Вы здесь

Как искать будущего мужа или будущую жену?

Нужно энергично действовать? Или помолиться, положиться на Бога и смиренно ждать? Как честь по чести создать свою семью?

Отвечает настоятель храма Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино протоиерей Георгий Крылов (материал храмовой газеты "Спасъ")

 

Фото ИТАР-ТАСС

Компенсировать свои недостатки

Это вопрос как бы о механизме бытия в этом мире, ответ на него зависит от характера человека. Есть люди активные, люди, которые пытаются, по словам Макаревича, мир прогнуть под себя. А есть люди, у которых молитвы и смирение превалируют, они скорее соглашаются с обстоятельствами житейскими, их под себя не подгоняют. И если давать рекомендации каждому из этих типов человеческого характера, то нужно дать следующий совет: активным людям лучше смиряться, а смиренным людям лучше стараться себя понуждать к более или менее активному действию, чтобы недостаток свой в каждом случае компенсировать.

Наша задача в этой жизни — почувствовать волю Божию и собственную волю с волей Божией согласовать. И поэтому, с одной стороны, если человек везде утверждает свою волю — это неправильно, с другой стороны, если человек нерешителен, всё от Бога ждёт и ничего не делает, — это тоже неправильно. Истина посередине: с одной стороны, смотреть на Бога, а с другой стороны, какие-то действия, которые от человека Бог ждёт, тоже пытаться предпринимать, дерзать, без сомнений.

Обе крайние позиции неправильные. И так получаются несчастливые семьи из-за того, что один или одна слишком активны, пытаются устроить свою жизнь своими руками и в результате оказываются у разбитого корыта, потому что своей волей всё не сделать. А другие делать вообще ничего не хотят и ждут, что Господь, дескать, сам всё разжёванное на блюдечке поднесёт, хотя Бог ждёт от человека действия. Для того человек и создан в этом мире, чтобы как-то действовать, просто делать это нужно согласно с волей Божией.

Фото Лори

Реальность и сказки

Светская культура выстроила такую модель семьи: человек встречает второго человека, который идеально ему подходит, и дальше начинается счастье. Если человек встретил свою любовь, то в этом случае дальше его ждут райские селения, только найди человека, который тебе заранее предречён Богом. Но я думаю, что любой опытный человек, не только священник, скажет, что это сказки. И то, что у нас сейчас молодёжь часто воспитывается на этих сказках, читает разные романтические любовные романы и пытается свою жизнь устроить согласно этим выдуманным правилам — это причина многих несчастий в семейной жизни.

Ещё Бунин говорил, что брак по любви — самый несчастный из всех браков. В его время ещё были возможны другие типы браков, когда чаще всего брак был сговором родов, когда жениха невесте или невесту жениху искали родители, учитывая, конечно, предрасположенность своего чада. Да, но уже тогда существовал романтический подход к созданию семьи по любви и многие из числа интеллигенции порою рвали родственные узы, отказывались от наследства и заключали браки по любви, на которые не было родительского благословения.

А сейчас у нас все браки, как правило, заключаются сугубо по воле брачующихся, без учета родительского опыта, родителей вообще исключают из этого процесса. Заявляя, например: «Папа, я этот вопрос решу сама», — как мне дочка говорит. И всё, и никакой оглядки на опыт предыдущих поколений не делается.

В принципе, подобный подход — это уже гарантия несчастливого брака в будущем, всегда было принято, что родители участвовали в создании новой семьи. Как-то разумно, не тиранически, но участвовали, потому что юноше или девушке очень легко сделать ошибку, а брак-то на всю жизнь заключается. Нельзя попробовать раз, два, три, пять раз, как сейчас в миру модно. Церковное представление о браке кардинально отличается от светского.

Светские люди говорят, что нужно сначала пожить друг с другом, попробовать — вдруг не подойдёт, тогда ещё надо кого-то поискать, тот, может, подойдёт, а если тот не подойдёт, ещё поискать и т. д. Но чем дольше человек подобным образом ищет своего супруга или свою супругу, тем меньше вероятность того, что у него вообще когда-нибудь будет нормальная семья. Бывают, конечно, исключения из этого правила, но их очень немного.

То, что для каждого человека есть изначально некий таинственный кандидат на брак, который от века преднаречён Богом, и этого человека просто нужно найти, — это сказка, ничего подобного нет. И сказка в том, что, если эти люди найдут друг друга, их ожидает вечное счастье. Все люди несовершенны, абсолютно все, и брак — это не дверь к счастью, это дверь к очередному жизненному этапу, к этапу работы над собой и над своим супругом.

Жизни с другим человеком вместе нужно учиться. Любовь не даётся изначально в браке. К ней долгий путь, путь борьбы с собою, со страстями в себе. И брак — та школа, в которой человек учится любить того человека, который рядом. И на жизненном пути супруги друг по отношению к другу испытывают целую гамму чувств, разные — вплоть до ненависти.

Настоятель храма Новомучеников и исповедников российских в Строгино протоиерей Георгий Крылов. Фото Никиты Котрелёва

В любом случае чувство, которое бывает перед свадьбой, — влюблённость, я не называю её любовью, — очень быстро проходит, а дальше начинается быт. И когда человек обнаруживает, что влюблённости уже нет в сердце, это не повод для того, чтобы разрушать семью. Сейчас некоторые думают, что это повод. Я разлюбил, значит, всё, до свидания. Но глупо думать, что такое нестойкое чувство, как влюблённость, можно пронести сквозь всю жизнь. Это невозможно.

Того человека, с которым свёл Бог, надо учиться любить, учиться терпеть. Через терпение, через смирение, через познание собственной немощи учиться жить с другим человеком, учиться брать его немощи на себя, на свои плечи, помогать ему по жизни, прощать его грехи и недостатки. Это целый процесс. Ведь человек, который умеет любить, он годен для Царства Небесного. А научиться любить — для этого надо жизнь.

Это серьёзный труд, настоящий труд — труд над своей душой. Он самый тяжёлый из всех видов человеческой деятельности и в то же время обязательный. Нужно производить перемены, менять самого себя. Если человек этого делать не будет, то он обречён на многие неприятные вещи и в конечном счёте — на изгнание из Рая, потому что, если он себя не переменит, к Раю в том виде, в котором он существует, он явно совершенно не готов. Нужно менять свои привычки, наступать на свой эгоизм, на своё самолюбие, на своё тщеславие. Семейная жизнь — благоприятный повод для этого.

Конечно, этот труд кажется порою непомерным, был бы таким, если бы не помощь Божия. А когда помощь Божия даётся, тогда потихонечку оба супруга преодолевают те искушения, которые встречаются на пути. Потихоньку духовно растут, и к старости их уже не разлить водой, они как жених и невеста, они восстанавливают себе те взаимоотношения, которые были до брака.

Окончание следует

 

Газета «Спасъ». Печатается в сокращении