. Считается, что Пресвятая Дева прожила после Вознесения Христа еще около 20 лет в иерусалимском доме Иоанна Богослова, которому Христос поручил принять Ее как Мать (Ин. 19, 26-27).

 

Корнелис ван Остсанен, Богородица и Иоанн Богослов перед Распятием.

 

 

Богородица и Иоанн Богослов. Византия XIV в.

 

     Он находился недалеко от Сиона и горницы Тайной Вечери. Так же, вероятно, Она какое-то время жила в Эфесе, возможно, в других местах. Существует предание (скорее всего, вымышленное) о посещении Богородицей Афона, где Она объявила его Своим уделом. Вернувшись в Иерусалим, Богородица продолжала посещать места, связанные с жизнью Спасителя: Голгофу, Елеонскую гору. Это сильно раздражало иудеев, но им не удавалось причинить Ей вред.

 

 

СОБЫТИЕ ПРАЗДНИКА

 

Дуччо ди Буонинсенья. Успение Пресвятой Богородицы.

 

        О событии Успения говорят достаточно поздние источники, такие как апокрифические «Слово Иоанна Богослова на Успения Пресвятой Богородицы», «Слово Иоанна, архиепископа Солунского», принадлежащие VIII в., и современные им проповеди и сочинения прпп. Андрея Критского и Иоанна Дамаскина, Иерусалимского патриарха модеста и Константинопольского патриарха Германа. Скорее всего, они фиксировали то, что сохранилось в устном предании.

В одно из посещений Голгофы, Богородице, как и при Благовещении, явился Архангел Гавриил, объявивший Ей о грядущей кончине, и вручивший пальмовую ветвь.

 

Дуччо ди Буонинсенья. Благовещение смерти. Прямая отсылка к Благовещению (см. ниже)

 

 

Дуччо ди Буонинсенья. Благовещение.

 

            Богородица с тремя прислужницами, Сепфорой, Евигеей и Зоилой, посетила Вифлеем, а затем, готовясь к кончине, стала собирать учеников Господа, которые, разбросанные по разным странам и местностям, чудесным образом собирались в Иерусалиме. Из Ефеса прибыл и Иоанн Богослов.

      Само Успение произошло в торжественно убранной комнате, при большом стечении учеников и последователей Христа, при множестве свечей, под песнопения, около третьего часа (примерно 9 утра). Внезапно, помещение осветил яркий свет, и, в сопровождении Ангелов, поющих: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою…», в Своей Славе, явился Сам Господь, принявший душу Своей Матери.

 

Похвала Богородице, апостолы. Критская школа, XVI в.

Двенадцать Апостолов. Византия XIV в.

       Когда видение исчезло, Апостолы, простившись с телом Богоматери, приступили к погребению. С торжетвенной процессией тело понесли от Сиона в Гефсиманский сад, где были похоронены родители Пресвятой Богородицы, Иоаким и Анна, а также Иосиф Обручник. Впереди шел Иоанн Богослов с райской ветвью, принесенной Архангелом Гавриилом, прочие Апостолы несли одр Богоматери. Противники пытались помешать процессии, но она чудесным образом была скрыта от них дымкой. Только иудейский священник Авфония пробрался к одру с телом, и попытался опрокинуть его, из-за чего чудесно лишился рук. Раскаявшись, он получил исцеление и стал ревностным христианином.

 

Святой Апостол Фома

 

        На погребение собрались все Апостолы, кроме Фомы. Задержавшись в дороге, он пришел уже после погребения Богородицы, и очень сокрушался, что не застал его. Желая утешить его, ученики решили вскрыть погребальную пещеру, дабы дать ему попрощаться с телом Пречистой, однако его там не оказалось, что рассматривается как свидетельство Ее телесного воскресения и вознесения на небо.

 

БОГОСЛОВИЕ СОБЫТИЯ ПРАЗДНИКА

 

            Праздник Успения Пресвятой Богородицы связан с темой смерти. Само воскресение Ее является важным прецедентом: это первый случай воскресения и последующего вознесения на небеса не Богочеловека, Иисуса Христа, а обычного человека. А тема посмертной участи, правильного ее понимания, очевидно, была очень важной и очень беспокоила всех христиан. Неслучайно, и первой по времени книгой Нового Завета стало 1 послание Апостола Павла к Фессалоникийцам, буквально пропитанное рассуждениями об этом. Примечательно, что время его написания было аналитически определено как 50-52 гг., т.е. примерно тогда же, когда произошло Успение Божией Матери, и возможно, оно было написано под его впечатлением.

            В католичестве утвердилось положение, будто Пресвятая Богородица была неподвержена первородному греху, и соответственно, не умирала. Но такая поставновка имеет ряд существенных недостатков, прежде всего, это противоречит самому положению о том, что все люди, рожденные естественным способом подвержены первородному греху, а значит и смерти, а если Богородица рождена как-то иначе, зачем тогда Боговоплощение, пришествие Иисуса Христа?

         Наряду с праздником Воскресения Христова, Успение отражает последний член Символа Веры: «Чаю Воскресения мертвых и жизни будущаго века». Богородица уже воскресла для жизни в будущем веке, и для нас есть надежда на воскресение.

          Православная Церковь учит, что в момент смерти душа человека отделяется от тела и является на поклонение к Богу, где над ней вершится частный суд. Иногда говорится о том, что по пути к нему она проходит мытарства, где падшие ангелы пытаются уловить ее напоминанием о различных грехах. Решение этого суда еще не является окончательным, по молитвам Церкви, оно может быть смягчено. В состоянии после частного суда душа и находится до кончины мира и Страшного Суда, на который люди явятся воскресшими в своих телах, и на котором уже будет озвучено окончательное определение. Праведники направятся в Царство Небесное, где будут вечно пребывать с Богом и Ангелами. Грешники – в место (обычно именуемое адом) вечных мук. Распространено представление, что это не место какого-то наказания или пыток в общечеловеческом понимании, а место, где Божие присутствие минимизировано, и таким образом, оно является наилучшим для тех, кто в своей жизни не принимал Бога и отвергался от него как посредством своих страстей, так и взглядов. При этом сама суть мук как раз и будет состоять в страдании от собственных неудовлетворимых страстей и безысходности.

               Христианское отношение к смерти не подразумевает страха перед ней: ведь это обязательный этап перед встречей со Спасителем. Однако, опасения о том, как она пройдет, должны присутствовать. Для христианина важно подготовиться к смерти, успеть принести покаяние, принять Таинства. Именно такое пожелание выражено в словах просительной ектеньи: «Христианская кончины живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны, и добраго ответа на страшном судищи Христове, просим».

          Такой подход прямо противоречит светскому представлению о том, что лучшая смерть быстрая и внезапная, не дающая времени осознать ее неизбежность.

             О различных аспектах Успения говорят следующие святоотеческие произведения:

Слово на Успение Модеста, патриарха Иерусалимского

Слова прп. Андрея Критского на Успение:

Первое

Второе

Третье

Три слова на Успение Германа, патриарха Константинопольского:

Первое

Второе

Третье

Три слова прп. Иоанна Дамаскина на Успение:

Первое

Второе

Третье

 

МЕСТО СОБЫТИЯ ПРАЗДНИКА

         

          Считается, что местом Успения Пресвятой Богородицы был дом Иоанна Богослова в районе горы Сион, в непосредственной близости от Сионской Горницы. Первый христианский храм, отмечающий сразу оба эти места был построен в 415 г., и разрушен персами в 614 г. Впоследствии, вплоть до окончания эпохи крестовых походов в XIII в., храмы на этом месте то возобновлялись, то разрушались.

          Лишь в конце XIX в. католический орден бенедиктинцев приобрел в этом месте участок земли и основал аббатство, непосредственно посвященное Успению Божией Матери, которое существует и поныне.

 

Вход в гробницу Пресвятой Богородицы. Фото автора

 

Место погребения Пресвятой Богородицы. Фото: wonderfulnature.ru

 

          Погребена Пресвятая Богородица в подземной гробнице в Гефсиманском саду. Гробница преобразована в православный храм, включающий так же и захоронение Иоакима и Анны и Иосифа Обручника. Лестница вниз напоминает лестницу, приснившуюся ветхозаветному Иакову (Быт. 28, 11-16), что является одним из древних прообразов Пресвятой Богородицы как Лестницы между небом и землей, по которой «сошел» Господь Иисус Христос. Храм на этом месте известен с VI в., подобно многим другим святыням Святой Земли, он пережил разрушения в 614 г. и при нашествии персов, и, неоднократно, во время эпохи крестовых походов. Почитание Пресвятой Богородицы мусульманами как матери пророка Исы каждый раз уберегало саму гробницу от разрушения.

          Современный храм принадлежит одновременно православным грекам и армянам, право совершения богослужений там имеют так же сирийцы и копты.

 

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА

 

             Возникновение Богородичных праздников связано с борьбой против ереси Константинопольского патриарха Нестория, и относится к V в. Не считая Иисуса Христа Воплотившимся Богом, а человеком, с которым соединилось Божество (вероятно, на Иордане), он и не считал Пресвятую Деву Богородицей. На тот момент Ее почитание существовало, но не было глубоко проработано. Борьба с ересью способствовала введению новых праздников, которые должны были богослужебным способом зафиксировать православное отношение к Деве Марии.

                При этом первым по времени праздником, посвященным Ей, считается практически уже утративший свою значимость следующий день по Рождестве Христовом (в современности он назван Собор Пресвятой Богородицы). Он и считается основой для других Богородичных праздников, сложившихся несколько позже, в том числе и Успения.

                  Общецерковная значимость праздника Успения оформилась в правление императора Маврикия (592-602 гг.), когда именно на этот день (15 августа) пришлась важная победа над персами. Так, промыслительно, через военную победу, был поднят статус догматически важного события.

                  Интересно, что на Западе в течение VII в. существовало два праздника: собственно Успение (в январе) и Взятие на небо (в августе). Таким образом, на тот момент, там еще признавалась телесная смерть Пресвятой Богородицы. Вообще, распространение Богородичных праздников на Западе связано с именем папы Сергия Ι, сирийца по происхождению. Вероятно, под его влиянием там закрепились «восточные» праздники Рождества Пресвятой Богородицы, Сретения и Успения.

               В VIII в. праздник был уже широко распространен, именно к этому времени принадлежат большинство упомянутых выше апокрифов и святоотеческих слов.

            В Иерусалиме очень давней является традиция воспроизводить накануне праздника похоронную процессию к месту погребения Пресвятой Богородицы, наподобие чина Погребения Спасителя накануне Великой Субботы. Только начальной точкой является не Сион, а Храм гроба Господня. Именно эта традиция была позаимствована в некоторых местах Российской империи (в Успенском соборе Московского кремля, Киево-Печерской лавре, Костромском Богоявленском монастыре и Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры). Причем, Погребение в данном случае совершалось либо на самом праздничном Всенощном Бдении, либо в какой-то из следующих дней. Уже в ХХ в. в Русской Православной Церкви распространилось совершение чина Погребения Пресвятой Богородицы практически на любом приходе, обычно, в какой-либо день после Успения.

                Празднику Успения предшествует двухнедельный пост, первые документальные упоминания о котором относятся к XII в. (Типикон Николо-Казолянского монастыря в Италии), но со ссылкой на более древние источники (вплоть до IX в. или раньше).

 

СВЯЗАННЫЕ ПРАЗДНИКИ

 

          Предпразднство Успения составляет один день. Попразднство продолжается до 23 августа /5 сентября, когда происходит отдание праздника. Накануне вечером повторяется служба праздника в несколько усеченном виде (без полиелея).

             Продолжительность попразднства (8 дней) так же имеет свой смысл: получается, что отдание совершается на 9 день, который считается одним из важных поминальных дней. В Греции отдание Успения совершается практически столь же торжественно, как и само Успение. Причем, накануне совершается чтение 17 кафизмы с припевами и крестный ход с иконой, изображающей лежащую Пресвятую Богородицу, т.е. служба, аналогичная по содержанию чину Погребения (там она называется Энкомии).

 

БОГОСЛУЖЕНИЕ ПРАЗДНИКА

 

            Богослужение совершается по Минее.

          В первой же стихире на «Господи воззвах…» вспоминается лестнца Иакова, с которым отождествляется на этот раз гробница Пресвятой Богородицы.

          Паримии обычные для Богородичных прахдников: о лестнице Иакова (Быт. 28, 10-17), о вратах Храма (Иез. 43, 27 – 44, 4); о Премудрости (Притч. 9, 1-11).

          Припевы к стихирам на стиховне взяты из Псалма 131 (стихи 8 и 11). В последней стихире упомянут замысел Божий о спасении человека, который назван «смотрением» (подобно как в кондаке на Вознесение). Тот же самый корень использован и в слове «епископ» (дословно – смотрящий). Стихира заканчивается прошением возвеличить христиан с использованием фразы «христиан рог вознеси».

          Тропарь праздника, впервые исполняемый на благословении хлебов в конце вечерни, построен на противопоставлении девства Богородицы и Рождения Спасителя, Успении Ее и Ее продолжающейся заботы о мире, того, что Она, будучи Материю Жизни (т.е. Христа), теперь Сама же ко Христу направляется.

Тропарь, глас 1:

В рождестве́ де́вство сохрани́ла еси́, / во успе́нии ми́ра не оста́вила еси́, Богоро́дице, / преста́вилася еси́ к животу́, Ма́ти су́щи Живота́, // и моли́твами Твои́ми избавля́еши от сме́рти ду́ши на́ша.

 

          Согласно Минее, на утрене, после «Бог Господь» и праздничного тропаря читаются обычные рядовые стихиры с малыми ектеньями и седальнами, после которых собственно начинается праздничный полиелей. В практике, однако, нередко кафизмы опускаются, вместо их чтения в центр храма выносится плащаница (которая затем лежит в храме вместо праздничной иконы и используется впоследствии в чине Погребения).

После полиелея исполняется величание с избранным псалмом.

 

Величание

Велича́ем Тя, Пренепоро́чная Ма́ти Христа́ Бо́га на́шего, и всесла́вное сла́вим Успе́ние Твое́.

         

                Избранный псалом включает стихи псалмов 65, 97, 99, 47, 75, 86, 95, 56, 115, 4, 114, 128, 131, 92, 44.

          Прокимен перед чтением Евангелия основан на 17 и 10 стихах Псалма 44 (что обычно для утрени Богородичных празднков). Евангельское чтение (Лк. 1, 39-56) – так же обычное, рассказывает о посещении Богородицей Елисаветы, матери Иоанна Предтечи и Ее родственницы.

                Канонов праздника два.

               Последний тропарь третьей песни первого канона напоминает о дерзком поступке Авфонии, пытавшегося сбросить Пречистое тело Богородицы со одра. А первый тропарь второго канона утверждает телесную смерть Богородицы, обосновывая ее тем, что Она и родилась как обычный смертный человек. Хотя он написан еще задолго до того, как католики утвердили обратное, однако такие суждения, вероятно, уже были.

               Ипакои по третьей песни используется в молитвах после трапезы, о чем сказано ниже.

             В четвертой песни, в первом тропаре второго канона Богородице усвоено необычное наименование «Небо всех Царя», Которое «проходит землю». Т.е. речь идет о том, что реально на земле существовала Дева, носившая в Себе Воплотившегося Предвечного Бога.

           Об этой же двойственности говорит и последний тропарь пятой песни: «Мы все удивляемся Тебе, Сосуду избранному, реально существовашему, и при том освященному От Бога».

            Кондак праздника утверждает, что по Своей телесной смерти Пресвятая Богородица воскресла по плоти и была вознесена на небо, поскольку пребывание и тление Ее Пречистого тела было как бы несовместимо с Ее чистотой.

 

Кондак, глас 2:

В моли́твах Неусыпа́ющую Богоро́дицу / и в предста́тельствах непрело́жное упова́ние / гроб и умерщвле́ние не удержа́ста: / я́коже бо Живота́ Ма́терь / к животу́ преста́ви // во утро́бу Всели́выйся присноде́вственную.

 

         Необычное слово «Опрята» из второго тропаря в девятой песни первого канона можно перевести как «Обернули погребальными пеленами» (речь идет об Апостолах, обернувших тело Божией Матери»).

            Традиционно для двунадесятого праздника, по восьмой песне не поется «Честнейшую…». А ирмос является задостойником:

 

Задостойник, глас 1:

А́нгели, успе́ние Пречи́стыя ви́девше, удиви́шася, / ка́ко Де́ва восхо́дит от земли́ на Не́бо.

Побежда́ются естества́ уста́вы / в Тебе́, Де́во Чи́стая: / де́вствует бо рождество́ и живо́т предобруча́ет смерть; / по рождестве́ Де́ва и по сме́рти жива́, // спаса́еши при́сно, Богоро́дице, насле́дие Твое́.

 

                Стихир на «Хвалитех» четыре. В первой говорится о том, что Успению Пресвятой Богородицы радуются, и Небесные Силы, и земля.

                 На Литургии поются обычные антифоны. Прокччимен (основан на Песни Пресвятой Богородицы из Лк. 1) и Аллилуиарий (из романа Антивор») – обычные. Апостольское чтение: Лк. 2, 5-11; силлуарриях Обычными, связанными с «богородичным «тестами». При этом,

                Совпадение праздника Успения Пресвятой Богородицы с воскресным днем предусматривает совмещение текстов праздника и воскресных текстов Октоиха, и в данной заметке не рассматривается.

            Чин Погребения в современной практике Русской Православной Церкви совершается на очень многих приходах, как правило, в какой-либо из трех дней после праздника. Его содержание так же приводится в Минее, в качестве приложения к службе праздника.

               На вечерне, на «Господи Воззвах…» к повторяемым стихирам Успения добавляется 5 особых, в которых особо описываются обстоятельства погребения и последующего восшествия на небо души Приснодевы.

                На входе произносится специальный прокимен, основанный на Псалме 131 (стихи 8 и 11).

                Далее вечерня повторяет праздничную.

                 На утрене, по «Бог Господь…» поются особые тропари:

 

Тропари. Глас 2:

Благообра́зных учени́к лик ны́не Боже́ственный, о Честна́я,/ нескве́рное те́ло Твое́ слеза́ми чи́стыми омочи́в, я́ко арома́ты,/ во гро́бе, че́стне погреба́я, положи́,/ но тридне́вно преста́вилася еси́, Влады́чице,/ подаю́щи ми́рови Боже́ственную ми́лость.

 

Сла́ва Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху:

Егда́ снизшла́ еси́ к сме́рти, Живота́ Ма́ти безсме́ртная,/ тогда́ ад удиви́ся и ужасе́ся стра́шно,/ егда́ же узре́лася еси́ преста́вльшися на Небеса́, Мариа́м, от гро́ба,/ вся си́лы Небе́сныя взыва́ху:/ живоно́сная Ма́ти Живота́ на́шего, Сла́ва Тебе́.

 

И ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Свяще́нным ученико́м, в Гефсима́нию те́ло Ма́тере Бо́жия нося́щим,/ пе́снь, ю́же возглаша́ю, прили́чна е́сть./ Сего́ ра́ди Христа́ Ма́тери,/ вои́стинну Еди́ней Богоотрокови́це, возопи́йте:/ воста́ни, о Влады́чице, подаю́щи всем ве́лию ми́лость.

 

Эти тропари представляют собой переработанные тропари Великой Субботы, для сравнения приведенные ниже:

 

Тропари Великой Субботы. Глас 2.

Благообразный Иосиф с древа снёс пречистое Тело Твоё, / плащаницею чистою обвив и вонями во гробе нове покрыв, положил.

 

Слава: Егда снизшёл еси к смерти, Животе Бессмертный, / тогда ад умертвил еси блистанием Божества. / Егда же и умершия от преисподних воскресил еси, / вся силы Небесныя взываху: / «Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе!

 

И ныне: Мироносицам женам при гробе представый, Ангел вопияше: / «Мира мёртвым суть прилична, / Христос же истления явися чуждь».

 

             Затем следует чтение перед плащаницей Псалма 118, каждый стих которого сопровождается специальным стихом. Это так же сделано по подобию Чина Погребения Спасителя на утрене Великой Субботы. Сами стихи, другие, хотя часть из них калькирует те, что используются в Великую Субботу. Другие же рассматривают аспекты именно Успения Божией Матери:

                   Пре́жде нас ра́ди во ад Христо́с сни́де,/ ны́не же Де́ва Мариа́м взы́де на Не́бо,/ в ра́дость и по́мощь нам. – Здесь смысл тот же, что и в кондаке: Христос по Своей телесной смерти сходил во ад, Пресвятая Дева же воскресла, и была сразу вознесена на небеса.

             По окончании чтения псалма со стихами следует каждение храма со специальными «тропарями по непорочных…»:

Благослове́нная Влады́чице,/ просвети́ мя све́том Сы́на Твоего́.

А́нгельский собо́р удиви́ся,/ зря Тебе́ в ме́ртвых вмени́вшуюся,/ ду́шу же в ру́це Бо́га преда́вшую/ и с Бо́гом возше́дшую, Пренепоро́чная,/ со сла́вою Боже́ственною в Небе́сная.

 

Благослове́нная Влады́чице,/ просвети́ мя све́том Сы́на Твоего́.

Почто́ ра́дость со слеза́ми,/ Богопропове́дницы, растворя́ете?/ Прише́д близне́ц, свы́ше вразумля́емь,/ приглаша́ше апо́столом:/ ви́дите вы по́яс и уразуме́йте,/ Де́ва воскре́се от гро́ба.

 

        Они основаны на аналогичных тропарях воскресной службы:

Благослове́н еси́ Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м.

А́нгельский собо́р удиви́ся, зря́ Тебе́ в ме́ртвых вмени́вшася, сме́ртную же Спа́се, кре́пость разори́вша, и с собо́ю Ада́ма воздви́гша, и от а́да вся́ свобо́ждша.

 

Благослове́н еси́ Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м.

Почто́ ми́ра с ми́лостивными слеза́ми, о учени́цы, растворя́ете? блиста́яйся во гро́бе а́нгел, мироно́сицам веща́ше: ви́дите вы́ гро́б, и уразуме́йте, Спа́с бо воскре́се от гро́ба.

                После малой ектеньи читается Евангелие (то же, что и на Всенощном Бдении под Успение) и дальнейшая служба повторяет праздничную.

               На Великом Славословии все духовенство выходит из Алтаря, священники берут плащаницу с изображением Богородицы, и начинается крестный ход, по окончании которого служба заканчивается обычным праздничным порядком (две ектении и первый час).

 

НАПОМИНАНИЯ В БОГОСЛУЖЕНИИ ДРУГИХ ДНЕЙ

 

          Ипакои праздника Успения («Блажим Тя вси роди…») используется в чине о Панагии, представляющем собой развернутое молитвенное правило, связанное с приемом пищи после Литургии, практикуемое в монастырях. Тропарь «Блажим Ти вси роди…» лишь в современном Уставе играет роль ипакои после третьей песни канона утрени. В Уставе Великой Церкви Константинопольской он завершал праздничную Литургию, поэтому его помещение в чин о Панагии совершенно логично и может говорить о возможной первоначальной связи этого чина именно конкретно с праздником Успения (современный чин о Панагии уже не привязан к какому-либо конкретному празднику).

 

ИКОНОГРАФИЯ ПРАЗДНИКА

                    

                         В центре иконы Успения помещена лежащая на одре Божия Матерь. Ее окружают оплакивающие разлуку с Ней Апостолы, святые жены, иногда - Ангелы. Иногда среди них изображены конкретные персонажи, иногда – условные, однако в первом ряду обычно изображаются Апостолы Петр и Павел. Так же перед одром можно увидеть иудея Авфонию, пытающегося сбросить Пречистое тело Божией Матери с одра, и Ангела, мешающего иему сделать это.

              Над одром изображается Иисус Христос в белых одеждах (т.е. в одеянии Его Славы, как на Преображение), т.к. согласно преданию, в момент блаженной кончины Пресвятой Богородицы, Он явился, приняв Ее душу. Душа Пресвятой Богородицы изображается в виде младенца на руках у Христа. Таким образом иконография Успения как бы зеркальна иконографии большинства икон Божией Матери, где напротив, Она держит в руках Христа-Богомладенца. При этом, фигура Христа с Богоматерию-младенцем пишется в большом круге Славы Божией (ср. с мандорлой Преображения), иногда поддерживаемом Ангелами.

              Самый полный вариант иконографии предусматривает еще и третье изображение Божией Матери: в верхней части иконы, в синем круге. Так изображено уже телесное Ее вознесение. Эта композиция основана на словах «Поднялось наддверие небесных врат, дабы принять небесное царство в царском величии – Пренебесную Дверь Божию. В белом одеянии приимите Ее, ангелы; хвалите, небеса; славьте, земнородные…».

                     Иногда икона дополняется изображением перенесения учеников Христовых Ангелами из разных мест мира в Иерусалим.

 

Успение. XIX в.

Успение. Пелена. XVII в.

Успение. Роспись яйца. Императорский фарфоровый завод. XIX в.

Феофан Грек. Успение Пресвятой Богородицы.

 

 

ГЕОГРАФИЯ

Успенский собор Киево-Печерской Лавры. Фото: Марина Назарова

 

Успенский собор во Владимире. Фото автора

 

Успенский собор Московского Кремля. Фото: kreml.ru

 

Храм Успения в Троице-Лыкове. Фото: nikolashepi.ru

 

Храм Успения в с. Успенское Одинцовского района. Фото: AFINAPOST

 

Храм Успения в Гончарах. Фото bolgarskoe-podvorie.com

Видео из цикла «Святыни Москвы»

 

Храм Успения в Путинках. Фото: liveinmsk.ru

Видео из цикла «Святыни Москвы»

        Близлежащий Успенский переулок получил свое название по храму.

 

Комплекс храмов в Косине. Фото: kosino-hram.ru

Видео из цикла «Святыни Москвы»

 

 

Успенский собор Крутицкого подворья. Фото https://krutitsy.moscow/

Видео из цикла «Святыни Москвы»

 

 

Утраченный храм Успения на Покровке. Фото: bangkokbook.ru

 

Успенский собор Ростова Великого. Фото автора

 

Успенский собор Ярославля. Фото: bangkokbook.ru

 

Успенский собор в Мышкине. Фото: azbyka.ru

 

Успенский храм Суздаля. Фото: bangkokbook.ru

 

Старицкий Успенский монастырь. Фото: monasterium.ru

Фильм из цикла «Монастыри России»

 

 

Успенская Тихонова Пустынь. Фото автора.

Фильм из цикла «Монастыри России»

 

 

ПРОПОВЕДИ

Свт. Григорий Палама. Омилия XXXVII. На всечестное Успение Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии

 

Митр. Антоний Сурожский:

Проповедь на Успение Пресвятой Богородицы

Проповедь на отдание Успения

 

Архм. Иоанн (Крестьянкин).

Проповедь на Успение

Проповедь на Успение и 500-летие Псково-Печерского монастыря

 

Святейший Патриарх Кирилл. Проповедь в праздник Успения Пресвятой Богородицы 28 августа 2011 г.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 

Детям: Как Христос взял Свою Маму на небо

 

Кратко о празднике

 

О дате праздника

 

Еще несколько заметок о празднике

 

Праздники. Успение Пресвятой Богородицы

 

Лето Господне. Успение Пресвятой Богородицы

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Типикон
  2. Часослов
  3. Богослужения Двунадесятых праздников и Пасхи. - М.: ПСТГУ, 2019;
  4. Битбунов Г.С. Двунадесятые праздники (историко-литургическое описание). – М.: Сретение, 2011;
  5. Ионина Н.А. Православные святыни. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007;
  6. Виталий Грищук, прот. Успение Пресвятой Богородицы//Двунадесятые праздники//Литургика. [электронный ресурс] URL: http://www.agia-alexandra.ru/-liturgy/?
  7. Православные святые и праздники. №48. Успение Пресвятой Богородицы;
  8. Гатри Д. Введение в Новый Завет. М.: РБО, 2005;
  9. Порфирьев И.Я. Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях по рукописям соловецкой библиотеки
  10. Петр Смирнов, прот. Церковная проповедь на Двунадесятые праздники. Часть 1.