Богоявление

БОГОЯВЛЕНИЕ

диакон Алексий Кириллин

 

https://www.ippo.ru/public/wysiwyg/images/2(441).jpg

 

    Богоявление – один из двунадесятых праздников, связанный с совершением Иоанном Крестителем над Господом Иисусом Христом ритуального омовения в водах реки Иордан явлением при этом всех Лиц Пресвятой Троицы: Бога Отца – как гласа с небес, Бога Сына – воплощенного Иисуса Христа, Бога Святаго Духа – в образе голубя.

 

ПРЕДЫСТОРИЯ СОБЫТИЯ ПРАЗДНИКА

 

       Прожив около 400 лет в Египте, и со временем оказавшись в рабском положении, евреи, под предводительством призванного Богом Моисея, вышли из этой страны. Выход сопровождался многочисленными чудесными бедствиями, от которых страдал Египет, но не страдал избранный народ. Впоследствии, их назовут Египетскими казнями. Выйдя из Египта, но оказавшись в ловушке между Красным морем и преследующими египтянами, народ был чудесным образом спасен: по молитвам Моисея воды моря разошлись, освобождая проход. Спешившее же следом египетское войско было смыто и истреблено вернувшимися к своему положению водами. Ужасаясь и восхищаясь могуществом Господа, израильтяне, прежде чем идти дальше, вслед за сестрой Моисея Мариам, исполнили в Его честь торжественный хвалебный гимн (Исх. 14). Эта страшная история на многие века стала очень важной в понимании еврейской отделенности, наряду с обрезанием: к избранному народу принадлежит тот, кто обрезан, чьи предки прошли через воду. Вода смывает, защищает, очищает, отделяет. Образ воды привлекал многих пророков. Сохранилась его важность и в Христианстве. Как люди древнего израильского народа прошли воду, так и для вступления в Новый Израиль, Церковь Христову, необходимо принять Крещение, погрузиться в воду. Путешествие по пустыне лишь усиливало остроту образа воды: вода не просто была важна, она не должна быть горькой, однако Бог может и горькую воду сделать сладкой, как это произошло уже вскоре после перехода через море (Исх. 15, 22 – 16, 1). У самого Моисея в жизни был эпизод, связанный со спасением в воде: спасая своего младенца от неминуемой гибели (согласно приказу египетского фараона еврейские дети мужского пола должны были умерщвляться), его мать направила корзину с ним по воде, надеясь на Божью милость. И действительно, младенец был найден дочерью самого фараона и усыновлен ей, а кормилицей ему была взята его же родная мать (Исх. 2, 5-10).

      Под предводительством Моисея получили Заповеди от Бога и различные повеления о совершении богослужения и жертвоприношений, обзавелись, так же, по Божьему указанию, походным храмом, Скинией, совершили 40-летние странствие по Синайскому полуострову, и наконец, вышли к Ханаанской Земле. Но, наверное, самым важным, что было сделано Моисеем, было это пророчество: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, - Его слушайте» (Втор. 18, 15). Люди с глубокой древности, с самого грехопадения, ждали Искупителя. С течением времени обетование о Нем людьми забывалось. Разные народы создавали свои культы, отчуждаясь от Истинного Бога, начинали по-разному объяснять несовершенство мира и наличие зла, все более отдаляясь от истины. Потому Богом и был избран еврейский народ, в котором должно было сохраниться истинное богопочитание и вера в Грядущего Спасителя. И вот, теперь Моисей произносит долгожданные слова. В них еще ничего не обещается, но в них дается подтверждение действительности. Забывшие и разуверившиеся должны были быть подкреплены. Без такого подкрепления и подтверждения древнего обетования нельзя было входить в Святую Землю и заселять ее. Теперь, для этого заселения и освоения был особый смысл: весь народ должен был жить и развиваться, следуя Завету Бога, так, чтобы среди него родился Мессия.

     Моисей довел свой народ до Обетованной Земли, начинавшейся после реки Иордана, однако войти туда ему было не дано. При вступлении в нее во главе народа стоял его преемник, Иисус Навин. При переходе через Иордан повторилось чудо с Красным морем. Воды Иордана так же разошлись, пропуская многочисленный народ на другой берег (Нав. 3, 7-17). Место этой переправы уже было знаменательно: почти полтысячелетия назад предок израильского народа, Иаков, обманом присвоив первородство своего брата Исава, бежал здесь в Месопотамию от его мести, а спустя долгие годы, здесь же возвращался (Быт. 32, 1-10).

      Живя в Земле Обетованной, еврейский народ знал много пророков, однако того Пророка, о котором говорил Моисей, все не было, хотя среди них были и удивительнейшие, такие, как пророк царь Давид и Илия.

      Царь Давид, помимо своей замечательной политической биографии, был еще и автором (хотя и не единственным) большинства псалмов, в которых чудесным образом провидел многие христианские истины. В некоторых псалмах можно встретить и указание на будущее событие Богоявления: «И возгреме с небесе Господь, и Вышний даде глас Свой…» (Пс. 17, 13); «Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды и убояшеся» (Пс. 76, 16); «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся?» (Пс. 26, 1). Пророк Илия, живший позже Давида, бесстрашно обличал язычество и идолопоклонство, в которое, после разделения единого Царства на Иудейское и Израильское, впало второе из них. Он даже лично убил языческих жрецов, чем навлек на себя смертельную ненависть царицы. Ревность и аскетизм Илии были столь удивительны, что он не умер, а был живым взят Богом на небо. Произошло это недалеко от реки Иордан, вероятно, недалеко и от все того же места переправы (4 Цар. 2, 6-14).

Для израильского народа Илия стал эталоном несгибаемого, неподверженного земным страстям, преданного Богу пророка. Стало крепнуть убеждение, что Илия неспроста живым взят на небо, и что перед приходом Того, о Ком говорил Моисей, Спасителя, Илия вновь придет, станет Его Предтечей, о чем спустя несколько веков говорил последний ветхозаветный пророк, Малахия: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал. , 5-6).

Елисей, ставший преемником Илии, совершил сразу два чуда, связанных с водой: уже вскоре после чудесного вознесения Илии, он отправился в Иерихон, и по его молитвам, источник воды в городе из горького стал сладким (4 Цар. 2, 19-22); а затем он исцелил от проказы сирийского военачальника Неемана, посоветовав ему омыться в Иордане, и тот, хотя и не без сомнений, выполнил требование (4 Цар. 5, 9-14).

 


Источник пророка Елисея в Иерихоне. Фото автора

 

   Хотя Спаситель никак не являлся, среди пророчеств было немало тех, что указывали на Него и то, каким Он должен быть Он и Его Предтеча: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие; ибо уста Господни изрекли это» (Ис. 40, 3-5); «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф» (Мал. 3, 1).

    Постоянно пророки говорили и об очищении, прибегая и к образу воды. У одного Исаии таких мест не менее пяти: Ис. 1, 16-20; 12, 3-6; 35, 1-10; 49, 8-15; 55, 1-13. Начало такому понимаю воды было положено еще в самом начале Библии, когда погрязшее в грехах человечество, кроме праведного Ноя и его семьи, было буквально смыто водами Всемирного Потопа. А свидетельством его окончания стал выпущенный Ноем голубь, вернувшийся с оливковой ветвью. Его изображение используется до наших дней как символ дипломатии и любого миротворческого процесса, но изначально он говорил о мире между Богом и человеком. Но до этого мира в полном смысле было еще далеко, и вода и голубь еще должны были сыграть там свою роль, о чем будет сказано далее.

      Подходили сроки исполнения пророчеств о приходе Спасителя (подробнее о них см. в статье о Рождестве Христовом). На Иордане появляется проповедник Иоанн, призывающий к покаянию. Своих последователей он омывает в реке, крестит (об особенности контекста этого слова в данном случае см. ниже), символически смывая с них грехи и возлагает на них руки, фиксируя стремление начать новую жизнь. Люди таким образом от грехов не освобождались, однако приучались к самой мысли о покаянии и перемене ума. Это было важно для принятия и понимания Того, Кто, по словам Иоанна, должен был последовать за Ним.

 

https://i1.stat01.com/2/2576/125759780/075a3e/ioann-predtecha-angel-pustyni-kopiya-starinnoj-ikony.jpg

Прокопий Чирин. Иоанн Предтеча – Ангел пустыни

 

     На берегах Иордана произрастал тростник, его гибкость была олицетворением ненадежности («Вот, ты думаешь опереться на Египет, на эту трость надломленную, которая, если кто опрется на нее, войдет тому в руку и проколет ее!» - Ис. 36, 6). Строгость и несгибаемость Иоанна противопоставлялась этому тростнику («Что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?» - Мф. 11, 7; Лк. 7, 24), и его сразу приняли за вернувшегося Илию, хотя сам он и отрицал это (Ин. 1, 21). И тем не менее, Сам Христос впоследствии сказал, что он и был Илией, о котором говорил пророк Малахия. Хотя и не лично им, но пророком, ему подобным (Мф. 11, 14). Именно он должен был подготовить народ к приходу Спасителя, проповедуя покаяние и совершая ритуал омовения. Ритуал этот был важен для евреев, большое значение уделявших веществу воды (см. выше) и различным понятиям о чистоте. Однако прежде омовение требовалось лишь священникам перед служением и людям, осквернившим себя (например, прикосновением к трупам), а так же инородцам, принимавшим иудейскую веру. Иоанн же ввел необходимость омовения для всех, потому что нет безгрешных людей. Именно Иоанн стал обетованным Предтечей Господа. Живя на стыке Ветхого и Нового Завета, он одновременно походил и на пророков древнего Израиля (неспроста его сравнение с Илией), которые, казалось, остались в далеком прошлом (последний из них, Малахия, жил почти за четыре века до того); и во многом проложил путь тех многих святых, которые прославились в ветхозаветное время: он не только Предтеча Христа Спасителя, но и «предтеча» монахов, праведников и мучеников.

 

СОБЫТИЕ ПРАЗДНИКА


 

    Собственно событие Богоявления описывается в Евангелии от Матфея (3 гл.), Марка (1 гл.), Луки (3 гл.), Иоанна (1 гл.). Господь Иисус Христос пришел к Иоанну, чтобы так же погрузиться в воды Иордана. Увидев Его, Иоанн чудесным образом сразу понял, что Спаситель – это Он, и объявил об этом своим последователям: Вот Агнец Божий, Который берет на себя грехи мира» (Ин. 1, 29). Он указал этой фразой и на предназначение Спасителя претерпеть смерть за грехи мира, и на Его Божественное происхождение.

 

Александр Иванов. Явление Христа народу

     Однако, Иоанн был немало удивлен желанием Иисуса так же принять от него крещение: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3, 14). Но Христос ответил: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15). Что это значит? Христос, рожденный среди иудейского народа должен был исполнить все законные требования. Крещение Иоанна, хотя далеко не всеми и признавалось, в эти требования укладывалось, если не прямо по букве, то по сути. Кроме того, принимая Крещение вместе с грешными людьми, Христос не отделяет Себя от тех, кого Он пришел спасти. Сама проповедь Иоанна Предтечи, укладывалась в пророчества, данные древними пророками о временах Спасителя, и Своим посещением Он подтверждал это. Теперь уже людям требовалось сделать шаг к своему Спасению. Христос пришел не очиститься от грехов, которых у Него не было, а для того, чтобы освятить Своим присутствием сам Иордан, наполнить воду Своим Божеством. Присутствие Божие в воде возвращает ей те свойства, которыми она, вероятно, обладала до грехопадения первых людей. И освящая воду в праздник Богоявления, мы просим, чтобы и на нашу воду распространилось то благословение, которым Господь почтил в момент Своего Крещения воду в Иордане.

      Иногда целебные свойства Бог давал воде и в других случаях. Достаточно вспомнть Овчую купель (Ин. 5, 2-4)

   


Бартоломео Эсебан Мурильо. Крещение Господне

Когда Иисус погрузился в Иордан, с неба раздался голос: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 17), принадлежащий Богу Отцу, а над головой Его показался голубь, в виде которого был явлен Святой Дух. Таким образом, в видимых формах была явлена Святая Троица: Бог Сын – как реально воплотившийся, а Бог Отец и Бог Святой Дух – через чудесные явления. Явление именно голубя напоминало о том голубе, которого Ной посылал из ковчега, и говорило о наступлении времени примирения Бога с людьми.

       По преданию, в момент Крещения Господа, Иордан остановил течение и даже повернул его назад, что для свидетелей было чудом, соизмеримым с расступившимися водами при переходе израильтян через Красное море и через этот же Иордан, и о чем люди несомненно помнили: «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять» (Пс. 113, 3).

 

https://www.neizvestniy-geniy.ru/images/works/photo/2017/10/1831507_1.jpg

Н. Крамской. Христос в пустыне

 

      После Крещения Христос удалился в пустыню, недалеко от Иерихона. Там Он провел 40 дней в тяжелом посте и молитве, искушаемый диаволом, рассчитывавшим, что Он – обычный человек с поврежденной природой, какой-то новый очередной проповедник. Он предлагал Ему материальные блага (хлебы), славу от чудес и власть, которые обычно были бы заманчивы для человека в состоянии повреждения грехом. Одной из его уловок было то, что якобы все это принадлежит именно ему, хотя в действительности ничто в мире не делается без воли Бога. Другой уловкой были постоянные спекуляции на словах Священного Писания. Христос отказался от всех искушений, так же отвечая цитатами. Диавол недоуменно оставил Его (Мф. 4; Лк. 4).

 

БОГОСЛОВИЕ ПРАЗДНИКА

 

          Приняв Крещение от Иоанна Крестителя, Иисус Христос выполнил то, к чему был призван весь еврейский народ, и таким образом, не мог быть обвинен в нарушении Закона. Так же, в соответствии с Законом, в Его детстве были совершены Его Обрезание и принесение в Храм. Без соблюдения этих вещей, кажущихся формальными, евреи не могли Его принять и услышать.

          Вместе с тем, явившийся на землю и ставший человеком Бог, погрузившись в Иордан не очистился от грехов, которых у Него не было, а Сам освятил воды, а вместе с ними и всю землю. Бог явился Сам к падшему человечеству, а значит, спасение от греха было уже совсем близко. Праздник Рождества, а так же все праздники, связанные с Божией Материю, акцентируют внимание на человечестве Христа, Обрезание и Сретение – на Его принадлежности к еврейскому народу, Крещение – помимо всего этого еще и указывает одновременно на Его Божество.

       Важность праздников всегда определяется тем, что они противодействуют какой-либо ереси или какому-либо неправильному пониманию Бога. Различные еретические учения ошибочно усиливали то Человеческое, то Божественное в Иисусе Христе, то их последующее соотношение.

Но все же в момент Богоявления произошло еще одно, более важное событие. Именно тогда была явлена Пресвятая Троица. Учение о Святой Троице состоит из следующих положений:

  1. Бог един, но имеет три Лица (личности, ипостаси): Отец, Сын и Святой Дух.
  2. Они абсолютно одинаковы и равнозначны, равны по сущности. Между Ними нет субординации.
  3. При равенстве по сущности, Они обладают личными свойствами, и различаются по ним: Бог Отец – нерожденный, Бог Сын – Рожденный, Бог Святой Дух – Исходящий. Они не различаются во времени.

            Такие сложные и на первый взгляд противоречащие друг другу понятия были выработаны в результате богословских споров III-IV вв., особенно борьбой против ереси арианства. Первый и Второй Вселенские соборы (325 и 381 гг.) выработали Символ Веры, который необходимо знать каждому православному христианину наизусть:

 

Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́, Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым.

И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век; Све́та от Све́та, Бо́га и́стинна от Бога и́стинна, рожде́на, несотворе́на, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша.

Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы, и вочелове́чшася.

Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша и погребе́на.

И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием.

И возше́дшаго на небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́.

И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́.

И в Ду́ха Свята́го, Го́спода, животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щаго, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки.

Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь.

Испове́дую еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в.

Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых.

И жи́зни бу́дущаго ве́ка. Ами́нь.

 

         Дополнительную сложность создает то, что понятие Троица отсутствует в Священном Писании. Его ввел во II в. Феофил Александрийский, причем представлял Ее несколько не так, как это было принято впоследствии.

 

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/1d/Andrey_Rublev_-_%D0%A1%D0%B2._%D0%A2%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%86%D0%B0_-_Google_Art_Project.jpg

Прп. Андрей Рублев. Троица

 

         Отцы Церкви неоднократно утверждали, что в полной мере сущность Святой Троицы понять и представить невозможно. Это за гранью человеческого понимания, потому что вообще Божество не принадлежит к тварному миру. Все приведенные формулировки – лишь попытки как-то обозначить непредставимое. Точно такова же и иконография Святой Троицы, в которой используются лишь условные образы Ангелов, явившихся Аврааму или тех проявлений (голос с неба и голубь), что были при Богоявлении. Лишь Бог Сын может быть изображен, потому что помимо неизменной Божественной природы, Он, во времени, в нашем мире, стал и Человеком.

 

https://st11.ning.com/topology/rest/1.0/file/get/2064033889?profile=original

Эммануил Тзане Мпуниалис. Свт. Василий Великий

 

          Чтобы хоть немного приблизиться к пониманию Св. Троицы, свт. Василий Великий и другие Святые Отцы, хоть и с оговорками, подбирали примеры из окружающего мира: цвета радуги, которые можно различать, но нельзя провести границу; Солнце, его световые и тепловые лучи; источник воды, ключ и поток; человеческий ум, слово и дух и другие. Хотя всегда подчеркивалась их определенная ущербность.

          Богословская важность события Крещения Господня состоит еще и в том, что впоследствии из совершаемого Иоанном обряда образовались сразу два христианских Таинства: Крещение и Покаяние. Иисус Христос Сам установил необходимость совершения Крещения для всех, кто желал стать Его последователем и кто хотел спастись: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5); «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28, 19). Что же касается покаяния, то Иоанн, конечно, не имел власти отпускать людям их грехи, а лишь пытался помочь их нравственному перерождению. Но такая власть была впоследствии дана Иисусом Христом Его Апостолам, от которых она вплоть до сегодняшнего дня передается священникам: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Ин. 18, 18).

Подробнее о Лицах Святой Троицы и об аспектах Богоявления можно почитать в святоотеческих трудах:

Свт. Григорий Богослов. 5 слов о Богословии (27-31);

Свт. Григорий Богослов. Слово 39 на Святые светы Явлений Господних;

Свт. Григорий Богослов. Слово 40 на Святое Крещение;

Свт. Кирилл Иерусалимский. Огласительные поучения 10, 11, 12.

 

МЕСТО СОБЫТИЯ ПРАЗДНИКА

 

   Иоанн вел свою проповедь невдалеке от тех мест, где евреи под предводительством Иисуса Навина пересекли Иордан, и где был вознесен пророк Илия. Место это приобрело наименование Вифавара. Благодаря археологическим раскопкам 1990-х гг., это место было локализовано. Сейчас оно находится в глубине территории Иордании, на расстоянии от берега, поскольку река изменила свое русло. В византийское время на том месте был построен храм, остатки которого и были найдены при раскопках. Вместе с изменением русла, место было на многие века забыто.

      Вместе с изменением русла реки, изменились и места посещения Иордана паломниками. Самое известное, Каср-аль-Яхуд, находится с израильской стороны именуемое. Рядом располагается православный монастырь и специальный навес, играющий роль католического храма. На противоположном берегу, со стороны Иордании, в начале XXI в. был построен Русский Дом Паломника.

        Считается, что на праздник Богоявления, во время Освящения воды, Иордан ненадолго меняет направление течения.


Католический храм и православный монастырь в Каср-аль-Яхуд. Фото автора


Считается, что гора, на которую диавол возвел Христа во время искушения (Мф. 4, 8), возвышается над Иерихоном. Впоследствии, внутри нее возник пещерный монастырь.

Вид на Иерихон с горы Искушения. Фото автора.

 

Святыни Христианского мира. Вифавара (Видео)

Поездка для души. Там, где течет Иордан (Видео)

Поездка для души. Дом паломника (Видео)

 

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА

 

     Праздник имеет несколько наименований: Богоявление, Крещение Господне, Просвещение, Праздник Светов. Первое из них является наиболее правильным, два последних почти забыты. С наименованием же «Крещение» необходимо определенное пояснение.

     Как может быть Крещение до того, как Христос принял Свою Крестную смерть? Здесь пересекаются несколько важных смыслов. Таинство Крещения, первое, которое совершается над человеком в его жизни, связано с присоединением его к Церкви. Оно совершается погружением в воду, по внешнему подобию того, как крестил людей Иоанн Предтеча. Присоединяясь к Церкви, человек приобщается к плодам Крестной смерти Спасителя, и сам умирает для греховной жизни. Младенец очищается от унаследованного первородного греха, а взрослый – так же и от собственных грехов. Даже если человек после этого будет вновь грешить, он будет иметь возможность вести с грехом борьбу и возможность покаяния. Поэтому Крещение – это смысловое наименование этого Таинства. Крещение, совершаемое Иоанном еще до Крестных страданий, смерти и Воскресения Спасителя, ничего этого не давало, и самим Иоанном и его современниками так не называлось. Крещением оно названо лишь условно, из-за того, что по своему внешнему виду послужило образцом для Таинства Крещения. Стоит отметить, что как Таинство, так и обряд, совершаемый Иоанном, на многих языках называется «Погружением», а не Крещением (греч. Βάπτισμα, лат. Baptisma, англ Baptism). Поэтому, само собой, Христос Крещения, в строгом смысле слова, не принимал.

     Первоначально Крещение Господне и Рождество Христово составляли единый праздник (еще одной его темой было первое чудо Христа – претворение воды в вино в Кане Галилейской). Дата Рождества первоначально не была важна, к тому же установилось представление, что омовение у Иоанна и начало Своей проповеди Христос совершил в Свой день рождения. Точная дата события неизвестна, дата празднования определялась из богословско-символических соображений. Источником их являлись Крестная Смерть и Воскресение Спасителя, которые, несмотря на разные способы определения, в любом случае, приходились на март-апрель. С глубокой древности, в сознании древних христиан, с ними стало совпадать и событие Боговоплощения (хотя согласно современной традиции праздник Благовещения с фиксированной датой, чаще всего не совпадает с переходящей Пасхой). Отсчитывая от Благовещения 9 месяцев вперед, можно получить некую зимнюю дату. В качестве этой даты достаточно давно было зафиксировано 6 января. Одной из причин было то, что это 6 день года, а именно на шестой день творения был создан человек, значит, и рождение Спасителя тоже должно было произойти на 6 день (другая традиция, правда, связывает творение мира с весенним временем, и привязывает его опять таки к Благовещению или Пасхе). Сегодня, в этот день и совершается праздник Богоявления.

      Причем, отмечать это событие, вероятно, вначале начали представители еретических течений первых веков, либо отрицавшие Божественность Христа, либо утверждавшие, что лишь после события Богоявления Он был как-либо отмечен Богом. Именно в полемике с ними, Церковь и впитала данный праздник, переосмыслив его в православном отношении. Достаточно рано от него отделился и собственно праздник Рождества, о чем рассказано в посвященной ему статье. В Константинополе разделение произошло, вероятно, во время недолгого управления столичной кафедрой свт. Григорием Богословом. Его главным делом была борьба с арианской ересью, утверждавшей, что Иисус Христос не есть Бог, а творение, пусть и наивысшее. Одним из путей борьбы и было умножение и усиление праздников, дающих повод проповедовать о явлении Бога в мир. От свт. Григория сохранились два праздничных слова (38 и 39), посвященные каждому из двух праздников.

      Примерно до V в. шло взаимное проникновение разных региональных традиций. До этого времени где-то продолжал сохраняться единый праздник, где-то произошло разделение, во многих регионах западной части империи вообще изначально отмечалось лишь Рождество, и лишь в последующие века добавился (с очень низкой степенью значимости) праздник Богоявления.

 

СВЯЗАННЫЕ ПРАЗДНИКИ

 

      Начиная с праздника Обрезания Господня (1/14 января), на всех праздничных утренях в канонах в качестве катавасии (т.е. песнопений, завершающих песни канона) поются ирмосы Богоявленского канона.

       С 2/15 января начинается непосредственно предпразднество Богоявления. В субботу и воскресенье перед Богоявлением полагаются специальные чтения, вводящие в тему предстоящего праздника.

              3/16 января совершается память пророка Малахии. Одного из тех, кто говорил об обстоятельствах Богоявления и об Иоанне Предтече (см. выше).

             День 5/18 января называется Навечерием Богоявления (или Просвещения) или Сочельником. Это день особого поста, по аналогии со Страстной Пятницей и Рождественским Сочельником. При этом, если Богоявление выпадает на воскресенье или понедельник, Сочельник все равно остается в пятницу, и в этот день даже не бывает Литургии.

             Попразднество Богоявления продолжается до 14/27 января, когда происходит отдание праздника. Накануне вечером повторяется служба праздника в несколько усеченном виде (без полиелея). 7/20 января - Собор Иоанна Предтечи. Как это часто бывает, на следующий день празднуется память кого-либо, кто связан с праздником. В данном случае, это память Иоанна Предтечи. Так же, особыми чтениями отмечаются суббота и неделя по Богоявлении.

              Праздник Богоявления 6/19 января связан с Рождеством исторически, поскольку в первые века Христианства они составляли один праздник. И даже в более позднее время, когда они уже были давно разделены, богослужение этих праздников совершалось и совершается очень похожим образом. Богоявлению, как и Рождеству, предшествует день поста, Сочельник. Между Рождеством и Богоявлением, напротив, установлен праздничный период (Святки), когда никакого поста не положено.

         В некоторых древних традициях Благовещение праздновалось не 25 марта, а 6 апреля, т.е. за 9 месяцев до Богоявления.

           События праздников Преображения Господня и Богоявления несколько схожи: одно начинает проповедь Христа среди людей, другое – обозначает ее конец; в обоих случаях чудесным образом проявляет Себя Бог Отец, указывая на Христа как на Сына. Поэтому оба праздника связаны с мистическим проявлением Лиц Бога. Стоит отметить, что реальное событие Преображения произошло, вероятно, весной (по преданию, за 40 дней до Крестной смерти), однако чтобы праздник не попадал на Великий пост, его условно установили за 40 дней до Воздвижения. Является ли совпадение дня праздника (6 января и 6 августа) намеренным или случайным, неизвестно.

 

БОГОСЛУЖЕНИЕ ПРАЗДНИКА

 

          Служба праздника совершается по Минее.

          Праздник Богоявления может выпадать на седмичные, субботние или воскресные дни. В богослужебный цикл праздника включается не только самый день праздника, 6/19 января, но и предшествующий, именуемый Сочельником.

          Общий порядок богослужения выглядит следующим образом. Он, в основном, аналогичен Рождественскому, только традиции ночной Литургии нет:

  • Утром 5 января совершается служба Царских Часов, за которыми следует праздничная Великая вечерня с Литургией Василия Великого. По уставу, она не должна совершаться сразу с утра, однако, в практике, для удобства, это делается. По окончании Литургии совершается первое Великое Освящение воды, особый чин, совершаемый только в этот праздник. Освященную воду (Крещенскую или Богоявленскую, оба наименования равноценны), люди набирают домой, благоговейно хранят и пьют в течение года до следующего праздника;
  • Вечером 5 января совершается Всенощное Бдение, состоящее из великого повечерия с литией (вечерня не служится, поскольку она уже была отслужена с утра), утрени и первого часа;
  • Утром 6 января совершаются третий и шестой часы и праздничная Литургия свт. Иоанна Златоуста. По ее окончании совершается второе освящение воды. Есть разные версии, почему это совершается дважды. Иногда их связывают с многолюдством, иногда с тем, что сначала могли освящать воду в емкостях, а потом – на водоемах. В современной практика оба чина идентичны, а освящение вод на водоемах, если совершается, то днем или вечером 5 января, и в основной богослужебный круг праздника не входит.

В случае попадания Богоявления на воскресенье, то, как и в случае с Рождеством, схема богослужения существенно усложняется, в него входит и пятница:

  • Утром 4 января в пятницу совершается служба Царских Часов без вечерни и Литургии;
  • Вечером в пятницу совершается вечерня (в обычное время);
  • Утреня субботы с первым часом совершается обычным порядком (чаще всего накануне вечером, сразу после вечерни, хотя положенное ей время – раннее утро);
  • В субботу 5 января утром совершаются третий и шестой часы и обычная Литургия Иоанна Златоуста, сразу после которой совершается Великая вечерня, а затем – первое Великое Освящение воды.
  • Вечером 5 января совершается Всенощное Бдение, состоящее из великого повечерия с литией (вечерня не служится, поскольку она уже была отслужена с утра), утрени и первого часа;
  • Утром 6 января совершаются третий и шестой часы и праздничная Литургия свт. Василия Великого, по окончании – второе Великое Освящение воды.

Если праздник приходится на понедельник, то схема еще более усложняется:

  • Утром 3 января в пятницу совершается служба Царских Часов без вечерни и Литургии;
  • Вечером в пятницу совершается вечерня (в обычное время);
  • Утреня субботы с первым часом совершается обычным порядком (чаще всего накануне вечером, сразу после вечерни, хотя положенное ей время – раннее утро);
  • В субботу 4 января утром совершаются третий и шестой часы и обычная Литургия Иоанна Златоуста.
  • Вечером 4 января совершается обычное воскресное Всенощное Бдение, состоящее из великой вечерни, утрени и первого часа;
  • В воскресенье 5 января утром совершаются третий и шестой часы и обычная воскресная Литургия Иоанна Златоуста, сразу после которой совершается Великая вечерня и Великое Освящение воды;
  • Вечером 5 января совершается Всенощное Бдение, состоящее из великого повечерия с литией (вечерня не служится, поскольку она уже была отслужена с утра), утрени и первого часа;
  • Утром 6 января совершаются третий и шестой часы и праздничная Литургия свт. Василия Великого и второе Великое Освящение воды.

        В дальнейшем, в данной статье будет рассматриваться только первый, наиболее простой и общий вариант.

      Царские Часы очень похожи на Рождественские (общим прообразом для них послужили Царские Часы Великой Пятницы), и представляют собой четыре единообразных последования, имеющие в основе обычные часы суточного круга, но с некоторыми добавлениями. В отличие от обычных часов, в них включены чтения Паремий, Апостола и Евангелия, изменен состав читаемых псалмов. Царские Часы торжественно читаются на середине храма, при открытых Царских вратах. Чтение и пение сопровождаются несколькими каждениями. По окончании чтения всех часов, врата закрываются, и прочитывается последование изобразительных, так же имеющее некоторое отличие от общего варианта, приведенного в Часослове.

Состав текстов следующий:

Первый час

Псалмы 5, 22, 26;

Припевы тропарей: Пс. 41, 6 и 76, 16;

Прокимен: Пс. 17;

Паремия: Ис. 35, 1-10;

Апостол: Деян. 13, 25-32;

Евангелие: Мф. 3, 1-11.

 

Третий час

Псалмы 28, 41, 50;

Припевы тропарей: Пс. 41, 6 и 76, 16;

Прокимен: Пс. 76;

Паремия: Ис. 1, 16-20;

Апостол: Деян. 19, 1-8;

Евангелие: Мк. 1, 1-8.

 

Шестой час

Псалмы 73, 76, 90;

Припевы тропарей: Пс. 41, 6 и 76, 16;

Прокимен: Пс. 76;

Паремия: Ис. 12, 3-6;

Апостол: Римл. 6, 3-11;

Евангелие: Мк. 1, 9 – 15.

 

Девятый час

Псалмы 92, 113, 85;

Припевы тропарей: Пс. 41, 6 и 76, 16;

Прокимен: Пс. 26;

Паремия: Ис. 49, 8-15;

Апостол: Тит. 2, 11 – 3, 7;

Евангелие: Мф. 3, 13-17.

 

             В каждом из часов после группы из трех псалмов поется необычный тропарь Навечерия Богояления («Возвращашеся иногда́ Иордан река милотию Елиссеевою…»), подобный аналогичному тропарю Навечерия Рождества, в котором ставятся в параллель переход через Иордан Илии и Елиссея, когда воды реки остановились, возношение Илии и Крещение Господня, когда Христос Сам освятил воду реки.

                        Великая вечерня здесь будет рассматриваться только в варианте соединения с Литургией Василия Великого. В начале ее дается возглас «Благословенно Царство…» как перед Литургией. После предначинательного Псалма 103 (который читается, а не поется), начинается каждение на «Господи воззвах…», полагается пять стихир. В первой говорится о той радости, и при этом трепете, которые испытал Иоанн Предтеча, когда ему довелось крестить Господа. Во второй и тетьей вспоминается собственно Богоявление, явление Лиц Святой Троицы. В четвертой воспевается кенозис (самоуничижение Господа), принявшего «образ раба» т.е. человеческую природу («рабий зрак» - часто используемое в богослужебных текстах понятие, восходящее к Флп. 2, 7).

             Совершается вход с Евангелием. Произносится обычный прокимен дня. Далее, начинается длительное чтение тринадцати паремий. Исторически, в этот момент, как и в другие подобные (в Рождественский Сочельник или в Великую Субботу, когда тоже читается много паремий), совершалось Крещение новых членов Церкви. Сегодня это просто момент, когда можно вспомнить ветхозаветные указания о празднуемом событии. Читаются следующие паремии, большинство из которых было упомянуто в разделе предыстории праздника:

Быт. 1, 1-13; Исх. 14, 15-29; Исх. 15, 22 – 16, 1 (эта паремия переходит в пение, со стихами из Пс. 66); Нав. 3, 7-15; 4 Цар. 2, 6-14;  Цар. 5, 9-14 (эта паремия переходит в пение, со стихами из Пс. 92); Ис. 1, 16-20; Быт. 32, 1-10; Исх. 2, 5-10; Суд. 6, 36-40; 3 Цар. 18, 30-39; 4 Цар. 2, 19-22; Ис. 49, 8-15 (эта паремия переходит в пение со стихами из Пс. 26).

           После последней паремии произносится малая ектенья, а затем поется Трисвятое как на Литургии перед Апостольским чтением. Произносится прокимен Апостола на основе Псалма 26. Читается отрывок из послания Ап. Павла к Коринфянам (1 Кор. 9, 19-27). Аллилуиарий основан на стихах 1-2 Псалма 44. Далее читается повествование из Евангелия от Луки (Лк. 3, 1-18) о проповеди Иоанна Предтечи к разным слоям древнего общества и о его постоянном упоминании Грядущего Спасителя.

             После Евангельского чтения Литургия Василия Великого совершается обычным порядком. Причастный стих взят из Псалма 148 (ст. 1): «Хвалите Господа с небес…». После Литургии совершается чин Великого Освящения воды.

           Чин включает в себя четыре специальных тропаря, три паремии о воде (Ис. 35, 1-10; 55, 1-13; 12, 3-6), Апостол о том, что переход через море при Исходе из Египта был прообразом Крещения (1 Кор. 10, 1-4), фрагмент из Евангелия от Марка, рассказывающий о Богоявлении (Мк. 1, 9-11). Прокимен и Аллилуиарий основаны на 26 псалме. Затем произносится расширенная мирная ектенья, дополненная прошениями, связанными с Освящением воды, среди которых и такое: «О еже ниспослати Господу Богу благословение Иорданово и освятити воды сия…» (т.е. о том, чтобы то благословение Господне, которое, в силу погружения Господа, осенило Иордан, распространилось и на другие воды мира, в т.ч. и на ту воду, что освящается в храме). Такое понимание и отношение к Богоявленской воде объясняет, почему из всех православных святынь, по степени почитания и благоговения, выше Крещенской воды могут быть только Тело и Кровь Господа.

          Затем священник прочитывает ряд молитв, и погружает в воду Крест. Кратковременность этого действия исключает распространенное заблуждение, будто все чудесные особенности Крещенской воды объясняются погружением в воду серебряного Креста. Мало того, что это делается слишком быстро, так еще и Крест может быть из любого материала. В это же время впервые поется тропарь Богоявления

 

Тропарь Богоявления, глас 1.

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

            Здесь кратко упомянуто и погружение Иисуса в воду, и явление Лиц Святой Троицы, и указывается на то, что именно это событие стало началом Его проповеди.

         После погружения Креста, так же, под пение тропаря совершается окропление присутствующих, Затем поется заключительная стихира 6 гласа: «Воспоим, вернии, еже о нас Божия благодеяния величество…», и происходит завершение службы.

      Более подробный разбор чина Великого Освящения воды приводится в статье свящ. Михаила Желтова.

      Так же, как и на Рождество, в центр храма выносится икона праздника и свеча. Поются тропарь и кондак.

 

Кондак Богоявления, глас 4

Явился еси днесь вселенней,/ и свет Твой, Господи, знаменася на нас,/ в разуме поющих Тя:/ пришел еси, и явился еси,// Свет Неприступный.

 

Здесь вспоминается именно то, что праздник Богоявления именуется как «Праздник Светов».

           Обличая тех, кто, пропуская службу и не причащаясь, и не посещая храм в другие дни, приходит только за водой, свт. Иоанн Златоуст произнес очень остроумное «Слово в день Богоявления против неприсутствующих в священных собраниях…».

          Всенощное Бдение начинается великим повечерием, в котором почти нет изменяемых частей, соответственно, специфика праздника почти никак не подчеркивается.

Единственными текстами повечерия, внесенными из праздничной Минеи, являются вновь пропеваемые тропарь и кондак.

          Для литии составлены семь стихир. Первая цитирует Пс. 103 («Одеяйся светом яко ризою…»). Пятая стихира («Трепеташе рука Крестителева…») говорит о священном трепете Иоанна Предтечи во время Крещения Господня, а тем более, когда воды Иорадана на какое-то время потекли вспять, а с неба проявили Себя Отец и Святой Дух. Седьмая стихира (по «И ныне…») подытоживает рассмотрение Богоявления как открытое явление Иисуса Христа миру как Сына Божия. Конечно, само явление Бога произошло еще при Рождестве или даже при Благовещении, но теперь, спустя 30 лет, Он открыто заявил о Себе.

          В стихирах на стиховне используются стихи Псалма 113 (3 и 5), о том, как изменилось течение Иордана.

          Утреня начинается, как обычно, с шестопсалмия. На утрене седальны по кафизмам, в основном по смыслу повторяют стихиры. Интересен лишь последний из них (на «И ныне…»), обращенный непосредственно к Иордану: «Иордане реко, что удивился еси зря?...» и завершающийся утверждением: «Христос явися на Иордане освятити воды…».

         По полиелее поется величание праздника и избранный псалом, содержащий стихи псалмов 66, 33, 45, 28, 92, 41, 35, 113, 73, 76, 103. Седален по полиелее вновь завершается словами: ««Христос явися на Иордане освятити воды…».

        Прокимен перед чтением Евангелия основан на том же Псалме 113, что и запевы стихир на стиховне. Читается краткое Евангельское зачало о Богоявлении (Мк. 1, 9-11). В стихире после Пс. 50, по «помилуй мя, Боже…», рассуждается о том, как неожиданно Предвечный Бог воплотился и, вместе с грешными людьми, принял Крещение в водах Иордана и вновь упоминается о недоумении Иоанна предтечи («Како простру руку и прикоснуся верху Держащаго всяческая?»).

           Канонов праздника два. Один составлен прп. Косьмой Майюмским, другой – прп. Иоанном Дамаскином. Ирмос первой песни, начиная с Обрезания Господня, использовался на катавасиях.

        Среди многочисленных тропарей, в основном перефразирующих уже упомянутые выше темы, можно отметить третий восьмой песни первого канона: «Троицы явление во Иордане бысть…», где рассказывается о явлении Лиц Святой Троицы.

      После восьмой песни, традиционно для двунадесятых праздников, отсутствует Песнь Пресвятой Богородицы, вместо которой исполняется ирмос девятой песни (задостойник), а каждение осуществляется во время самой девятой песни.

         Хвалитных стихир шесть, включая славник. Богородична нет. Среди стихир важна четвертая, в которой подчеркивается преемство того обряда, что совершал Иоанн и последующего Таинства Крещения: «Истинный Свет явися и всем просвещение дарует. Крещается Христос с нами, Иже всякия вышши чистоты. Влагает священие воде, и душам сие очищение бывает. Земное — являемое, и выше Небес — разумеваемое. Банею – спасение, водою же – Дух. Погружения ради, иже к Богу наш восход бывает. Чудéсна дела Твоя, Господи, слава Тебе!»

          Завершается служба как обычное Всенощное Бдение: Великим Славословием, торжественным пением тропаря, двумя ектеньями и первым часом.

          На Литургии поются специальные праздничные антифоны на основе Псалмов 113, 114, 117, из которых взяты стихи по теме праздника. При входе произносится входный стих: «Благословен Грядый во Имя Господне, благословихом вы из дому Господня, Бог Господь и явися нам» (Пс. 117, 26). Вместо Трисвятого поется тропарь «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», указывающий на то, что в эти дни в древности преимущественно совершалось Крещение (так же, как, например, и на Рождество).

      Прокимен основан на Псалме 117 (ст. 26 и 1). Апостольское зачало (Тит. 2, 11 – 3, 7) рассказывает о том, как Господь дал Себя за нас для нашего очищения, и мы можем, не в силу праведности, а в силу Его человеколюбия, воспользоваться этим для Спасения». Аллилуиарий – на основе псалма 28 (ст. 1 и 3). Евангельское зачало рассказывает о событии Богоявления, на этот раз словами Апостола Матфея (Мф. 3, 13-17). Причастный стих взят из уже зачитанного прежде послания св. Ап. Павла к Титу: «Явися благодать Божия, спасительная всем человеком…» (Тит. 2, 11).

       Затем повторно совершается Великое Освящение воды, так же, как это было совершено в предыдущий день.

       На вечерне в самый день праздника произносится Великий Прокимен.

 

ИКОНОГРАФИЯ ПРАЗДНИКА

 

Икона Богоявления. XVI в.

 

     Икона праздника практически иллюстрирует Евангельский эпизод. В центре, в водах реки, изображен Господь Иисус Христос. Он делает небольшой шаг вперед, что изображает Его выход на служение людям. На высоком берегу реки изображен Иоанн Предтеча, возлагающий на Христа руку, как он это делал со всеми, кто принимал от него крещение.

 

 

https://i.pinimg.com/originals/ba/71/b8/ba71b80e063ee191ee151d0986bbb6c8.jpg

Прп. Андрей Рублев. Крещение Господне

 

         Слева располагаются Ангелы. Об Ангелах не сказано в Евангелии, но их изображение добавлено подобно тому, как оно добавлено в Вифлеемскую пещеру на иконе Рождества Христова, где они покрывают Младенца. Здесь же они готовы принять Христа из реки с платами в руках. Это прямая ассоциация с Таинством Крещения, когда человек, после выхода из купели, так же отирается.

       В верхней части иконы полукругом изображен Бог Отец, далее, в виде голубя, Бог Святой Дух. Через них к фигуре Иисуса Христа проложены три луча, Троичный свет. Один из Ангелов на берегу пораженно смотрит на это.

 

https://39rus.org/images/NIA_KALININGRAD/kreshenie.jpg

 

            Иногда на берегу изображается секира и дерево, иллюстрируя обличительную проповедь Иоанна Крестителя: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф. 3, 10-11).

Крещение Господне. Миниатюра из Киевской Псалтири

 

       В Иордане изображаются некоторые существа, олицетворяющие водоемы. Так изображено то, что при погружении Христа в воды, Иордан обратился вспять.

 

СОВПАДЕНИЯ

       В праздник Богоявления в 1894 г. скончался известный русский церковный писатель, свт. Феофан Затворник. Это особенно необычно, потому что само его имя переводится как Богоявление.

 

ГЕОГРАФИЯ

 

https://elohov.ru/wp-content/themes/sobor/images/header_pic.jpg

Богоявленский собор в Елохове. Фото: Elohov.ru

Видео из цикла "Святыни Москвы"

 

https://bgkg.ru/images/bgkg-2.jpg

Богоявленский собор бывшего Богоявленского монастыря фото:bgkg.ru

По этому монастырю назван близлежащий Богоявленский переулок

Видео из цикла "Святыни Москвы"

 

 

Река Истра вблизи Новоиерусалимского монастыря. Фото автора.

По задумке патриарха Никона, местность вокруг Новоиерусалимского монастыря должна была напоминать Святую Землю в миниатюре. В частности, река Истра в этом месте неофициально называется Иорданом.

 

 

ПРОПОВЕДИ

Свт. Григорий Палама:

Омилия в Навечерие Богоявления о Крещении и об Иоанне Крестителе

Омилия на праздник Светов

 

Свт. Игнатий (Брянчанинов):

Поучение на Богоявление

 

Митр. Антоний Сурожский:

Крещение Господне (2 проповеди)

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 

Инфографика:

Богоявление. Коротко празднике

Новоиерусалимский монастырь

 

Читаем с детьми о вере:

Христос в пустыне

Кто крестил Иисуса Христа?

Иоанн Креститель

Водный мир Евангелия

 

Еще целый ряд статей о Богоявлении

Лето Господне. Богоявление (Видео)

Праздники. Крещение (Видео)

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Минея;
  2. Типикон;
  3. Битбунов Г.С. Двунадесятые праздники (историко-литургическое описание). – М.: Сретение, 2011;
  4. Богослужения Двунадесятых праздников и Пасхи. - М.: ПСТГУ, 2019;
  5. Ионина Н.А. Православные святыни. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007;
  6. Григорий Богослов, свт. Избранные творения. – М.: Сретенский монастырь, 2014;
  7. Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и тайноводственные. – М.: Синодальная библиотека, 1991;
  8. Олег Давыденков, прот. Догматическое богословие. – М.: ПСТГУ, 2013;
  9. Виталий Грищук, прот. Богоявление//Двунадесятые праздники//Литургика. [электронный ресурс] URL: http://www.agia-alexandra.ru/-liturgy/?
  10. Православные святые и праздники. №34. Крещение Господне.