Вы здесь

Истории Религий. Религии Китая: конфуцианство, даосизм и чань-буддизм.

12 декабря 2016 года, в понедельник, в нашем храме Алексей Волков прочитал очередную лекцию из цикла Истории религий на тему: Религии Китая: конфуцианство, даосизм и чань-буддизм (по техническим причинам видео-запись прошлогодняя).
   Китай в отличие от Индии беден своей религиозностью. Метафизические спекуляции, аскетика, медитативные практики, столь популярные в Индии, в Китае почти не имеют никакого значения. Прагматичного китайца не интересует абстрактная нирвана или вечная жизнь в Царстве Небесном. Его интересует жизнь здесь на земле и, по возможности, долгая и комфортная. Отсюда социальная этика в Китае играет решающую роль в формировании его культуры. С древнейших времен в Китае развит культ Неба. Но Небо – это не Бог, не судьба. Небо – это то, что заменяет китайцам и то и другое. Культ Небу – холодный безжизненный ритуал. Вообще жизнь китайца чрезвычайно ритуализирована. Но ритуал не имеет сакрального значения, он ценен сам по себе.

   Именно в таких условиях и могло появиться духовное учение Конфуция. Во главу угла Конфуций ставит такую черту китайской культуры как «идеализация прошлого». Конфуций говорит, что он ничего не придумал, что он всё взял из прошлого и привнес в настоящее. Образцом для подражания по Конфуцию является некий идеальный человек – «благородный муж», который обладает двумя главными качествами – человечностью («Жень») и чувством долга («И»). Сейчас таких людей нет, но они были в прошлом. Связь с прошлым обеспечивает правильный ритуал («Ли»). Поэтому жизнь конфуцианца чрезвычайно ритуализирована. Кроме того, конфуцианство восприняло и усилило такую черту китайской культуры как сыновья почтительность («Сяо»). Она побуждает китайца (хотя бы формально) подчиняться всем, кто в силу разных обстоятельств выше него в иерархической структуре общества.

   «Сяо» способствует развитию культа семьи в Китае и обеспечивает консолидацию китайского народа. Китайцы чрезвычайно гордятся (и, надо сказать, небезосновательно) своей культурой. Все остальные народы китайцам представляются варварами.
Мы – европейцы – для них варвары; наша религия – варварство. Поэтому Китай – это крайне бесперспективная почва для миссионерской деятельности.


   Сколько-нибудь серьезных успехов христианская миссия в Китае среди китайцев не достигала, если не считать несторианскую миссию в средние века.

   Экзистенциальные функции религии в Китае выполняет такое духовное учение как даосизм. Во главу угла этого направления духовных поисков в Китае стало «Дао» – Путь. Но это не просто путь, а правильный путь. Следование этому пути должно привести к бессмертию или хотя бы к долгой жизни. Такие философы как легендарный Лао-Цзы и Чжуан-Цзы пытались найти философское обоснование этому пути. Но «народный даосизм», идя в этом же направлении, использовал другой путь – магию и алхимию.

   Несмотря на стопроцентную невозможность достичь бессмертия, «народный даосизм» все же пользовался в Китае популярностью и сохраняется до наших дней. Впрочем, конфуцианству, как основной идеологеме китайской культуры, даосизм не может составить достойной конкуренции, равно как и буддизм.

   Буддизм в Китае не столь популярен, как это может показаться. Китайский буддизм – это далеко не то же самое, что и буддизм в Индии. В Китае он представлен таким направлением как «чань-буддизм». Первый патриарх китайского чань-буддизма Бодхидхарма постулирует, что все духовные практики традиционного буддизма Махаяны не приводят к просветлению и нирване, а наоборот уводят от этого. А просветление «чань» («дхяна» на санскрите) происходит внезапно и спонтанно, не зависимо от усилий человека.Лао-Цзы Почему? Потому что Будда (а Будда это не Бог; Будда это учение) – во всем: в журчании ручья, в сиянии Солнца, в щебетании птиц. То есть Будду можно узреть в переживании прекрасного.
 

   Это чувство, умноженное на склонность китайца все ритуализировать, привело к тому очарованию китайского искусства, которое пленяет сердца не только китайцев, но и европейцев. Теперь не нужно тратить время и силы на достижение нирваны. Можно заниматься своими делами, доводя их до совершенства. Поэтому благодаря чань-буддизму в Китае всё (даже такая безделица как «попить чайку» или «побоксировать») превращается в отточенное искусство.

   Именно в таком виде (в виде «чань») буддизм из Китая распространился в Корее и Японии, где смешавшись с местными верованиями и культами привел к формированию такой религии как синтоизм. А на Тибет буддизм проник из Индии в тантрических формах и привел к формированию такой религии как ламаизм. Именно в форме ламаизма буддизм существует в России среди бурят и калмыков.
 
 

   Следующая лекция состоится 19 декабря. Тема: "Ламаизм – религия Тибета. Синтоизм – религия Японии".