Вы здесь

День Святой Троицы. Пятидесятница.

"Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим".

Слово в день Святой Троицы.

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа.

Братья и сестры, сегодня мы празднуем день рождения Церкви Христовой! Троица, Пятидесятница завершает собою чреду важных событий в домостроительстве нашего с вами спасения. Господь основывает Церковь, чтобы в ней человек мог обрести полноту духовной жизни и, в конечном счете, спастись. Церковь является продолжением дела Христа на земле, и именно в Церкви дышит Дух Святой...
Прослушать проповедь полностью.
МР3 файл. Продолжительность 6:56. Объем 9.54 МВ.
Иерей Алексий Веретельников
8 июня 2014 года
 
Во Имя Отца и Сына и Святого Духа.
Третья ипостась Святой Троицы – Святой Дух. Господь говорит, что Он ученикам пошлет другого Утешителя, то есть другую Личность, Духа Святого. Об этом предвозвещали пророки, о Духе Святом. И в день пятидесятый после Воскресения Христова, когда ученики были в некоем доме, появилась буря, сильный ветер и каким-то образом он сконцентрировался и вошел в один дом, так, что люди вокруг услышали этот звук и пришли к этому дому. Дух же Святой явился святым апостолом в виде разделенных огненных языков, то есть благодать Святого Духа почила на каждом из апостолов, какой-то дар определенный был дан. 
Прослушать проповедь полностью.
МР3 файл. Продолжительность 8:31. Объем 11.07 МВ.
Иерей Петр Михалев
8 июня 2014 года
 
 

История праздника.

В этот двунадесятый праздник воспоминается и прославляется сошествие Святого Духа на апостолов в виде огненных языков (Деян. 2, 1-4).

Название Пятидесятницы этот праздник получил, во-первых, потому, что он праздновался еще в ветхозаветной Церкви, во-вторых, потому, что этот праздник приходится на 50-й день после Воскресения Христова. Сошествие Святого Духа на апостолов есть «свершение» нового, вечного Завета Бога с человеком.

 
Дух Святой в день Пятидесятницы явился в мир видимым образом и ощутительно для человеческой души — с дарами спасающей благодати.
 
В день Пятидесятницы на общество учеников, как начало Церкви Христовой, сошел Святой Дух, и оно стало как бы единым телом, оживленным душой. С этого времени Церковь Христова стала расти через усвоение и присоединение к себе других душ.
 
Чрезвычайное благодатное действие произвел Дух Святой на учеников Христовых и апостолов: они совершенно переменились, стали как бы другими людьми; они почувствовали в себе такую любовь к Богу и людям, о какой раньше представления не имели1. Это было излияние любви Христа в их сердца Духом Святым. Они почувствовали в себе силу и дерзновение все делать, всю жизнь отдать для славы Божией и спасения людей.
 
Святой Дух приводит в бытие («осуществляет») и оживотворяет всю тварь; в Нем все живет и движется: «вся бо созданная яко Бог Сый укрепляет, соблюдает во Отце Сыном же».
 
Святым Духом подаются глубина дарований, богатство славы, боговедения и премудрости. Им подается всем источник Божественных сокровищ, святость, обновление, обожение, разум, мир, благословение и блаженство, ибо Он есть Жизнь, Свет, Ум, Радость, Любовь и Благость.
 
«Вся подает Дух Святый, точит пророчествия, священники совершает, некнижныя мудрости научи, рыбари богословцы показа, весь собирает собор церковный...».
 
В день Пятидесятницы впервые явственно открылась тайна Божественного Существа, тайна Святой Троицы. Догмат о Святой Троице является основным в христианстве. Он объясняет все дело искупления грешного человечества. На вере в Триединого Бога зиждется все христианское вероучение.
 
Все наше богослужение — общественное и частное – начинается с прославления Пресвятой Троицы. Молитвы ко Святой Троице сопровождают человека от появления его на свет до смерти. Первые слова, которые Церковь обращает к только что родившемуся младенцу, — «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». В таинстве Крещения Церковь возрождает младенца «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». В таинстве Миропомазания полагается на него «печать дара Духа Святаго». С отроческого возраста кающемуся отпускаются на исповеди грехи его «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Во имя Святой Троицы совершается таинство Брака. Наконец, молитва иерея при погребении усопшего: «Яко Ты еси Воскресение...» заканчивается обращением ко Святой Троице.
 
Праздник Пятидесятницы, по словам церковных песнопений, есть праздник «попразднственный», конечный. Он есть завершение всех великих праздников — от Благовещения Пресвятой Богородицы, до Пасхи и Вознесения Господа Иисуса Христа. Праздник Пятидесятницы есть славный конец долгого, крестного, тернистого пути спасения мира Богочеловеком Христом, день рождения Церкви Христовой, в ограде которой совершается спасение людей благодатью Святого Духа.
 
 
Паремии праздника. 
 
 
Проповеди.