Рождество Христово

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

диакон Алексий Кириллин

 

https://svyatmatrona.ru/wp-content/uploads/2019/01/%D0%98%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B0-%D0%A0%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0-%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0.jpg

 

         Рождество Христово – один из двунадесятых праздников, и вообще, один из важнейших христианских праздников, связанный с Рождением от Девы пришедшего в Мир Спасителя, вочеловечившегося Бога Сына, одного из лиц Пресвятой Троицы.

 

ПРЕДЫСТОРИЯ СОБЫТИЯ ПРАЗДНИКА

 

        С самого момента грехопадения первых людей, и на протяжении всего Ветхого Завета, Бог давал людям указания на то, что в положенное время им явится Спаситель, Мессия, хотя они и не всегда были правильно понимаемы ими.

        Самое первое из таких указаний было дано Богом еще до изгнания Адама и Евы из Эдема: «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3, 15). Однако, до этого события оставалось еще несколько тысячелетий.

          О своем первенце, Каине, Ева сказала: «Приобрела я человека от Господа» (Быт. 4, 1), видимо, как-то связывая с ним надежду на спасение. Однако, поскольку предрасположенность ко греху передается и потомкам людей, Спаситель должен был быть рожден необычным способом, от Девы, Которая Сама должна была быть наиболее чистой и праведной, насколько это возможно для человека.

       Спустя долгое время, когда человечество уже изрядно закоренело в грехе, не будучи очищено даже Всемирным Потопом, Бог избрал Авраама, чтобы произвести от него избранный народ, в котором должна была сохраниться вера в Него, и из которого и должна была произойти Матерь Спасителя. Авраам трижды проявил глубочайшую и преданнейшую веру в Господа: когда последовал призыву пойти в Ханаанскую землю (Быт. 12, 1-2), когда поверил в возможность рождения сына в старческом возрасте (Быт. 18, 18-19) и когда был готов по Божьему требования принести этого долгожданного сына в жертву (Быт. 22, 1-14). Последнее действие Господь прервал, поскольку это было лишь испытанием веры. Проявленная вера, как сказано в Писании, «вменилась Аврааму в праведность» (Быт. 15, 6). О будущем же народе, в котором «благословятся все племена земные» Бог неоднократно говорил Аврааму, а затем – и его потомкам (Быт. 12, 3; 15, 5; 17, 8; 18, 18; 22, 18; 26, 4; 28, 14).

 

https://i.pinimg.com/originals/da/ae/a4/daaea45d793f946a6e379c6e84281cd7.jpg

Авраам

 

            Со временем, народ действительно произошел. Первоначально он состоял из двенадцати сыновей Иакова, внука Авраама с их многочисленными потомками. Благодаря одному из сыновей, Иосифу, проданному в рабство своими братьями, но впоследствии ставшему значительным человеком в Египте, все они переселились в эту страну. Умирая, Иаков изрек о каждом из сыновей особое пророчество, которое осуществилось на их потомстве. Сохраняя память об этих пророчествах, возможно, даже недопонимая их, народ, уже на тот момент именуемый еврейским или израильским, стал делиться на колена, каждое из которых происходило от одного из двенадцати сыновей.

 

http://christianskaya-vera.ru/upload/iblock/287/28704815cf73417367bfae233d0a894c.jpg

Иаков и его пророчество

 

             Об одном из них, Иуде, он сказал следующее: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» (Быт. 49, 10). Намного позже, когда еврейский народ создал свое государство, именно из колена Иуды происходила его правящая династия. Мессию же ожидали тогда, когда эта династия утратила даже номинальную власть. Это пророчество осуществилось в точности: ко времени пришествия Спасителя, вся Палестина находилась в составе Римской империи, а в Иерусалиме правил утвержденный римлянами царь Ирод, даже не являвшийся евреем. Вероятно, зная об этом пророчестве, он очень опасалася за свою власть. Помнил его и народ, а потому возлагал свои надежды на скорый приход Спасителя. К сожалению, представления народных масс и их лидеров о Спасителе, как о национально-осовободительном вожде, были далеки от истины. Однако, все это произойдет позже.

          Прожив около 400 лет в Египте, и со временем оказавшись в рабском положении, евреи, под предводительством призванного Богом Моисея, вышли из этой страны, получили Заповеди от Бога и различные повеления о совершении богослужения и жертвоприношений, обзавелись, так же, по Божьему указанию, походным храмом, Скинией, совершили 40-летние странствие по Синайскому полуострову, и наконец, вышли к Ханаанской Земле. При этом, нередко им приходилось участвовать в стычках с местными племенами и мелкими государствами.

 

Бальтазар Бернардс, Жерар Хет. Валаам пророчествует и благословляет израильтян в присутствии царя Валака и его военачальников. 1728 г. Рейксмузеум, Амстердам, Нидерланды.

Бальтазар Бернардс, Жерар Хет. Валаам пророчествует и благословляет израильтян в присутствии царя Валака и его военачальников.

 

           Валак, правитель одного из таких государств, привлек на свою сторону колдуна Валаама, чтобы тот произнес проклятье на еврейский народ. Вопреки, Божиим предостережениям, он согласился. Все же, колебаясь, он отдал себя в волю Господа, и эта воля исполнилась на нем самым чудесным образом. В последний момент, вместо проклятья, он изрек благословение еврейскому народу («Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят!»), чем вызвал гнев и недоумение Валака (Быт. 24, 1-16), а затем, произнес свое знаменитое пророчество о Спасителе: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых» (Быт. 24, 17).

           В книге Псалтирь, написанной по большей части царем Давидом (согласно сказанному Иаковом, Давид действительно происходил из колена Иудова), но так же и дополняемой еще несколько столетий после него, целый ряд Псалмов содержит в себе указания на ожидание Спасителя и на обстоятельства Его Пришествия, которые их авторы могли духовно узреть. Среди них Псалмы 2 («Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе»), 18 («Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание»), 45, 65 («Пойте славу имени Его, воздайте славу, хвалу Ему. Скажите Богу: как страшен Ты в делах Твоих! По множеству силы Твоей, покорятся Тебе враги Твои. Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет имени Твоему»), 66, 71, 86 («Основание его на горах святых. Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова… О Сионе же будут говорить: "такой-то и такой-то муж родился в нем, и Сам Всевышний укрепил его"»), 92 («Господь царствует; Он облечен величием, облечен Господь могуществом и препоясан: потому вселенная тверда, не подвигнется»), 109, 110, 131, 148. В этом ряду особенно важен Псалом 109 (и близкий к нему по смыслу приведенный выше фрагмент Псалма 2): «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих… из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое». То, что в нем указывается на грядущего Мессию, было ясно для всех толкователей. Как было ясно из других пророчеств, что Мессия произойдет из потомков Давида. О том, как одновременно Давид может своего потомка считать своим Господом, впоследствии спросил Своих совопросников Иисус Христос, чем привел их в недоумение (Мф. 22, 45; Мк. 12, 37; Лк. 20, 44). А именно это обстоятельство и указывает на то, что Он, являясь Господом, в то же время явился и Человеком, потомком Давида.

             После Соломона, сына царя Давида, прежде единое царство распалось на Иудейское (в составе колен Иуды, Ефрема и Левия, в котором династия потомков Давида продолжала править, и хотя бы частично продолжалось почитание Истинного Бога) и Израильское (все более впадавшее в язычество).

          Оба царства, будучи мелкими и незначительными, по сравнению с сложившимися в VIII в. до Р.Х. гигантскими империями древнего мира, были обречены быть ареной столкновений между ними, и рисковали своей независимостью. В конечном итоге, Израильское царство было покорено Ассирией, и перестало существовать. Иудейское же царство на тот момент устояло. В ту критическую эпоху свой голос возвысил пророк Исаия, священник Иерусалимского Храма, человек влиятельный и уважаемый, имеющий доступ к царям. Им, зачастую, он и высказывал свои пророчества. За обилие и точность пророчеств о Христе он названа «Ветхозаветным евангелистом». Он провидел не только детали Рождества Спасителя, но и Его Крестных страданий. Прежде всего, именно он сказал о рождении Его от Девы (Ин. 7, 10 – 8, 10), но поскольку это пророчество было вплетено в пророчество о текущей ситуации (военной опасности, нависшей над Иерусалимом), ему не было придано должного значения, а позднейшие еврейские толкователи нередко воспринимали Деву из него просто как «молодую женщину».

 

https://hram-preobrazhenskiy.ru/wp-content/uploads/prorok-isajya3.jpg

Пророк Исаия

 

             Продолжая свое пророчество, Исаия назвал Грядущего Младенца «Великого Совета Ангел» (Ис. 8, 22 – 9, 7). К этому наименованию и отсылает икона Св. Троицы прп. Андрея Рублева, значительно вышедшая за пределы изображения трапезы у Авраама. Сам по себе сюжет с явлением Аврааму трех Ангелов является классическим в изображении Троицы: неизобразимый Бог может быть символически изображен в виде трех Ангелов. Однако, в иконе прп. Андрея трапеза Авраама приобретает смысл Предвечного Совета, на котором Богом принимается решение о воплощении и Крестной смерти за людские грехи.

 

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/1d/Andrey_Rublev_-_%D0%A1%D0%B2._%D0%A2%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%86%D0%B0_-_Google_Art_Project.jpg

Икона Троица прп. Андрея Рублева

 

              Следующее пророчество Исаии с одной стороны указывает на происхождение Спасителя: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень» (Ис.11, 1). Иессей – отец царя Давидова.

 

Древо Иессеево. Современная икона.

Икона Пресвятой Богородицы «Древо Иессеево»

 

            Древо Иессеево – одно из наименований той самой династии иудейских царей. Т.е. Спаситель должен был произойти из нее. И действительно, Пресвятая Богородица принадлежала именно к этому роду. К тому времени, он уже сильно разросся, и включал в себя не только людей богатых и знатных, но и очень простых и бедных. С другой стороны, это пророчество указывает на тайну мира после Второго Пришествия Спасителя (когда еще и Первое не состоялось), в котором будет устранена всякая жестокость, даже та, которая принадлежит животным, и кажется естественной (Ис. 11, 2-11), т.е. мир будет вновь приведен в состояние Эдема. Когда Спаситель родился, находившимся неподалеку пастухам явились Ангелы, певшие: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2, 14), не в том смысле, что на земле сразу воцарится «мир и покой», но в том, что явился Тот, кто проложит к этому путь. О том, что это лишь дело будущего, Он Сам сказал Своим ученикам: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10, 34).

               Пророчествовал Исаия и грядущей новой эпохе, Новом Завете (Ис. 35, 4-6), связанном с пришествием Спасителя, и о том, что Иерусалим станет местом, куда явится Господь и привлечет к Себе многие народы (Ис. 60, 1-6). Предсказал он и то, что Иерусалимский Храм будет, по разрешению могущественного правителя (им оказался персидский царь Кир) восстановлен в то время, когда он еще даже не был разрушен (Ис. 44, 28 – 45, 7).

 

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=5fb4d498fa75f0efa682fa2df106155a_l-5235164-images-thumbs&n=13

Пророк Михей

 

           Одновременно с Исаией пророчествовал и его ученик Михей. В его самом известном пророчестве упоминается место рождения Спасителя: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5, 2). Здесь не только упоминается конкретный город (евреи помнили это пророчество, именно на его основании Ирод приказал истребить всех младенцев в Вифлееме, надеясь, что среди них будет и Мессия), но и, под видом малости и незначительности города, то, что Сам Спаситель явится без большой помпы. Действительно, Иосиф и Мария были не только бедны сами по себе, но и, придя в Вифлеем, не могли найти гостиницы, и были вынуждены остановиться в хлеву, где и состоялось Рождество. Само название, Вифлеем, переводится как Дом Хлеба, и здесь тоже есть значительный символизм, поскольку Христос неоднократно называл Себя Хлебом Небесным или Хлебом Жизни (Лк. 22, 19; Ин. 6, 48, 51), именно хлеб пресуществляется в Его Тело в Таинстве Евхаристии.

          В VII в. до Р.Х. «глобализация» древнего мира все же добралась и до Иудейского царства. В результате неудавшихся дипломатических авантюр, оно было завоевано и разгромлено Нововавилонским царством, новой державой Ближнего Востока, сменившей Ассирию и выросшей вокруг древнего Вавилона, переживавшего на тот момент свое второе рождение. Иерусалим в течение достаточно короткого времени был троекратно взят, Иерусалимский Храм был разрушен, иудейская государственность полностью уничтожена, большая часть народа угнана в центральные районы Нововавилонской державы (осталось лишь небольшое число жителей, впоследствии переселенное в Египет), на место уведенных были заселены другие народы (со временем, из них сложится неоднократно упоминаемый в Евангелии народ самарян). Как и большинство империй мировой истории, Нововавилонская держава, активно привлекала в ряды своей элиты знать покоренных народов. Так, ко двору вавилонских царей попал и еврей Даниил с тремя своими молодыми друзьями. Их приключения при дворе описываются в первых главах книги пророка Даниила. Но применительно к тематике Пришествия в мир Спасителя важно то, что Даниил истолковал царю Навуходоносору его сон (Дан. 2, 31-45), в котором истукан из разных материалов, олицетворяющий сменяющие друг друга великие империи, был разбит попавшим в него камнем, оторванным от горы без помощи рук. Последнее Даниил объяснил возникновением такого Царства, которое воздвигнет Сам Бог. Царством этим стала созданная Иисусом Христом Святая Церковь (Мф. 16, 18).

            Держава Вавилона была быстро поглощена Персидским царством, и Даниил был принят и при ее дворе. Именно в это время, им, по Божьему откровению было записано прямое пророчество о времени Спасителя: «Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых» (Дан. 9, 24). Семьдесят седмин, т.е. 490 лет должны были пройти от указа о восстановлении Иерусалима до Искупителя. Окончательный указ о восстановлении Иерусалима был издан персидским царем в 457 г. до Р.Х. От этого момента до Крестной смерти Христа и Его Воскресения (33 г.) прошло 490 лет.

 

https://inoved.ru/wp-content/uploads/2015/12/25-1024x996.jpg

Пророк Иеремия

 

             Все три завоевания Иерусалима застал другой пророк, Иеремия. В результате последнего он был вместе с остатками народа отправлен в Египет, где и скончался (либо был убит). Среди многочисленных пророчеств Иеремии можно отметить еще одно (после Михея) упоминание Вифлеема. И опять, в связи с событиями Рождества. Вифлеем вообще неоднократно упоминается в Ветхом Завете, в частности, как место погребения жены Иакова, Рахили. К ее образу и обращается Иеремия: «голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» (Иер. 31, 15). Согласно Евангелию от Матфея, пророчество осуществилось, когда Ирод приказал истребить младенцев в Вифлееме от двух лет и младше (Мф. 2, 18), а в образе Рахили изображены матери всего города.

               Так же Иеремия говорил о грядущем Новом Завете, так же, связанном с пришествием Мессии (Иер. 31, 31-34) и о Его происхождении от Давида (Иер. 33, 15-16). Наконец, ученик Иеремии, Варух изрек важнейшие слова: «После того Он явился на земле и обращался между людьми» (Вар. 3, 38), осуществлением которых и являлось пришествие Христа.

             Еще одним современником Даниила и Иеремии был пророк Аввакум. В составе его пророчества была молитва со словами: «Господи! услышал я слух Твой и убоялся. Господи! соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости. Бог от Фемана (юга) грядет и Святый - от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля» (Авв. 3, 2-3), в которых так же видели указание на ожидание Спасителя.

         Столь частое упоминание в самых разных книгах Писания о грядущем Мессии, конечно, по мере приближения указанных времен, усиливало Его ожидание, хотя представления о Нем могли быть и самые ошибочные. Постепенно от иудеев о Нем узнавали в эллинистическом мире, тем более, что исторические событие постепенно подтверждали то, что было написано в древних книгах.

           В империи Александра Македонского, а затем – и в римских завоеваниях видели очередное осуществление сна Навуходоносора об истукане: они представляли собой последнюю, нижнюю часть истукана, и скоро должен был явиться Камень. Когда, во время своих завоеваний, Александр подошел к Иерусалиму, иудеи, не дождавшиеся защиты от Персидского царства, подданными которого они продолжали быть, устроили ему торжественную встречу. В частности, ему был зачитаны эпизоды из пророчеств, где он с удовлетворением увидел указания на себя. С тех пор он уважительно относился к пророческим книгам, а после завоевания Египта, повелел построить гробницу пророку Иеремии, умершему и почитавшемуся там.

             В античном мире начинают ходить т.н. «Сивиллины книги», собрание пророческих изреений, наподобие оракулов. В них тоже много говорится о новом Царе в Иерусалиме, к которому будут приведены и языческие народы. Несмотря на неясное происхождение (скорее всего, иудейское) и сомнительное, возможно оккультное, содержание, книги оказывают определенное внимание на умы.

            В IIII вв. до Р.Х. в Александрии осуществляется перевод иудейских книг на греческий язык. Это нужно было как самим евреям, становившимся все более эллинизированными, так и прочим народам античного мира, в котором греческий язык играл роль международного.

         Непосредственно к концу I в. до Р.Х. cкладывается могущественная Римская держава. Она вышла из периода внутренней нестабильности и гражданских конфликтов, и под руководством Октавиана Августа обединила почти весь древний мир. В 63 г. до н.э. Иерусалим был взят, и последний, номинально самостоятельный иудейский царь Аристовул II был уведен в Рим. Через некоторое время прокуратором (т.е. римским правителем) Иудеи был назначен идумеянин Антипатр. Позднее, его место, в результате острой политической борьбы и с согласия Рима, занял его сын Ирод Великий, получивший даже номинальный титул царя. Прекрасно зная о пророчествах и о ненависти народа к нему, он всячески опасался за свою власть, думая, что Мессия – будущий правитель, Который сместит его. Заигрывал он и с еврейским народом, осуществив масштабную реконструкцию Иерусалимского Храма. В свою очередь, Октавиан Август, окончательно успокоив находящуюся под его властью огромную империю, объявил по всей ее территории всеобщую перепись. Иудеям, дорожившим своей генеалогией, позволяется записываться в местах своего происхождения.

          В это время проходит юность Девы Марии, ставшей Материю Господа. Будучи обрученной Иосифу, Она узнает от Архангела Гавриила о Своем избрании быть Материю Господа («Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами… не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца… Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1, 28-33). Несмотря на Свои понятные недоумения о том, как это может быть, Она приняла это, сказав: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 28-37).

 

https://arthive.net/res/media/img/ox800/work/ead/212261.jpg

Фра Филиппо Липпи. Благовещение

 

http://www.dionisy.com/img/256/frag_lg.jpg

Дионисий. Благовещение. Ферапонтов монастырь. www.dionisy.com

 

             Согласно Евангелию от Матфея, Иосиф, узнав о Ее беременности, и, вероятно, заподозрив, что Она нарушила Свой обет, хотел тайно отпустить Ее. Однако явившийся ему во сне ангел (так же, вероятно, Гавриил) рассеял его сомнения: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1, 20-21).

 

СОБЫТИЕ ПРАЗДНИКА

 

            Собственно событие Рождества Христова описывается в Евангелии от Матфея (1-2 гл.) и Луки (2 гл.). Мария, взявшая необычный для иудейской традиции обет девства, была обручена вдовому старцу Иосифу, который должен был стать Ее хранителем. Узнав о Ее беременности, он впал в недоумение, однако все его сомнения был разрешены явившимся ему во сне Ангелом. Вскоре они отправились участвовать в переписи в город своего происхождения, Вифлеем. И Иосиф, и Мария происходили из колена Иудова, из рода царя Давида, а проживали в Галилее, на территории колена Неффалимова. Несмотря на значительную перемешанность в результате бурных событий прежних веков, евреи, как уже говорилось, тщательно хранили свою родословную и происхождение. К тому же, вероятно, под Вифлеемом, мог находиться и какой-то земельный участок, принадлежавший Марии, унаследованный Ею у родителей (возможно, как раз на нем и находилась пещера, в которой произошло Рождение Спасителя).

 

https://puzzleit.ru/files/puzzles/220/219900/_original.jpg

Питер Брейгель Старший. Перепись в Вифлееме

 

         Придя в Вифлеем, и не найдя места для ночлега (поскольку многочисленное потомство Давида со всей империи, несомненно стеклось в маленький Вифлеем), они вынуждены устроиться в пещере для скота, где Мария и родила Младенца. Евангелие утверждает, что Она тут же спеленала Его, что толкуется как то, что Рождение было безболезненным (Лк. 2, 7). Предание дополняет сцену Рождества женщинами, все же приглашенными Иосифом на помощь и находившимися в пещере волом и ослом, согревавшими Младенца (их упоминают как символ иудеев и язычников, к которым в равной степени пришел Спаситель).

А.А. Иванов. Явление Ангела, благовествующего пастухам о рождении Христа

             О произошедшем событии от Ангелов узнали пастухи, пасшие свои стада неподалеку (Лк. 2, 7-19). При этом Ангелы при них торжественно пели песнь «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение», смысл которой в том, что родившийся Сын Божий принесет людям мир с Богом и откроет им путь к Царствию Небесному, т.е. к осуществлению того, что было обетовано пророку Исаии (Ис. 11, 1-11). Но это не отменяет свободы человеческой воли в отношении своего спасения, а потому и не искореняет зло из существующего мира.

 

https://rataku.com/images/2020/07/27/22-POKLONENIE-VOLKVOV.jpg

Питер Пауль Рубенс. Поклонение волхвов

 

https://www.oum.ru/upload/medialibrary/c19/c19bfa52e1397f965fbc556e4f2490e9.jpg

Поклонение волхвов. Миниатюра

 

            При Рождении Спасителя, а возможно, и заранее, была явлена необычная звезда, которую увидели мудрецы («волхвы») Востока (возможно, из Персии или Месопотамии). Не исключено, что им были знакомы и изречения Валаама (Числ. 24). Во всяком случае, они обратили внимание на необычную звезду, и увидели в ней знак рождения необычного Человека, и отправились Его искать. После долгого пути, они прибыли в Иерусалим и посетили Ирода, сильно напугав его своими поисками. Ирод просил их в случае успеха немедленно сообщить ему, задумав убить Божественного Младенца. Найдя Иосифа и Марию, волхвы поклонились Младенцу, и преподнесли свой дар: золото (как Царю), ладан (как Первосвященнику и как Богу) и смирну (как смертному человеку). А после того, получив от Ангела указание не сообщать Ироду, ушли в свою страну (Мф. 2, 1-12). Ирод же, так и не дождавшись от них никаких вестей, панически боясь будущего Царя, приказал истребить всех младенцев в Вифлееме от двух лет и младше. Однако, Иосиф и Мария были предупреждены Ангелом и бежали с Младенцем в Египет (Мф. 2, 13-15).

Посещения Младенца Христа сначала пастухами, а затем иноземными волхвами имеет важный символический смысл: иудейская премудрость, закостеневшая в своем самолюбовании, была лишена возможности видеть Спасителя, столь близко явившегося, но Его явление было открыто простым пастухам и даже волхвам, возможно, об Истинном Боге мало знавшим, но готовым принять Его.

 

https://arthive.net/res/media/img/orig/work/0e8/212992.jpg

Альбрехт Дюрер. Бегство в Египет

 

               Важно так же заметить, что скорее всего посещение волхвов было намного позже собственно Рождества, поскольку, очевидно, что достаточно быстро после их посещения, Святому Семейству пришлось бежать в Египет. В то же время, из Евангелия от Луки известно, что над Младенцем Христом в соответствии с иудейскими обычаями были совершены обрезание, на 8 день по рождении, и посвящение Господу, на 40 день (обоим этим событиям посвящены отдельные праздники, Обрезание Господне и Сретение Господне). Поэтому, наиболее вероятно, что посещение волхвов произошло уже после этих событий. Возможно, Иосиф и Мария остались в Вифлееме на все это время: перепись могла закончиться, и свободные места в домах могли появиться. Кроме того, поскольку указ Ирода говорил о младенцах моложе двух лет, возможно, именно столько времени находилась на небе звезда, возникшая при Рождестве или незадолго до него.

 

 

БОГОСЛОВИЕ ПРАЗДНИКА

 

                         Рождество Христово — событие, не вмещающееся в сознание. Творец Вселенной, проникающий сквозь всë сотворенное пространство и при этом не ограниченный им, не ограниченный так же и временем, вечный и всеведущий, абсолютно нематериальный, стал одним из действующих лиц человеческой истории!

               Само воплощение Господа, принявшего человеческий облик, имело целью искупление человечества от рабства греху (Мф. 20, 28), которое заключается в освобождении человека от первородного греха и в дальнейшем его единении с Богом. Исполнить такое искупление мог только безгрешный человек, не подверженный первородному греху и смерти, и в то же время, рождение такого человека обычным способом, от подверженных греху родителей, невозможно. Но и совершить искупление без человека, одной «отменой» греха и смерти было невозможно, т.к. это противоречило бы «Божественной правде».

                 Свт. Афанасий Александрийский в «Слове о воплощении..» подробно разъясняет: «Но как и сему надлежало быть, так… противополагалась тому справедливая в Боге причина – пребыть Ему верным законоположению Своему о смерти. Ибо для нашей же пользы и для нашего сохранения ни с чем не сообразно было оказаться лжецом Отцу истины – Богу… В ком ином была потребность для возвращения таковой благодати и для воззвания человеков, кроме Бога Слова, из ничего сотворившего вселенную вначале? Ему принадлежало и тленное привести опять в нетление, и соблюсти, что всего справедливее было для Отца… Посему-то бесплотное, нетленное, невещественное Божие Слово приходит в нашу область… но приходит, снисходя к нам человеколюбием и явлением среди нас… Слово знало, что тление не иначе могло быть прекращено а людях, как только непременною смертью, умереть же Слову, как бессмертному и Отчему Сыну, было невозможно. Для сего-то самого приемлет Оно на Себя тело, которое бы могло умереть…».

                   Таким образом, человеческий облик принимает одно из Лиц Пресвятой Троицы, Бог Сын. Во чреве Богородицы происходит не обычное зачатие человека, а как бы повторное творение нового Адама. Свт. Григорий Богослов сформулировал два принципа, обосновывающих Боговоплощение для искупления. Первый высказан в слове 38 на Богоявление: «Слово Отца приходит к Своему образу (т.е. к человеку, образу и подобию Божию), носит плоть ради плоти, соединяется с разумной душой ради моей души, очищая подобное подобным; делается человеком по всему, кроме греха». Второй – в послании к Кледонию против Аполлинария: «Невоспринятое – не уврачевано».

                 Еще одной причиной воплощения Бога является то, что прямое общение падшего человека с Непостижимым Богом невозможно. В Ветхом Завете неоднократно виден страх даже святых пророков перед любой встречей с Божественной реальностью. Моисея, возвращавшегося в стан после общения с Богом просили покрывать лицо, потому что даже отражение Божественного Света, которое он на себе носил, было нестерпимо для людей. И вот, Бог Сам принимает на Себя образ человека. С этим же аспектом связана и возможность изображения Его на иконах без нарушения второй Заповеди («Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им»). Заповедь запрещает именно изображать духовный мир и Бога, которые неизобразимы и непознаваемы для человека. Однако, воплотившийся Бог может быть изображен.

                Исходя из этого, все события, связанные и сопуствтующие Его воплощению, играют огромную богословскую роль, и отмечены праздниками, в ряду которых как все предшествовавшие события, связанные с Пресвятой Богородицей (Ее Рождество, Введение во Храм и Благовещение), так  и Рождество Христово. В Символе Веры всем им соответствуют слова: «Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася».

             Бог не просто воплощается. Он с самого начала попадает в тяжелые условия. Даже в момент рождества Ему не находится подходящего места. Впоследствии, Он проводит детство в доме Иосифа, бывшего очень бедным человеком, а затем, вместе с учениками путешествует по стране, «не имея, где главу подклонити» (Мф. 8, 20; Лк. 9, 58), принимает самую унизительную в древнем мире казнь через распятие. Все это самоуничижение Бога называется кенозисом.

              Весь смысл, вся высота и вся полнота совершенного Им проясняется только при осознании, что Иисус Христос – одновременно есть Сам Истинный Бог (а не какой-то святой или как-то особо благословленный человек), и Истинный Человек (а не Бог, просто принявший человеческий облик, и в этом отношении важен факт Его именно рождения). Древние отцы уделяли огромное влияние этому вопросу и нещадно полемизировали с теми ересями, которые утверждали что-либо обратное. Разным аспектам Воплощения Бога Сына посвящены, в частности такие произведения:

 

МЕСТО СОБЫТИЯ ПРАЗДНИКА

 

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f4/Church_of_the_Nativity_interior.jpg

Храм Рождества Христова в Вифлееме. Фото: Wikipedia

 

              Еще при императоре Константине Великом и матери его Елене, Вифлеем, в числе других библейских мест, становится местом паломничества. На предполагаемом месте Рождества Христова возводится храм. В VI в. храм был перестроен и расширен императором Юстинианом, и с тех пор принципиальным изменениям он подвергнут не был. Под основным пространством храма находится пещера, в которой помещена звезда, символизирующая место рождения Спасителя. В других пещерах устроены приделы Иосифа Обручника и Вифлеемских младенцев, убиенных Иродом.

 

http://xn--80adbieqaadfqe6ako0af.xn--p1ai/rus/wp-content/uploads/2021/01/0b43609d22908983188951fc880816c5-1160x653.jpg

Звезда в храме Рождества Христова. Фото: Василийисповедник.рф

 

https://storage.fabulae.ru/images/authors/6284/foto_102080.jpg

Вифлеемская икона Божией Матери

 

           Одной из поздних святынь храма является Вифлеемская икона Божией Матери, написанная предположительно, в XVIII в.

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА

 

        Точная дата Рождества Христова неизвестна, дата празднования Его Рождества определялась из богословско-символических соображений. Источником их являлись Крестная Смерть и Воскресение Спасителя, которые, несмотря на разные способы определения, в любом случае, приходились на март-апрель. С глубокой древности, в сознании древних христиан, с ними стало совпадать и событие Боговоплощения (хотя согласно современной традиции праздник Благовещения с фиксированной датой, чаще всего не совпадает с переходящей Пасхой). Отсчитывая от Благовещения 9 месяцев вперед, можно получить некую зимнюю дату. В качестве этой даты достаточно давно было зафиксировано 6 января. Одной из причин было то, что это 6 день года, а именно на шестой день творения был создан человек, значит, и рождение Спасителя тоже должно было произойти на 6 день (другая традиция, правда, связывает творение мира с весенним временем, и привязывает его опять таки к Благовещению или Пасхе). Сегодня, в этот день совершается праздник Богоявление, и вспоминается событие Крещения Господа, однако в древней Церкви Рождество совпадало с ним: богословский символизм соединял в одном дате Рождество (т.е. пришествие в мир) Спасителя и Явление Его как Сына Божия и начало Его проповеди.

            Причем, отмечать это событие, вероятно, вначале начали представители еретических течений первых веков, либо отрицавшие Божественность Христа, либо утверждавшие, что лишь после события Богоявления Он был как-либо отмечен Богом. Именно в полемике с ними, Церковь и впитала данный праздник, переосмыслив его в православном отношении.

             Достаточно рано отделился и собственно праздник Рождества. Его выделили и перенесли на более раннее время, чтобы заслонить введенное Аврелианом в 274 г. языческое празднование в честь «Непобедимого солнца», приходившиеся после зимнего солнцестояния. Указанием на это является частое сравнение Христа в Рождественских текстах с Солнцем Правды. Именно так и определилась дата 25 декабря, а за 9 месяцев до нее – фиксированная дата Благовещения (25 марта). Однако, это лишь один из вариантов реконструкции событий. Сама связь между всеми этими праздниками очевидна, но сама последовательность их формирования до конца неясна, и является дискуссионной.

        Традиция исчислять годы от Рождества Христова возникла в VI в. В 525 г. Римский Папа Иоанн I поручил монаху Дионисию Малому вычислить год Рождества Спасителя. Как впоследствии выяснилось, он несколько ошибся, однако определенный им год был принят как первый от Р.Х. (Anno Domini, A. D.). В VIII в. новая система широко распространилась на Западе (ее распространению способствовал известный британский ученый монах Беда Достопочтенный). В Византии, и на Руси она не получила распространения, и была введена в нашей стране лишь относительно недавно, при Петре I.

 

НАПОМИНАНИЯ В ПОВСЕДНЕВНОМ БОГОСЛУЖЕНИИ

                       Изображая Новозаветные события, любая утреня, в самом своем начале, перед шестопсалмием, содержит песнь Ангелов, явившихся волхвам («слава в вышних Богу…»).

               . Перед началом Литургии, во время проскомидии, на дискос, символизирующий Вифлеемскую пещеру, укладывается Агнец, часть просфоры, которой предстоит пресуществиться в Тело Христово. Вокруг нее выкладываются вынимаемые за членов Церкви частички. Затем на дискос поставляется звездица, символизирующая рождественскую звезду, а затем сверху полагается покровец из ткани, изображающий пелены Христа. Именно ткань и изображается в руках у склонившихся над Младенцем Ангелов.

 

СВЯЗАННЫЕ ПРАЗДНИКИ

 

             Рождеству Христову предшествует Рождественский пост, в течение которого, о наступающем празднике говорит все больше и больше богослужебных текстов. Начиная с праздника Введения, на всех праздничных утренях в канонах в качестве катавасии (т.е. песнопений, завершающих песни канона) поются ирмосы Рождественского канона.

              Воскресенье перед Рождеством имеет название Недели св. Отец, и посвящено предкам Иисуса Христа по плоти (т.е. перечисленным в 1 главе Евангелия от Матфея). Особым Евангельским и Апостольским чтение отмечается так же суббота перед Рождеством.

             Предшествующее воскресенье, Неделя св. Праотец (в данном случае приставка προ- относится по смыслу не к отцам, а именно к неделе, т.е. корректнее называть ее «Неделя перед Неделей св. Отец») посвящена всем вообще ветхозаветным святым, ожидавшим Спасителя, но не заставшим Его при жизни. И при этом, по всему декабрю рассыпаны памяти целого ряда ветхозаветных пророков, самой известной из которых является память прор. Даниила и трех отроков (17/30 декабря).

         С 20 декабря/2 января начинается непосредственно предпразднество Рождества. День 24 декабря/6 января называется Навечерием Рождества или Сочельником. Это день особого поста, по аналогии со Страстной Пятницей. При этом, если Рождество выпадает на воскресенье или понедельник, Сочельник все равно остается в пятницу, и в этот день даже не бывает Литургии.

             Попразднество Рождества продолжается до 31 декабря/13 января. При этом, внутри него особо отмечены несколько дней. 26 декабря/8 января - Собор Пресвятой Богородицы как это часто бывает, на следующий день празднуется память кого-либо, кто связан с праздником, в данном случае, Пресвятой Богородицы). В воскресенье после Рождества – память прав. Иосифа Обручника, Ап. Иакова брата Господня (сына Иосифа от первого брака) и Давида царя (предка Христа по плоти). 29 декабря/11 января – Вифлеемских младенцев. Так же, особым чтением отмечается суббота по Рождестве Христовом.

          Тематически продолжением Рождества являются праздники Обрезания Господня (1/14 января, согласно иудейскому обычаю, обрезание совершалось на 8 день после рождения) и Сретения Господня (2/15 февраля, на 40 день после рождения за первенцев в Храме приносилась жертва), которые так же связаны с временем младенчества Христа.

               Праздник Богоявления 6/19 января связан с Рождеством исторически, поскольку в первые века Христианства они составляли один праздник. И даже в более позднее время, когда они уже были давно разделены, богослужение этих праздников совершалось и совершается очень похожим образом. Богоявлению, как и Рождеству, предшествует день поста, Сочельник. Между Рождеством и Богоявлением, напротив, установлен праздничный период (Святки), когда никакого поста не положено.

            За 9 месяцев до Рождества, 25 марта/7 апреля совершается праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.

 

БОГОСЛУЖЕНИЕ ПРАЗДНИКА

 

          Служба праздника совершается по Минее.

          Праздник Рождества Христова может выпадать на седмичные, субботние или воскресные дни. В богослужебный цикл праздника включается не только самый день праздника, 25 декабря/7 января, но и предшествующий, именуемый Сочельником.

          Общий порядок богослужения выглядит следующим образом:

  • Утром 24 декабря совершается служба Царских Часов, за которыми следует праздничная вечерня с Литургией Василия Великого. По уставу, она не должна совершаться сразу с утра, однако, в практике, для удобства, это делается;
  • Вечером 24 декабря совершается Всенощное Бдение, состоящее из великого повечерия с литией (вечерня не служится, поскольку она уже была отслужена с утра), утрени и первого часа;
  • Ночью и/или утром 25 декабря совершаются третий и шестой часы и праздничная Литургия свт. Иоанна Златоуста. Служение Литургии ночью является закрепившейся, но не предусмотренной уставом традицией. С точки зрения устава, ночью служится именно Всенощное бдение, которое в нашей практике отодвигается на вечер предшествующего дня.

В случае попадания Рождества на воскресенье, схема богослужения меняется:

  • Утром 23 декабря в пятницу совершается служба Царских Часов без вечерни и Литургии;
  • Вечером в пятницу совершается вечерня (в обычное время);
  • Утреня субботы с первым часом совершается обычным порядком (чаще всего накануне вечером, сразу после вечерни, хотя положенное ей время – раннее утро);
  • В субботу 24 декабря утром совершаются третий и шестой часы и обычная Литургия Иоанна Златоуста, сразу после которой совершается великая вечерня.
  • Вечером 24 декабря совершается Всенощное Бдение, состоящее из великого повечерия с литией (вечерня не служится, поскольку она уже была отслужена с утра), утрени и первого часа;
  • Ночью и/или утром 25 декабря совершаются третий и шестой часы и праздничная Литургия свт. Василия Великого.

Если праздник приходится на понедельник, то схема еще более усложняется:

  • Утром 22 декабря в пятницу совершается служба Царских Часов без вечерни и Литургии;
  • Вечером в пятницу совершается вечерня (в обычное время);
  • Утреня субботы с первым часом совершается обычным порядком (чаще всего накануне вечером, сразу после вечерни, хотя положенное ей время – раннее утро);
  • В субботу 23 декабря утром совершаются третий и шестой часы и обычная Литургия Иоанна Златоуста.
  • Вечером 23 декабря совершается обычное воскресное Всенощное Бдение, состоящее из великой вечерни, утрени и первого часа;
  • В воскресенье 24 декабря утром совершаются третий и шестой часы и обычная воскресная Литургия Иоанна Златоуста, сразу после которой совершается великая вечерня;
  • Вечером 24 декабря совершается Всенощное Бдение, состоящее из великого повечерия с литией (вечерня не служится, поскольку она уже была отслужена с утра), утрени и первого часа;
  • Ночью и/или утром 25 декабря совершаются третий и шестой часы и праздничная Литургия свт. Василия Великого.

          В дальнейшем, в данной статье будет рассматриваться только первый, наиболее простой и общий вариант.

           Царские Часы представляют собой четыре единообразных последования, имеющие в основе обычные часы суточного круга, но с некоторыми добавлениями рождественской тематики. В отличие от обычных часов, в них включены чтения Паремий, Апостола и Евангелия, изменен состав читаемых псалмов. Царские Часы торжественно читаются на середине храма, при открытых Царских вратах. Чтение и пение сопровождаются несколькими каждениями. По окончании чтения всех часов, врата закрываются, и прочитывается последование изобразительных, так же имеющее некоторое отличие от варианта, приведенного в Часослове.

Состав текстов следующий:

Первый час

Псалмы 5, 44, 45;

Припевы стихир: Авв. 3;

Прокимен: Пс. 2;

Паремия: Мих. 5, 2-4;

Апостол: Евр. 1, 1-12;

Евангелие: Мф. 1, 18-25.

 

Третий час

Псалмы 66, 86, 50;

Припевы стихир: Авв. 3;

Прокимен: Ис. 9;

Паремия: Вар. 3, 36 – 4, 4;

Апостол: Гал. 3, 23-29;

Евангелие: Лк. 2, 1-20.

 

Шестой час

Псалмы 71, 131, 90;

Припевы стихир: Авв. 3;

Прокимен: Пс. 109;

Паремия: Ис. 7, 10 – 8, 10;

Апостол: Евр. 1, 10- 2, 3;

Евангелие: Мф. 2, 1 – 12.

 

Девятый час

Псалмы 109, 110, 85;

Припевы стихир: Авв. 3;

Прокимен: Пс. 86;

Паремия: Ис. 9, 6-7;

Апостол: Евр. 2, 11-18;

Евангелие: Мф. 2, 13-23.

 

            В каждом из часов после группы из трех псалмов поется необычный тропарь Навечерия Рождества («Написова́шеся иногда́ со ста́рцем Ио́сифом…»), в котором говорится, что Христос родился, сразу готовый «записаться» в перепись, и при этом, Ему не нашлось место, но тот вертеп, в котором произошло Его Рождество, оказался важнее царских палат.

          Еще один интересный тропарь находится в первом из часов. Он посвящен сомнениям Иосифа, вызванным вскрывшейся беременностью Марии. Он буквально выговаривает Ей: ««Марие, что дело сие, еже в Тебе зрю?! Недоумею, и удивляюся, и умом ужасаюся...  Отай убо от мене буди вскоре! Марие, что дело сие, еже в Тебе вижу?! За честь — срамоту, за веселие — скорбь, вместо еже хвалитися, укоризну ми принесла еси...». Правда, некоторые отцы утверждают, что у Иосифа, напротив, не было сомнений и смущений.

            Как уже говорилось, великая вечерня здесь рассматривается только в варианте соединения с Литургией Василия Великого. В начале ее дается возглас «Благословенно Царство…» как перед Литургией. После предначинательного Псалма 103 (который читается, а не поется), начинается каждение на «Господи воззвах…», полагается пять стихир Рождественской тематики. В первой говорится, что Херувим, стороживший вход в Рай, теперь отошел: человеку открыт туда путь, а так же о том, что Бог принял образ раба («зрак раба», т.е. человеческий облик), не изменившись при этом и по Божеству. Текст четвертой посвящен приношению («Что Тебе принесем, Христе…»), что связано с тем, что в древности данное песнопение находилось не на этом месте, а использовалось в качестве Херувимской песни. Последняя стихира (на «И ныне…») связывает пришествие в мир Спасителя с формированием единой Римской империи Августа. Совершается вход с Евангелием. Произносится обычный прокимен дня. Далее, начинается длительное чтение восьми паремий. Исторически, в этот момент, как и в другие подобные (в Богоявленский Сочельник или в Великую Субботу, когда тоже читается много паремий), совершалось Крещение новых членов Церкви. Сегодня это просто момент, когда можно вспомнить ветхозаветные указания о празднуемом событии. Читаются следующие паремии, большинство из которых было разобрано в разделе предыстории праздника:

           Быт. 1, 1-13; Числ. 24, 2-18; Мих. 4, 6 – 5, 4 (эта паремия переходит в пение, со стихами из Пс. 86); Ис. 11, 1-10; Вар. 3, 36 – 4, 4; Дан. 2, 31-45 (эта паремия переходит в пение, со стихами из Пс. 92); Ис. 9, 6-7; Ис. 7, 10 – 8, 10.

        После последней паремии произносится малая ектенья, а затем поется Трисвятое как на Литургии перед Апостольским чтением. Произносится прокимен Апостола на основе стихов 7 и 8 Псалма 2. Читается самое начало послания Ап. Павла к Евреям, где Апостол доказывает своим соплеменникам, что их многовековые ожидания осуществились, и Сам Сын Божий, будучи совершен и непостижим, выше Ангелов, явился как человек, а затем был вознесен на небеса (Евр. 1, 1-12). Аллилуиарий основан на стихах 1-3 Псалма 109 («Рече Господь Господеви моему: сиди одесную Мене…»), который уже рассматривался выше. Далее читается повествование из Евангелия от Луки (Лк. 2, 1-20) о событии Рождества и посещении новорожденного Христа пастухами.

            Стоит отметить, что указанные тексты частично совпадают с теми, что были прочитаны на Царских Часах.

       После Евангельского чтения Литургия Василия Великого совершается обычным порядком. Причастный стих взят из Псалма 148 (ст. 1): «Хвалите Господа с небес…». После Литургии перед аналоем с иконой Рождества ставится свеча, символизирующая рождественскую звезду, и поются тропарь и кондак праздника. Оба они являются очень древними.

 

Тропарь Рождества Христова, глас 4.

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!

Здесь вспоминаются волхвы (т.е. астрологи, «служившие звездам»), которые, несмотря на свои лжеучения, увидели Истинного Бога. Упоминание Солнца говорит о временах, когда праздник Рождества только складывался, и был призван заслонить имперское празднование в честь Солнца, о чем уже говорилось выше.

 

Кондак Рождества Христова, глас 3

Дева днесь Пресущественнаго раждает, / и земля вертеп Неприступному приносит. / Ангели с пастырьми славословят, / волсви же со звездою путешествуют: / нас бо ради родися / Oтроча Младо, Превечный Бог.

Здесь фактически перечислены все действующие лица и обстоятельства Рождества Христова, впоследствии изображенные на иконе праздника. Автором текста является прп. Роман Сладкопевец, получивший дар составлять кондаки непосредственно от Богородицы. Причем, по преданию, это его первое произведение. Кондаки, составляемые прп. Романом были большими многострофными произведениями (напоминающими современный акафист), но в нынешнем богослужебном употреблении от них остались только первые строфы, которые сейчас и принято называть кондаками.

          Всенощное Бдение начинается великим повечерием, в котором почти нет изменяемых частей, соответственно, специфика праздника почти никак не подчеркивается. Однако нельзя не отметить песнопение «С нами Бог…», основанное на избранных стихах из книги Исаии о пришествии Спасителя, которое хотя и является частью любого великого повечерия, но в данном случае хорошо сочетается с темой Боговоплощения и Рождества («Яко Отроча и дадеся нам, сын и дадеся нам…»). Единственными текстами повечерия, внесенными из праздничной Минеи, являются вновь пропеваемые тропарь и кондак.

          Для литии составлены шесть стихир, в которых глубоко раскрываются разные аспекты Боговоплощения, и вспоминается ликование Ангелов. Пятая стихире («На Слава…») вначале буднично перечисляет Евангельский рассказ о волхвах, которые шли, несли дары, пришли, поклонились лежащему Младенцу, который внезапно именуется «Безлетным». Так, в простой рассказ вплетается богословие.

          В стихирах на стиховне используются стихи Псалма 109 (1 и 3), уже неоднократно встретившегося в службах этого дня. Третья стихира почти дословно повторяет Евангельский фрагмент о посещении волхвов («Господу Иисусу рождшуся в Вифлееме…»). Связано это с первоначальном положением этой стихиры после прочтения соответствующего Евангельского фрагмента, и перед проповедью. Сегодня после Евангелия песнопения вообще не предусмотрены, но саму стихиру сохранили, перенеся на ее нынешнее место.

          Утреня начинается, как обычно, с шестопсалмия, перед которым читается (или, в связи с праздником, чаще поется) ангельское песнопение «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение…». Хотя этот текст присутствует на любой утрене, но на Рождественской службе, он кажется особенно значимым. На утрене седальны по кафизмам, в основном по смыслу повторяют стихиры.

               По полиелее поется величание праздника и избранный псалом, содержащий стихи псалмов 65, 104, 95, 67, 110, 49, 113, 88, 2, 71, 76, 109, 44, 39, 81. В седальне по полиелее упоминаются как волхвы, так и пастухи, и все люди приглашаются прийти и поклониться новорожденному Мессии.

              Прокимен перед чтением Евангелия основан на том же Псалме 109, что и запевы стихир на стиховне. Читается Евангельское зачало о явлении Ангела Иосифу, уверившего его, что Мария зачала от Духа Свята (Мф. 1, 18-25). В стихире после Пс. 50, по «помилуй мя, Боже…», перефразируется и развивается ангельское песнопение «Слава в вышних Богу..».

Фрески Дионисия. Богоматерь с младенцем. Воплощение с Иоанном Дамаскиным и Козьмой Маюмским

Дионисий. Боговоплощение, прпп. Иоанн Дамаскин и Косьма Майюмский. Фрески Ферапонтова монастыря. Фото: Dionisy.com

 

              Канонов праздника два. Один составлен прп. Косьмой Майюмским, другой – прп. Иоанном Дамаскином. Ирмос первой песни – это уже хорошо знакомый текст: «Христос раждается, славите. Христос с Небес, срящите…», который использовался весь предшествующий месяц в качестве катавасии на праздничных утренях. В самих канонах их авторы довольно виртуозно оперируют с отсылками к Священному Писанию и к 38 слову свт. Григория Богослова (на Богоявление и Рождество

              После восьмой песни, традиционно для двунадесятых праздников, отсутствует Песнь Пресвятой Богородицы, вместо которой исполняется ирмос девятой песни (задостойник), а каждение осуществляется во время самой девятой песни.

          Хвалитных стихир шесть, включая славник. Богородична нет. Завершается служба как обычное Всенощное Бдение: Великим Славословием, торжественным пением тропаря, двумя ектеньями и первым часом.

            На Литургии поются специальные праздничные антифоны на основе Псалмов 110, 111, 109, из которых взяты стихи по теме праздника. При входе произносится входный стих: «Из чрева прежде денницы родих Тя, клятся Господь и не раскается: Ты Иерей во век по чину Мелхиседекову» (Пс. 109, 3-4). Вместо Трисвятого поется тропарь «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», указывающий на то, что в эти дни в древности преимущественно совершалось Крещение (так же, как, например, и на Богоявление).

           Прокимен основан на Псалме 65 (ст. 4 и 2). Апостольское зачало (Гал. , 4-7) рассказывает о том, как Господь для искупления и усыновления Себе род человеческого, послал Своего Сына, принявшего облик человека». Аллилуиарий – на основе псалма 18 (ст. 2 и 3). В Евангельском зачале рассказывается о посещении волхвов (Мф. 2, 1-12). Причастный стих взят из Псалма 110 (ст. 9): «Избавление посла Господь людем Своим…».

            На вечерне в самый день праздника произносится Великий Прокимен.

 

ИКОНОГРАФИЯ ПРАЗДНИКА

 

Рождество Христово

Икона Рождества Христова. Ярослаль XVII в.

 

Икона праздника представляет собой сложную композицию, распадающуюся на отдельные сюжеты с большим количеством персонажей. Икона детально иллюстрирует Рождественский кондак, а так же большинство посвященных данной теме эпизодов Священного Писания и предания.

 

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/45/Christian_russian_icon_01.jpg

Прп. Андрей Рублев. Рождество Христово

 

          В центре, в пещере с яслями (кормушкой для скота) изображен родившийся Христос. Рядом с Ним – вол и осел, согревающие Его дыханием, символизирующие иудеев и язычников (см. выше). Рядом возлежит Пресвятая Богородица. Иногда Она изображена спиной ко Христу, что символизирует то, что Дитя принадлежит не Ей, а всему миру, а так же и то, что Она слышит молитвы людей и является Ходатаицей за людей перед Ним. Красный цвет Ее ложа – символ царского достоинтсва как в том смысле, что Она, несмотря на всю бедность, принадлежит к роду Царя Давида, так и в том, что является Материю Царя Царей.

              В углу изображен Иосиф, а перед ним – некий странный персонаж, обычно толкуемый как образ его сомнений. Этот вопрос уже рассматривался при рассмотрении праздничных песнопений, икона иллюстрирует их. Правда, по другой версии, персонаж изображает пророка Исаию, предвидевшего, что «Дева во чреве зачнет…» (Ис. 7).

          Сцена омовения Христа призвана показать реальность Боговоплощения. Иногда, в этой сцене изображаются две женщины, которых, согласно преданию, пригласил Иосиф на помощь.

           Так же, на иконе изображены пастухи, ликующие Ангелы и продвигающиеся из дальней страны волхвы – все согласно Евангелию.

             Рождественская звезда, указывающая путь волхвам и проникающая своим светом и в пещеру, помещена в верхней части иконы. О том, что это была за звезда, было ли это реальное астрономическое явление или некое видение из Ангельского мира, есть разные мнения. Например, И. Кеплер высчитал, что как раз в год Рождества Христова произошло явление парада планет, которое можно было наблюдать с земли. Однако, непонятно, как оно могло указать направление, а затем – и конкретное место Рождества Спасителя.

           Сцена поклонения Ангелов не описана в Евангелии, однако нередко изображается на иконе.

 

 

СВЯЗАННЫЕ СВЯТЫНИ

           В Германии, в Ахенском соборе, среди прочих древних святынь, собираемых в средневековье императорами Священной Римской империи, находится и пелены Христа. В Риме – содержатся вывезенные из Вифлеема ясли (при транспортировке они были разбиты, поэтому теперь хранятся в специальной емкости). На св. горе Афон в монастыре св. Павла хранятся Дары Волхвов (в византийское время они были взяты из Иерусалима в Константинополь, а после его падения – подарены на Афон вдовой турецкого султана, христианкой Марией родом из Сербии). Подлинность этих предметов может вызывать сомнения, однако их почитание имеет место как на Западе, так и на Востоке.

 

https://media.foma.ru/2016/11/Foto-Darov-volhvov-700x467.jpg

СОВПАДЕНИЯ

 

            25 декабря 1812 г. императором Александром I был подписан «Манифест об окончании Отечественной войны», ознаменовавший окончательное изгнание остатков наполеоновской армии из пределов Российской Империи. В этой связи повелевалось ежегодно служить благодарственный молебен, несмотря на то, что по уставу в праздничные дни никаких молебнов служить не полагалось. Молебен продолжал служиться до советского времени.

              Московский кафедральный собор Христа Спасителя, построенный во второй половине XIX в. именно как памятник победе в Отечественной войне 1812 г., имел главный Престол, посвященный Рождеству Христову (два придела посвящались св. блгв. в. кн. Александру Невскому, и свт. Николаю, покровителям императоров). То же посвящение имеют и Престолы ныне воссозданного после взрыва собора, но теперь к ним добавился нижний, Преображенско-Алексиевский храм, напоминающий о находившемся на том месте Алексеевском монастыре.

ГЕОГРАФИЯ

Храм Христа Спасителя. Москва. Фото автора.

Инфографика о храме

 

Храм Рождества Христова в Рождествене. Москва. Митино. Фото SZVIK.ru

 

Храм Рождества Христова в Измайлове. Фото: Чеботарь А.М.

 

Собор Рождества Христова в Александрове. Фото автора.

 

Тверской Христорождественский монастырь. Фото: Бушмарин С.Н.

Фильм из цикла "Монастыри России".

 

 

ПРОПОВЕДИ

Свт. Григорий Палама:

Омилия в Неделю Отец

Омилия на Рождество Христово

 

Архм. Иоанн (Крестьянкин):

Три пророповеди на Рождество Христово

 

Митр. Антоний Сурожский:

Воскресенье святых Праотцев (2 проповеди)

Родословная Иисуса Христа

Рождество Христово (3 проповеди)

После Рождества

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 

Суть вещей:

Богослужебные сосуды

Необычная икона пророка Исаии

Дары Волхвов

 

Инфографика:

Григорианский, Юлианский календари. В чем разница

Победа 1812 г. в мемориалах и храмах

 

Читаем с детьми о вере:

Как Мария узнала, что у Нее родится Иисус 

Как злой царь Ирод испугался маленького Иисуса

Почему земные правители хотели избавиться от Христа

Пастухи, которые увидели Рождество

Храм Христа Спасителя. Главный храм России

Елки на потолке и вертепы на санках

 

Еще целый ряд статей о Рождестве

 

Видео:

Лето Господне. Рождество Христово

Праздники. Рождество Христово

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Минея;

2.Типикон;

3.Битбунов Г.С. Двунадесятые праздники (историко-литургическое описание). – М.: Сретение, 2011;

4.Богослужения Двунадесятых праздников и Пасхи. - М.: ПСТГУ, 2019;

5.Ионина Н.А. Православные святыни. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007;

6.Григорий Богослов, свт. Избранные творения. – М.: Сретенский монастырь, 2014;

7.Афанасий Великий, свт. Избранные творения. – М.: Сретенский монастырь, 2014;

8.Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и тайноводственные. – М.: Синодальная библиотека, 1991;

9.Олег Давыденков, прот. Догматическое богословие. – М.: ПСТГУ, 2013;

10.Виталий Грищук, прот. Рождество Христово//Двунадесятые праздники//Литургика. [электронный ресурс] URL: http://www.agia-alexandra.ru/-liturgy/?

11. Православные святые и праздники. №33. Рождество Христово.