Введение Богородицы во храм: в этот день в храме впервые поют «Христос раждается, славите!»
Для того чтобы встретить Бога, Дева Мария должна была приготовиться. Так и каждому из нас бывает нужно место, где можно остаться в тишине и вспомнить, что кроме дел и забот этого мира есть кое-что и поважней
Праздник Введения Богородицы во храм (4 декабря) посвящен совершенно неканоническому событию. В иконе Введения Богородицы во храм отражена и хроника события праздника (как его передает церковное Предание), и его смысл.
В центре иконы – трехлетняя Дева Мария, которую привели в храм Ее родители – Иоаким и Анна. Долгое время они были бездетны и принесли обет: если Господь даст им родительское счастье, то младенца они посвятят Богу. Это было жертвой – отдать своего единственного, долгожданного ребенка.
Икона показывает исполнение обещания: Иоаким и Анна приводят маленькую Марию в храм, где семейство встречает иерусалимский священник. По церковному Преданию, им был праведный Захария, будущий отец Иоанна Предтечи, поэтому на иконе его голова окружена нимбом.
Позади священника – врата Святая Святых – особого места в иерусалимском храме, где в ковчеге хранились главные святыни иудейского народа. В Святая Святых даже первосвященник входил только один раз в году. Быть в Святая Святых для иудея значило почти то же, что видеть Бога и говорить с Ним, находиться в максимальной близости к Богу.
Джотто, Введение Марии во храм, 1305 год
Святая Святых – прообраз алтаря православного храма. В Православии Богородицу, родившую Христа, Саму стали называть «одушевленным храмом, вместившим невместимого Бога».
Для того чтобы встретить, вместить Бога, Дева Мария должна была приготовиться. Так и каждому из нас бывает нужно место, где можно остаться в тишине, прийти в себя и вспомнить, что кроме дел и забот этого мира есть кое-что и поважней.
И не зря именно в праздник Введения Богородицы во храм на службе впервые поют Рождественский канон, напоминающий – «Христос раждается, славите!»
Святая Святых – это и прообраз человеческого сердца: только в его сокровенной глубине человек может встретить Бога.
Тициан, Введение Марии во храм, 1534-1538 гг.
Прот. Всеволод Шпиллер: «Божия Матерь ребенком была приведена в храм. И этот праздник в Православной церкви празднуется как праздник детей, не только чистоты девства, но еще и чистоты детства. Редко кому дается в жизни сохранить девство тела. Но, по крайней мере, детскую душу, чистоту детской души мы должны стремиться сохранить в себе.
Сегодняшний праздник нас зовет к этому. И улыбается нам Пречистая Дева Мария своей поразительной, не только приснодевственной, но детскою улыбкой чистоты, такой детской ясности! И блажен тот, кто сумел сохранить в течение своей жизни эту детскую чистоту, ясность и простоту.
Несмотря на младенческий возраст, Пресвятая Дева одета в мафорий – одежду, в которую одевались замужние палестинские женщины. Эта, казалось бы, незначительная деталь подчеркивает исключительную, особую роль Святой Девы в истории мира.
На голове священника кидар – головной убор священства иерусалимского храма. К кидару крепилась золотая дощечка с надписью: «Святыня Богу».
Джованни Дальорто, Введение Марии во храм, XVII век
Неизвестный немецкий автор, Введение Марии во храм, XVIII век
Введение во храм Пресвятой Богородицы. Мозаика. Монастырь Хора в Константинополе (Кахрие Джами). Фрагмент, XIV век
Сано ди Пьетро, Введение Марии во храм, 1450 год
Бартоло ди Фреди, Введение Марии во храм, 1360 год