Вы здесь

История религий: "История Христианства от Первого Собора до Великого Раскола"

28 марта 2016 года, в понедельник, Алексей Волков, катехизатор храма Преображения Господня в Тушино, прочитал в гостиной нашего храма очередную лекцию из цикла Истории религий на тему: "История Христианства от Первого Собора до Великого Раскола"
Эпоха Вселенских Соборов, на которых Церковь Христова определяла границы своего вероучения и решала вопросы канонического права, длилась с 325 по 787 годы. За это время состоялось 7 Соборов общецерковного масштаба. Первые два из них в основном были посвящены вопросам церковного учения о троичности Лиц Божества. Благодаря работе, проделанной величайшими богословами того времени: свт. Афанасием Великим, свт. Василием Великим, свт. Григорием Богословом и другими, — удалось прояснить богословскую терминологию и выработать четкое учение Церкви относительно этого фундаментального вопроса христианского вероучения. Оно-то и было в самом кратком и сжатом виде зафиксировано в Никео-Константинопольском Символе веры, основном документе, принятом Церковью на II Вселенском Соборе в 381 году.
 
Далее начинается волна так называемых «Христологических споров», то есть споров, касающихся учения о соединении Божественной и Человеческой природ в единой Личности Иисуса Христа Сына Божия. Четыре Вселенских Собора были посвящены этим догматическим вопросам. Решающую роль в разрешении этих вопросов сыграли выдающиеся богословы того времени: свт. Кирилл Александрийский, свт. Лев Великий, свт. Мартин Исповедник, преп. Максим Исповедник и другие.
 
Последний – Седьмой – Вселенский Собор был посвящен вопросу почитания святых изображений – икон. Отстоять эту благочестивую традицию Церкви удалось благодаря деятельности преп. Иоанна Дамаскина и преп. Феодора Студита, а также массовой поддержке церковного народа.
 
Весь период Вселенских Соборов Римская Церковь достойно отстаивала интересы Православия перед лицом его противников. Более того, с самых ранних времен Римская кафедра пользовалась первенством чести среди других кафедр Вселенского Православия, и никто на Востоке не оспаривал у нее это право. Однако уже в IX веке случился раскол между Римской и Константинопольской церквями, так называемая «Фотиева схизма». Этот раскол был быстро преодолен, но, увы, ненадолго. Из-за ряда проблем догматического, канонического и политического характера он возобновился в XI веке. Дата 1054 год, известная всем как дата Великого Раскола, в некоторой степени условна. Если говорить о дате Раскола, то правильнее было бы назвать 1204 год.
 
В этом году западноевропейские рыцари-крестоносцы, отправляясь в IV Крестовый Поход против «неверных», с молчаливого одобрения Римского понтифика Иннокентия III напали на город Константинополь. Те зверства, которые учинило в Константинополе «христолюбивое воинство» крестоносцев в отношении своих братьев и сестер по вере, полностью перечеркнули какое-либо единство между западными и восточными христианами.
 
Далее в истории Христианства будут многочисленные попытки восстановить утраченное единство. Увы, они будут безуспешными из-за многочисленных разногласий канонического и даже догматического характера.
 
О жизни восточных и западных христиан после Великого Раскола поговорим на следующей лекции, которая состоится 4 апреля.