Вы здесь

История религий: "Армянская церковь и другие нехалкидонские исповедания"

11 апреля 2016 года, в понедельник, в гостиной нашего храма была прочитана очередная лекция из цикла Истории религий. На этот раз лекцию на тему: "Армянская церковь и другие нехалкидонские исповедания", прочитал выпускник миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета — Вячеслав Терехов.
   Мир восточного Христианства гораздо шире, чем может вместить себя понятие "Православие". Хотя многие христианские конфессии восточных народов именуют себя "православными", но на деле таковыми не являются. Чаще всего их именуют нехалкидонскими исповеданиями, т.к. в отличие от действительно православных поместных церквей, признающих авторитет всех семи Вселенских Соборов, они признают авторитет только первых трех. Догматы и каноны принятые на IV Вселенском Соборе "иже в Халкидоне", а также последующих Соборах — ими отвергаются. Ввиду такого серьезного догматического различия Евхаристическое общение между Православной Церковью и нехалкидонскими исповеданиями отсутствует.
 
   Однако это вовсе не повод для вражды. Наоборот — по очень многим этнокультурным причинам они нами понимаются такими же братьями по вере как и те, с которыми у нас меньше догматических разногласий. Особенно близкие отношения у Православной Церкви (и особенно у Русской Православной Церкви) с Армянской Апостольской церковью, иногда неверно называемой "Армяно-Григорианской".
 
   Христианство в Армении появилось значительно раньше, чем на Руси. Если на Руси оно появилось уже после эпохи Вселенских Соборов, с уже сформировавшейся догматикой, то Армянская церковь уже существовала, когда решались самые важные догматические вопросы на Вселенских Соборах. Как неверно называть армян православными, также неверно называть армян монофизитами. Ересь монофизитства была осуждена на IV Вселенском Соборе "иже в Халкидоне", т.к. это учение предполагало, что "человечество во Христе поглощается Божеством так же, как капля меда растворяется в океане". Естественно, ни один грамотный представитель Армянской церкви с этим не согласиться. Но и определения IV Вселенского Собора они не хотят признавать, видя в них "скрытое" несторианство — ересь осужденную III Вселенским Собором. Армяне вообще стараются избегать споров о том, о чем следует "благоразумно помалкивать".
 
   Тема следующего занятия, которое состоится 18 апреля, — "Русское Православие".