Домашнее молитвенное правило

Домашнее молитвенное правило

Владимир Екимов. Натюрморт с иконой и книгами

 

 

     Мы являемся частью тварного мира. Более того, по Божиему замыслу, человек является венцом творения, царем над Вселенной. Человеку даны разум и бессмертная душа. Главная задача жизни человека – приблизиться к Богу, стать похожим на Него. Этого невозможно достигнуть без общения с Богом, которое совершается в форме молитвы.

Молитвы бывают:

  • Хвалебные, в которых Бог прославляется и воспевается. Одна из них, самая краткая и простая: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!». Ей мы прославляем Бога и благодарим Его за творение и поддержание окружающего нас мира и нас в нем.
  • Благодарственные, в которых мы благодарим Бога за какие-то благодеяния. Среди них молитва после принятия пищи: «Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ…».
  • Покаянные, в которых мы просим у Бога прощения за грехи. Например, молитва мытаря из Евангельской притчи (Лк. 18, 13): «Боже, милостив буди мне грешному!». Эта молитва входит в утреннее правило. Можно говорить и просто: «Господи, прости!».
  • Просительные, в которых мы просим Бога о какой-либо помощи: «Господи, благослови!», « Господи, помоги!», «Подай, Господи!».

 

     Бог невидим и непознаваем. О Нем можно сказать, что Он самобытный, неизменный, всеведущий, вездесущий, всеблагий, всемогущий, всеправедный, всесовершенный, вседовольный, всеблаженный.

      Мы так же знаем, что Он имеет три Лица, и поэтому называется Святой Троицей. Это было открыто Аврааму, когда ему явился Бог в виде трех странников (Быт. 18). Однако, наименование Лиц, Бога Отца, ога Сына и Бога Святого Духа, открылось лишь после явления на землю и человеческого воплощения Сына Божия, Иисуса Христа.

           Перед началом молитв мы кратко прославляем Святую Троицу: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь!»

 

  •    Во имя – во славу
  •    Аминь – истинно, да будет

       Или произносим: «Молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!». Обе эти краткие молитвы являются аналогом начального возгласа священника.

      В обычное начало, входящее в очень многие молитвенные правила и чины, входят различные молитвы, обращенные как ко всем Лицам Пресвятой Троице, так и отдельно к каждому из них.

        Равенство Лиц Пресвятой Троицы подчеркивается краткими молитвами «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе!», и «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».

 

  •    Присно – всегда
  •    Во веки веков - бесконечно

        Молитва, называемая Трисвятое, так же прославляет три Лица Святой Троицы. По преданию, эту молитву услышал вознесенный на небеса благочестивый отрок. Случилось это во время большого землетрясения в Константинополе, когда весь город молил Бога о его прекращении. Отрок был чудесным образом вознесен к Ангелам, и от них он услышал молитву «Святый Боже (обращение к Отцу), Святый Крепкий (обращение к Сыну, равному по силе и крепости Отцу), Святый Бессмертный (обращение к Святому Духу, Который дает бессмертную жизнь)». Люди прибавили к этим словам фразу «Помилуй нас», и землетрясение прекратилось.

  • К Богу Отцу обращена молитва Господня («Отче наш…»), которую дал Своим ученикам Сам Иисус Христос. Она приведена в Евангелии (Мф. 6, 13; Лк. 11, 2-5). Это важнейшая христианская молитва, и старейшая по времени, используемая непосредственно, а не в виде перефразов. Некоторые чины, которые сейчас имеют довольно сложное последование, в древности состояли только из этой молитвы.

 

  •  Да – пусть
  •   Яко – как
  •   Насущный – необходимый для существования
  •   Даждь – дай
  •   Днесь – сегодня
  •   Долги – здесь грехи
  •   Должники – обидчики
  •   Лукавый – злой, дурной, диавол

 

  • К Богу Сыну обращена молитва Иисусова: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!» или кратко: «Господи, помилуй!». Впрочем, ее можно считать и адресованной ко всем Лицам Пресвятой Троицы, учитывая, что она восходит еще к ветхозаветным (Ис. 33, 2; Вар. 3, 1). Есть и более длинная молитва, в которой упоминается предстательство за нас перед Господом Божией Матери и святых: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матери, и всех святых, помилуй нас. Аминь». Словосочетание "Молитв ради..." можно перевести как "по молитвам..."

 

  • К Святому Духу обращена молитва «Царю Небесный…», являющаяся изначально стихирой праздника Пятидесятницы. В ней Бог Святой Дух назван Царем (на равных с Отцом и Сыном), Утешителем (потому что дает утешение в скорбях), Духом истины (потому что научает правде), везде находящимся и все исполняющим (т.е. заполняющим, присутствующим везде. Это же слово, в значении "восполнить, дополнить", используется в Евангельском эпизоде Мф. 5, 17, когда Христос говорит, что Он пришел исполнить закон), Сокровищем благого (когда Он нисходит на нас, является нашим главным сокровищем, потому что является источником всякого добра), Подателем жизни (потому что от Него все получает жизнь). Эта молитва предшествует Трисвятому.

 

  •   Царю -Царь (звательный падеж, обращение)
  •   Душе – Дух (то же)
  •   Иже – Который
  •   Сый – существующий (причастие)
  •   Вся – все
  •   Исполняяй – наполняющий  (причастие)
  •   В ны – в нас
  •   Скверна - нечистота

        После обычного начала (окончания молитвы «Отче наш...»), в утренних молитвах находятся тропари из службы постной утрени, посвященные пробуждению от сна (входящие так же в келейные утренние молитвы по Часослову). В них молящийся уподобляется Ангелам, которые, согласно известному видению пророка Исаии (Ис. 6, 1-3), троекратно славят Бога («Свят! Свят! Свят! Господь Саваоф...»).

  •   Напрасно - внезапно
За тропарями следует утренняя молитва (так же из Часосолова): «От сна восстав...».
  •   Ниже – ни… ни…
  •   В нечаняии – в неосознанном состоянии
  •   Утреневати – воздавать Богу хвалу с утра
Фраза: «Приидите, поклонимся» (взятая из Пс. 94, 6) часто предваряет чтение псаломов. В утренние молитвы включен Псалом 50, представляющий собой выразительную покаянню молитву.
  •   Щедроты – великие милости
  •   Наипаче – в особенности
  •   Аз – я
  •   Выну – всегда
  •   Внегда – когда
  •   Се – вот
  •   Бо – ибо, потому что
  •   Иссоп – растение, используемое для окропления
  •   Паче – более
  •   Даси – дай
  •   Созижди – сделай
  •   Воздаждь – дай
  •   Аще – если
  •   Всесожжение (ὁλοκαύστος) – жертва, при которой животное сжигалось полностью
  •   Ублажи – прославь
  •   Сион
  •   Алтарь - жертвенник

    Бог является главой Церкви, земной и небесной.

  • Церковь Небесную составляют Пресвятая Богородица, Ангелы, святые и усопшие христиане.
  • Церковь земную составляют живущие люди, объединенные церковными Таинствами.

   Вся Церковь, земная и небесная, находится в молитвенном общении и единстве.

  Мы можем обращаться в молитвах не только к Господу, но и к Пресвятой Богородице. Она является обычным человеком, но Она наиболее свята из людей, и по чести превосходит Ангелов.

  Многие молитвенные правила завершаются молитвой к Богородице: «Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истоения Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем».

  • Сущая – настоящая
  • Без истления – безболезненно

   Первая часть этой молитвы была дана одному монаху-подвижнику Ангелом, пришедшим к нему в келью под видом странника. Вторая была составлена гимнографом VIII в. Косьмой Майюмским.

   Другая известная молитва к Богородице («Богородице Дево радуйся…») составлена из песен, приведенных в Евангелии от Луки (Лк. 1, 26-31, 42-43).

     Самая краткая молитва к Богородице звучит так: «Пресвятая Богородице, спаси нас!».

    Ангелы (с греч. вестники) – бестелесные невидимые (но способные являться видимо) духи, наделенные разумом, имеющие нечто общее с человеческими душами, но превосходящие их по своим способностям. К ним так же можно обращаться в молитве. Особенно стоит обращаться к Ангелу-Хранителю, даваемому каждому человеку при Крещении, и сопровождающему его всю жизнь.

       Помимо Ангела-Хранителя, у каждого христианина есть его небесный покровитель. Это святой, чье имя он носит. К нему так же необходимо обращаться в молитве, например, так: «Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя)».

     Важной обязанностью всех христиан является молитва друг за друга. За живущих можно молиться так: «Спаси, Господи, и помилуй рабов Твоих (имена) и всех православных христиан». Усопшие не могут за себя молиться, поэтому молитва о милости к ним Господа Бога особенно важна: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (имена) и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное».

 

 

 

 

 

Молитвы с переводом на русский язык:

Начальные

Утренние

Вечерние

Заключительные

Последование ко Святому Причащению

 

Прообразами утреннего и вечернего правила можно считать соответственно Полуношницу и Малое Повечерие из Часослова. Ниже они приведены (гражданским щрифтом):

Полунощница

Малое повечерие

 

Об истории "обычного начала" и Трисвятого (М. Скабалланович)

 

Служба праздника Пятидесятницы (гражданским шрифтом). Источник стихиры "Царю Небесный"

 

Приложение к Октоху (гражданским шрифтом) с Троичными тропарями

 

Проповедь о Псалме 50

 

О первой молитве прп. Макария Великого из утреннего правила (В. Фролов):

Часть 1

Часть 2

Часть 3

 

О молитве утренней и вечерней. Инфографика