Великомученик Георгий
ВЕЛИЕОМУЧЕНИК ГЕОРГИЙ
диакон Алексий Кириллин
СОБЫТИЕ ПРАЗДНИКА
6 мая (23 апреля ст.ст.) Церковь вспоминает одного из самых почитаемых своих святых, святого великомученика Георгия (житие). Этот день всегда попадает на послепасхальный период (в редких исключениях – на Страстную седмицу). В связи с особо значительным почитанием святого, накануне праздника полагается совершать Всенощное бдение.
СВЯЗАННЫЕ ПРАЗДНИКИ
6 мая (23 апреля) – не единственный день памяти св. Георгия.
Достаточно древним является и празднование 16 (3 ст. ст.) ноября, связанное с освящением храма св. великомученика в Лидде (Иоппия, ныне Яффа), на его родине, где и покоятся его мощи. Первый храм в этом месте был построен в VI в., нынешний – при российском содействии в XIX в.
23 (10 ст.ст.) совершается грузинская память (Колесование) св. Георгия.
9 декабря (26 ноября ст. ст.) вспоминается освящение храма св. Георгия в Киеве, построенном при князе Ярославе Мудром в честь его небесного покровителя (он был крещен под именем Георгий). Как и почему день освящения одного из древних храмов попал в общецерковный месяцеслов, неизвестно. Это далеко не первый, не самый древний храм Киева и не единственный, пользовавшийся княжеским покровительством.
БОГОСЛУЖЕНИЕ
Поскольку служба почти всегда выпадает на послепасхальный период, она совершается по Минее и Цветной Триоди. Случай ее выпадания на воскресный день, на Светлую или Страстную Седмицы, здесь рассматриваться не будут. Каждая седмица послепасхального периода имеет свое наименование по воскресному дню, с которого она началась (Мироносиц, О расслабленном и т.д.), и целый ряд богослужебных текстов на седмице либо повторяется с воскресенья, либо приводятся в Триоди индивидуально для каждого дня. Поскольку 6 мая может выпасть на любой день недели и на любую из этих седмиц, то эти тексты являются переменными, и в этом обзоре они будут именоваться как тексты Триоди (стихиры Триоди, канон Триоди и т.д.).
В начале Великой вечерни, после мирной ектеньи, как обычно для бденных и полиелейных праздников, поются стихи из псалмов 1 кафизмы: «Блажен муж…».
На «Господи воззвах» поются три стихиры Триоди и шесть (в т.ч. на «Слава…») стихир Великомученика 4 и 6 гласов. Третья восхваляет св. Георгия, претерпевшего мучения, которые сравниваются с атрибутами власти (порфирой и скипетром), не временной, земной, а вечной («в непроходимыя веки»). Четвертая сравнивает его с воином («храборником»), противостоящим демонским силам. На «И ныне…» поется Богородичен Триоди.
Совершается вход с кадилом, никаких изменений в прокимен дня не вносится. Читаются паримии: Ис. 43:9-14 (о свидетелях, мученик, греч. μαρτυρας дословно переводится именно как свидетель, свидетельствующий своей жизнью и смертью об Иисусе Христе и о надежде на Всеобщее Воскресение); Прем. 3:1-9 и 4:7-15 (первые ветхозаветные попытки осмысления того, что праведник необязательно будет долго жить, и что не долголетие, а именно угождение Богу – есть высшая ценность, более важна, чем благополучная жизнь на земле).
Для литии составлено 4 стихиры (а также Богородичная Триоди). В первой св. Георгий вновь назван «храборником». Поскольку лития связана с выходом духовенства из Алтаря, традиционно, некоторые стихиры (в данном случае третья и четвертая) начинаются призывами к собранию: «Приидите, верных собори…» и «Приидите, насладимся...». В четвертой также воспевается подвиг св. Георгия, не пожалевшего «сосуда» своего тела (т.е. земной жизни) ради верности Христу. К сожалению, в приходской практике, лития в этот день, как правило, опускается, если только праздник не Престольный.
Стихиры на стиховне также посвящены святому (кроме последней, Богородичной, взятой из Триоди). В качестве припевов используются 13 и 14 стихи Псалма 91, часто используемого в прокимнах мученикам (см. ниже). В третьей стихире вновь говорится о том, что св. Георгий «небрег о сосудех», но в данном случае речь идет скорее всего об орудиях пыток. Стихира на «Слава…» подчеркивает, что пытка огнем для святого, напротив стала как закалка для металла.
После Трисвятого по «Отче наш…» поется тропарь св. Георгию 4 гласа:
Тропарь св. великомученику Георгию, глас 4
Я́ко пле́нных свободи́тель / и ни́щих защи́титель,/ немощству́ющих вpач, / правосла́вных побо́рниче / победоно́сче великому́чениче Гео́pгие, // моли́ Хpиста́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
На утрене после «Бог Господь…» поется тропарь текущей седмицы Триоди (дважды), на «Слава…» вновь поется тропарь святому, на «И ныне…» Богородичный воскресный тропарь того же гласа (т.е. четвертого, «Еже от века утаенное…»).
После первой кафизмы седальны Триоди, после второй – святого, где опять говорится о том, что св. Георгий пренебрег своими воинскими успехами и даже претерпел насильственную («нужную») смерть, возжелав славы на небесах.
Далее совершается полиелей, поется величание, чередуемое стихами избранных псалмов. Избранный псалом содержит стихи следующих псалмов: 45, 82, 78, 43, 72, 65, 31, 13, 33, 96, 111, 15, 67, 91, 63, тематически связанные либо с различными скорбями и испытаниями, либо с жизнью праведника и характерные для служб в честь мучеников.
Величание
Велича́ем тя,/ страстоте́рпче святы́й великому́чениче и победоно́сче Гео́ргие,/ и чтим честна́я страда́ния твоя́,/ я́же за Христа́ // претерпе́л еси́.
После малой ектении полагаются седальны великомученика, обычные степенны 4 гласа и чтение Евангелия. Прокимен перед чтением Евангелия обычный для служб мучеников, состоящий из 13-14 стихов Псалма 91, совпадающий с запевами стихир на стиховне на вечерне (см. выше).
Прокимен мученику общий, глас 4
Пра́ведник я́ко фи́никс процвете́т, я́ко кедр, и́же в Лива́не, умно́жится.
Стих: Насажде́ни в дому́ Госпо́дни, во дво́рех Бо́га на́шего процвету́т.
Евангельский отрывок (Лк. 12:2-12) призывает не бояться земных преследователей, способных убить лишь тело, но уповать на Бога и более беспокоиться об угождении Ему, ведь Его власть и милость простираются в вечность за пределы земного бытия. В блоке стихир по 50 Псалме поется стихира Великомученику 6 гласа.
Далее поется и читается канон. Он имеет сложную структуру, будучи составлен из следующих канонов: текущей седмицы Триоди (т.е. тот же, что читался в предшествующее воскресенье) и двух канонов святому (2 и 4 гласов). Катавасия по каждой песни – из канона Пасхи, за исключением дней Преполовения Пятидесятницы или его отдания, когда катавасии свои.
В третьем тропаре первой песни первого канона святому, он назван «самозванным», что в данном случае подразумевает, что он не был никем понуждаем в своем исповедничестве.
После третьей песни полагается кондак и икос Триоди и седальны, в одном из которых говорится, что св. Георгий попрал превозношение врага и угасил свирепость мучителей (в данном случае, видимо, проигнорировал ее, т.к. сама по себе свирепость не исчезла).
Второй тропарь четвертой песни первого канона содержит призыв к святому помочь в борьбе с искушениями. Во втором каноне говорится о бесстрашном ответе святого перед судом, что вызывало ужас преследователей. Второй тропарь говорит о том, как он разбил хитроумные доводы оппонентов, а третий – как высмеял языческих богов.
Третий тропарь пятой песни первого канона вновь содержит обращение к св. Георгию о помощи в борьбе с демонскими нападениями. Богородичен называет Пресвятую Деву «Обрадованной», что переводится более привычным словом «Благодатная». Первый тропарь той же песни второго канона говорит о св. Георгии как о вступившем в схватку со злом, отбросив все соблазны мира («мира же наг»). Слово «державною» в следующем тропаре, применительно к слову «любовию» подразумевает ее могущество (там любовь перечисляется в числе «оружия» святого, наряду с Крестом Господним, надеждой и верой).
Во втором тропаре шестой песни первого канона говорится, что святой удостоился Божественного видения, насколько это было возможно, а следующий напоминает и о случаях чудесной помощи от святого тем, кто в ней нуждался.
По 6 песни – кондак и икос святого:
Кондак св. великомученику Георгию, глас 4
Возде́лан от Бо́га показа́лся еси́ благоче́стия де́латель честне́йший, / доброде́телей рукоя́ти собра́в себе́, / се́яв бо в слеза́х, весе́лием жне́ши, / страда́льчествовав же кро́вию, Христа́ прия́л еси́, // и моли́твами, свя́те, твои́ми все́м подае́ши прегреше́ний проще́ние.
Сложная конструкция первого тропаря седьмой песни второго канона сводится к тому, что видя идолопоклонство и нечестие, св. Георгий, в силу ревности, отдал себя в жертву за истинную веру.
В первом и втором тропарях восьмой песни второго канона говорится, что все мучения, а затем – и красоту мира, святой вменял ни во что («небрегл еси»). В третьем говорится, что он от пыток лишь укреплялся («вживляемь»).
По восьмой песне совершается обычное каждение на «Честнейшую..», поскольку здесь рассматриваются только будние дни.
По 9 песни произносиятся светильны святого и (на «и ныне…») Триоди.
На «Хвалитех…» поются пять стихир святому (включая ту, что на «Слава…») и (на «И ныне…») Триоди. При этом, последняя стихира св. Георгию (на «Слава…») содержит отсылку к книге Притч Соломона (ст. 4:25): «О́чи твои́ пра́во да зря́тъ, и вѣ́жди твои́ да помава́ютъ пра́ведная». В данном случае речь идет о том, что избрав праведный путь, св. Георгий, не уклонился и не отступил от него, и теперь удостоился награды от Господа.
После Великого Славословия поются тропари святому и Триоди.
На Литургии к третьему антифону (Блаженства) добавляются тропари 3 и 6 песен второго канона св. Георгию из утрени.
Прокимен мученика, на основе Псалма 63 (стихи 10 и 1). Апостольское зачало (Деян. 12:1-11) об убийстве Иакова Зеведеева Иродом и заключении Петра в темницу, а затем – его чудесном осовобождении. Аллилуиарий – на основе Псалма 91 (совпадает с прокимном на утрене). Евангельское зачало (Ин. 15:17 – 16:2), представляющее собой фрагмент последней беседы Иисуса Христа после Тайной Вечери, где Он явно говорит ученикам о предстоящих преследованиях, о ненависти мира к ним и о том, что они призваны иметь между собой любовь.
Прокимен, глас 7:
Возвесели́тся пра́ведник о Го́споде, / и упова́ет на Него́.
Стих: Услы́ши, Бо́же, глас мой, внегда́ моли́ти ми ся к Тебе́.
Аллилуиа, глас 4:
Пра́ведник я́ко фи́никс процвете́т, я́ко кедр, и́же в Лива́не, умно́жится.
Стих: Насажде́ни в дому́ Госпо́дни, во дво́рех Бо́га на́шего процвету́т.
Причастный стих взят из Псалма 111 (ст. 6): «В память вечную будет праведник…».
Файл с текстом службы, в котором выделены все упомянутые места, можно открыть здесь (рекомендуется в отдельной вкладке).
ГЕОГРАФИЯ
Храм св. вмч. Георгия в Старых Лучниках (фото: bogoyavlenskoe.ru)
Видео из цикла "Святныни Москвы"
Храм св. вмч. Георгия в Ендове (фото: Andrey Lomakin)
Видео из цикла "Святныни Москвы"
Храм св. вмч. Георгия в Грузинахм (фото: евгений измайлов)
Видео из цикла "Святныни Москвы"
Храм св. вмч. Георгия на Поклонной Горе (фото: pravmir.ru)
Георгиевский храм Владимира (фото автора)
Георгиевский собор Юрьева-Польского (фото: Ludvig14)
Георгиевский храм Касимова (фото из сообщества "Богоявленский (Георгиевский) храм | г.Касимов" VK.com)
Источник вмч. Георгия в Камно (фото из сообщества "Храм Георгия Победоносца д.Камно" VK.com)
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Инфорграфика: