Вы здесь

История религий: Философское осмысление монотеизма. Доказательства существования Бога, их достоинства и недостатки.

25 января 2016 года, в понедельник, в нашем храме Алексей Волков прочитал очередную лекцию из цикла Истории религий на тему: Философское осмысление монотеизма. Доказательства существования Бога, их достоинства и недостатки.
 

   Дальнейшие полгода учебного курса по Истории Религий предполагается посвятить знакомству с тремя монотеистическими религиями: иудаизму, христианству и исламу. Переходя к теме монотеистических религий, то есть религий, постулирующих существование одного единственного Бога, хотелось бы обратить внимание на тот факт, что именно эти религии самым решительными образом ставят вопрос об истинности религии. В религиоведении такой подход принято именовать словим «эксклюзивизм». Такой подход предполагает, что любая из вышеназванных религий утверждает, что истинной является только она, а все остальные либо абсолютно ложные, либо не несут в себе полноты истины. Философия других религий противоположна, и именуется словом «инклюзивизм». Согласно этой философии истинность религии – вещь условная, относительная. Все религии истинные, и каждая истинна по-своему. И лишь три религии – иудаизм, христианство и ислам – утверждают, что они истинные в абсолютном смысле этого слова. Какая из этих религий права в своих утверждениях, нам поможет разобраться философия.

   Мысли о Боге и о богах волновали человечество на протяжении всей истории его существования. Античный философ Ксенофан, критикуя верования древних греков, утверждал, что Бог не может быть изобразим, так как он не может быть телесен; Бог не может быть страстным, как боги Древней Греции; и Бог может быть только один. Эту же мысль развивала и дальнейшая греческая философия. Например, Платон идею всех идей – идею Абсолютного Блага отождествляет с Богом. Платон утверждает, но не доказывает. Честь первооткрывателя рациональных доказательств существования Бога принадлежит его гениальному ученику Аристотелю. Он, используя законы логики, формулирует основные доказательства существования Бога, которые впоследствии были восприняты святоотеческой мыслью. В своих трудах этими доказательствами и их модификациями пользовались свт. Афанасий Великий, свт. Григорий Богослов, блж. Августин, преп. Иоанн Дамаскин и многие другие.
   Самое простое из этих доказательств – космологическое (от слова «космос» – порядок). Наличие окружающего нас мира говорит о том, что у мира должна быть некая причина своего существования, причиной своего существования, имеющая саму себя. Как бы мы не называли эту первопричину всего сущего – это и есть Бог.
   Но тогда Богом можно назвать и «слепую случайность». О том, что это не так, нам говорит другое доказательство – телеологическое (от слова «телос» или «целос» – цель). Наличие целесообразностей, законов природы в этом мире говорит о том, что этот мир творился согласно определенному замыслу разумным Существом.
   Нравственное доказательство принадлежит к категории «внутренних» доказательств, так как исходит из наличия нравственного закона, присущего личности. Наличие этого закона побуждает человека поступать нравственно и не поступать безнравственно. Человек может не подчиняться этому закону, но тогда это чревато наказанием в виде угрызений совести. Следование этому закону награждается радостью, счастьем. Но если есть закон, значит, есть и Законодатель, его установивший. Это и есть Бог.
   Есть еще, так называемое, онтологическое доказательство существования Бога. Автором одной из наиболее удачных его формулировок является католический богослов Ансельм, архиеп. Кентерберийский. Это доказательство, как и нравственное, тоже относится к категории внутренних доказательств. Оно исходит из самого понятия «Бог». Бог существо Всесовершенное. Это всесовершенство необходимо включает в себя все возможные совершенства – могущество, истинность, бестелесность, неизменность, благость и прочее. К таким совершенствам относится и собственное существование. Поэтому любая попытка отрицать существование Всесовершенного Бога ведет к логическому абсурду, парадоксу. Это доказательство с момента своего появления на свет сразу же было подвергнуто жесточайшей критике. Самые, пожалуй, «убийственные» аргументы против него предложил немецкий философ Иммануил Кант. Но эти аргументы опроверг другой немецкий философ – Гегель. И это доказательство, пройдя сквозь горнило критики, лишь подтвердило свою доказательную силу.
   Можно много спорить о том, что эти доказательства не нужны. Верующему они не нужны, так как он и так верит. Атеисту они не нужны, так как они не способны его переубедить. Но, по крайней мере, нужно знать, что таковые доказательства существуют. А в контексте нашего курса они могут помочь нам понять, какая из религий действительно истинна.
   Знакомство с этими религиями мы начнем с самой первой монотеистической религии, с религии Древнего Израиля. Ближайшее занятие, посвященное этой теме, будет 1 февраля сего года.