Вы здесь

Встреча в ЦСО

21 мая, в среду, состоялась очередная встреча клирика нашего храма иерея Алексия Веретельникова с посетителями Центра социального обслуживания. Встреча, состоявшаяся в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова и в преддверии Праздника святителя Николая, была посвящена разговору о святых. Кто такие святые? Что изменилось с момент прихода в этот мир Спасителя? Как святые слышат наши молитвы?
   О христиaнских святых слышали все – даже люди, далёкие от христианства. Даже те, кто не всегда ходит в храм на Рождество и Пасху, часто знают, какому святому «поставить свечку», чтобы сдать экзамен, а какому – чтобы удачно выйти замуж. Доводилось наблюдать и совсем уж парадоксальную ситуацию: старая коммунистка, ни разу в жизни не исповедовавшаяся и не причастившаяся, отрицавшая существование Бога, очень почитала св.Николая Угодника, держала дома его образ и всегда обращалась к нему перед ответственными делами… Так что же это за люди?
   В математике при доказательстве теорем нередко используется принцип доказательства от противного – вот и мы начнём с того, кем святые не являются. Во-первых, они не являются богами. Хоть такое утверждение и кажется само собой разумеющимся, практика показывает, что такое разъяснение сегодня необходимо. Слишком уж много появилось рассуждений на тему, что, мол, христианство ничем не отличается от политеистических религий, только место богов в нём занимают святые. Между тем, разница очевидна всем, кто знает, как начинается молитва святому, имя которого носишь: «Моли Бога о мне, святой угодниче Божий такой-то…», – не просто «помоги мне», как сказал бы язычник одному из своих многочисленных богов, а «моли Бога обо мне». Иными словами, обращаясь к святым, мы просим их помолиться за нас – точно так же, как мы можем попросить об этом наших близких-христиан. Вопрос в том, чья молитва обладает большей силой, кого Бог скорее «услышит». Ведь даже выбирая в ближайшем окружении, кого попросить помолиться за нас, вряд ли мы выберем какого-нибудь алкоголика-дебошира – мы предпочтём, чтобы это делал тот, кого приближает к Богу его праведная жизнь, и чем выше степень праведности, святости – тем лучше.
   Но как святые видят нас и наши нужды и слышат наши молитвы? Св. праведный Иоанн Кронштадтский пишет: «Сделаем сравнение. Пусть вы переселены на солнце и - соединились с солнцем. Солнце освещает лучами своими всю землю, каждую песчинку на земле. В этих лучах вы видите также землю; но вы так малы в отношении к солнцу, что составляете только как бы один луч, а этих лучей в нем бесконечно много. По тождеству с солнцем этот луч участвует тесно в освещении солнцем всего мира. Так и душа святая, соединясь с Богом, как с духовным солнцем, видит чрез посредство своего духовного солнца, освещающего всю вселенную, всех людей и нужды молящихся».
   Означает ли это, что те, кого мы почитаем как святых, никогда не грешили? Нет, не значит! Более того, некоторые из них поначалу вели такую жизнь, которую даже с натяжкой нельзя назвать праведной – скажем, св. Мария Египетская была блудницей – но у них хватило сил и мужества координально изменить свою жизнь. И каждый из нас в житиях святых может черпать тот живой духовный опыт, который незаменим ничем. Особенно если мы говорим о Новомучениках Российских. Святые – это прежде всего люди, которые всей своей жизнью доказали: жить по-христиански на грешной земле – это возможно! А значит, все мы по мере сил должны к этому стремиться.
 
 
Подготовили: иерей Алексий Веретельников, Стареев Михаил.