Вы здесь

История религий: Буддизм в Индии

30 ноября 2015 года, в понедельник, традиционно в 19:00 была прочитана лекция из цикла Истории религий. Катехизатор храма Преображения Господня в Тушине Алексей Волков прочитал лекцию на этот раз по теме: Буддизм в Индии.
   Наличие такой мировой религии как буддизм напрочь опровергает весьма распространенную в современном мире мысль, что «де все религии разными путями ведут к одному и тому же Богу». Буддизм – это атеистическая религия, то есть религия утверждающая, что никакого Бога, и уж тем более богов, нет.
   Буддизм появился в Древней Индии примерно в VI веке до Р.Хр. благодаря весьма выдающейся личности по имени Сиддхартха, вошедшей в историю под именем Будда Шакьямуни. С одной стороны буддизм был неким протестом против прежних религиозных традиций господствующих в Индии. Например, буддизм опровергал тезис, что «спастись» могут только представители варны (касты) брахманов (жрецов); буддизм опровергал саму кастовую систему. С другой стороны, религиозно-философские доктрины буддизма были продолжением и развитием религиозно-философских идей, которые были популярны в Древней Индии среди брахманов.
   Личность основателя буддизма обросла «коростой легенд», среди которых более менее достоверным является то, что Сиддхартха Гаутама – это реальная историческая личность. Он происходил из знатного рода Шакья. Принадлежал к варне кшатриев (воинов). Все свои детство и юность он прожил во дворце, оберегаемый от забот и хлопот. Он был женат, и у него был ребенок.
   Но в возрасте 29 лет ему вне дворца довелось увидеть «четыре зрелища» – больного человека, старца, похоронную процессию и медитирующего аскета. Сиддхартха понимает, что в мире есть болезни, страдания и смерть. Он оставляет дворец, оставляет жену с ребенком и предается жизни странствующего аскета. Он ищет путь избавления от страданий и смерти. Он предается жесточайшей аскезе. Легенды доносят до нас, что в этот период он питался одним рисовым зернышком в день. Под «деревом бодхе» он погружается в глубокую медитацию, в результате которой на 49-й день ему открывается «Четыре благородные Истины» и «Восьмеричный благородный путь». Они-то и составляют основу буддизма.
  • Истина первая: Жизнь есть страдание.
  • Истина вторая: Страдания вызывают желания.
  • Истина третья: Избавление от страданий – угасание (нирвана).
  • Истина четвертая: Путь в нирвану – это восьмеричный благородный путь, который состоит из «праведной веры», «праведной решимости», «праведной речи», «праведных дел», «праведной жизни», «праведной мысли», «праведных помыслов» и «праведного созерцания».
   Первые буддисты были нищенствующими монахами – бикшу. Поначалу членами сангхи – общины – были только мужчины, но вскоре появились и женские сангхи. Довольно рано последователи буддизма стали объединяться в монастыри, обладающими довольно значительными финансовыми ресурсами. В этих монастырях записывалось и обрабатывалось наследие своего учителя. Корпус первых сочинений буддизма – Трипитака («Три корзины») – в современном наиболее полном издании насчитывает 55 томов.
   Доктринальная часть Трипитаки называется Абхидхарма («Верховный Закон»). Согласно ей весь феноменальный мир считается иллюзией. Но иллюзорно не только всё «вне субъекта», но и «сам субъект» – это тоже иллюзия. Иллюзия того, что «что-то существует» вызывается волнением «дхарм», которые как волны существуют только в возбужденном состоянии. Все практики буддизма (прежде всего медитативные) нацелены на то, чтобы «успокоить возбужденные дхармы», прекратить всякие желания и достичь нирваны, то есть полного небытия.
   Еще в древности буддизм раскололся на два основных течения: на буддизм «Хинаяна» (Малая Колесница) и буддизм «Махаяна» (Большая Колесница). Идейным вдохновителем последней был религиозный деятель по имени Нагарджуна (Серебряная Змея). Он буддизм Махаяны по сути превратил в обычную религию, где статуи будд и ботхисатв заменяли людям идолов, которым совершали религиозные обряды. Не избежал подобных видоизменений и более консервативный буддизм Хинаяны.
   Буддизм Махаяны и Хинаяны из Индии распространился и в другие страны Азии, где существует и ныне, правда, в весьма модернизированных формах. А вот в самой Индии от ее буддийского прошлого почти ничего не осталось, ибо буддизм со своей родины был вытеснен современным индуизмом. На данный момент буддистов в мире насчитывается порядка 800 миллионов человек.
   Тема следующей лекции, которая состоится 7 декабря, "Современный Индуизм".