История религий: Философское осмысление монотеизма. Рациональные доказательства существования Бога, их достоинства и недостатки.
12 января 2015 года очердная лекция по Истории религий была прочитана Алексем Волковым в гостиной нашего храма. Темой лекции стало: «Философское осмысление монотеизма. Рациональные доказательства существования Бога, их достоинства и недостатки».


Самое простое из этих доказательств – космологическое (от слова «космос» – порядок). Наличие окружающего нас мира говорит о том, что у мира должна быть некая причина своего существования, причиной своего существования, имеющая саму себя. Как бы мы не называли эту первопричину всего сущего – это и есть Бог.
Но тогда Богом можно назвать и «слепую случайность». О том, что это не так, нам говорит другое доказательство – телеологическое (от слова «телос» или «целос» – цель). Наличие целесообразностей, законов природы в этом мире говорит о том, что этот мир творился согласно определенному замыслу разумным Существом.

Есть еще, так называемое, онтологическое доказательство существования Бога. Автором одной из наиболее удачных его формулировок является католический богослов Ансельм, архиеп. Кентерберийский. Это доказательство, как и нравственное, тоже относится к категории внутренних доказательств. Оно исходит из самого понятия «Бог». Бог существо Всесовершенное. Это всесовершенство необходимо включает в себя все возможные совершенства – могущество, истинность, бестелесность, неизменность, благость и прочее. К таким совершенствам относится и собственное существование. Поэтому любая попытка отрицать существование Всесовершенного Бога ведет к логическому абсурду, парадоксу. Это доказательство с момента своего появления на свет сразу же было подвергнуто жесточайшей критике. Самые, пожалуй, «убийственные» аргументы против него предложил немецкий философ Иммануил Кант.
Но эти аргументы опроверг другой немецкий философ – Гегель. И это доказательство, пройдя сквозь горнило критики, лишь подтвердило свою доказательную силу.

Можно много спорить о том, что эти доказательства не нужны. Верующему они не нужны, так как он и так верит. Атеисту они не нужны, так как они не способны его переубедить. Но, по крайней мере, нужно знать, что таковые доказательства существуют. А в контексте нашего курса они могут помочь нам понять, какая из религий действительно истинна.
Знакомство с этими религиями мы начнем с самой первой монотеистической религией, с религии Древнего Израиля. Ближайшее занятие, посвященное этой теме, планируется на 26 января сего года.