Литература_иерей Тимофей Куропатов_ кум и кума


Может ли кум жениться на куме?

 

Иерей Тимофей Куропатов


Недавно ко мне в храм пришли молодые люди, очень удрученные... Они хотят венчаться, однако уже несколько батюшек, к которым они подходили, отказывали им в совершении над ними Таинства Брака, как только узнавали, что они оба являются крестными одного ребенка. Я был несколько удивлен таким решением священников, учитывая важность таинства брака, особенно в наше время, когда вообще мало кто решается не только венчаться, но и даже расписываться в ЗАГСе.

Честно говоря, я был не готов решить эту проблему и сразу им помочь не смог. Пришлось посмотреть церковную литературу, интернет, посоветоваться со священниками. И вот что мне стало известно по этому вопросу.

Многие священники, церковнослужители, свечницы и уборщицы в храмах считают и, более того, активно проповедуют, что крестному и крестной одного ребенка нельзя вступать в брак, так как между ними во время Таинства Крещения ребенка возникает духовное родство, препятствующее им быть мужем и женой.

Первый, вполне законный вопрос: откуда известно об этом «духовном родстве», какие каноны его определяют?

Если обратиться к церковной истории, то мы увидим, что начиная с Vl-ro и до XII века происходило развитие идей духовного родства и формировалось все более строгое к нему отношение. Если при императоре Юстиниане запре¬щалось жениться только крестному на своей крестнице (сер. VI века), то впоследствии отцы Трулльского Собора (691- 692 гг. в Константинополе) в 53-м правиле запретили брак и между восприемниками и родителями воспринятых: «сродство по духу есть важнее союза по телу», потому, в частнос¬ти, «воспринимающие детей от святого Крещения не должны вступать в брак с матерями их вдовствующими». Еще позже Константинопольский синод при патриархе Николае III Грамматике (1084-1111 гг.) определил, что наличие духовно¬го родства до 7-й степени включительно, подобно кровному родству, признано препятствием к браку.

К нам на Русь правила о кумовьях попали из Номоканона (Номоканон - византийские сборники церковных правил и императорских указов, касающихся Церкви, составленные в VI VII веках и впоследствии дополненные).

«Правило 209.
...О духовнем сродстве.
Аще муж и жена крестят единому человеку дитя, повелева¬ем к тому не смеситися друг другу, понеже кумове вменяются. Аще ли совокупятся, имеют запрещение лет седмь надесять и метании по вся дни сто, сухо ядуще среду и пяток. Прощаяй же сих, да будет проклят.
О друзем сродстве духовнем.
Два некая, иже не имеют кого сродника, аще детца их един кум крестит, сиречь, от купели святаго крещения при¬емлет, дети оны да не приходят в брако причастие, до осмаго
степене. Понеже братия суть. Един бо отец роди тех духовный святым крещением».

Как видим, эти правила неимоверно строги, хотя если почи¬тать Номоканон внимательно, то можно увидеть, что многие правила сегодня совершенно не исполняются, некоторые неприменимы и, даже более того, и в наше время изменя¬ются, например: «Правило 175: Аще убиет сам себе человек, ни поют над ним, ниже поминают и разве аще бяще изум¬лен, сиречь, вне ума своего. По четвертому надесять ответу святаго Тимофея Александрийскаго». И сравним это правило с постановлением Синода Русской Православной Церкви от 27 июля 2011 года - Чин молитвеннаго утешения сродников, живот свой самовольне скончавшаго (http://www.patriarchia. ru/db/text/1586949.html).

Еще, что вполне очевидно, правила Номоканона относи¬тельно духовного родства исходят не от апостольских поста¬новлений или соборов первых веков (эти правила не имеют никаких ссылок на подобные постановления), а от более поз¬днего светского императорского законодательства, и только позднее вплетаются в церковные нормы. Но, тем не менее, эти правила Номоканона на много лет определили отношение к духовному родству на Руси.

Современное отношение к проблеме. Указы, действующие в РПЦ.

Теперь хочется указать на положение дел относитель¬но духовного родства в нашей Церкви. С одной стороны, укоренилось мнение, что кумовья вступать в брак не могут. Но, с другой стороны, мы живем по постановлениям и ука¬зам, принятым на Вселенских соборах и в нашей Русской Православной Церкви. И никто не отменял указа Святейшего Синода от 19 января 1810 года, который опирается на 53-е правило VI Вселенского собора, и признает духовное родство только между крестным, крещаемым и родителями крещен¬ного. Также следует заметить, что этот указ отрицает духов¬ное родство между детьми крестного и крещаемым, между крестным и крестной одного и того же младенца, ссылаясь на Требник, где сказано: «При святом крещении требуется один восприемник: если крещаемый мужского пола - муж-воспри¬емник; если женского - только восприемница».

Впоследствии Святейший Синод в 1937 году подтвердил указ от 1810 года и добавил : «А что в Требнике напечатан Номоканона пункт 211, тот пункт весьма сумнителен потому, что от кого изложен и в которые лета, то не напечатано и весь¬ма неизвестно».

Эти указы нашей Церкви действуют и сейчас. Их никто не отменял. Следовательно те, кто утверждает, что брак между кумовьями или их детьми невозможен — идут против действу¬ющих постановлений Русской Православной Церкви.

Кроме вышеприведенных указов, нужно обратиться и к исторической перспективе. Как совершалось Крещение в древней Церкви?

В древности к каждому желающему стать христианином прикреплялся верующий человек, который обучал его основам веры. Если же крестили младенцев, то крестными выступали сами родители.

«По обычаю Древней Церкви, в Крещении, как правило, участвовал один восприемник, одинакового пола с крещаемым. При преобладавшем тогда крещении взрослых это выте¬кало из естественного чувства стыдливости. Но впоследствии в Крещении, которое, по учению Церкви, является духовным рождением человека, по аналогии с рождением плотским, стали участвовать одновременно и восприемник и восприемница — крестные отец и мать. Кодекс императора святого Юстиниана I (534 г.), запрещающий брак между восприемником и воспри¬нятой, еще не рассматривает возможность брака между вос¬приемницей и восприемником. Этот обычай распространился на Западе в VIII веке и легко вошел в жизнь Церкви, тем более что со временем по преимуществу стали крестить младенцев. Против двойного восприемничества выступал епископ Римский святой Лев I Великий (440-461 гг.), в 813 году Майнцский Собор осуждал эту практику, но она прочно укоренилась.

Позже обычай участия восприемника и восприемницы в крещении проник и на Восток. В Русской Церкви он рас¬пространился уже в XIII веке. Этой практике противодейство¬вали митрополиты святые Киприан (XIV в.) и Фотий (XV в.), но после XV века участие в крещении младенца двух восприемни¬ков, крестного отца и крестной матери - не встречало более возражений со стороны церковной власти». (Православная Энциклопедия, статья «Восприемники»).

«Духовное родство существует между крестным отцом и его крестником и между крестной матерью и ее крестницей, а также между родителями воспринятого от купе¬ли и восприемником того же пола, что и восприня¬тый (кумовство). Поскольку согласно канонам при Крещении требуется один восприемник того же пола, что и крещаемый, второй восприемник явля¬ется данью традиции и, следовательно, нет кано¬нических препятствий для заключения церковного брака между восприемниками одного младенца. Строго говоря, по той же причине между крес¬тным отцом и его крестницей и между крестной матерью и ее крестником также не существует духовного родства. Однако благочестивый обы¬чай запрещает такие браки, поэтому во избежа¬ние соблазна в таком случае следует испросить специальных указаний от правящего архиерея». («Настольная книга священнослужителя», издание Московской Патриархии, М. 1983 г.).

Если говорить о роли крестного, то очевидно, что первостепенная его задача - научить крест¬ника основам веры. И это главное. А дальше хоть два крестных, хоть шесть (на Украине бывает и такое) - не имеет никакого значения.

Крестные даются крещаемым не для числа и не для духов¬ного сродничества, а для научения и помощи во спасение души.

А если мы согласно отцам Церкви, поста¬новлениям Святейшего Синода, тексту Требника и церковной истории считаем, что крестный дол¬жен быть только один, то не может быть и речи о невозможности брака с человеком, которого просто назвали, по народной традиции, кстати, пришедшей от католиков, вторым крестным.

И напоследок

Один мой знакомый священник рассказывал, что его матушка не берет себе в крестники нико¬го, чтобы впоследствии ее дети могли сочетаться браком с детьми ее знакомых и друзей из хоро¬ших православных семей.

Также слышал совершенно достоверные исто¬рии от своих знакомых священников о супругах, которые, став крестными у одного крещаемого и впоследствии воцерковившись, расторгали свой брак. Вот это, на мой взгляд, самая настоящая духовная трагедия, которая вырастает всего лишь из неверного понимания двух слов - «духовное родство».

Подводя итог всему вышесказанному, нужно отметить, что многие, говоря о запрете на брак между кумовьями, просто перестраховываются, не до конца разобравшись в проблеме, и несколь¬ко побаиваясь не понимаемого ими понятия духовного родства. Но мы, чада нашей Церкви, должны руководствоваться постановлениями, принятыми в Русской Православной Церкви, которые в свою очередь опираются на постанов¬ления VI Вселенского Собора и гласят, что брак невозможен между крестным/ой, крестницей/ком и родителями крещаемого, и все. Все остальные случаи - дозволительны.

Иерей Тимофей Куропатов

Комментарии

Спасибо Вам, батюшка за такую позновательную статью. Об этом действительно редко говорят и разъясняют. Мне бы хотелось уточнить. Вдруг не правильно поняла. Если мужчина крестил мою дочь, то он и я не состоим в духовном родстве и имеем право жениться?
Татьяна, как раз между Вами и есть духовное родство. И в силу того, что духовное родство выше плотского, жениться кумовьям не допустимо. Церковные каноны об этом строго говорят и статья в том числе об этом.
а крестный и крестная одного ребенка, могут вступать в брак
Это противоречит канонам и не допустимо. В силу того, что духовное родство выше родства плотского между крестными родителями не может быть брака. Если подобная ситуация произошла необходимо получить разрешение вопроса у епископа. С уважением, священник Алексий.
Здравствуйте, у меня вопрос сколько не общался и не читал везде понимаю по разному. Мы с женой разошлись, через несколько лет после развода я сошелся с крестной матерью сына. Сейчас собираемся жениться. Это допустимо или нет?
Добрый день, Андрей, разумнее всего в разрешении этого вопроса обратиться к епископу и поступить по его благословению. Если Вы проживаете в Москве, то можно обратиться в Патриархию, Чистый переулок д. 5. С уважением, священник Алексий.
" Но мы, чада нашей Церкви, должны руководствоваться постановлениями, принятыми в Русской Православной Церкви, которые в свою очередь опираются на постанов¬ления VI Вселенского Собора и гласят, что брак невозможен между крестным/ой, крестницей/ком и родителями крещаемого, и все. Все остальные случаи - дозволительны" правильно понимаю? Нельзя Крестной маме на крестнике или на отце крестника?Крестному папе с крестницей или с мамой крестника/цы. Получается крестным родителям можно вступать в брак с позволения епископа?
Здравствуйте, Вы всё правильно понимаете, но если по недоразумению получается, что муж и жена становятся воспреемниками одного ребенка, то подобную ситуацию может разрешить только епископ. с Уважением, священник Пётр
Если Бог - один, почему каждая религия диктует свое? Крестные родители моей подруги были повенчаны в день крещения, так как они были парой, но не повенчаны, их повенчали и в этот же день подругу крестили. Живут 26 лет уже вместе
Простите, не совсем понятен вопрос, могли бы Вы изложить его полнее. с Уважением, священник Пётр
Спасибо, за ответ на первый вопрос, второй вопрос был о различиях канонов в религиях. Все понятно. Очень рада ответу на первый вопрос, так как всюду даются разные ответы...Любовь (истинная) она ведь Богом дана...и если так случилось, что сердцем чувствуешь, это твой человек, но понимаешь что вы крестные, очень много переживаний и вопросов появляется...
Здравствуйте ,мне с моей девушкой предложили стать крестными одного ребенка, но мы в будущем собираемся вступить в брак(венчаться) ,как правильно поступить ?
Добрый вечер, Сергий! Все-таки во избежании различных искушений лучше этого избежать. Пусть кто-то один из вас станет восприемником, а второй просто поприсутствует. С уважением, священник Алексий Веретельников.
А если очень нужно что бы мы вдвоём были восприемниками(просто очень мало людей кому можно это доверит) тогда что делать?
Строго по канонам восприемник должен быть один: сообразно полу ребенка. Поэтому я бы посоветовал одному из вас стать восприемником. А в идеале это вопрос к духовнику, по крайней мере к священнику у которого вы регулярно исповедуетесь. Если интересует лично мое мнение как священника, то я бы не благословил вам обоим быть восприемниками одного ребенка. Это все-таки недопустимо: будут и смущения и искушения. С уважением, священник Алексий Веретельников.
большое спасибо за ответ
Интересно получается. Статья как раз о том, что крестный и крестная одного ребенка могут вступать в брак. А в комментариях под статьей батюшки на данный вопрос отвечают, что нельзя :) если Ваш храм не разделяет эту точку зрения, зачем тогда размещать статью?
Здравствуйте, Анна! Как я написал выше это позиция лично моя, а не нашего храма. Внимательно перечитайте мой ответ. А не благословил бы, потому что во-первых, в этом нет необходимости, во-вторых, сомнения и искушения в таких ситуациях, как показывает жизнь, все равно возникают. Но как раз для их разрешения и существуют вышеописанные правила, чтобы люди не разводились, если все-таки по какой-то причине муж и жена стали восприемниками одного ребенка. Вот такое противоречие. С уважением, священник Алексий.

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые указаны на изображении.