Мощевик первый
Мощевик первый (левый, под иконой прмц. Елисаветы и Варвары)
1. Святитель Гурий Таврический (+ 1882 г. ) 17/30 марта.
2. Святитель Феофан Затворник (+ 1894 г. ) 10/23 января; перенесение мощей 16/29 июня.
Святитель Феофан (в миру Георгий Васильевич Говоров) Затворник, Вышенский, родился 10 января (по другим данным 8 января) 1815 года в селе Чернавское Орловской губернии. После окончания Ливенского духовного училища и Орловской духовной семинарии поступил в Киевскую духовную академию. 15 февраля 1841 года в Киеве ректором академии Георгий был пострижен в монашество с именем Феофан, 7 апреля того же года рукоположен в иеродиакона, 7 июня – во иеромонаха. После окончания академии он занимался преподавательской деятельностью. 21 августа 1847 году отец Феофан был назначен членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. После возвращения в Россию в 1854 году он был определён учителем в Санкт-Петербургскую духовную академию. 14 апреля 1855 года его возвели в сан архимандрита, а 15 сентября того же года назначили ректором Олонецкой духовной семинарии. 21 мая 1856 года отец Феофан был назначен настоятелем русской посольской церкви в Константинополе, 13 июня 1857 года – ректором Санкт-Петербургской духовной академии. 1 июня 1859 года он был хиротонисан во епископа Тамбовского, 22 июля 1863 года – во епископа Владимирского. В 1866 году святитель Феофан подал в Святейший Синод прошение об увольнении его на покой с правом пребывания в Вышенской пустыни Тамбовской епархии. В 1872 году он ушёл в затвор. Скончался святитель Феофан 6 января 1894 года и был погребён в Казанском соборе Вышенской пустыни, во Владимирском приделе.
3. Священномученик Александр Харьковский (+1940) 11/24 мая
http://www.newmartyros.ru/life/zhitie-sshchmch-aleksandra-arhiep-harkovs...
4. Священномученик Константин Богородский (+1918) 19 сентября/2 октября
http://www.newmartyros.ru/life/zhitie-sshchmch-konstantina-golubeva-pres...
5. Священномученик Владимир митрополит Киевский и Галицкий (+1918) 25 января/7 февраля.
http://www.newmartyros.ru/life/zhitie-sshchmch-vladimira-mitr-kievskogo-...
6. Священномученик Николай Искровский (+ 1919г.) 19 сентября/2 октября.
http://www.newmartyros.ru/life/zhitie-sshchmch-nikolaya-iskrovskogo-pres...
7. Священноисповедник Афанасий Ковровский (Сахаров) (+1962) 15/28 октября.
http://www.newmartyros.ru/life/zhitie-svt-afanasiya-isp-ep-kovrovskogo-1...
8. Преподобномученик Евфимий Новый Афонский (+1814) 1/14 мая.
Преподобномученик Евфимий (в миру Елевферий) Новый, Афонский, Константинопольский, родился в городе Димицан (Пелопоннес). Образование получил в греческом училище в Куручешме (ныне в черте Стамбула). Затем Елевферий два года прожил в Яссах вместе с отцом и старшими братьями, после чего переехал в Бухарест. Там он познакомился с турецким посланником, присоединился к его свите и отправился вместе с ним в Шумен, где принял ислам. Практически сразу же Елевферия стали терзать угрызения совести за вероотступничество, и он обратился в российское посольство, где ему помогли отправиться на Святую Гору Афон. Покаявшись в грехах, он некоторое время жил в скиту святой Анны, в Дохиаре, в Эсфигмене и затем в принадлежавшем Иверскому монастырю скиту святого Иоанна Предтечи, где принял постриг с именем Евфимий. Через некоторое время, поняв, что только мученичеством он сможет искупить грех вероотступничества, монах Евфимий отправился в Константинополь и предстал перед великим везиром Рушут-пашой. Бросив на землю турецкий головной убор, он стал топтать его и хулить Магомета и ислам. За это Евфимия подвергли жестоким пыткам, а затем, 22 марта 1814 года, казнили.
9. Великомученик Георгий Победоносец (+303) 23 апреля/6 мая.
Святой Георгий Победоносец – христианский святой, великомученик, наиболее почитаемый святой этого имени. Родился он в III веке в Каппадокии (по другим данным в Лиде) в семье христиан. Поступив на военную службу он, отличавшийся умом, мужеством и физической силой, стал одним из тысяченачальников и любимцем императора Диоклетиана. Георгий отправился ко двору, надеясь достичь высокого положения, но когда начались гонения на христиан, он, будучи в Никомидии, раздал имущество бедным и перед императором объявил себя христианином, его арестовали и стали пытать. После восьмидневных тяжких мучений в 303 (по другим данным в 304) году Георгия обезглавили.
10. Великомученик Федор Тирон (+306) 17 февраля/2 марта.
Святой мученик Феодор Тирон был воином в городе Аласии Понтийской области (северо-восточная область Малой Азии, тянувшаяся вдоль берега Понта Эвксинского, т. е. Черного моря), под начальством некоего Вринка. Его принуждали принести жертву идолам. Святой Феодор твердо, во всеуслышание исповедал свою веру во Христа Спасителя. Начальник дал ему несколько дней на размышление, во время которых святой Феодор усиленно молился. Его обвинили в поджоге языческого храма и бросили в темницу на голодную смерть. Там ему явился Господь Иисус Христос, утешил и подкрепил его. Приведенный вновь к правителю, святой Феодор еще раз смело и безбоязненно исповедал свою веру, за что был предан новым истязаниям и осужден на сожжение. Мученик Феодор без трепета взошел на костер и с молитвой и славословием предал свою святую душу Богу. Это произошло около 306 года при римском императоре Галерии(305 - 311). Неповрежденное огнем тело святого Феодора было погребено в городе Евхаитах, недалеко от Амасии. Впоследствии мощи его были перенесены в Царьград, в храм, освященный во имя его. Глава же его находится в Италии, в городе Гаэте.
Спустя 50 лет после мученической кончины святого Феодора, император Юлиан Отступник (361 - 363), желая надругаться над христианами, приказал градоначальнику Константинополя окроплять в первую седмицу Великого поста все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Святой Феодор, явившись во сне архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить всем христианам,. чтобы никто не покупал ничего на рынках, а ели вареную пшеницу с медом - коливо (кутью или сочиво). В память этого события Православная Церковь ежегодно совершает празднование святому великомученику Феодору Тирону в субботу первой недели Великого постаВеликий пост. В навечерие субботы, в пятницу, на Божественной литургии Преждеосвященных ДаровЛитургия преждеосвященных даров после заамвонной молитвы читается канон молебный святому великомученику Феодору, составленный преподобным Иоанном ДамаскинымЖитие.. Преподобный Иоанн ДамаскинИкона. Иоанн ДамаскинМолитвы Храмы. После этого коливо благословляется и раздается верующим. Празднование великомученику Феодору в субботу первой седмицы Великого поста описывал Патриарх Константинопольский Нектарий (381 - 397).
11. Священноисповедник Георгий Коссов (Орловская епархия) (+1928) 26 августа/8 сентября.
http://www.newmartyros.ru/life/zhitie-sv-georgiya-kossova-isp-presvitera...
12. Преподобномученица Рафаила Чигиринская (+1926) 12/25 августа
http://www.newmartyros.ru/life/zhitie-prpmc-rafaily-tartackoy-igumenii-c...
13. Преподобномученица Евдокия Илиопольская (+160-170) 1/14 марта
Преподобномученица Евдокия Илиопольская жила в Илиополе Финикийском во времена римского императора Траяна. В молодости она отличалась красотой и стройностью и вела греховную жизнь, торгуя своим телом. Богатые женихи и поклонники приезжали к ней из разных стран, так что она со временем стала очень состоятельной и пользовалась почетом у местных властей. Однажды Евдокия познакомилась с монахом Германом и услышав его проповеди раскаялась в своих грехах, приняла крещение, раздала бедным все свои сокровища и приняла монашеский постриг в ближайшем монастыре. Через много лет подвигов поста, молитвы и очищения души она достигла такой духовной зрелости, что была возведена в игуменьи своей обители. Между 152 и 170 годом, после 56 лет иноческих подвигов, Евдокию за распространение христианской веры оклеветали в колдовстве и обмане и без судебного разбирательства отвели на место казни и обезглавили.
14. Мученик Феофил Новый Константинопольский (+784) 30 января/12 февраля
Святой мученик Феофил Новый, Константинопольский, жил в Константинополе и был военачальником греческих войск и сенатором. Во время войны с арабами он был взят ими в плен. Они склоняли его к отречению от Христа и принятию мусульманской веры, но он остался верен Православию. Тогда святого Феофила заключили в темницу на Кипре, где он пробыл четыре года, после чего ему отсекли голову в 784 году.
15. Мученица Евдокия Суворовская (+1919) 5/18 августа; обретение мощей (2011) 23 мая/5 июня
16. Мученица Дарья Суворовская (+1919) 5/18 августа
17. Мученица Дарья Старшая Суворовская (+1919) 5/18 августа
18. Мученица Мария Суворовская (+1919) 5/18 августа
Родилась 11 февраля 1856 года в селе Пузо Ардатовского уезда Нижегородской губернии (ныне село Суворово Дивеевского района) в крестьянской семье. После смерти родителей воспитывалась в семье дяди – церковного старосты. В детстве посещала с паломниками Саровскую Успенскую мужскую пустынь, Серафимо-Дивеевский и Серафимо-Понетаевский женские монастыри. В 20 лет после тяжелой болезни осталась парализованной. Вместе с послушницами-келейницами создала подобие иноческой общины. Вела строгую молитвенную жизнь, несла подвиг юродства. Очень любила церковные песнопения. Стала известна подвижничеством, даром целительной силы и провидения. Предвидела свою мученическую кончину. Около Дуни составилась духовная коммуна из нескольких девушек.
16 августа 1919 года в село Пуза прибыл карательный отряд. После доноса об укрывательстве дезертира и агитации против Красной Армии ворвавшиеся в келью Евдокии солдаты издевались над ней, избивали ее, выкидывали и топтали ногами иконы. На площадь согнали народ, и командир отряда устроил судилище, потребовав проголосовать за казнь. Утром 18 августа к Евдокии разрешили прийти священнику Василию Радугину, который приобщил ее Святых Таин вместе с келейницами Дарией Сиушинской, Дарией Тимолиной и Марией, решившими разделить участь наставницы. Когда Евдокию Шикову везли на телеге к месту расстрела на сельское кладбище, келейницы прикрывали ее от ударов своими телами.
18 августа 1919 года мученицы были расстреляны. Все казненные были погребены в общей могиле.
Свидетельства о мученической кончине подвижниц были собраны по благословению епископа Печерского Варнавы (Беляева) его келейницей Валентиной Долгановой. Могила мученицы почиталась местными жителями все годы советской власти.
В августе 2000 года Архиерейским Собором Русской Церкви мученица Евдокия и ее келейницами была причислена к лику новомучеников и исповедников Российских. В 2001 году мощи Нижегородских мучениц были открыты и ныне почивают в церкви Успения Богородицы села Суворова.
19. Преподобный Варлаам Чикойский (+1846) 10/23 июня
Варлаам Пустынник, Чикойский, Сибирский, (в миру Надежин Василий Федотович) родился в 1774 году в селе Мересево Лукьяновского уезда Нижегородской губернии в семье крепостных дворовых крестьян. В 1811 году ушёл подвизаться в Киево-Печерскую Лавру. Но по пути его арестовали, в связи с отсутствием у него паспорта признали бродягой и сослали в Сибирь. В 1814 году он прибыл в село Малокударинское Урлукской волости. Прислуживал при Урлукской Казанской, Верхнекударинской Покровской и Троицкосавской Воскресенской церквях. В 1820 году Василий удалился в Чикойские горы и стал пустынножителем, срубив себе келью недалеко от села Урлук. Вскоре вокруг него собралась братия, желающая разделить с пустынником подвижнические труды. И в 1826 году была построена Иоанно-Предтеченская часовня и несколько келий для подвижников. В 1828 году Василий принял монашеский постриг с именем Варлаам, а через два года был рукоположен во иеромонахи. В 1839 году он был посвящён в сан игумена основанного им Иоанно-Предтеченского монастыря. 23 января 1846 года отец Варлаам скончался.
20. Преподобный Корнилий Александровский (+1681) 23 июня/6 июля
Преподобный Корнилий (в миру Косма) Александровский родился в начале XVII века в Троицкой слободе в семье купцов. В возрасте 23 лет он ушёл из дома и в одном из московских монастырей принял монашеский постриг с именем Корнилий. Спустя пять лет монах Корнилий перешёл во Флорищеву пустынь. Там он снискал такую любовь и уважение братии и мирян, что даже сам игумен стал завидовать ему, из-за чего Корнилию пришлось оставить Флорищеву пустынь и прийти в Богородице-Рождественскую пустынь. После смерти основателя и настоятеля пустыни он стал игуменом. В 1658 году преподобный Корнилий стал одновременно настоятелем Богородице-Рождественской мужской пустыни и Успенского женского монастыря. 11 августа 1681 года преподобный Корнилий скончался.
21. Преподобная Параскева Топловская (+1928) 3/16 декабря
Игумения Параскева, в миру Ольга Ивановна Родимцева(1849-1928), являлась настоятельницей, и управляла Топловской обителью с 1889 по 1928 годы. Родом она была из Москвы. Образование получила в Московском мещанском училище. В 22 года поступила Ольга в Московский Страстной монастырь, где в 1874 году была определена в число сестер и облечена в рясофор с наречением имени Вячеславы. Когда игумения Страстного монастыря Валерия изъявила желание перейти в Топловский монастырь, вместе с ней в Крым в 1875 году прибыла и послушница Вячеслава. После ухода игумении Валерии из обители, Вячеслава за ней не последовала, а осталась в монастыре и была выбрана секретарем монастырского совета, а позднее - казначеей. В 1884 году за отличную и полезную службу ей было преподано благословение Святейшего Синода и выдана грамота. 16 июня 1889 года владыка Мартиниан постриг ее в монашество с наречением имени Параскевы, в декабре этого же года она была назначена настоятельницей монастыря, а 26 июля 1890 года, в день памяти преподобномученицы Параскевы, своей небесной покровительницы, возведена в сан игумении.
Тридцать девять лет игумения Параскева управляла Топловской обителью, на ее глазах и ее стараниями бедная обитель превратилась в крепкое, хорошо налаженное хозяйство. За труды на пользу обители в 1894 году матушка Параскева была удостоена самой высшей награды, какую только могут иметь монашествующие женщины - наперсного креста.
Тяжело было видеть игумении Параскеве, как постепенно гибнет созданная ею обитель. Еще в 1922 году она написала завещание, но пока жил монастырь, билось и ее сердце. 16 декабря 1928 года в воскресенье игумения почувствовала себя плохо и через полтора часа умерла от паралича сердца. Она успела исповедаться и причаститься, простилась с сестрами, всех благословила и сама приняла благословение от иеромонаха Ювеналия (Литвиненко). Похоронили игумению Параскеву на монастырском кладбище. Но ее могила была разорена искателями "сокровищ". Вначале 1980-х годов рабочие хотели взять с монастырского кладбища памятник для братской могилы. Но когда надгробие подняли и перевернули, оказалось, что оно принадлежит игуменье Параскеве, о чем свидетельствовали слова: "Зде покоятся честныя мощи игумении Параскевы. Молитвенная свеча души ея полвека горела любовию велией и пламенной, прошениями об обители сей святой ко Господу. Любим, кланяемся ти, добрая и мудрая. мати наша. 3. XII. 1928 (ст. ст.)". Сейчас оно находится внутри часовни, посетители монастыря стремятся побывать здесь и приложиться к святыне, прося здоровья и благополучия.
На могиле матушки Параскевы и в наши дни происходят чудеса. Вот что рассказала паломница Нерук Любовь Ивановна, побывавшая в монастыре 7 июня 2001 года: "Я приехала в монастырь, пошла на кладбище поклониться матушке Параскеве, попросить за деточек о благополучии в семье и несла зажженные свечи. Они на пути к могилочке погасли. Я поскорбела, что погасли свечи, и решила их просто незажженными поставить на могилку. Когда я их поставила на могилку игуменьи матушки Параскевы, то свечи сами зажглись".
В 2009-м году,решением священного синода Украинской православной церкви,матушка игумения Параскева Родимцева была канонизирована и причислена к лику святых.Составлена служба и написана икона преподобной. 11 июля 2010-го года состоялось прославление матушки, возглавлял которое блаженейший митрополит Киевский Владимир. Мощи преподобной обретены, прошли экспертизы, которые полностью подтвердили их подлинность. Сейчас они находятся в Параскевиевском храме обители.
22. Преподобный Варсонофий Херсонский (+1954) 4/17 октября - преставление; 15/28 марта - обретение мощей.
http://www.newmartyros.ru/life/zhitie-prpisp-varsonofiya-yurchenko-arhim...
23. Преподобный Амфилохий Почаевский (+1971) 29 апреля / 12 мая
Родился святой старец в украинском селе Малая Иловица 27 ноября / 10 декабря 1894 года в многодетной семье Варнавы и Анны Головатюк. При святом крещении ему было дано имя Иаков. Отец мальчика в селе был известен, как хороший костоправ. Будучи юношей, Иаков не раз помогал отцу «удерживать больных, когда тот направлял сломанные кости». Природная сила и приобретенные в юности навыки пригодились Иакову.
В 1912 году Иаков Головатюк был призван в Царскую Армию. Лицом к лицу встретился с жизнью и смертью. Санчасть в Сибири, где молодой солдат исполнял обязанности фельдшера, фронт, передовая, где лучшие друзья погибали в бою, и, наконец, — плен. В 1919 году ему удается совершить побег. С помощью добрых людей переходит границу и возвращается в родное село. Повидав свет, хлебнув горя на фронте и в плену, Иаков глубоко усвоил, что жизнь — есть непрестанная битва, в которой диавол борется с Богом, а поле этой битвы, по слову Достоевского, сердце человеческое. И в этой битве не устоять, если на земле сердечного смирения не всеяны семена благочестия, орошенные слезами покаяния.
В 1925 году, Иаков Головатюк, избрав тесный путь спасения, приходит в Почаевскую Лавру. В трудолюбии и смирении исполнял новоначальный инок возлагаемые на него послушания. В феврале 1931-го года, стоя у гроба почившего настоятеля, Иаков вдруг ощутил всю суетность и скоротечность жизни. «Человек, яко трава дние его, яко цвет сельный, тако отцветет». Пройдя монашеское испытание, 8 июля 1932 года, послушник Иаков Головатюк был пострижен в монашество с именем Иосиф. Исполняя различные работы и послушания в Лавре, о. Иосиф лечил больных и особенно прославился как костоправ. К нему везли страждущих со всей округи, поток больных не прекращался ни днем, ни ночью.
Проводя дни и ночи в труде и молитве, о. Иосиф возрастал духом, восходя от силы в силу. Сокрытыми для мира остались его многие тайные подвиги и борения. Постом, бдением, смирял свою плоть, умерщвлял подвижник плотские пожелания и страсти, приводя малейшие движения ума и сердца в «руководство духом». Посвятив жизнь служению Богу и ближним, о. Иосиф стяжал твердую веру и деятельную любовь, получив от Бога дар прозорливости и исцелений.
Он лечил, изгоняя бесов, возвращал слух глухим, слепым зрение, скорбным подавал отраду и утешение. Где враг рода человеческого не успевает сам посредством помыслов, говорят святые отцы, там насылает злых людей. Однажды под конец Великой Отечественной войны четырнадцать вооруженных человек ворвались в убогое жилище отца Иосифа и потребовали ужин. Откушав, далеко за полночь, лесные «гости» попросили их проводить. Дойдя до ворот, командир объявил отцу Иосифу о расстреле. Спокойно выслушав извещение о скорой гибели, старец попросил десять минут на молитву. Получив желаемое, батюшка стал под старой липой, посаженной еще преподобным Иовом, прочитал про себя «Отче наш», «Богородицу», «Верую», «Отходную»… Отец Иринарх, беспокоясь отсутствием старца, вышел во двор. В это время старец уже стоял перед дулом направленного на него оружия, благодушно молясь за «творящих напасти». Командир гулко отсчитывал последние секунды жизни отца Иосифа… «Раз.., два…». Отец Иринарх, поняв что происходит, бросился на автомат и, пригибая его к земле, отчаянно воскликнул: «Кого ей хочете убити?! Знаєте, який він чоловік? Він весь світ спасає. Якщо вам потрібно його вбити, убивайте мене, а його не зачіпайте!». — «Ладно, старик, иди», — сказал комбриг, высвобождая автомат из рук нечаянного заступника. Ожидая выстрела в спину, отец Иосиф направился к воротам, вошел, остановился. Смерть миновала. Слышно было, как щёлкая затвором, партизаны зашагали в темноте… Отец Иринарх, желая «положить душу свою за други своя «, спас батюшку от напрасной смерти, уготованной ему диаволом через недобрых людей.
В конце 50-х годов начались хрущевские гонения на церковь. В стране массово закрывали монастыри и храмы, а самих монахов по ложным обвинениям выгоняли, выселяли, отправляли домой без права возвращаться. Осенью 1962 года, благодаря бесстрашию старца монахам удалось отстоять Троицкий собор: «У дверей церкви с десяток милиционеров со своим начальником стоят, старец неожиданно выхватил у начальника ключи, передал молодому наместнику Августину, и призвал местных жителей защищать храм. Крестьяне, вооружившись жердями, устремились на милиционеров». Троицкий собор отстояли, но через несколько дней старца ночью увезли на «черном вороне» в психиатрическую больницу. Его поместили в палату для самых «буйных» душевнобольных. Ему вводили лекарства, от которых распухало всё тело и трескалась кожа.
Духовные чада отца писали письма, просили освобождения старца. Через три месяца его привели в кабинет главного врача. Спросили: может ли он вылечить тех больных, которые находятся с ним в палате.
Старец сказал, что через две недели вылечит всех больных, и попросил привезти ему святое Евангелие, крест и облачение, чтобы он мог отслужить Водосвятный молебен.
В ответ услышал: «Нет, вы без молебнов лечите».
— Это — невозможно, — ответил кроткий старец. Когда солдат идёт в бой, ему дают оружие… Наше оружие на невидимого врага — святой крест, святое Евангелие и святая вода.
Отца Иосифа отвели в палату. Мучения закончились лишь с приездом в больницу Светланы Аллилуевой, дочери Сталина, которую он в своё время исцелил от душевной болезни. Ей удалось добиться освобождения старца.
Старец Иосиф вернулся в родное село и поселился у своего племянника. Узнав, где находится старец, начали съезжаться страждущие. Отец Иосиф ежедневно служил Водосвятные молебны и исцелял людей. Местные власти, обеспокоенные притоком больных людей в село, стали настраивать родственников против старца, один из них, поддавшись уговорам, обманув старца, увёз его на своём тракторе за село к болотам, жестоко избив, бросил в воду и уехал. В холодной декабрьский день восемь часов пролежал мученик в ледяной воде, духовные чада нашли умирающего старца, отвезли в Почаевскую Лавру, где его в ту же ночь постригли в схиму с именем Амфилохий, в честь святителя Амфилохия Иппонийского, боялись, что он не доживет до утра. По милости Божией схимонах Амфилохий выздоровел. Оставаться в Лавре без прописки было опасно, он снова вернулся в родное село. Люди по-прежнему шли и ехали к старцу за исцелением.
Под осень 1965 года старец поселился у своей племянницы, на участке с помощью духовных чад была построена небольшая часовня, над ней высокая голубятня, длинный обеденный стол во дворе для богомольцев. В саду, посаженном старцем, росли яблони, груши, сливы. Землю, как ковром, укрывали цветы: гладиолусы, георгины, розы. В ящиках красовались пальмы. Среди царства цветов гуляли павлин и пава. Были тут канарейки и попугайчики, в голубятне жило до 200 голубей. Для обслуживания людей и выполнения работ по хозяйству у отца Иосифа жили послушницы. Они читали в молельне утренние и вечерние молитвы, но ночам Псалтирь, днем акафисты, готовили обеды, работали в саду…
Отцу Иосифу открыты были души всех людей, их сердца и намерения, но ради терпения он держал у себя в доме и коварных, и лукавых, и одержимых. Часто, садясь за стол, отец Иосиф пел: «Страха их не убоюся, ниже смущуся! » и «С нечестивыми не сяду!».
Старец предвидел свою скорую кончину, знал, что одна из его послушниц подсыпала в еду яд, подливала яд и в воду, которой он умывался (есть мнение, что послушница из Киева была агентом КГБ). Не раз с горечью старец говорил, что среди его послушниц есть “Иуда”. Батюшка несколько раз на несколько часов терял сознание. Во время приступов отравительница под разными предлогами не подпускала никого к батюшке.
Смиренный старец стойко переносил страдания, и призывал виновницу покаяться.
Умер подвижник 1 января 1971 года. Незадолго до смерти, старец говорил, чтобы все приходили на его могилу со своими нуждами и болезнями, обещал и по смерти не оставлять нуждающихся в его молитвенной помощи. Уже после отпевания старца у гроба праведника исцелилась верующая женщина. На протяжении трёх десятилетий совершались чудеса исцелений у могилы старца.
23 апреля 2002 г Священным Синодом Украинской Православной Церкви было принято решение о причислении к лику святых почаевского старца-схиигумена Амфилохия. Чин прославления преподобного Амфилохия в лике святых был совершен в воскресение 12 мая в престольном Успенском храме Почаевской Лавры.
24. Преподобный Кукша Одесский (+1964) 11/ 24 декабря
Преподобный Кукша Одесский родился 12 января 1875 года. Косьма с детства всей душой устремился к Богу, к святой жизни, имел любовь и сострадание к людям, особенно к больным, страждущим. За это враг спасения рода человеческого ополчался на него.
Мать преподобного Харитина в юности желала быть монахиней, но родители благословили ее на замужество. Она же молилась Богу, чтобы кто-либо из детей ее сподобился подвизаться в монашестве. На посвятившего себя иноческой жизни на Святой Руси смотрели как на молитвенника за весь род.
Молитвы матери были услышаны. В 1895 году Косьма отправляется паломником во Святую Землю, а на обратном пути посещает Гору Афон, где и принимает решение подвизаться в чине монашеском.
В 1897 году в Иерусалиме с Косьмой произошло два знаменательных события.
В то время существовал обычай погружаться в воду Силоамской купели всем паломникам, особенно бесплодным женщинам. И, которая первой успевала погрузиться в воду, по милости Божией становилась способной к рождению детей. Отрок Косьма в одежде неожиданно первым упал в воду.
Люди стали подшучивать над Косьмой, говоря, что у него будет много детей. Слова эти оказались пророческими - у старца Кукши впоследствии действительно было множество духовных чад.
В храме Воскресения Христова произошло ещё одно знаменательное событие: на Косьму по промыслу Божиему была опрокинута средняя лампада. Все верующие хотели помазаться елеем из лампад, горевших при Гробе Господнем. Люди окружили отрока и, собирая руками стекающий по его одежде елей, благоговейно помазывались им.
Через год после приезда из Иерусалима на Афон Господь благословляет Косьме еще раз быть во Святом Граде и нести послушание у Гроба Господня.
28 марта 1902 года послушник Косьма был пострижен в рясофор с именем Константин, а 23 марта 1905 года - в монашество и наречен Ксенофонтом. Духовным отцом его был старец-подвижник отец Мелхиседек, который подвизался отшельником и был монахом высокой духовной жизни.
В 1912-1913 годах из-за нестроений на Афонской Горе греческие власти потребовали выезда с Афона многих русских монахов. «Так Богу угодно, чтобы ты жил в России, там надо спасать людей», - сказал его духовный отец.
С 1917 года святая Русская Церковь была подвержена жестоким гонениям. Именно в это время Господь поставляет на свещнице церковной светильника веры православной - преподобного Кукшу. Твердым стоянием в Православии таких старцев, как отец Кукша, Киево-Печерская Лавра была сохранена от влияния обновленцев.
Как-то, переоблачая мощи в Дальних Пещерах, преподобный взмолился у мощей схимонаха Силуана о том, чтобы принять схиму. И вот в 56-летнем возрасте отец Ксенофонт неожиданно тяжело заболел, как думали, безнадежно. Умирающего постригли в великую схиму и нарекли ему имя в честь священномученика Кукши Печерского. Вскоре после пострига отец Кукша стал поправлятся, а затем и совсем выздоровел.
В 1934 году отец Кукша был рукоположен во иеромонаха, и через четыре года для него начался тяжелый десятилетний исповеднический подвиг.
В возрасте 63-х лет отец Кукша был послан на изнурительные лесоповальные работы. Работали по 14 часов в сутки, получая очень скудную и плохую пищу.
В 1948 году, после окончания заключения и ссылки, он вернулся в Киево-Печерскую лавру и был с великой радостью принят братией.
Отец Кукша жил и действовал в духе и силе преподобных отцов, таких как Серафим Саровский, Оптинские и Глинские старцы, стяжав, как и они, дары прозорливости, врачевания душевных и телесных недугов. Многих, приходящих к нему за советом или утешением, он, не дожидаясь вопросов, уже встречал с нужным ответом или духовным советом.
К концу своей жизни, в начале 60-х годов, старец снова претерпел много скорбей и преследований от богоборческой власти.
19 июля 1960 года старец прибывает в Свято-Успенский Одесский монастырь, где проводит последние четыре года своей подвижнической жизни. Свое молитвенное правило старец читал задолго до рассвета. Причащался он каждый день, и после причащения всегда читал Пасхальный канон.
Блаженный подвижник предвидел обстоятельства и время своей кончины. Скончался, когда ему было без месяца 90 лет. За несколько мгновений до смерти старец сказал: "Престало время…", и очень спокойно отошел. Власти, боясь большого стечения народа, распорядились не принимать телеграмм из Одессы с оповещением о кончине отца Кукши, требовали совершить погребение на его родине. Но наместник монастыря, вразумленный Богом, мудро ответил: "У монаха родина - монастырь".
После блаженной кончины старца свидетельством о святости его явились чудеса, совершавшиеся на могиле преподобного, и в 1994 году 16/29 сентября правящий архиерей, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, знавший отца Кукшу еще при жизни его, совершил обретение мощей старца.
Много можно привести свидетельств дивной помощи небесного заступника, и одно из самых славных - воскрешение младенца Ксении, мать которой, призвав имя святого, возложила на тело дочери частицы его облачения и гроба и получила дочь свою живую и здоровую.
Мощи преподобного почивают в Одесском Успенском монастыре.
25. Преподобный Алексей Карпаторусский (+1947) 19 ноября/ 2 декабря
Преподобный Алексий Карпаторусский, в миру — Александр Кабалюк, родился 1-го сентября 1877 г. в селе Ясиня в Марамороше — восточной части Карпатской Руси, в крестьянской семье. Воспитывался он под руководством своей весьма набожной матери, вследствие чего уже в юном Александре развилось горячее религиозное чувство, отразившееся позже на всей его деятельности.
Будучи еще юношей, он познакомился на одном из религиозных праздников с человеком, который из Почаева принес продавать духовную литературу в Карпатскую Русь. Этот человек рассказал ему о Почаевской Лавре, и молодой юноша возымел желание — побывать там, и сразу же отправился с этим книгопродавцем в Почаев; затем посетил Киев, где познал красоту православного богослужения. Здесь он познакомился с монахами местной Лавры и рассказал им о незавидном положении русинского населения в Карпатах, изнывавшего под невыносимым мадьярским гнетом.
Снабжённый здесь богослужебными и духовно-поучительными книгами, он стал пробираться тайком через дремучие карпатские леса; все полученные книги принес на родину. Внимательно прочитав эти книги, он стал передавать их землякам, чтобы и те просветились и познали истину Православия. Но эта «москвофильская» пропаганда, как выражались жандармы, не могла долго оставаться в тайне. В районах православного движения жандармы целыми стаями делали облавы, нападали на крестьян, избивали их до крови и подвергали аресту всех, у кого обнаруживали православную литературу.
Познакомившись с историей и узнавши, что уния обманом была навязана русинскому народу, и видя, как униатское духовенство на каждом шагу эксплуатирует обнищалое крестьянское население, юноша Александр решил посвятить себя духовному служению и действовать как миссионер, надеясь, что тогда он сможет успешнее воздействовать на верующих, чтобы они сбросили с себя иго и вернулись в свою прадедовскую веру, веру Православную.
Но возник вопрос, каким образом задуманное дело сможет осуществиться. Обращаться за помощью в венгерские Карловцы (где была резиденция сербского епископа) думать было нечего, надежды полагались только на Россию и на православный Восток. Помолившись у стен Иерусалима, Александр на праздник Святой Троицы 1908 г. прибыл в Пантелеимоновский русский монастырь на Афоне. И оказалось, что в этом монастыре подвизался монах Вячеслав Агоста, карпаторусин из с. Березова (ныне Хустский р-н), который познакомил Александра с настоятелем обители архимандритом Мисаилом. 8 июля 1908 г., в день празднования Казанской иконы Божией Матери, Александр Кабалюк публично отрекся от унии и перешел в Православную Церковь. По принятии им Христовых Таин архимандрит Мисаил благословил новообращенного иконою Пресвятой Богородицы «Акафистная», со словами: «Приимите от меня эту икону Божией Матери и отвезите ее в свой край, как благословение святой Афонской Горы». (С 1928 г. икона хранилась в Благовещенском храме г. Хуста, откуда, пару лет назад, была похищена грабителями).
Перед Пасхой 1909 г. Александр Кабалюк, Василий Вакаров, Михаил Мачка и некоторые другие карпаторусины были приняты на обучение в русский Яблочинский мужской монастырь (ныне Польша).
Об этих событиях на Афоне была издана брошюра, в которой приводился краткий очерк из истории распространения Православия в Закарпатье и страданиях русинов под венгерским и католическим гнетом.
Именно здесь, на св. Горе, посоветовали А. Кабалюку обратиться за помощью к Русской Православной Церкви, которая, без сомнения, окажет помощь русинскому православному движению. Посредниками этой миссии стали внуки известного закарпатского деятеля А. И. Добрянского — братья Геровские. Доктор Роман Геровский еще в 1904 г. два раза ездил в г. Хуст, встречался здесь с крестьянами с. Изы и дал обещание заботиться о них.
Летом 1908 г. Геровские составили обширный доклад и послали в Киев на православный миссионерский съезд, который в то время там заседал. Председателем съезда был архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий), который познакомил съезд с содержанием доклада Геровских и вызвал их к себе по затронутому вопросу.
Но этот вопрос нашел свое решение только в 1909 году. Евлогий (Георгиевский), епископ Холмский, (впоследствии проживавший в Париже), согласился принять в свою епархию, в Яблочинский монастырь, желающих монашества православных угроруссов. Владимир Бобринский, председатель «Галицко-русского общества» в Петрограде, своим влиянием и средствами много помогал содержанием и обучением закарпатских юношей.
25 марта 1910 г., по благословению владыки Евлогия, архимандрит Серафим совершил постриг Кабалюка, будущего Христова исповедника, в малую схиму с наречением имени Алексия, в честь Алексия Божьего человека. 11 июля 1910 г. последовало рукоположение Кабалюка в иеродиаконы; 15 августа, в день Успения Божией Матери, — в иеромонахи.
Получив хиротонии, Алексий не был отпущен прямо из России на родину, что для него и вообще для дела Православия было рискованным. Мадьярские власти его могли судить как шпиона в пользу России. Чтобы не дать повода к подозрению, иеромонах Алексий сначала был послан в Константинополь, где просил от патриарха командировку в Венгрию. С такой командировкой он мог беспечно явиться в родные края. Он подробно изложил патриарху Иоакиму положение православного движения в Карпатской Руси и вообще в Венгрии. Но патриарх уклонился удовлетворить прошение о. Алексия, а рекомендовал ему обратиться к сербскому патриарху Лукиану Богдановичу в Сремские Карловцы, главе Православной Церкви в Австро-Венгрии.
Отец Алексий поскорбел душой, не получив ожидаемой поддержки от Константинопольского патриарха; он мог предвидеть все, что его ожидает после прибытия на родину. Но, возложив надежду на Божий Промысел, будучи вооруженный достаточным знанием и подкрепленный незыблемой верой в правоту своего дела, он без малейшего страха и сомнения начинает теперь же свою миссионерскую деятельность среди своих земляков.
Но, пока все это должно было совершаться еще под спудом, в глубокой тайне, как это описывается мемуарах преподобного.
Благополучно прибыл он в свой родной дом. Как он сам говорил: «Я обратился к Богу с горячей просьбой, чтобы Он избавил нас от беды ради тех людей, которые ждут своего священника».
Отец Алексий принес с собой антиминс и комплектный походной храм со складным иконостасом, написанным на полотне и иные священные принадлежности; они перенесены были на плечах через венгерскую границу, тайно от врагов православной веры.
Его прибытие было открыто только самым верным деятелям православного движения. Спустя несколько дней, Михаил Палканинец из Хуста, ночью, на подводе с сеном, привез отца Алексия в свой дом. Здесь он, укрываясь от людей, завязал отношения с доверенными лицами в селах, в которых происходило православное движение.
«Не может град укрыться верху горы стоя» (Мф. 5, 14), равным образом, не могло долго оставаться в тайне прибытие давно ожидаемого овцами пастыря. О прибытии в Карпатскую Русь иеромонаха Алексия вскоре узнали и мадьярские власти от своих детективов — униатских священников. Жандармы разошлись по всем уголкам Марамороша, тщательно ища пастыря, чтобы схватить его и арестовать. Но Божьим Промыслом сначала не смогли найти его, а только обступили кордоном село Изу, чтобы он туда не мог попасть.
Отец Алексий был вынужден вернуться тайком в Ясиня, своё родное село. Возвратившись, он нашел у себя дома два больших ящика, посланные ему из Черновцов от Владимира Бобринского, в которых находились богослужебные вещи для походной церкви.
Преподобный Алексий КарпаторусскийНе теряя времени, он вскоре отправился, но с большими затруднениями, тщательно укрываясь, в Сремские Карловцы к патриарху Лукиану, который весьма ласково принял его. С патриархом иером. Алексий объяснялся на мадьярском языке. Патриарх внимательно выслушал о. Алексия и изъявил желание охотно оказать помощь, но, предупредил, что ему известно — власти не хотят допустить организации Православной Церкови в Угорской Руси, опасаясь влияния России на русинов. «Однако я не отказываю Вам в своей помощи, — добавил патриарх. Если Вы у себя на Родине действительно для всех свой человек, да к тому еще и иеромонах, то и действуйте во славу Божию. Поезжайте в Мишкольц к протоиерею Гавриилу Мотылю, помощником которого отныне становитесь Вы».
Возвращаясь домой, о. Алексий заехал в Мишкольц к упомянутому протоиерею и получил от него удостоверение, в котором говорилось, что он является помощником прот. Гавриила, с местожительством в Ясине. Получив этот документ, он прибыл в Мукачево, а после и в с. Великие Лучки, где тайно совершил богослужения, на которые собирались ревнители Православия из окружающих сел. Неописуемая радость объяла исповедников св. Православия, что Господь сподобил их дождаться православного священника и выслушать православную литургию. Но в то же время, они глубоко скорбели душой о том, что дело Божие должно было совершаться в глубокой тайне и под страхом наказания.
Из Великих Лучок преподобный отправился в Хуст, но при переходе из одного места на другое, всякий раз жандармы задерживали его и под конвоем отправляли в родное село. На требование верующих, он вторично приехал в Вел. Лучки, но здесь было приказано жандармам арестовать его и пешком отвести в Мукачевскую тюрьму. В народе поднялось волнение с требованием — отпустить его на свободу, власти, несколько дней продержав, отвели исповедника опять же в родное село.
У иеромонаха Алексия было горячее желание попасть в село Изу, о котором он много мечтал, что ему, наконец, и удалось осуществить. Здесь народ с восторгом его принял. В частном доме ночью он начал всенощное бдение, поисповедывал и приобщил св. Христовых Таин более одной тысячи человек; окрестил около 300 детей, причем многие были в таком возрасте, что уже сами, держа в руках свечи, пели: «Елицы во Христа крестистеся...»; и обвенчал 30 пар.
Окружной начальник, по совету жупана, иером. Алексия оставил на три дня в Изе выполнить все требы и тем успокоить верующих от восстания. Видимо, он там был оставлен вынужденно, это видно из доклада, в котором начальник письменно изложил жупану Мочкаи, проживающему в г. Сиготе: «Нужно было бы перестрелять весь народ в Изе, и только тогда можно взять от них священника».
При совершении треб отцом Алексием, власти приказали жандармам наблюдать за порядком, поскольку в течение этих трех дней со всего Марамороша стали стекаться сюда православные верующие. Это было в праздник Стретения Господня в 1912 г. Верующие от радости пели «Христос Воскресе». Народ заполнил битком не только дом, в котором совершались богослужения, но и двор, сад, куда с открытых окон и дверей были слышны богослужения и проповедь. Иеромонах Алексий каждый раз выходил, совершая каждение и обходя весь молящийся народ.
«Когда я прощался с народом, говорил отец Алексий, то все дали мне присягу (клятву) в том, что никогда не отступят от святой Православной веры хотя бы им грозили мучение и сама смерть». Когда говорили эти слова, то многие в голос плакали и со слезами проводили о. Алексия в путь.
Эта трехдневная миссия о. Алексия в Изе произвела на весь карпаторусский народ сильное впечатление, что послужило толчком к движению за возрождение Православия и в тех районов, где уния была прочно утвердилась.
При описании этого трогательного события невольно припоминаешь слова Псалмопевца: «Имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже» (Пс. 41, 1). Многие из русинов, узнав о совершении богослужений в Изе, закрыв свои дома на ключ, со всей семьей спешили к животворящему Источнику — приобщиться св. Христовых Таин, выслушать богослужения и принять благословение. Так, Господь не оставил Своей помощи исповедников св. Православия.
Отец Алексий тайно обошел многие села, в которых возродилось движение за Православную веру, всех он укреплял, утешал и ободрял, уверяя, что Божия помощь их не оставит. Во время этих, поистине апостольских путешествий, верующие оберегали своего апостола и помогали ему скрываться от мадьярских жандармов. Некоторое время он жил в Хусте, в самом центре гонителей Православия. Здесь в доме М. Палканинца была устроена домовая церковь, в которой о. Алексий ночью совершал богослужения.
На примере иеромонаха Алексия наглядно изображаются те препятствия, с которыми столкнулось православное карпаторусское население.
Не безынтересно будет хотя бы коротко дать характеристику местной мадьярской прессы по поводу религиозного движения. Печать отмечала это по-разному: одни газеты признавали права граждан свободно избирать себе вероисповедание, другие же, наоборот, утверждали, что необходимо как можно скорее не только ликвидировать Православие, но и следы изгладить о нем. Проскользнули и осуждения и обвинения униатского духовенства, подавшие повод к движению из-за непристойного отношения их к верующим, что оно безжалостно разоряло и без этого обедневшее население непомерными поборами «коблины и роковины» и поборами за «штолу».
Униатская церковная пресса православному движению придавала политические цели. Орган униатской капитулы — «Греко-католическая мысль», буквально указывал на «опасность», которая вытекала из движения созвучного России и политически неблагонадёжного.
В то время униатскую епархию возглавлял епископ Антоний Папп, телом и душой преданный мадьярской власти. После еп. Фирцака он приложил все усилия к тому, чтобы посредством властей приостановить православное движение. С целью осуществления предпринятого, последовали репрессии, принудительные меры для привлечения православных в униатскую церковь. Была учреждена специальная комиссия, которая из дома в дом посещала православные семьи, производила обыск. Напечатанные в России книги, иконы и кресты забирали, а на «виновных» налагались штрафы, они часто подвергались побоям и аресту.
Жандармы нагрянули и в родной дом о. Алексия, а поскольку его не нашли здесь, арестовали всех его родных, дом закрыли на ключ. В то время о. Алексий находился в Черновцах. Жандармы сделали обыск в доме и все книги и церковную утварь конфисковали. Организовывались облавы тайной полиции, чтобы арестовать преподобного. Узнав обо всем этом, о. Алексий удалился в Яблочинский монастырь, где всё подробно рассказал о вновь начавшихся гонениях против православных на его родине. Эта весть молниеносно разнеслась по всему миру. Вскоре начали появляться статьи в английских и французских газетах, осуждение Изянских властей против беззащитного населения.
Из Яблочинского монастыря о. Алексий отправился в Москву, где его приняли на аудиенцию митрополит Владимир и архиепископ Платон, прибывшие из США, и посоветовали ему удалиться в Америку, что он и сделал. Там он был назначен на приход, но не забывал он за свою паству, — вёл живую переписку, наводил справки о состоянии православного движения и информировал православных в Америке, которые всецело стали на сторону страдальцев.
Был он и на Марморош-Сиготском процессе, где его приговорили с другими верующими к тюремному заключению.
Чувства всех приговоренных выразил в заключительном слове о. Алексий: «Здесь происходит религиозный процесс... Здесь, как в храме, присутствуют верующие и я, как их священник... Мы не виноваты ни в чем. Все, что нами было сделано, совершено исключительно для Православной веры и для блага народа, а потому последнее слово в этом деле скажет сам Иисус Христос... Если придется нам страдать, мы пострадаем за святое дело... Там — на небесах знают, что в наших сердцах только одно желание: устроить нашу духовную жизнь».
17 августа 1921 г. он был избран игуменом Свято-Николаевского монастыря в Изе. В 1925 г. — возведён в сан архимандрита.
19 ноября 1947 г. он преставился в Домбокском женском монастыре. 12 марта 1999 г. были обретены мощи схиархимандрита Алексия. 21 ноября 2001 г. состоялось прославление преподобного Алексия Карпаторусского, исповедника.
Очень трудно переоценить труды прп. Алексия, которые он совершил для своего русинского народа, многие монастыри были открыты благодаря его содействию и также много людей пришли к истинной вере благодаря его проповедям и молитвам.
26. Преподобная Марина
27. Преподобная Димитра Киевская (Введенский монастырь)
28. Преподобный Никодим просфорник Печерский
29. Преподобный Спиридон просфорник Печерский
30. Преподобный Никита Новгородский
31. Блаженная Домника Алешковская 10 июня 1967 г.
32. Праведный Иоанн Кормянский (+1917) 18 / 31 мая
Святой Иоанн Гашкевич родился в 1837 году в белорусской деревне Шерстин. Когда мать носила его во чреве, один блаженный предсказал, что под сердцем у нее избранный сосуд славы Божией. С самого детства Иоанн прислуживал в алтаре своему отцу – сельскому священнику, проводил долгие часы в горячей молитве. В 18 лет он поступил в Могилевскую духовную семинарию, а по ее окончании был направлен законоучителем в церковно-приходскую школу. Женившись, святой Иоанн принял священный сан (1862) и стал служить в родной деревне. В 1876 году по собственной просьбе он был переведен в селение Огородня Гомельского уезда. Все силы он целиком отдавал служению Церкви и прихожанам, не имел никакой собственности. После рождения младшего сына, когда Иоанну исполнилось 48 лет, он осуществил свою мечту: посетил Киево-Печерскую лавру. Там святой получил благословение от старцев на монашеский образ жизни и уже до смерти не вкушал мясной пищи, предавался строгому посту в среду и пятницу, лишь после вечернего богослужения вкушая просфору и немного воды; во время долгих ночных бдений он неустанно читал Иисусову молитву. Святой Иоанн любил повторять слова: «Вера без дел мертва» (Иак. 2: 20), – и сам подавал пример любви к ближнему, по-отечески заботясь о вдовах и сиротах.
Однажды он отдал бедной вдове и ее пятерым детям корову, от которой кормилась его собственная семья. Когда к нему приводили бесноватых, те тут же падали ниц, как только святой Иоанн творил над ними крестное знамение. Он без устали призывал людей к покаянию, пророчески предчувствуя, что близится мерзость запустения и вскоре потоки крови оросят Русскую землю. Предсказав день своей кончины, он мирно отошел ко Господу осенью 1917 года. В 1950 году коммунисты сожгли церковь, в которой он служил, а на ее месте устроили танцевальную площадку. Когда уничтожали фундамент церкви, в нем обнаружили гроб святого отца. Обретение его мощей и перенесение их в храм селения Корма состоялись лишь 27 августа (9 сентября) 1997 года, по случаю приезда Патриарха Московского Алексия II. Тогда было обнаружено, что мощи святого угодника нетленны. С тех пор возле них происходит множество чудесных исцелений.
Глинские старцы:
34. Прп. Филарет
35. Прп. Иннокентий
36. Прп.Василий
37. Прп. Феодот
38. Прп. Илиодор
39. Прп. Иоанникий
40. Прп. Архип
41. Прп. Серафим (Амелин)
42. Прп.Макарий
43. Преподобный Герасим Иорданский.
44. Преподобный Иоанн Лествичник
45.Сщмч. Роман Медведь (+1937) 26авг/8 сентября
46. Мц. Лукия Сиракузская (+304) 13/26 декабря
47. Мч. Конон Исаврийский (I) 5/18 марта
48. Прп. Зосима Палестинский (+560) 4/17 апреля
49. Мч. Севастиан Медиоландский (+287) 18декабря/31 декабря
50. Мц. Дария Римская (+283) 19 марта/1апреля
51. Свт. Порфирий Газский (+420) 26 февраля/10 марта
52. Мц. Филицата Рим (+ок. 164 года) 25 января /7 февраля
53.Мч. Ипполит Рим (+258) 13/26 августа
54. Мч. Вонифатий Тарсийский (+290) 19 декабря/1 января
55. Прп. Савва Освященный (+532) 5/18 декабря
56. Вмч. Димитрий Солунский (+306)26 октября/8 ноября
57. Ап. Филипп от 12 ок. (ок. 81-96) 14/27 ноября
58. Первомуч. Архидиак. Стефан (+ок.34) 27 декабря/9 января; 15/28 сентября 2/15 августа
59. Св. прав. Анна, матерь Пресвятой Богородицы 9/22 декабря; 25/7 августа; 9/22 сентября
60. Равноап. царица Елена (+327) 21 мая/3 июня; 6/19 марта
- св. Иоанн. Предтеча 29августа/11 сентября; 24 июня/7июля; 25 мая/7 июня; 12/25 октября; 23 сентябрь/6 октября; 24 февраля/ 9марта; 7/20 января
- ап. Петр. 12 июля
- ап. Павел. 12 июля
- ап. Андрей Первозванный 13 декабря
- свт. Василий Великого 14 января
- св. прав. Алексий Южинский (+1934) 2 августа?
- прп. Матфей Яранский (+1927) 29 мая по н.ст.; 23 ноября по н.ст.
- священномученик Сергий Стрельников (+1937) 8 августа по н.ст.
Священномученик Сергий Стрельников родился 24 сентября 1887 года, в канун праздника преподобного Сергия Радонежского, в селе Шулка Вятской губернии в семье диакона Александра Стрельникова. 14 июня 1911 года Сергей Александрович окончил по первому разряду Вятскую духовную семинарию, и 12 января 1912 года он был определен учителем в Богородско-Полянскую церковноприходскую школу Яранского уезда Вятской губернии, а 1 сентября того же года перемещен на аналогичную должность в село Мушу, располагавшееся в том же уезде.
Вскоре Сергей Александрович Стрельников был рукоположен во диакона, а 14 ноября 1912 года – во священника с назначением в Михаило-Архангельскую церковь села Колянур Яранского уезда. На данном приходе батюшка прослужил до 7 января 1916 года, а затем по личному прошению был переведен в Предтеченскую церковь села Оршанка, где и подвизался до конца своей жизни.
На протяжении всего своего служения в дореволюционное время отец Сергий, как и большинство священников того времени, занимался активной просветительской деятельностью: преподавал Закон Божий в Бабинском земском училище, Видянинском земском училище, Оршанском двухклассном земском училище, Оршанском высшем начальном училище. С декабря 1912 года батюшка состоял членом Миссионерского общества, с 1915 года входил в Братство святителя Николая Чудотворца, образованное в Вятской епархии. Труды священника Сергия Стрельникова на ниве Христовой получили признание. В Предтеченской церкви села Оршанка отец Сергий прослужил более двадцати лет. В годы советской власти, как и все священнослужители, он был лишен гражданских прав, не раз облагался непосильными налогами, подвергался другим притеснениям. Храм села Оршанка несколько раз оказывался под угрозой закрытия, но трудами священника и верующих приходскую жизнь удавалось сохранить. В 1933 году за ревностное служение Церкви Божией отец Сергий был возведен в сан протоиерея.
В 1936 году церковь в Оршанке все-таки закрыли, передав здание под зерносклад. Батюшка сносил все это терпеливо, продолжал исполнять свой пастырский долг, совершая богослужения на дому, а в январе 1937 года благословил сбор подписей за открытие храма.
До наших дней дошли воспоминания прихожан Оршанской церкви о протоиерее Сергии. Его помнят как человека трудолюбивого, сострадательного и отзывчивого. В самых обычных житейских делах он был поддержкой для своих односельчан: помогал людям хлебом, участвовал в общих сельскохозяйственных работах, вместе со всеми тушил пожары в селе. Конечно, отец Сергий предвидел свою судьбу, общую для всех истинных служителей Церкви того времени. По воспоминаниям очевидцев, батюшке неоднократно предлагали скрыться, но он категорически отказался оставить паству.
26 июля 1937 года протоиерей Сергий Стрельников был арестован по ложному обвинению в систематическом ведении контрреволюционной агитации, по статье 58-й, и заключен под стражу в камеру предварительного заключения Оршанского отдела милиции с последующим направлением в Йошкар-Олинскую тюрьму.
По этой известной статье в Советском Союзе с 1921 по 1953 год за контрреволюционные преступления было осуждено почти четыре миллиона человек. В ходе следствия батюшка был допрошен дважды 29 июля 1937 года и виновным себя не признал. 8 августа состоялось заседание тройки НКВД по Марийской АССР, на котором протоиерей Сергий Стрельников был приговорен к расстрелу. Приговор привели в исполнение в тот же день, в 15 часов. Похоронен отец Сергий в братской могиле на так называемой Мендурской дороге неподалеку от Йошкар-Олы. 16 июля 2005 года было принято решение о причислении протоиерея Сергия Стрельникова к лику святых новомучеников и исповедников Российских. А в декабре 2005 года были обретены мощи новопрославленного святого, которые в настоящее время находятся в домовом храме иконы Божией Матери «Троеручица» в здании Йошкар-Олинского епархиального управления. Милостью Божьей в скором времени и в нашем храме будет частица мощей священномученика Сергия.