Вход Господень в Иерусалим

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ

Диакон Алексий Кириллин

ПРЕДЫСТОРИЯ СОБЫТИЯ ПРАЗДНИКА

         Неизвестно, когда и кем был основан Иерусалим. Предание усваивае его основание таинственному царю Мелхиседеку, хотя в Священном Писании указано лишь на то, что он правил этим городом, тогда называвшимся просто Салим (Мир). Сказано, что Авраам (тогда еще Аврам), победив враждебных царей и отбив в т.ч. и уведенного в плен своего родственника Лота, зашел почтить Мелхиседека, преподнеся ему десятую часть добычи (Быт. 14).

          Следующим важным событием, произошедшим в этих местах, становится жертвоприношение Авраама на горе Мориа (Быт. 22). Именно здесь Господь подверг его испытанию, приказав принести в жертву сына, но  и остановив его, что было предуказанием на Крестную смерть Спасителя за грехи всего мира.

             После этого пути рода Авраама надолго отдаляются от Салима. Внук Авраама, Иаков, вместе со всем родом, при помощи своего проданного в рабство сына Иосифа, в голодные годы переселяется в Египет. Перед смертью, ему дается о прозрение о дальнейшей жизни его сыновей и их потомков, которое он и озвучивает в виде кратких пророчеств, важнейшее из которых касается Иуды: «Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое; блестящи очи его от вина, и белы зубы от молока» (Быт. 49, 9-12). Здесь говорится о том, что из колена Иуды произойдет величайший царь еврейского народа, но так же и о том, что из него, по плоти произойдет Сам Царь и Спаситель. О роли осленка будет сказано далее.

            Тем временем, Иерусалим находился под контролем народа иевусеев. Завоевывая Обетованную Землю, народ израильский столкнулся и с этим городом. Впервые само название Иерусалим появляется Книге Иисуса Навина (10, 23), когда в руки евреев, вместе с другими царями, попадает и царь Иерусалимский. Но завоевание самого города происходит лишь при Давиде, том самом великом царе из колена Иуды, о котором говорилось в пророчестве Иакова, который сразу сделал его своей столицей (2 Цар. 5, 6 – 12): «И пошел царь и люди его на Иерусалим против Иевусеев, жителей той страны; но они говорили Давиду: "ты не войдешь сюда; тебя отгонят слепые и хромые", - это значило: "не войдет сюда Давид". Но Давид взял крепость Сион: это - город Давидов. И сказал Давид в тот день: всякий, убивая Иевусеев, пусть поражает копьем и хромых и слепых, ненавидящих душу Давида. Посему и говорится: слепой и хромой не войдет в дом Господень. И поселился Давид в крепости, и назвал ее городом Давидовым, и обстроил кругом от Милло и внутри. И преуспевал Давид и возвышался, и Господь Бог Саваоф был с ним. И прислал Хирам, царь Тирский, послов к Давиду и кедровые деревья и плотников и каменщиков, и они построили дом Давиду. И уразумел Давид, что Господь утвердил его царем над Израилем и что возвысил царство его ради народа Своего Израиля». Сын Давида, Соломон, на горе Мориа, той самой, где происходило жертвоприношение Авраама, строит прекрасный Иерусалимский Храм, ставший, вместо уже обветшавшей Скинии, духовным центром жизни всего народа. Считается, что о Соломоне, его богатстве и могуществе, повествует Псалом 71. Тем не менее, такие слова, как «во дни его процветет праведник, и будет обилие мира, доколе не престанет луна; он будет обладать от моря до моря и от реки до концов земли» (Пс. 71, 7-8) могут иметь более глубокий смысл и прикровенно говорить о Мессии.

         

          Сын Давида, Соломон, на горе Мориа, той самой, где происходило жертвоприношение Авраама, строит прекрасный Иерусалимский Храм.

 

           При распаде страны, Иерусалим становится столицей Иудейского царства. В 970 г. до н.э. его захватил египетский фараон Сусаким, вывезя храмовые сокровища. В 589 г. до н.э. Иерусалим был завоеван вавилонянами. Значительное число жителей переселено в Месопотамию. Среди оставшихся был пророк Иеремия, произнесший свой знаменитый плач: «Руками всплескивают о тебе все проходящие путем, свищут и качают головою своею о дщери Иерусалима, говоря: "это ли город, который называли совершенством красоты, радостью всей земли?"» (Плач. 2, 15). Спустя 70 лет, при персидском царе Кире, евреи получили разрешение вернуться и восстановить город. Однако, уже далеко не все пожелали это сделать, а новый Храм получился значительно скромнее прежнего.

            Среди поздних пророчеств есть два очень важных, касающихся ожидаемого пришествия Спасителя вообще, и того, как Он войдет в Иерусалим.

       Софония говорил: «Ликуй, дщерь Сиона! торжествуй, Израиль! веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима! Отменил Господь приговор над тобою, прогнал врага твоего! Господь, царь Израилев, посреди тебя: уже более не увидишь зла. В тот день скажут Иерусалиму: "не бойся", и Сиону: "да не ослабевают руки твои!" Господь Бог твой среди тебя, Он силен спасти тебя; возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием» (Соф. 3, 14-16). Здесь под приговором подразумевается первородный грех, а само пророчество говорит о том, что Спаситель освободит людей от власти греха. И именно этого не заметили евреи, когда дождались Мессию, но при этом не поняли, не узнали и отдали на казнь римлянам.

        Захария же говорил о внешнем признаке Мессии: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной». (Зах. 9, 9) Именно об этом пророчестве напоминал Спаситель, когда, спустя несколько веков, вошел в Иерусалим на осле. Далее, Захария говорит о цене предательства Христа: «И он уничтожен будет в тот день, и тогда узнают бедные из овец, ожидающие Меня, что это слово Господа. И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, - не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, - высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребренников и бросил их в дом Господень для горшечника. И переломил Я другой жезл Мой - "узы", чтобы расторгнуть братство между Иудою и Израилем» (Зах. 11, 11-14).

             В 323 г. до н.э. город мирно сдался Александру Македонскому, который особым распоряжением оградил его от разрушения. В последующие годы он, как и вообще Иудея, был ареной напряженной борьбы между различными эллинистическими царствами, стремясь к собственной независимости (1-3 Мак.). В 63 г. до н.э. город после тяжелой осады был захвачен римлянами под предводительством Помпея. После чего Палестина становится частью Римской державы. Она разделяется на несколько частей, одну из которых составляет Иерусалим и окрестности. Управление ей римляне отдают Ироду Великому, который даже не был евреем. Ирод, опасаясь за свою власть, прославился прежде всего своими жестокостями, истребив множество своих родственников и приближенных, не остановившись и перед избиением 14000 младенцев в Вифлееме, надеясь, что среди них будет убит и Иисус Христос.

Ирод Великий.

           В то же время, Ирод стремился всячески укрепить свой авторитет среди еврейского народа: он благоустраивает Иерусалим и реконструирует Храм, придав ему подобающее великолепие. Но народ продолжал ненавидеть Ирода. Сын Ирода, Архелай, не уступал отцу в жестокости, так что в конце концов Иудея была изъята из владений Иродов под непосредственное римское управление прокураторами в составе провинции Сирия. С 26 г. прокуратором Иудеи был Понтий Пилат.

Понтий Пилат

 

СОБЫТИЕ ПРАЗДНИКА

Альберт ван Оуватер. Воскрешение Лазаря. 1450 г.

      Торжественному входу Господа в Иерусалим предшествовало чудо, слух о котором мгновенно разлетелся по всему Иерусалиму: в Вифании Христос воскресил умершего за 4 дня до того Лазаря (эти события безусловно взаимосвязаны не только богослужебно, но и по смыслу, хотя между ними прошел не 1 день, а больше). Христос и прежде воскрешал умерших (сына вдовы и дочь Иаира), но сделал это вскоре после их смерти, так что некоторые могли предположить, что они собственно не умирали, а теряли сознание, и Христос не воскрешал, а исцелял их. Тело Лазаря же, за 4 дня, начало разлагаться.

          Как только Христу было сообщено о смерти Лазаря, Он сказал фразу, удивившую учеников: «Это болезнь не к смерти, но к славе Божией» (Ин. 11, 4). Придя же в Вифанию, Он произнес перед плачущей сестрой покойного фразу, ставшую одной из важнейших в Писании: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11, 25). А после этого пошел к погребальной пещере, потребовал открыть ее и воскликнул: «Лазарь! иди вон» (Ин. 11, 43), и Лазарь, живой вышел из пещеры. Слух о произошедшем мгновенно дошел до Иерусалима, поскольку при воскрешении присутствовали многие родственники и знакомые, приходившие оплакать покойного.

          Дом Лазаря и сестер его на несколько дней стал местом настоящего паломничества: многие жители Иерусалима приходили увидеть воскрешенного. Многие были готовы признать в Христе Мессию, и сверхъестественная способность воскрешать была для них важнейшим аргументом. Священники, у которых вся эта история вызывала опасения, решили найти случай убить Христа, а заодно и Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса» (Ин. 12, 11). Те и другие сделали важнейшую ошибку: Христос действительно был Мессией, но не таким, как они себе представляли. Первые ожидали могущественного правителя-освободителя, вторые – опасались за свою власть.

      Во время трапезы, Мария, одна из сестер Лазаря, возлила на голову Спасителя дорогое миро, что вызвало возмущение у одного из учеников, Иуды: «Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали. Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда». Таким образом, Христос в очередной раз напомнил ученикам, что идет на смерть, и показал, что замысел иудейских начальников Ему, как Вседержителю, прекрасно известен.

         Впоследствии, Лазарь был тайно переправлен на Кипр, ставший для него второй родиной. Со временем, он стал епископом города Китион, ныне Ларнака. Слово Ларнака обозначает «Гробница», и имеется в виду гробница самого Лазаря, ставшая христианской святыней.


Жан-Леон Жером. Вход Господень в Иерусалим. 1897 г.

Дуччо ди Буонинсенья. Вход Господень в Иерусалим. Фрагмент. 1311 г.

                   Наконец, Христос отправился в Иерусалим. При входе в город Он призвал двух учеников, сказав им: «пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их» (Мф. 21, 2-3). Сев на него верхом, Христос въехал в город, тем самым осуществив пророчества Иакова и Захарии.

           При этом люди встречали Его как царя-триумфатора, с пальмовыми ветвями и постилая под ноги осленку одежды, как ковер и восклицая: «Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин. 12, 13). На требование фарисеев (вероятно, боявшихся, что на происходящее обратят внимание римляне, и устроят очередную бойню) прекратить приветствие, Христос ответил: «сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19, 40), цитируя пророка Аввакума (2, 11).

Тот восторг, который испытывал народ, когда Христос прибыл в Иерусалим, связан был с тем, что ждали они Его как могущественного правителя, способного освободить Иудею, а затем – и возвысить ее, как во времена Давида, и даже больше.

          Сам Христос не был рад этому приветствию. Он знал, что большинству этих людей нужен правитель, а не воплотившийся для искупления грехов Бог, и что как только они осознают это, всю ярость своей досады, выместят на нем. Знал Он о том, что люди поступят вопреки пророчеству Софонии, и о том, что город, в котором распяли воплотившегося Бога, будет впоследствии практически стерт с лица земли. Мало кто обратил внимание на Его слова при въезде в город: «О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк. 19, 42-44).

Рембрандт Харменс ван Рейн. Христос, изгоняющий менял из Храма. 1626 г.

 

Джотто ди Бондоне. Вход Господень в Иерусалим. 1304-1306 гг.

 

          Первым делом Он направился в Храм, Дом Отца Своего. Скорее всего, входил в город Он Золотыми (или Красными) вратами, ведущими непосредственно на территорию Храма. Сразу же, Он повторил то, что сделал уже однажды, в начале Своего служения несколько лет назад: опрокинув столы меновщиков и торговцев жертвенными животными, сказав: «написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников» (Лк. 19, 46). Затем, исцелил нескольких больных и немощных. Недовольным книжникам и священникам Он сказал, ссылаясь на Псалом 8: «разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?» (Мф. 21, 16).

          После этого Он вышел из Храма, а впоследствии еще три дня приходя туда проповедовать. Ночевал же с учениками Он за пределами города на Горе Елеонской.

Бернардо Строцци. Пир в доме Симона. 1630 г.

          Он еще успел посетить Вифанию, где гостил у некоего Симона. И там Его вновь помазала женщина, которая, как полагают, была блудницей. Иногда этот случай путают с тем, что произошел в гостях у Лазаря. Однако, Мария блудницей не была, да и произошло это в разные дни. Иуда, вновь наиболее возмущавшийся «бесполезной» с его точки зрения тратой мира, окончательно решил предать Христа, договорившись со священниками, что поможет Его аресту за 30 сребреников. И после того лишь ждал удобного случая. Именно среда, когда произошел второй случай с миром, является днем предательства Христа.

 

 

МЕСТО СОБЫТИЯ ПРАЗДНИКА

 

          Иерусалим, важнейший город, как для христиан, так и для иудеев, находится на стыке гористой местности (с востока) и равнины, идущей до Средиземного моря (с запада). Все основные библейские события произошли на территории т.н. Старого Города, который в свою очередь несколько превосходит размеры Иерусалима времен Иисуса Христа, а тем более – Ветхого Завета. На относительно небольшой территории сконцентрировано огромное количество святынь и памятных мест.

           Во времена Иисуса Христа город был окружен стенами, не совпадавшими с теми, которые окружают Старый Город сегодня. С севера к ним примыкала римская крепость Антония, где была и резиденция прокуратора. Там же, на севере располагалась Овчая купель (Вифезда). К северо-западу располагалась гора Голгофа, где впоследствии был распят Христос. Там же, поблизости находилась гробница (возможно, их было несколько), где Его погребли. Впоследствии, при св. императоре Константине Великом, вся эта территория стала основой большого комплекса храма Гроба Господня.

            На востоке города располагался Иерусалимский Храм, имевший собственные ворота за стены города. К югу и западу от Храма располагались дворцы правителей из династии Иродов, резиденции Анны и Каиафы, римский форум и зрелище. К востоку под стенами протекал поток Кедрон, а на другом его берегу начиналась Елеонская (Масличная гора) и Гефсиманский сад. Далее шла дорога на Вифанию. На юго-запад шла дорога на Иерихон, причем, сразу за стенами, на восток, располагалось большое число гробниц. К югу за стенами располагалась помойка (Геенна).

          Иерусалимский Храм, в основных своих элементах, повторял Скинию, разборный походный храм, удобный в то время, когда Израильский народ путешествовал по Синайскому полуострову и приступил к завоеванию Ханаана. Обо всем устройстве Скинии Моисей услышал непосредственно от Бога, и прямо передал все необходимые требования особым образом избранным мастерам (Исх. 31). Описание Скинии и служение при ней описывается в книгах Исход, Левит и Второзаконие. Главным действием, совершаемым в Скинии, были различные жертвоприношения.

 

Иерусалимский Храм, в основных своих элементах, повторял Скинию

 

         Скиния представляла собой палатку внутри ограды, и делилась на три части, имеющих разный уровень допуска: двор (т.е. пространство в ограде вне палатки), где располагались жертвенник Всесожжения и умывальник и где могли находиться все представители народа Израильского; собственно Скиния (Святое), где находились жертвенник курения (алтарь кадильный), семисвечник и стол с 12 хлебами Предложения и куда могли входить только священники; Святое Святых, особое пространство внутри Скинии, отделенное завесой, где хранился Ковчег Завета (специальный ящик с фигурами двух Херувимов на крышке), в котором хранились скрижали с Десятью Заповедями, а позднее к ним добавились и другие святыни: сосуд с Манной и расцветший жезл Ааронов (Евр. 9, 4; Исх. 16, 33-34; Числ. 17, 10). К Ковчегу нельзя было прикасаться (это допускалось лишь в особых случаях), при необходимости перемещения, его носили на специальных шестах. В Святое Святых мог заходить только первосвященник, при том, крайне редко.

           Возведение первого Храма достаточно подробно описано во 2 книге Паралипоменон. В целом, он практически воспроизводит Скинию со всеми ее деталями, но значительно превосходит размерами и роскошью, обилием мрамора и золота. В частности, перед Святым возводятся 15 ступеней (по которым, уже в позднем Храме, без посторонней помощи, и не встречая сопротивления священников, взошла Богородица). Предполагается, что именно во время торжественного восхождения священника по этой лестнице, исполнялись короткие Псалмы, ныне объединенные в Кафизму 18, и озаглавленные как Песни Восхождения.

           После окончания вавилонского пленения восстановлением Храма руководил потомок Давида Зоровавель. Храм уже не был столь великолепен.

          Уже при земной жизни Спасителя, в 20 г. по Р.Х. царь Ирод Великий, попытался реконструировать его в античном стиле. Здание, вероятно, действительно было большим и красивым, вызывало восхищение всех приходящих в город, в т.ч. и Апостолов (Мк. 13, 1). Однако Христос прямо говорил о грядущем разрушении Храма (Мф. 24, 1-2; Мк. 13, 2), что произошло в результате I Иудейской войны в 70 г., уже через 50 лет после реконструкции, когда римляне, подавляя восстание, практически уничтожили Иерусалим. В 133 г. город был окончательно добит во время II Иуддейской войны. На его месте император Адриан возвел новый город, Элиа Капитолина, в котором, по задумке, ничего не должно было напоминать ни об иудейском, ни о христианском прошлом.

Ф. Хайес. Разрушение Иерусалимского Храма. 1867 г.

                         Часть фундамента Храма сохранилась до наших дней. У евреев это место почитается как Стена Плача, к которой они приходят со своими горестями, и в некотором роде она играет роль «храма». Восстановление Храма – заветная мечта иудеев. Христианская традиция связывает это событие с пришествием антихриста.

                 В 326 г. в Палестину прибывает мать св. императора Константина, св. Елена. Она инициирует строительство храма Гроба Господня и других храмов на месте событий Священного Писания. Фактически, она стала родоначальницей паломничества на св. Землю. Само русское слово «паломничество» происходит от слова «пальма», потому что паломники привозили из своих путешествий диковинные для России листья пальм.

          Византийский император Юлиан Отступник, попытавшийся отказаться от Христианства, пытался, назло христианам, восстановить Иерусалимский Храм. Однако, это чудесным образом не удалось: хроники говорят о некоем вырывавшемся из земли огне. При императоре Юстиниане на месте Храма был построен христианский храм Пресвятой Богородицы, с которым было связано празднования Введения Ее во Храм.

                Персидское нашествие 614 г. принесло большие разрушения. Лишь в 638 г. город удалось вернуть, но уже на следующий год его захватили арабы, после чего он был навсегда отторгнут от Византийской империи. Арабские завоеватели построили на месте Храма мечеть Аль-Акса, сооружение «Купол Скалы» и ряд других.

            При халифе Омаре христиане не преследовались, но впоследствии подвергались притеснениям, пока в 1010 г. халиф Аль-Хаким не разрушил храм Гроба Господня.

           В 1099 г., в результате крестового похода, европейцы под предводительством Готфрида Буйонского захватили Иерусалим, основав Иерусалимское королевство. В 1187 г. султан Саладин вновь взял город, после чего господству крестоносцев стал приходить конец.

           Со средних веков Старый Город (т.е. собственно историческая часть) состоит из четырех кварталов (в данном случае, кварталами называются достаточно крупные территории в четверть города, а не маленькие участки, ограниченные улицами с четырех сторон): Христианский (вокруг Храма Гроба Господня), Мусульманский (вокруг мечети Аль-Акса), Иудейский (между Сионом и Храмовой горой) и Армянский (вблизи Сиона). Это историческое деление сохранилось до наших дней.

 

Старый Город в Иерусалиме. Примерное расположение кварталов.

 

Место Старого Города в Иерусалимской агломерации

          В 1517 г. Иерусалим захватывает турецкий султан Селим, и город вплоть до I мировой войны попадает под контроль Османской империи.

         Несмотря на долгие века мусульманского владычества, паломничество в Иерусалим, в т.ч. и из России, не прекращалось. В XIX в. для обслуживания паломников, которых становилось все больше, организуется Русская Духовная миссия, самым известным руководителем которой был архм. Антонин (Капустин), значительно преумноживший количество храмов и различных памятных мест.

         В 1948 г. образуется государство Израиль. Западная часть города вошла в его состав. Фактически, после Шестидневной войны 1967 г., Израиль контролирует весь город, и считает его своей столицей, хотя это признано не всеми странами мира.

 

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА


          Праздник изначально был связан с разного рода красочными шествиями. В Иерусалиме до Χ в. такое шествие совершалось накануне вечером. Предположительно, патриарх приезжал на службу верхом на осле, его встречали пальмовыми ветвями. Позднее, подобную практику перенял и Константинополь. Поздние уставы предписывали крестный ход.

 

Шварц В.Г. Шествие на осляти Алексия Михайловича. 1865 

           В русской практике XVI-XVII вв. крестный ход развился в знаменитое «шествие на осляти», упраздненное лишь Петром I. Оно предствляло собой торжественное масштабное действо, во время которого митрополит, впоследствии патриарх, сидя верхом на лошади, имитирующей осла, ведомой великим князем, впоследствии царем, двигался во главе большой процессии по Кремлю и Красной площади, при этом каждый из объектов, посещаемых процессией (Спасские ворота, Лобное место, Входоиерусалимский придел Покровского собора), имел свой символический смысл. Считается, что первоначально оно совершалось в Новгороде, и Входоиерусалимский храм там был именнно для этого.

         Иностранные путешественники разных лет довольно подробно описывали этот обычай, по их записям можно проследить его эволюцию. Так, первоначально шествие не выходило за пределы Кремля. С появлением Покровского собора, именно он (а точнее, придела Входа Господня в Иерусалим, сделанный намеренно крупнее соседних) играет роль Иерусалима.

 

Шествие на осляти. Гравюра XVII в.

 

СМЫСЛ ПРАЗДНИКА

 

          Неделя Ваий не имеет предпразднства и попразднства, однако в качестве предпрзднства может условно подразумеваться Лазарева суббота, а попрзднства – вся Страстная седмица.

          Лазарева суббота, в которую вспоминается воскрешение Лазаря, становится предвосхищением праздника Воскресения Христова, напоминая об ожидающем всех Всеобщем Воскресении.

            Не имеет этот праздник и глубокого богословско-догматического значения. Но он важен тем, что начинает Страстную седмицу, и показывает ту быструю контрастную перемену отношения ко Христу, от торжественной встречи до Распятия, которая произошла с жителями города всего за несколько дней, пусть даже встречали и требовали казни, возможно, не одни и те же люди. Особый трагизм можно состоит в том, что Христу с самого начала было известно, что Его ждет в городе, пока ликующие жители и Его ученики, несмотря на все предупреждения, не понимали этого: в одной из бесед, когда Господь в очередной раз говорил о предстоящих страданиях, двое из учеников, Иаков и Иоанн, просили Его о лучших должностях в грядущем Царстве, будто пропустив мимо ушей то, что Он им только что сказал (Мк. 10, 32-45).

 

НАПОМИНАНИЯ В ПОВСЕДНЕВНОМ БОГОСЛУЖЕНИИ

 

          Стихи Псалма 117 («Бог Господь и  нам…»), перефраз которого используется в прокимне и задостойнике праздника, так же читаются в начале утрени, после шестопсалмия, перед пением тропарей дня. Это как бы иллюстрирует пришествие в мир Спасителя. Правда, прямой смысловой связи с Входом Господним в Иерусалим и с предстоящими страданиями Спасителя тут нет.

          Зато, своеобразной иллюстрацией к Входу Господню в Иерусалим может служить Великий вход на Литургии, когда заготовленные Дары переносятся с жертвенника на Престол (а исторически они вообще заготовлялись вне Алтаря, и потому проносились через весь храм), где будет происходить их пресуществление в Тело и Кровь Господа. Это одна из наиболее торжественных частей богослужения. Она напоминает торжественный въезд Господа в Иерусалим, где Ему предстоит претерпеть страдания, смерть и воскресение.

 

БОГОСЛУЖЕНИЕ ПРАЗДНИКА

 

          Особенностью Лазаревой субботы является наличие элементов воскресного богослужение, что обусловлено во-первых, тем, что в само воскресенье воскресная тематика будет вытеснена празднично, и она как бы «переносится» на предыдущий день, а во-вторых собственно тем, что Лазарева суббота является прообразом Всеобщего Воскресения.

Вечерня, в состав которой входит пятничная Литургия Преждеосвященных Даров, совершается обычно с утра, и в ней нет никаких особенностей. Можно лишь отметить одну из стихир на «Господи воззвах…», в которой подчеркнуто окончание собственно поста:

«Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея, просим видети Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение Твое, единомудренно воспевающе: Господи слава Тебе»

          На утрене после «Бог Господь…» поется праздничный тропарь, общий как для Лазаревой субботы, так и для Входа Господня в Иерусалим.

 

Тропарь, глас 1:

О́бщее воскресе́ние / пре́жде Твоея́ Стра́сти уверя́я,/ из ме́ртвых воздви́гл еси́ Ла́заря, Христе́ Бо́же./ Те́мже и мы, я́ко о́троцы побе́ды зна́мения нося́ще,/ Тебе́, победи́телю сме́рти, вопие́м:/ оса́нна в вы́шних,// благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.

 

          По прочтении 17 кафизмы исполняются воскресные тропари по «непорочных», а затем поется воскресный гимн «Воскресение Христово видевше…».

          Канон имеет сложный состав: с первой по пятую песнь он составляется из одной пары праздничных канонов, с шестой по девятую – из праздничных же четверопеснцев. При этом, тематика всех четырех произведений одна и та же: воскрешение Лазаря. По шестой песне исполняется кондак.

 

 

Кондак, глас 2:

Всех ра́дость, Христо́с,/ И́стина, Свет, Живо́т и ми́ра воскресе́ние,/ су́щим на земли́ яви́ся Свое́ю бла́гостию,/ и бысть о́браз воскре́сения,// всем подая́ Боже́ственное оставле́ние.

 

           Стихир на «Хвалитех» восемь, шесть из которых, как обычно припеваются к последним стихам хвалитных псалмов, а для двух недостающих добавляются стихи 9 псалма («Воскресни, Господи, Боже мой…» и «Исповемся Тебе, Господи…»), как на воскресном Всенощном Бдении. Затем следует великое славословие и тропарь.

            На Литургии Вместо Трисвятаго поется: «Ели́цы во Христа́ крести́стеся, во Христа́ облеко́стеся». Прокимен перед Апостолом – на основе Псалма 26 (Госпо́дь просвеще́ние мое́ / и Спаси́тель мой, кого́ убою́ся), Аллилуиарий – на основе Псалма 92. Апостол – Евр. 12, 28 – 13, 8. Евангелие – Ин. 11, 1-45 (о воскрешении Лазаря). Причастен - на основе Псалма 8, на который ссылался и Сам Иисус Христос: «Из уст младе́нец и ссу́щих соверши́л еси́ хвалу́».

Накануне праздника Входа Господня в Иерусалим совершается Всенощное бдение в составе вечерни, утрени и 1 часа.

На вечерне на «Господи воззвах…» исполняется 10 стихир, в основном на тему воскрешения Лазаря. На «Славу» поется стихира «Днесь благодать Святаго Духа нас собра…». Паремии к празднику следующие: Быт. 49, 1-12 (о предсказании Иакова Иуде), Соф. 3, 14-19, Зах 9.9-15 (о входе в город на осле).

Совершается лития, сопровождаемая несколькими праздничными стихирами, некоторые из которых относятся к Воскресению Лазаря, в т.ч. и славник, завершающийся словами: «Лазаре, гряди вон». В стихирах на стиховне используются стихи 2 и 3 Псалма 8 («Господи Господь наш, яко чудно Имя Твое по всей земли. Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу»). На «Славу» повторяется стихира «Днесь благодать Святаго Духа нас собра…». После Трисвятого поются два тропаря, один из которых тот же, что и у Лазаревой Субботы («Общее Воскресение…»), другой – свой.

 

Ин тропарь, глас 4:

 

Спогре́бшеся Тебе́ креще́нием, Христе́ Бо́же наш,/ безсме́ртныя жи́зни сподо́бихомся воскресе́нием Твои́м,/ и воспева́юще зове́м:/ оса́нна в вы́шних,// благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.

 

     На утрене, после «Бог Господь» (при этом сам этот момент службы, как уже говорилось, основанный на стихах Псалма 117 отлично подходит к теме праздника) так же исполняются оба тропаря. Среди седальнов после кафизм, интерес представляет вторая группа, где тематика воскрешения Лазаря и тематика встречи Христа в Иерусалиме объединены.  Совершается полиелей с пением величания и избранного псалма, основанного на стихах псалмов 8, 9, 117, 98, 75, 96, 101, 68, 64, 145, 110.

 

Величание

Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ оса́нна в вы́шних,/ и мы Тебе́ вопие́м:// благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.

 

 

Прокимен перед чтением Евангелия соответствует стихам стихир на стиховне (Пс. 8).

 

Прокимен на утрени, глас 4:

Из уст младе́нец и ссу́щих / соверши́л еси́ хвалу́.

 

        Евангелие посвящено собственно празднуемому событию (Мф. 21, 1-17).

     После Евангелия и Псалма 50 («Воскресение Христово…» не поется) прочитывается специальная молитва, и начинается окропление веток вербы, которые в России заменяют собой пальмовые ветви и напоминают о том, как Христа почетно встречали с ними в руках. В это время поются стихиры по 50 псалме, среди которых и «Днесь благодать Святаго Духа…».

Канон праздника простой, не составной. Воскресный канон гласа не читается. По 6 песне поется или читается кондак.

Кондак, глас 6:

На престо́ле на Небеси́,/ на жребя́ти на земли́ носи́мый, Христе́ Бо́же,/ А́нгелов хвале́ние и дете́й воспева́ние/ прия́л еси́ зову́щих Ти:// благослове́н еси́, гряды́й Ада́ма воззва́ти.

 

На 9 песни не полагается петь «Честнейшую». Ирмос 9 песни традиционно является задостойником.

 

Задостойник, глас 4:

Бог Госпо́дь, и яви́ся нам, соста́вите пра́здник, и веселя́щеся прииди́те, возвели́чим Христа́, с ва́иями и ве́твьми, пе́сньми зову́ще: благослове́н Гряды́й во и́мя Го́спода Спа́са на́шего.

 

      К хвалитным псалмам добавляются семь стихир (6 к стихам псалмов, последняя – на «Слава… И ныне…», вновь воспевающие празднуемое событие. Богородичен отсутствует. После Великого Славословия вновь поется тропарь «Общее Воскресение…».

      На Литургии поются специальные праздничные антифоны на основе стихов псалмов 114, 115, 117, произносится входный стих (Пс. 117, 26-27) «Благословен Грядый во имя Господне…».

       Перед апостолом возглашается прокимен, аналогичный входному стиху.

 

Прокимен на литургии, глас 4:

Благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне,/ Бог Госпо́дь и яви́ся нам.

 

       Апостол (Флп. 4, 4-9) призывает к радости от присутствия Божия: «Радуйтесь о Господе, и еще говорю, радуйтесь…». Аллилуиарий составлен из стихов Пс. 149, 1 и 97, 1. Псалом 149, один из хвалитных, соотвтетствует праздничному настроению, но Псалом 97 - один из тех, в которых содержится предуказание на Крестные страдания Христа. Евангелие (Ин. 12, 1-18) повествует как о помазании Марией Господа миром, так и о торжественной встрече в Иерусалиме.

 

 

Причастен

Благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне,/ Бог Госпо́дь и яви́ся нам.

 

     Вечерня, совершается обычным постным порядком. В стихирах на «Господи воззвах…» еще раз вспоминается событие прошедшего праздника.

 

ИКОНОГРАФИЯ ПРАЗДНИКА

 

 

 

 


    Иконы Входа Господня в Иерусалим обычно очень яркие, красочные. На них изображается Господь Иисус Христос, въезжающий в символично изображенные врата города. Рукой Он благословляет его. За Ним идут Апостолы, обсуждающие происходящее, навстречу выходят взрослые и дети с пальмовыми ветвями и постилающие одежды под ноги осла.

 

ГЕОГРАФИЯ

Покровский Собор на Красной площади. Основной объект Шествия на осляти. Фото: Shm.ru

Звонница с храмом Входа Господня в Иерусалим в Ростове. Фото автора

Храм Входа Господня в Иерусалим в Суздале. Фото: Wikipedia

Новоиерусалимский монастырь. Фото автора

 

ПРОПОВЕДИ

Свт. Григорий Палама. Омилия XV. В Неделю Ваий

Свт. Лука Крымский. Слово на праздник Входа Господня в Иерусалим. 1954 г.

Митр. Антоний Сурожский. Вход Господень в Иерусалим

Еще

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Коротко о празднике

Новый Иерусалим. По ссылке находится схема монастыря и окрестностей

Новый Иерусалим. Инфографика и "живая" карта

 

Детям о празднике:

Иерусалим

Города в Евангелии

Лазарь

История ослика

 

 

ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ

Праздники. Вход Господень в Иерусалим

Лето Господне. Вход Господень в Иерусалим

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Типикон
  2. Часослов
  3. Постная Триодь
  4. Богослужения Двунадесятых праздников и Пасхи. - М.: ПСТГУ, 2019;
  5. Битбунов Г.С. Двунадесятые праздники (историко-литургическое описание). – М.: Сретение, 2011;
  6. Ионина Н.А. Православные святыни. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007;
  7. Виталий Грищук, прот. Вход Господень в иерусалим//Двунадесятые праздники//Литургика.  http://www.agia-alexandra.ru/-liturgy/?
  8. Православные святые и праздники. №40. Вход Господень в Иерусалим;
  9. Баталов А., Беляев Л. Сакральное пространство средневековой Москвы. – М.: Дизайн, информация, картография, 2010.